Стр. 2 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

2
ÐÎÄÎÂÀß ÇÅÌËß
№11 (17), декабрь 2005 г.
Что такое экопоселение?
Чем оно отличается от
сельского населенного
пункта? Как эти отличия
могут быть сформулированы
и закреплены юридически?
Этими вопросами мы
постоянно задаемся с
момента организации
«Ковчега».
К
огда зимой 2001 года со8
бралась первоначальная
группа и начался поиск
земли под поселение, никто себе
толком не представлял, как мо8
жет быть оформлен юридически
тот образ поселения, который у
нас был. Впрочем, сформулиро8
вать его на бумаге тоже оказа8
лось не так просто, и прошло не
одно собрание, прежде чембыли
выделены те несколько правил,
которые позже были внесены в
устав. Понятно, что эти правила
не могут охватить все стороны
жизни поселения, да и не в этом
их назначение, а скорее, в том,
чтобы дать почувствовать любо8
му человеку направление наших
мыслей. Понятие о родовом по8
местье плюс эти правила, да
плюс набор этических норм, не
сформулированных на бумаге,
но ощущаемых любым «ковче8
говцем», создают образ поселе8
ния, которое мы строим.
Центральное понятие в на8
шемпоселении—понятие Родо8
вого Поместья. Наша задача в
том, чтобы закрепить за каждой
семьей гектар земли таким об8
разом, чтобы её права на эту
землю ни у кого не вызывали со8
мнений, чтобы никто не имел
права вторгаться на неё, чтобы
хозяева поместья могли заве8
щать его тому, кому посчитают
нужным. При этом участок, отве8
денный под родовое поместье,
должен всегда сохранять этот
статус, и он должен быть закреп8
лен юридически. Другая задача
—создать здоровый устойчивый
социум, в котором (а не только на
гектаре!) будут расти и форми8
роваться наши дети, который
поможет каждому в повседнев8
ной жизни и в духовном росте, и
который, объединив общие уст8
ремления, сможет решать зада8
чи, отдельному человеку не по
силам. Как этого достичь?
Е
сли рассмотреть общече8
ловеческую категорию, то
земля—это объект совер8
шенно особого свойства. Чело8
век может сделать табуретку, со8
брать компьютер или написать к
нему программу, и это будет его
собственность как произведение
его рук. То есть этого предмета
не было, человек приложил уси8
лия, и он появился. Здесь все
понятно. Земля была миллиарды
лет до нас и после нас останет8
ся. Она сотворена непостижи8
мым пока для нас Высшим Разу8
мом как идеальное место обита8
ния бесчисленного числа су8
ществ, от инфузории до челове8
ка. Продал ли нам Создатель эту
землю? Или, может, сдал в арен8
ду, или потребовал подписания
договора? (по мне, так уж лучше
бы потребовал, но и этого нет).
Эта прекрасная, совершенная
Земля выдана нам просто так,
для того, чтобы мы жили на ней.
А ещё Солнце, воздух, вода и по8
чва — все нам дано.
То есть живет человек на
своём участке, одаривает его
своим теплом, обхаживает, лю8
бит и уважает всё живое, сосед8
ствующее с ним, будь то насеко8
мые или птицы, кормится с этой
земли, не портя её, — замеча8
тельно. Оставил после себя на8
следника, делающего то же са8
мое, — еще лучше! Но если он
уехал в другое место, оставив
участок пустовать, то пусть на
нём селится другой — разве это
не закон Вселенной? Но совре8
менный человек создал свои за8
коны, объявив себя хозяином
этой земли, созданной не нами,
задолго до нас. Мы продаём
(вдумайтесь в это слово!) и поку8
паем землю, которую наши
предки называли земля8матуш8
ка, берём в аренду и ждём, когда
она поднимется в цене. Купля8
продажа земли—самое постыд8
ное изобретение современного
человечества!
А поскольку основанная на
ней система противна природе,
для её поддержания создали ар8
мию, полицию, суды и тюрьмы, а
всё для того, чтобы какой8то че8
ловек мог бы сказать: это МОЁ!
Для того, чтобы он, живя, к при8
меру, вМоскве, мог владеть зем8
лями в Калужской области, зем8
лями, которые он никогда в жиз8
ни не видел, и чтобы ни один че8
ловек без его ведома на них не
ступил!
Е
сть и другая сторона этого
вопроса — морально8эти8
ческая. Само понятие соб8
ственности подразумевает пол8
ную свободу в распоряжении
предметом, который у тебя в
собственности находится. Мой
стул — хочу перекрашу в другой
цвет, или ножку отпилю лишнюю,
или в печке сожгу. Такое же отно8
шение переносится и на землю.
Хочу — засыплю весь участок
гербицидами, хочу — истреблю
на нём все муравейники (не нра8
вятся мне они!), хочу — весь за8
катаю асфальтом. Ведь участок8
то МОЙ! Я его КУПИЛ, за свои
деньги! А ведь у древних, диких,
как мы говорим, народов такое
отношение к земле посчиталось
бы кощунством! Землю уважали
и любили, боялись обидеть её
неосторожным словом или дей8
ствием, у деревьев, перед тем,
как срубить, просили дозволе8
ния, и без крайней необходимо8
сти не обижали и не губили ни8
какую тварь, соседствующую на
этой земле с человеком.
То ужасное состояние, в ко8
торое приведена земля повсе8
местно, есть прямое следствие
нашего отношения к ней. Можно
ли изменить ситуацию на нашей
планете, ведущую к скорой гибе8
ли человечества, не изменив в
корне этого отношения? Можно
ли нам с вами построить новый
социум, опираясь на те пред8
ставления, которые завели в ту8
пик старый? Вряд ли.
К
ак эти рассуждения приме8
нимы к нам? Идеальной
формой оформления ро8
дового поместья, с общечелове8
ческой июридической точки зре8
ния, было бы бессрочное
пользование с правом наследо8
вания. Поскольку сейчас в зако8
нодательстве такой формы нет
(убрали совсем недавно!), мы
ищем максимально приближаю8
щуюся к ней по смыслу. В соот8
ветствии с этой формой каждо8
му человеку выделяется участок
земли площадью в один гектар
для организации родового поме8
стья в бессрочное пользование с
правом наследования, причём
наследником может быть любой
человек, названный хозяином
участка. Вдоговоре записывают8
ся основные принципы, опреде8
ляющие участок как родовое по8
местье, в том числе постоянное
проживание на нём. При исполь8
зовании участка по назначению
вопросов не возникает, в против8
ном случае (асфальт или герби8
циды, к примеру) договор рас8
торгается и участку подыскива8
ется новый хозяин. При этом по8
стройки, находящиеся на участ8
ке, являясь собственностьюпре8
дыдущего хозяина, могут быть
проданы новому. Эта форма
оформления, полностью устраи8
вая тех, кто хочет жить в экопо8
селении, преграждает путь в
него тем, кто вкладывает деньги
в землю с целью спекуляции,
тем, кто берёт землю про запас,
«чтоб было», и тем, кто живет по
принципу: что хочу, то и ворочу,
и соседи по поселению мне не
указ. (Для последних существу8
ет хуторская или фермерская
форма жизни — вокруг никого,
живи как хочешь). Но ещё оста8
ется вопрос: кому всё8таки при8
надлежит земля, то есть с кем
заключает человек этот самый
договор бессрочного пользова8
ния?
П
редставим себе совсем
ужабстрактнуюситуацию,
то есть такую, которую в
современном мире уже и не
встретишь. Идет по Земле груп8
па людей, ищет себе место для
жизни. Находит большое поле и
лес вокруг, и нет в округе никого.
Селятся рядом друг с дружкой,
каждый на своём участочке, и
живут себе мирно, и никто в этом
поселении не пьёт водку, не ку8
рит, нематерится. Проходит вре8
мя и появляется на горизонте
путник. Подходит и говорит: хочу
мол, жить здесь, рядом с вами.
Ну водкой от него, как полагает8
ся, за версту, и мат через слово!
Народ ему и отвечает: пить вод8
ку да курить у нас, знаешь, не
принято, поэтому либо бросай
это дело да селись, либо ищи
себе другое поселение.
То есть понятие поселения
возникает неизбежно, ведь даже
если люди (а сейчас это возмож8
но) изначально получили участки
независимо друг от друга, хозя8
ева соседних поместий неиз8
бежно начинают взаимодейство8
вать друг с другом, создавая со8
Ðîäîâîå ïîìåñòüå
è
ïðàâî íà çåìëþ
циум, или, по8старому, общину
(не путать с коммуной!). Соседей
по поселению связывает между
собой масса ниточек, люди при8
тираются друг к другу, возника8
ют определенные традиции и ус8
тои. Причём эти устои (по само8
му звучанию слова!) бывают
весьма устойчивы, поскольку
поддерживаются не одним чело8
веком, а целым коллективом.
Захочется ли людям, привыкшим
к определённому укладу жизни,
пускать себе в соседи того, кто
заведомо будет его нарушать?
Не думаю. А это значит, что пра8
ва на землю должны принадле8
жать именно общине, и община
должна поддерживать мир и лад,
решать спорные вопросыи орга8
низовывать общие дела, неиз8
бежно возникающие в поселе8
нии. Община же должна выде8
лять участки под поместья, при8
чём получающий участок должен
в эту общину вступить, тем са8
мым выражая согласие с её тра8
дициями и устоями. Община же
распоряжается и прочими сель8
скохозяйственными и лесными
угодьями, ей принадлежащими.
М
ожно ли реализовать эту
схему в рамках совре8
менного законодатель8
ства? Можно! В нашем случае
община оформлена как неком8
мерческое партнёрство, состоя8
щее из хозяев родовых помес8
тий. Главная уставная цель парт8
нёрства — организация поселе8
ния и решение всех вопросов,
связанных с его существованием
и развитием. Земля оформляет8
ся именно на партнёрство, что
существенно упрощает для каж8
дого процедуру получения и
оформления поместья, причём
партнерство имеет возможность
придать участку именно тот ста8
тус, который нам нужен. То есть
мы, коллектив единомышленни8
ков, оформленный как неком8
мерческое партнёрство, имеем
право заниматься законотворче8
ством на территории поселения,
то есть направлять жизнь в нуж8
нуюнам сторону. Мыможем вве8
сти понятие Родового поместья,
которого сейчас нет в законода8
тельстве, и придать ему юриди8
ческую силу. С нашей точки зре8
ния, именно такая форма орга8
низации наиболее перспективна
и жизнеспособна, хотя и тяжело
приемлема для современного
человека, отвыкшего от жизни
общинной и привыкшего к го8
родскому, «квартирному» праву.
Но это — отдельная тема.
Так давайте этими займём8
ся — созданием своего будуще8
го! Оставим зависть, чувство са8
мости, мелочную корысть и оби8
ды, сковывающие нашу мысль и
нашу энергию! Давайте отно8
ситься к Земле бережно и с ува8
жением, как и ко всему живому,
населяющему её! Давайте от8
вернём наши мысли от своих ме8
лочных интересов и создадим
мысль коллективную, способную
решать задачи, достойные Чело8
века!
Фёдор ЛАЗУТИН,
НП «Ковчег»,
г. Калуга.
kovcheg@eco kovcheg.ru
www.eco kovcheg.ru
(Ïå ð â û é î ï û ò )