15
Окончание. Начало в № 24.
Ч
тобы представить себе
объёмность и непрерыв-
ность сюжетного дейс-
твия,
рассмотрим
некоторые
сказочные образы.
ЦАРЬ
– это то, что правит.
Часто архаическое или больное
мировоззрение, общее менталь-
ное состояние народа, вернее
то что в нём царствует. На Руси
говорят:”Царь в голове, а Бог в
сердце и душе”. Поэтому понятно
выражение:”Суд царёв, а правда
божья”.
ЦАРЕВИЧ
– рождённое но-
вое состяние. Эволюционное
развитие, отвечающее современ-
ной эпохе. Часто противостояние
отцу. Сказка существует вне вре-
мени, поэтому царевич – это сов-
ременный момент.
ИВАНУШК А - ДУ РАЧОК
– умный и талантливый, добрый
и независимый человек, как дитя
совершенный и доверчивый. Ви-
дится дурачком в глазах обыва-
теля, скряги, лентяя, потому что
они всё меряют по себе. Образ на-
рода, на котором, как некоторым
кажется, можно нажиться.
ДЕД И БАБА
– старая психо-
логия и философия. Очень часто
этобестолковоесостояние,обыва-
тельскоеинесамостоятельное.”Из
старого ума выжили, нового не
нажили”, ”Не молодостьюживём,
а старостью умираем”.
СТАРУХА
– это то, что ведёт
человека не к жизни, а к смерти:
похоть, стремление к власти, в об-
щем, негативный характер, иду-
щий из глубин истории.”Ветер
хоть нашумит, да затихнет, а ста-
рая баба расходится не скоро
уймётся...”(“Морозко”).
РАЗБИТОЕКОРЫТО
–образ-
ное выражение давно утраченной
невинности. “А перед нею разби-
тое корыто” (“Сказка о рыбаке и
рыбке”, А.С.Пушкин).
ОТЕЦ
– социальный строй,
в результате которого рождаются
властные структуры – старшие
сыновья, а младший – обнадё-
живающие перемены. “Жил был
старик, у него было три сына,
третий... Иван-дурак...”(“Сивко-
бурко”).
ДЕТИ
– мысли и дела отца, их
результат.
ДОЧЬ
– рождаемое состояние
души.
ЖЕНИТЬБА
– выбор пути,
определение ценностей.
ВЕНЕЦ
– стремление к счас-
тью.
СЧАСТЬЕ
– жить с частью
своей души, со своей любимой.
ЦАРЕВНА
– зависимость,
порождаемая страстью власти.
Как правило, часто несчастная и,
чтобы вызволиться из плена, ждёт
молодца.
МОЛОДЕЦ
– новое состоя-
ние в природе, свободное мышле-
ние, независимость и отвага.
ЖАР-ПТИЦА
– мечта о рай-
ской жизни, огненное состояние,
не каждый её может взять. Эво-
люционное состояние человека
– труднодостижимое, очень энер-
гоёмкое.
ПЕРО ЖАР ПТИЦЫ
– осоз-
нание красоты первого шага,
раскрытие секрета вечной моло-
дости.
КОНЬ
– сила знания, пре-
данность и верность своему делу,
опора в трудную минуту, нарабо-
танная народная практика.
ЗОЛОТОЙ КОНЬ
– небыва-
лое явление, если есть цель, ради
которой жертвуешь всем, отка-
зываешься даже от своего коня,
то получаешь взамен совершенно
новую опору в жизни.
БАБА ЯГА
– философия йоги,
приводящая к власти над силами
в природе за счёт человеческих
страданий, отшельница в дрему-
чем лесу.
ЛЕС
– дремучесть сознания.
“Повернись к лесу задом, ко мне
передом”, т.е. через сказку развер-
нуть сознание людей к свету.
КОЩЕЙ
– консервация чело-
веческих душ, умертвление чувств
ради достижения власти над
людьми. Окостенелость, косность
мышления.
ЦАРСТВО КОЩЕЯ
– таинс-
твенная Шамбола, царство ти-
бетского подземелья, абсолютная
логика, жёсткий режим, иерархи-
ческое управление.
ЛЕБЕДИ
– красивые дела,
одухотворение в жизни.
ПЕТУШОК
– заря, восход,
обновляющий огонь, пробужде-
ние.
ЗМЕЙ
– сила праха земного,
поднимающаяся в человеке, Кун-
далини. Олицетворение губитель-
ного начала, которое, достигая
мозга, палит его огнём и владеет
человеком, держит в оковах сер-
дце, распространяет огненные
смерчи по Земле.
КЛУБОК
– трудности и их
философское преодоление, тео-
рия, раскрытие тайны (часто че-
рез прохождение через царство
зверей).
ДОРОГА
– жизненная пози-
ция, устремление.”Лежит брус на
всю Русь, а станет – до неба до-
станет”.
МОСТ
– найденный выход из
трудного положения, но его надо
увидеть.
ЯБЛОКО
– здоровье бы-
тия, жизнь, её ценность.”Съешь
моего лесного яблочка”, “А на
лавочке сидит братец, играет се-
ребрянными яблочками” (“Гуси-
лебеди”).”Яблочки на ней висят
наливные”(“Крошечка-хавро-
шечка”).
ЯЙЦО
– животворящее со-
стояние Человека, Природы, Все-
ленной.
ДУБ
– сила народа, созданное
им изобилие, которое стяжают
грабители, захватники, пришель-
цы.
КОРАБЛЬ
– идея, несущая
человека, содружество людей, на-
цию.
ПЕНЬ
– ограниченнорсть,
тупость.”Не садись на пенёк, не
ешь пирожок” (“Маша и мед-
ведь”).
СТУЛ
– положение, пре-
стиж, погоня за ним уничтожает
человека.(“Три медведя”).
ЛОПАТА
– подготовленные
условия.
УЗДЕЧКА
– законы, консти-
туции.”...увидел на стене золотую
узду и так прельстился, что снял её
с гвоздя, и только что снял – как
вдруг пошёл гром и шум по всем
конюшням...” (“Иван царевич и
серый волк”).
КЛЕТКА
– зависимые ус-
ловия. (“Иван царевич и серый
волк”).
ПЛАТЬЕ, РУБАШКА
– заслу-
ги рода, человека, защита своим
именем.”Возьми – говорит, – эту
рубашку пуля не берёт; коли наде-
нешь её – никто тебя не осилит!”
(“Чудесная рубашка”). “...ей по-
дарил платье, шитое и серебром и
золотом” (“Морозко”).
СТРЕЛА
– мысль в её энер-
гоёмкой силе, природа челове-
ка. “Но как раз стрела запела, в
шею коршуна задела...” (“Сказка
о царе Салтане”).”Натянул свой
лук Иван -Царевич и тоже выпус-
тил стрелу. Улетела стрела не вид-
но куда” (“Царевна-лягушка”).
КАМЕНЬ
– крепкое препятс-
твие на пути к истине, тяжкое
отношение людей к человеку.
“Тяжёл камень ко дну тянет”.
ГОРОХ
– мелочь, мещан-
ство.”Выгляни в окошко, дам тебе
горошка”(“Кот, петух и лиса”).
ОРЕХ
–
неразгаданные
мысли, мозг. “Белка песенки
поёт Да орешки всё грызёт, А
орешки не простые, Всё скор-
лупки золотые, Ядра – чистый
изумруд...”(“Сказка о царе Сал-
тане”).
САНИ
–несамостоятельность,
жизнь по чужому мнению.”...по-
садил дочку на сани, хотел при-
крыть попоной – и то побоялся...”
(“Морозко”).
СОЛЬ
– причиняющее боль.
ХЛЕБ
– насущное и необхо-
димое для народа, то чем живёт
народ.
ПИРОЖОК
–
иное
мнение.”Съешь моего ржаного
пирожка...”(“Гуси-лебеди”). “Не
садись на пенёк, не ешь пирожок”
(“Маша и медведь”).
ШКУРА
– состояние нехоро-
шей жизни. “В ту пору Никита
кожи мял...”(“Никита – Кожемя-
ка”).
ЗЕРНО
– мысль, её матери-
ализация – даёт всходы в душах
людей.
МУКА
– переживание.
ПЕЧАТНЫЙПРЯНИК
– ука-
зы, законы, подписи в распоря-
жениях. “И заедает пряником
печатным...” (“Сказка о рыбаке и
рыбке”).
СТУПА
– однообразие, тяжё-
лое перемалывание человеческих
судеб. Летать в ступе – полёты ас-
тральных тел.
ПЕЧКА
– круговерть дел,
обязательства перед обществом,
сознательное отношение к труд-
ностям.”...вместо себя посадил её
жариться в печь” “Терешечка”).
МЕТЛА
– отрицание, негатив-
ное мышление, ограниченность.
ВОРОТА
– мощное продвиже-
ние вперёд.
ОКНО
– выход в свет, ра-
зумное
решение
в
острый
момент.”Отворила ему арьюшка
окно, и улетел сокол к синему
небу”(“Финист – ясный сокол”).
ОКЕАН
– необъятная глубина
человеческих взаимоотношений.
Небо.
БУРЯ
– волнения людей.
ВЕТЕР
– обновление.”Ветер,
ветер ты могуч, ты гоняешь стаи
туч...” (“Сказка о мёртвой царев-
не”).
ОСТРОВ
– одиночество.
ДВОРЕЦ
– окружение, со-
зданное сотоянием души.
ИЗБУШКА
НА
КУРЬИХ
НОЖКАХ
– бездуховная идея,
воплощённое безграмотное со-
стояние.
ТРОН
– должностное состоя-
ние.
ВОДА ЖИВАЯ И МЁРТВАЯ
– общественная сила или созида-
ющая, или умертвляющая жизнь
человека.
ХОЛОД
– поток, идущий от
плохих людей.
ЖАРА
– сухость людей.
МОРОЗ
– отрезвление.
ПУСТЫНЯ
– опустошён-
ность.
ОБЛАКА
– чистые мысли.
РАССВЕТ, УТРО
-надежда.
НЕБО
–мечтание, стремление
к бесконечному и прекрасному.
ЧУДО-ЮДО
– предательство,
Иуда.
СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК
–
колдовство, магия, люди несущие
злые ветры.
КОЛЕЧКО
– зависимость друг
от друга. “...перекинул кольцо с
руки на руку – и тот час перед ним
явились перед ним двенадцать мо-
лодцев, все на одно лицо, волос в
волос, голос в голос”(“Волшебное
колечко”).
Что народ говорит о своих
сказках?
“Сказка от начала начинается,
до конца читается, в сердце не пе-
ребивается”. “Чур мою сказку не
перебивать;а кто её перебьёт, тот
трёх дней не проживёт”. “Из сказ-
ки слово не выкидывается”. “Ско-
ро сказка сказывается, да не скоро
дело делается”. “Сказка быль, да
в ней намёк, добрым молодцам
урок”. “А слава про Никиту (Ко-
жемяку) далеко пошла. И сложил
про него народ эту сказку – всем
добрым людям на размышление”.
“Тут и сказочке конец, а кто слу-
шал –
МОЛОДЕЦ
!”.
“Сказка – складка, песня
быль”.”Сказка складом, песня
ладом красна”. “Вот тебе сказка,
а мне бубликов вязка”.”Жил был
царь овёс, он все сказки унёс”.”На
думе, что под дымом; на сказках,
что на салазках”.”Сказал бы сло-
вечко, да волк недалечко”.
У русской сказки окончание
в развитии: “И стали жить по-
живать, добра наживать, а лихо
избывать”. “Был тут пир на весь
мир”. “Три месяца свадьбу праз-
дновали”. “И стали жить в любви
да согласии. И сейчас живут”. “И
стал он в том царстве жить, всякие
дела вершить”. “А Симеон-млад-
шенький песни поёт, на рожке
играет – всем душу веселит, ра-
ботать помогает”. “И стали они
жить поживать, поле пахать, рожь
да пшеницу сеять”.
Русская сказка сама себя за-
щищает: “И я там был – мёд, пиво
пил – по усам текло, а в рот не по-
пало!”
Рекомендации для размыш-
ления подготовлены на основе
личного жизненного пути. Вос-
приятие мира русской волшебной
сказки у каждого человека своё.
Надеемся, что наш опыт поможет
глубже войти в природу русского
языка и даст возможность разви-
вать природное мышление наших
детей.
Ю. Г. ИВАНОВ,
научный руководитель
НВЦ «Здоровье»,
старший научный сотрудник
Самарского государственного
педагогического института,
А. А. ИВАНОВА,
методист НВЦ «Здоровье»,
старший научный сотрудник
Самарского государственного
педагогического института.
Образ
в сказке
Красивое русское слово “ду-
ховность” довольно часто ис-
пользуется в качестве ярлыка
в том или ином приложении.
Его использует религия, о нём
вспоминают деятели искус-
ства, духовными себя счита-
ют и некоторые учителя. Мы
думаем, что духовность чело-
века в первую очередь связана
с природной открытостью.
Если живая и неумираемая
природа творит в теле и со-
знании человека активный
энергетический процесс, оду-
хотворяет его, то каждая
мысль и рождённое слово име-
ет живой образ и движение. В
русской сказке это выражено
наиболее ярко.
ТВОРЧЕСТВО
№ 8-9 (25-26), август-сентябрь 2006 г.
Родовая Земля