№ 5 (34), май 2007 г.
Родовая Земля
11
Московская обл.
ОБРАЗОВАНИЕ
г. Пенза
...Чудесный
человек
Друг
Алёшка подарил мне слово для раз-
глядывания и раздумий – «целесо-
образность».
Написал он его в таком при-
мерно контексте: «Конечно, могу я
и сапоги тачать, но времени и сил
уйдет уйма, нецелесообразно это.
Лучше делать, что умеешь, а что
не умеешь, – купить, так целесооб-
разнее».
И вот смотрю я на малыша по-
лугодовалого. Если отталкивать-
ся от такой энергосберегающей
Алешкиной точки зрения, малы-
шу самое целесообразное – си-
деть и кричать. Ему тогда и еду
принесут, и игрушки, и отнесут,
куда хочешь. А он старается, пол-
зет, встать пытается, падает, уста-
ет и опять... А другой, постарше,
тот вообще и на стремянку лезет,
и посуду мыть пытается, и мебель
чинить… Зачем? Знай, играл бы в
кубики...
Слово это не очень-то звучное,
зато ёмкое, смыслом загруженное
под завязку:
целе-со-образ-ность.
Значит ты, Друг Алёшка, цель
свою знаешь, образ её имеешь и в
соответствии определяешься? И
выходит, что цель эта – силы эко-
номить или денег побольше зара-
ботать… Зачем-то. Цель, видно,
купить.
А у малыша, выходит, цель
– учиться всему, пробовать, раз-
виваться, а образы перед ним ма-
ячат.
Вот говорит человек: «У меня
цель есть – храм построить, на-
пример, или сад посадить. Но я
сейчас поработаю год, другой,
денег накоплю, потом начну. Так
целесообразнее». А вот и нет! По-
тому и говорится в этом слове про
Образ. С соответствием цели Че-
ловек этот себя еще обмануть мо-
жет. Посмотри в зеркало на себя,
как ты в офисе за столом сидишь,
или в цеху что-то в что-то пере-
делываешь. Есть ли соответствие
образу? Нет, образу соответствует,
если ты сегодня один камень пос-
тавил или ямку под дерево выко-
пал.
В общем, хорошее слово, по-
лезное. Буду теперь с ним свои
мысли и движения сверять.
А про экономию ресурсов, де-
нег и сил нет ничего в этом сло-
ве, напутали люди. Это почти как
«благосостояние» с деньгами сме-
шать. А то ведь может получить-
ся, что сосны и цветы на участке
своём нецелесообразно сажать –
лучше картошку, а то, может, и
свиноферму?..
А по мне так ничего ближе
хвои и цветов к красивому образу
моей цели нет пока.
Так вот!
Юлия ЖЕМЧУЖНИКОВА,
поселение Милое.
В прошлом выпуске нашей
газеты Светлана Терехина (пе-
дагог со стажем) многим откры-
ла глаза: оказывается, закон
об образовании дает нам кучу
прав – статья так и называлась:
«Как правильно забрать ребен-
ка из школы». Если кто еще не
успел прочесть, советуем озна-
комиться. Очень интересно, а
главное — необходимо. Сегодня
Светлана Владимировна про-
должает тему.
И
так, вы приняли мудрое и
правильное решение не пе-
рекладывать ответственность за
воспитание и обучение вашего
ребенка на государство, и он не
ходит в школу. Как организовать
этот процесс на дому таким обра-
зом, чтобы вы не превратили дом
в обычную школу и себя — в учи-
телей?
Большинство школ, подчи-
няясь… родителям, оторвались
от развития способностей детей
и рванули в абстрактную даль к
престижному и совершенно отор-
ванному от науки и производства
высшему образованию по пути
заучивания и зазубривания. По-
давая заявление в первый класс,
родители обычно не интересу-
ются, какой процент здоровых
детей выпускается из учебного
заведения, какими трудовыми
или творческими мероприяти-
ями будет наполнена их жизнь
в школе, мама и пап интересует,
сколько выпускников поступает
в вузы.
Но все же есть другие школы,
развивающие и здоровьесбере-
гающие. За многие годы работы
в отделе образования я изучила
много разных методик и новых
технологий в образовательном
процессе и материалы о разных
школах. Изучала и внедряла ва-
леологию – науку о сохранении
здоровья. Сделала выводы. И те-
перь постараюсь кратко изложить
суть иного подхода к обучению и
воспитанию детей. А укладыва-
ется он в несколько простых пра-
вил.
Первое – никакого режима.
Для ребенка очень важно спать
Несколько правил
домашнего обучения
Целе-
со-
образ-
ность
столько, сколько нужно его ор-
ганизму. Если он не досыпает
необходимых ему 20 минут, начи-
нается разрушение гемоглобина в
крови. Считается, что подростку,
в среднем, необходимо спать 9
часов 15 минут в сутки. Но сред-
них детей не бывает, у каждого
свои потребности. Будить нельзя!
Заставлять ложиться спать тоже
нельзя. Покажите на своем при-
мере, и ребенок не останется
один бодрствовать. Со временем
у него выработается свой собс-
твенный режим, но дайте ему
свободу! И — никакого режима в
питании. Дети лучше знают, что
и когда им надо съесть. Органи-
зуйте разнообразие: орехи, изюм,
курага, яблоки, морковь, капуста.
Уберите печенье, чипсы и конфе-
ты. И увидите, что ребенок будет
все время что-то свое, необходи-
мое ему, жевать и при этом будет
более здоровый и подвижный. Не
заставляйте его есть! И вообще,
ничего нельзя заставлять делать.
Это второе правило — ни-
когда не заставлять. Только
— заинтересовывать. И никакого
специального времени на обуче-
ние. Все в процессе игры и до-
машних дел. «Копенгаген в какой
стране? А сколько там людей жи-
вет?» — спрашиваете вы, очищая
картошку, и книжечку подсуньте.
Если ребенок заинтересовался,
он прочитает и запомнит столь-
ко, сколько за десять уроков гео-
графии в школе ему не смогли
бы рассказать, если не смогли
заинтересовать. Через несколько
минут спросите другое, или рас-
скажите сами, что знаете, но не
более 15 минут, именно столько
может фиксировать свое вни-
мание ребенок. Почему урок 45
минут? Потому что три формы
деятельности: читать, писать, слу-
шать — по 15 минут.
Третье правило – никогда не
прерывайте занятия ребенка. Будь
то игра или просто размышления.
Это правило не распространяется
на внешние источники информа-
ции: телевизор, компьютер, друзей.
Вам кажется, что ребенок беспо-
лезно ковыряется в траве или долго
сидит над книгой? Не мешайте ему,
пусть делает, что хочет и сколько
хочет. Уважайте его занятия. Когда
вам надо его позвать, тихонько по-
дойдите к нему; он не обратил на
вас внимание, уходите, не отвле-
кайте от занятия. Никогда не кри-
чите ему из другой комнаты и не
говорите, чтобы он занялся чем-то
более серьезным. Возможно, ваш
ребенок сделает открытие в облас-
ти архитектуры, ковыряясь в песке.
Пусть занимается. Это правило со-
держит в себе основы уважения
во взаимоотношениях. Ваш ре-
бенок никогда не прервет вашу
деятельность и будет уважать ваш
и чужой труд, если вы будете ува-
жать его занятия и игры.
Четвертое правило – органи-
зуйте возможность заниматься
стоя. Более тысячи школ в на-
шей стране обучают детей, стоя-
щих за конторками. Привычная
в обычных школах поза — сидя,
неестественна для человека и
может привести к различным за-
болеваниям. «Засиженные» дети
должны переходить в положение
стоя. Процесс этот постепенный,
вы должны, пока ребенок сам не
отвыкнет от сидячего положения,
постоянно его поднимать, не за-
остряя внимание на том, что не-
льзя много сидеть, а как бы между
делом. Со временем ребенок сам
не сможет долго сидеть, и его уже
не надо будет контролировать.
И последнее правило – вы
решаете: что ребенок смотрит
по телевизору, во что он играет
на компьютере и с кем гуляет и
сколько. Вы и только вы долж-
ны контролировать воздействие
внешних источников на вашего
ребенка и выбор друзей. Иначе
получится, что вы переложите
свою ответственность за его вос-
питание на улицу и чужих людей.
Все эти правила противоречат
принятым в обычнойжизни установ-
кам неуважения, муштры, унижения
и подчинения ребенка дома и в шко-
ле и полной свободы на улице. Пора
поставить все с головынаноги.
Подведем итоги. Итак: вы ува-
жаете занятия и игры ребенка, не
посягаете на его свободу дома,
никогда не заставляете, отказы-
ваетесь от режима, организуете
обучение в движении или стоя и
контролируете внешние источ-
ники (телевизор, компьютер и
друзей). Все просто, и процесс
обучения будет не обременитель-
ным. Ваш ребенок будет разви-
ваться по своему пути и согласно
своим способностям и вырастет
замечательным человеком, знаю-
щим себя и свои желания.
Желаю перемен к лучшему!
Светлана ТЕРЕХИНА.
Здравствуйте! Хотим пригла-
сить вас к нам в гости. Пока что
виртуально. Замечательный пода-
рок для всех женщин! Представ-
ляем вашему вниманию новый,
единственный в своём роде онлайн-
журнал для земных богинь “Ведрус-
са”! http://vedrussa.com.ua
Женские истории, откровения
молодых мам и опытных бабушек,
натуральная косметика, рецепты
вкусных и питательных блюд на
основе дикорастущих и культур-
ных растений, интересные мысли
о доме и хозяйстве, фен-шуй и де-
кор, идеи и узоры для рукоделия,
http://vedrussa.com.ua
новинки в музыке, литературе и
кино, а также многое другое.
В журнале следующие посто-
янные рубрики:
Новости
– выставки, ярмарки,
мероприятия, события, которые
произошли или будут происхо-
дить в ближайшее время.
Новинки
– новое в музыке,
литературе и видео, интересное
женской аудитории.
Поместье
– всякая-всячина,
которая касается обустройства
поместья: советы, курьёзы и прос-
то информация к размышлению.
Травыи другие растения
–спра-
вочная информация о дикорасту-
щих и культурных растениях, их
свойствах, а также рецепты вкус-
ных и питательных блюд на их
основе.
Натуральная косметика
– кра-
сота силами природы. Что можно
использовать в качестве скраба,
крема и шампуня. Чем поддержи-
вали красоту наши бабушки. Как
умываться без химии, и многое
другое.
Дети
– откровения молодых
мам и опытных бабушек. Вопро-
сы и ответы. Просто умиляющие
фотографии.
Секреты умелой хозяйки
– ин-
тересные факты и идеи для дома и
хозяйства. Фен-шуй и декор.
Рукоделие
– новые идеи и узоры
для рукоделия. Всё, что можно быс-
тро и легко сделать своими руками.
Проверенона собственномопыте!
Статьи
– разные статьи о науке
образности, интересных фактах
жизни в природе и другая увлека-
тельная информация.
Животные
– фауна в поместье.
Насекомые, грызуны, домашние
и дикие любимцы, птицы, хлад-
нокровные, плавающие и другие
живущие с вами в одном Про-
странстве Любви.
Женские истории
– истории
любви, побед и счастья земных
богинь.
Объявления
– разнообразные
обьявления от наших друзей и
партнеров, а также от читатель-
ниц журнала
Форум
, в котором можно по-
общаться, попросить и дать совет,
поделиться интересной информа-
цией и сделать ещё много прият-
ных вещей.
Внимание! В связи с откры-
тием нового Интернет-журнала
объявляется фотоконкурс сре-
ди богинь на лучшую фотогра-
фию! Присылайте свои снимки
- и ваши прекрасные черты станут
олицетворением новых выпусков
журнала!
Фотографии присылайте на e-
mail: rassvet-mail@mail.ru
С уважением
редактор журнала
Анна Лисевич,
технический редактор
Виталий Кривенда.