Стр. 14 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

14
ВЕРА
Вторая причина была в том,
что послания, проповедующие,
под именем Иисуса Христа, учение
Павла, стали, вследствие торопли-
вой деятельности Павла, известны
прежде, чем Евангелия (это было в
50-х годах после рождения Христа.
Евангелия же появились позднее).
Третья причина была в том, что
грубо суеверное учение Павла было
доступнее грубой толпе, охотно
принявшей новое суеверие, заме-
нявшее старое.
Четвертая причина была та, что
учение это (как ни ложно оно было
по отношению тех основ, которые
оно извращало), будучи все-таки
разумнее грубого исповедуемо-
го народами язычества, между тем
не нарушало языческих форм жиз-
ни, как и язычество, допуская и оп-
равдывая насилия, казни, рабство.
Тогда как истинное учение Хрис-
та, отрицая всякое насилие, казни,
войны, рабство, богатство, — в кор-
не уничтожало весь склад язычес-
кой жизни.
Сущность дела была такая.
В Галилее и Иудее появился ве-
ликий мудрец, учитель жизни, Ии-
сус, прозванный Христом. Учение
его слагалось из тех вечных истин о
жизни человеческой, смутно пред-
чувствуемых всеми людьми и более
или менее ясно высказанных всеми
великими учителями человечества:
браминскими мудрецами, Конфу-
цием, Лао-Тзе, Буддой. Истины эти
были восприняты окружавшими
Христа простыми людьми и более
или менее приурочены к еврейским
верованиям того времени, из кото-
рых главное было ожидание при-
шествия мессии.
Появление Христа с его уче-
нием, изменявшим весь строй су-
ществующей жизни, было принято
некоторыми как исполнение про-
рочества о мессии. Очень может
быть, что и сам Христос более или
менее приурочивал свое вечное,
всемирное учение к случайным,
временным религиозным формам
того народа, среди которого он про-
поведовал. Но, как бы то ни было,
учение Иисуса привлекло учени-
ков, расшевелило народ и, все бо-
лее и более распространяясь, стало
так неприятно еврейским властям,
что они казнили Христа и после его
смерти гнали, мучили и казнили его
последователей (Стефана и других).
Казни, как всегда, только усилива-
ли веру последователей.
Упорство и убежденность этих
последователей, вероятно, обра-
тили на себя внимание и сильно
поразили одного из фарисеев-гони-
телей, по имениСавла. ИСавл этот,
получив потом название Павла, че-
ловек очень славолюбивый, лег-
комысленный, горячий и ловкий,
вдруг по каким-то внутреннимпри-
чинам, о которых мы можем толь-
ко догадываться, вместо прежней
своей деятельности, направленной
против учеников Иисуса, решился,
воспользовавшись той силой убеж-
денности, которую он встретил в
последователях Христа, сделать-
ся основателем новой религиозной
секты, в основы которой он поло-
жил те очень неопределенные и не-
ясные понятия, которые он имел
об учении Христа, все сросшиеся с
ним еврейские фарисейские преда-
ния, а главное, свои измышления о
действенности веры, которая долж-
на спасать и оправдывать людей.
С этого времени, с 50-х годов,
после смерти Христа, и началась
усиленная проповедь этого лож-
ного христианства, и в эти 5—б лет
были написаны первые (признан-
ные потом священными) псевдо-
христианские письмена, именно
послания. Послания первые опре-
делили для масс совершенно пре-
вратное значение христианства.
Когда же было установлено сре-
ди большинства верующих именно
это ложное понимание христианс-
тва, стали появляться и Евангелия,
которые, в особенности Матфея,
были не цельные произведения од-
ного лица, а соединение многих
описаний о жизни и учении Хрис-
та. Сначала появилось /Евангелие/
Марка, потомМатфея, Луки, потом
Иоанна.
Все Евангелия эти не представ-
ляют из себя цельных произведе-
ний, а все они суть соединения из
различных писаний. Так, напри-
мер, Евангелие Матфея в осно-
ве своей имеет краткое Евангелие
евреев, заключающее в себе одну
нагорную проповедь. Все же Еван-
гелие составлено из прибавляемых
к нему дополнений. То же и с дру-
гими Евангелиями. Все Евангелия
эти (кроме главной части Еванге-
лия Иоанна), появившись позднее
Павла, более или менее подгоня-
лись под существовавшее уже пав-
ловское учение.
Так что истинное учение вели-
кого учителя, то, которое сделало
то, что сам Христос и его последо-
ватели умирали за него, сделало и
то, что Павел избрал это учение для
своих славолюбивых целей: истин-
ное учение, с первых шагов своих
извращенное павловским извра-
щением, все более и более прикры-
валось толстым слоем суеверий,
искажений, лжепониманием, и
кончилось тем, что истинное уче-
ние Христа стало неизвестно боль-
шинству и заменилось вполне тем
странным церковным учением — с
папами, митрополитами, таинства-
ми, иконами, оправданиями верою
и т. п., которое с истинным христи-
анским учением почти ничего не
имеет общего, кроме имени.
Таково отношение истинно-
христианского учения к павловско-
церковному учению, называемому
христианским.Учениебылоложное
по отношению к тому, что им будто
бы представлялось, но как ни лож-
но оно было, учение это все-таки
было шагом вперед в сравнении с
религиозными понятиями варваров
времен Константина.
И потому Константин и окру-
жающие его люди охотно приняли
это учение, совершенно уверенные
в том, что учение это есть учение
Христа. Попав в руки властвующих,
учение это все более и более огру-
бевало и приближалось к миросо-
зерцанию народных масс. Явились
иконы, статуи, обоготворенные су-
щества, и народ искренно верил в
это учение.
Так это было и в Византии и в
Риме. Так это было и все средние
века, и часть новых — до конца 18
столетия, когда люди, так называе-
мые христианские народы, дружно
соединилисьвоимяэтойцерковной
павловской веры, которая давала
им, хотя и очень низменное и ниче-
го не имеющее общего с истинным
христианством, объяснение смысла
и назначения человеческой жизни.
У людей была религия, они ве-
рили в нее, и потому моглижить со-
гласной жизнью, защищая общие
интересы.
Так это продолжалось долго,
продолжалось бы и теперь, если бы
эта церковная вера была самосто-
ятельное религиозное учение, как
учение браманизма, буддизма, как
учение шинто, в особенности как
китайское учение Конфуция, и не
была подделкой под учение хрис-
тианства, не имеющей в самой себе
никакого корня.
Чем дальше жило христианс-
кое человечество, чем больше рас-
пространялось образование и чем
смелее и смелее становились на
основании извращенной и при-
знанной непогрешимой веры как
светские, так и духовные властите-
ли, темвсебольшеибольшеизобли-
чалась фальшь извращенной веры,
вся неосновательность и внутрен-
няя противоречивость учения, при-
знающего основой жизни любовь и
вместе с тем оправдывающего вой-
ны и всякого рода насилия.
Люди все меньше и меньше ве-
рили в учение, и кончилось тем, что
все огромное большинство хрис-
тианских народов перестало ве-
рить не только в это извращенное
учение, но и в какое бы то ни было
общее большинству людей религи-
озное учение. Все разделились на
бесчисленное количество не вер, а
мировоззрений; все, как послови-
ца говорит, расползлись, как сле-
пые щенята от матери, и все теперь
люди нашего христианского мира с
разными мировоззрениями и даже
верами: монархисты, социалисты,
республиканцы, анархисты, спири-
тисты, евангелисты и т. п., все боят-
ся друг друга, ненавидят друг друга.
Не стану описывать бедс-
твенность, разделенность, озлоб-
ленность людей христианского
человечества. Всякий знает это.
Стоит только прочесть первую по-
павшуюся какую бы то ни было,
самую консервативную или са-
мую революционную газету. Вся-
кий, живущий среди христианского
мира, не может не видеть, что как
ни плохо теперешнее положение
христианского мира, то что ожида-
ет его, еще хуже.
Взаимное озлобление растет,
и все заплатки, предлагаемые как
правительствами, так и революци-
онерами, социалистами, анархис-
тами, не могут привести людей, не
имеющих перед собою никакого
другого идеала, кроме личного бла-
госостояния, и потому не могущих
не завидовать друг другу и не не-
навидеть друг друга, ни к чему дру-
гому, кроме /как/ к всякого рода
побоищам внешним и внутренним
и к величайшим бедствиям.
Спасение не в мирных конфе-
ренциях и пенсионных кассах, не в
спиритизме, евангелизме, свобод-
ном протестантстве, социализме;
спасение в одном: в признании од-
ной такой веры, которая могла бы
соединить людей нашего времени.
И вера эта есть, и много есть людей
уже теперь, которые знают ее.
Вера эта есть то учение Хрис-
та, которое было скрыто от людей
лживым учением Павла и церко-
вью. Стоит только снять эти пок-
ровы, скрывающие от нас истину,
и нам откроется то учение Христа,
которое объясняет людям смысл их
жизни и указывает на проявление
этого учения в жизни и дает людям
возможность мирной и разумной
жизни.
Учение это просто, ясно, удо-
боисполнимо, одно для всех лю-
дей мира, и не только не расходится
с учениями Кришны, Будды, Лао-
Тзе, Конфуция в их неизвращенном
виде, Сократа, Эпиктета, Марка
Аврелия и всех мудрецов, понимав-
ших общее для всех людей одно на-
значение человека и общим всем,
во всех учениях один и тот же закон,
вытекающий из сознания этого на-
значения, —но подтверждает и уяс-
няет их.
Казалось бы, так просто и легко
страдающим людям освободиться
от того грубого суеверия, извращен-
ного христианства, в котором они
жили и живут, и усвоить то рели-
гиозное учение, которое было из-
вращено и исполнение которого
неизбежно дает полное удовлетво-
рение как телесной, так и духовной
природе человека. Но на пути это-
го осуществления стоит много и
много самых разнообразных пре-
пятствий: и то, что ложное учение
это признано божественным; и то,
что оно так переплелось с истин-
ным учением, что отделить лож-
ное от истинного особенно трудно;
и то, что обман этот освящен пре-
данием древности, и на основании
его совершено много дел, считаю-
щихся хорошими, которые, при-
знав истинное учение, надо было
бы признать постыдными; и то,
что на основании ложного учения
сложилась жизнь господ и рабов,
вследствие которой возможно было
произвести все те мнимые блага ма-
териального прогресса, которым
так гордится наше человечество; а
при установлении истинного хрис-
тианства вся наибольшая часть этих
приспособлений должна будет по-
гибнуть, так как без рабов некому
будет их делать.
Препятствие особенно важное и
то, что истинное учение невыгодно
для людей властвующих. Властвую-
щие же люди имеют возможность,
посредством и ложного воспита-
ния и подкупа, насилия и гипноза
взрослых, распространять ложное
учение, вполне скрывающее от лю-
дей то истинное учение, которое
одно дает несомненное и неотъем-
лемое благо всем людям.
Главное препятствие /состоит/
в том, что именно вследствие того,
что ложь извращения христианс-
кого учения слишком очевидна, в
последнее время все более и более
распространялось и распространя-
ется грубое суеверие, во много раз
вреднейшее, чем все суеверия древ-
ности, суеверие в том, что религия
вообще есть нечто ненужное, отжи-
тое, что без религии человечество
может жить разумной жизнью.
Суеверие это особенно свойс-
твенно людям ограниченным. А так
как таковых большинство людей в
наше время, то грубое суеверие это
все более и более распространяет-
ся. Люди эти, имея в виду самые
извращения религии, воображают,
что религия вообще есть нечто от-
сталое, пережитое человечеством, и
что теперь люди узнали, что онимо-
гут жить без религии, то есть без от-
вета на вопрос: зачемживут люди, и
чем им, как разумным существам,
надо руководствоваться.
Грубое суеверие это распростра-
няется преимущественно людьми,
так называемыми учеными, то есть
людьми особенно ограниченны-
ми и потерявшими способность са-
мобытного, разумного мышления,
вследствие постоянного изучения
чужих мыслей и занятия самыми
праздными и ненужными вопро-
сами. Особенно же легко и охотно
воспринимается это суеверие оту-
певшими от машинной работы го-
родскими фабричными рабочими,
количество которых становится все
больше и больше, в самых считаю-
щихся просвещенными, то есть в
сущности самых отсталых и извра-
щенных людях нашего времени.
В этом все более и более рас-
пространяющемся суеверии при-
чина непринятия истинного учения
Христа. Но в немже, в этом распро-
страняющемся суеверии, и причи-
на того, что люди неизбежно будут
приведены к пониманию того, что
та религия, которую они отвергают,
воображая, что это религия Хрис-
та, есть только извращение этой ре-
лигии, а что истинная религия одна
может спасти людей от тех бедс-
твий, в которые они все более и бо-
лее впадают, живя без религии.
Люди самым опытом жизни
будут приведены к необходимос-
ти понять то, что без религии люди
никогда не жили и не могут жить,
что если они живы теперь, то толь-
ко потому, что среди них еще живы
остатки религии; поймут, что вол-
ки, зайцы могут жить без религии,
человек (же), имеющий разум, та-
кое орудие, которое дает ему огром-
нуюсилу,—еслиживет без религии,
подчиняясь своим животным инс-
тинктам, становится самым ужас-
ным зверем, вредным особенно для
себя подобных.
Вот это-то люди неизбежно
поймут, и уже начинают понимать
теперь, после тех ужасных бедс-
твий, которые они причиняют и
готовятся причинить себе. Люди
поймут, что им нельзя жить в обще-
стве без одного соединяющего их,
общего понимания жизни. И это
общее, соединяющее всех людей
понимание жизни смутно носится в
сознании всех людей христианско-
го мира отчасти потому, что это со-
знание присуще человеку вообще,
отчасти потому, что это понима-
ние жизни выражено в том самом
учении, которое было извращено,
но сущность которого проникала и
сквозь извращение.
Надо только понять, что все,
чем еще держится нашмир, все, что
есть в нем доброго, все единение
людей, то, какое есть, все те идеа-
лы, которые носятся перед людь-
ми: социализм, анархизм, все это
— не что иное, как частные прояв-
ления той истинной религии, кото-
рая была скрыта от нас павловством
и церковью (скрыта она была, веро-
ятно, оттого, что сознание народов
еще не доросло до истинной) и до
которой теперь доросло христианс-
кое человечество.
Людям нашего времени и мира
не нужно, как это думают ограни-
ченные и легкомысленные люди,
так называемые ученые, придумы-
вать какие-то новые основы жиз-
ни, могущие соединить всех людей,
а нужно только откинуть все те из-
вращения, которые скрывают от
нас истинную веру, и эта вера, еди-
ная со всеми разумными основами
вер всего человечества, откроется
перед нами во всем своем не толь-
ко величии, но всей обязательности
своей для всякого человека, обла-
дающего разумом.
Как готовая кристаллизиро-
ватьсяжидкость ожидает толчка для
того, чтобыпревратиться в кристал-
лы, так и христианское человечест-
во ждало только толчка для того,
чтобы все его смутные христианс-
кие стремления, заглушаемые лож-
ными учениями и в особенности
суеверием о возможности челове-
честважить без религии, /преврати-
лись в действительность/, и толчок
этот почти одновременно дан нам
пробуждением восточных народов
и революцией среди русского наро-
да, больше всех других удержавшего
в себе дух истинного христианства,
а не павловского христианства.
Причина, по которой христи-
анские народы вообще и русский
народ в особенности находятся
теперь в бедственном положении,
— та, что народы не только поте-
ряли единственное условие для
мирного, согласного и счастливо-
го сожительства людей: верования
в одни и те же основы жизни и об-
щие всем людям законы поступ-
ков, — не только лишены этого
главного условия хорошей жизни,
но еще и коснеют в грубом суеве-
рии о том, что люди могут жить
хорошей жизнью без веры.
Спасение от этого положения в
одном: в признании того, что если
извращение христианской веры и
было извращение веры и должно
быть отвергнуто, то та вера, которая
была извращена, есть единая, необ-
ходимейшая в наше время истина,
сознаваемая всеми людьми не толь-
ко христианского, но и восточно-
го мира, и следование которой дает
людям, каждому отдельно и всем
вместе, не бедственную, а соглас-
ную и добрую жизнь.
Спасение не в том, чтобы уст-
роить придуманную нами для дру-
гих людейжизнь, как понимают это
спасение теперь люди, не имеющие
веры — каждый по-своему: одни
парламентаризм, другие респуб-
лику, третьи социализм, четвертые
анархизм, а в том, чтобы всем лю-
дям в одном и том же понимать для
каждого самого себя назначение
жизни и закон ее и жить на осно-
вании этого закона в любви с дру-
гими людьми, но без определения
вперед какого-либо известного
устройства людей.
Устройство жизни всех лю-
дей будет хорошо только тогда,
когда люди не будут заботить-
ся об этом устройстве, а будут
заботиться только о том, что-
бы каждому перед своей совес-
тью исполнить требование своей
веры. Только тогда и устройство
жизни будет наилучшим, не та-
кое, какое мы придумываем, а
такое, какое должно быть соот-
ветственно той веры, которую
исповедуют люди и законы ко-
торой они исполняют.
Вера же эта существует в чис-
том христианстве, совпадаю-
щем со всеми учениями мудрецов
древности и востока.
И я думаю, что именно теперь
настало время этой веры, и что
лучшее, что может человек сде-
лать в наше время, это то, чтобы в
жизни своей следовать учению этой
веры и содействовать распростра-
нению ее в людях.
17 мая 1907 г.
Журнал «Слово», 1991 г., № 9.
(Окончание. Начало на стр. 10).
ПОЧЕМУ ХРИСТИАНСКИЕ НАРОДЫ ВООБЩЕ
И В ОСОБЕННОСТИ РУССКИЙ НАХОДЯТСЯ
ТЕПЕРЬ В БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ
Родовая Земля
№ 2 (43), февраль 2008 г.