Стр. 11 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 9 (50), сентябрь 2008 г.
Родовая Земля
11
ШКОЛА
Перечитывая «Рябу»
В
ы наверняка согласитесь со
мной, что мы, вдумчивые,
заботливые и мудрые ро-
дители, постоянно ищем ответ
на вопрос: «Как вырастить и вос-
питать счастливого, успешного,
здорового физически и нравс-
твенно ребёнка?» Чтобы он мог
самостоятельно справляться с
множеством преград, встречаю-
щихся на жизненном пути, на-
ходить верных друзей, ценить
дружбу, иметь представление о
вере, верности, чести. Можно за-
давать эти вопросы учителям,
психологам, друзьям, и они бу-
дут рассуждать о различных те-
ориях воспитания и обучения,
предлагать свои модели.
А стоит ли? Ведь мудрое че-
ловечество веками и тысячеле-
тиями из поколения в поколение
передаёт через сказку, легенду,
притчу всё, что родители всякий
раз ищут.
Чтобы развиваться, необхо-
димо, прежде всего, узнать своё
происхождение: кто Я, откуда,
какого роду-племени, кто окру-
жает меня, кто они — свои и чу-
жие, и как их можно различать,
узнавать. В каких случаях всту-
пать в бой, а когда следует дого-
вариваться, каков мой путь и как
его отыскать среди тысячи дру-
гих, как ставить цель и достигать
её, ну и т. д.
Обращаясь к любой, знако-
мой нам с детства, сказке, притче,
легенде, мы видим, что её герои
ищут ответы именно на эти воп-
росы, а вместе с ними это делаем
и мы— дети и взрослые. Правда,
зачастую это происходит неосоз-
нанно, но именно так пополняет-
ся наша «копилка мудрости».
Каждый родитель знает, что
читать и рассказывать сказки
ребёнку НАДО. Но каждый ли
знает, ПОЧЕМУ НАДО? И по-
чему в культуре воспитания с
древних времен ПРИНЯТО рас-
сказывать истории?
История развития человека
и человечества зашифрована
в образах. Образный, симво-
лический язык сказки идёт на-
прямую к подсознанию, минуя
сознательные барьеры. Сказка за
сказкой в подсознании создаёт-
ся БАНК ЖИЗНЕННЫХ СИТУ-
АЦИИ, БАНК ЦЕННОСТЕЙ. В
образном ряду сказок ЗАШИФ-
РОВАНЫ важнейшие общечело-
веческие знания. Причём знания
эти охватывают все жизнен-
ные сферы человека: отношений
между людьми, инструменты
преодоления трудностей и раз-
решения конфликтов, сценарии
«борьбы со злом», внешним и
внутренним, типологии людей и
способы влияния на них, духов-
ное развитие человека и т. д.
Вот
только
открывает-
ся они, эти знания, только тем,
КТО УМЕЕТ ЧИТАТЬ МЕЖДУ
СТРОК, кто может расшифро-
вать символический образный
ряд сказок, мифов, притч, легенд.
Давайте вспомним всем из-
вестный вариант текста:
«Жили-были дед и баба. Была
у них курочка Ряба. Как-то раз
снесла курочка яичко. Да не про-
стое, а золотое. Дед бил-бил —не
разбил, баба била-била — не раз-
била. Мышка бежала, хвостиком
махнула, яичко упало и разби-
лось. Плачет дед, плачет баба, а
курочка кудахчет: «Не плачь, дед,
не плачь, баба, я снесу вам другое
яичко, не золотое, а простое».
Вот, собственно, и всё.
Золотое Яйцо — символ
Жизни. Дар Жизни был пере-
дан человеку, семейной паре. И
что было потом? Подарок били,
но не разбили. Человек не может
разрушить свою жизнь непос-
редственно своими руками, ему
требуются помощники — сим-
волические «мыши» с длинными
хвостами.
Кто такая курочка Ряба? Она
живёт с дедом и бабой много лет,
они к ней привыкли, и, конеч-
но, не воспринимают её как ИС-
ТОЧНИК ЧУДА. А между тем
курочка Ряба — это именно ИС-
ТОЧНИК ЧУДА, собственной
персоной. Вот так, дорогие дру-
зья, чудеса входят в нашу жизнь
— без голливудских спецэффек-
тов, спокойно, даже обыденно.
Человек ждёт-ждёт чуда, бегает
за Синей Птицей, а оно рядом.
И источником его является хо-
рошо знакомый человек или си-
туация.
Кстати, вы не думали, как
поступили бы на месте деда и
бабы молодые герои? Может,
они бы разобрались в том, ка-
кой подарок получили, и не ста-
ли пытаться разбить его? Тогда
кто такие дед и баба? Может, это
люди, у которых уже глаз на чу-
деса «замылился», или они прос-
то перестали верить в лучшую
долю? Похоже, что дед и баба
символизируют тех, кто не уме-
ет распознавать подарки судь-
бы, именуемые ШАНСАМИ. Дед
и баба — это те, кто действуют
по стереотипу: раз яйцо — зна-
чит, надо разбить. «Трясти надо»,
«бить надо», «надо действовать»
— вот они, стереотипы людей
активного склада, потерявших
ЧУТКОСТЬ к происходящему.
Вот вам ещё одна мысль, кото-
рую сказка передаёт подсозна-
нию ребёнка, — встретившись
с чем-то новым, приглядись, по-
наблюдай, попробуй понять сер-
дцем, кто и что перед тобой. Не
спеши с действием. Не постиг-
нув внутреннюю суть ситуации,
человека, явления, ты рискуешь
совершить привычное действие.
Но оно может разрушить то но-
вое, с чем ты столкнулся. Согла-
ситесь, мысль философская. Но,
«упакованная» в сказку, она лег-
ко принимается подсознанием
ребёнка и взрослого.
А мышь? Замечали ли вы,
что многие наши желания ре-
ализуются? Причём зачастую
задуманное нами происходит
благодаря действиям других.
Можно называть это «стечением
обстоятельств»,«везением»,«сов-
падением», но событие ПРОИС-
ХОДИТ. Так и ЖЕЛАНИЕ деда и
бабки РАЗБИТЬ ЯЙЦО привлек-
ло некую «третью силу», инстру-
мент — мышь. Интересно то, что
«третья сила» вступает в игру
тогда, когда тот, кто породил же-
лание, уже отказался от действий
по его реализации. Дед и баба ос-
тавили Золотое Яйцо в покое,
но ЖЕЛАНИЕ никто не отме-
нял. Вот истинная причина по-
явления мыши! Видите, дорогие
друзья, мы только прикоснулись
к старой сказке, а уже заговори-
ли о таких тонких и глубоких ве-
щах, как отношение к жизни и
ответственность за наши мысли
и желания.
Н
у, а теперь давайте обратим-
ся к тексту сказки, которую,
как и многие другие, для нас со-
хранил Александр Николаевич
Афанасьев (1826 — 1871), со-
хранил во всём её богатстве, со
всеми особенностями первона-
чальных записей.
Жил-был старик со старуш-
кою, у них была курочка —тата-
тушка, снесла яичко в куте под
окошком: пестро, востро, костя-
но, мудрено! Положила на полочку;
мышка шла, хвостиком тряхну-
ла, полочка упала, яичко разби-
лось. Старик плачет, старуха
возрыдает, в печи пылает, верх на
избе шатается, девочка-внучка с
горя удавилась. Идёт просвирня,
спрашивает: что они так пла-
чут? Старики начали рассказы-
вать: «Как нам не плакать? Есть
у нас курочка-тататушка. Снес-
ла она яичко в куте под окошком:
пестро, востро, костяно, мудре-
но! Положила на полочку; мышка
шла, хвостиком тряхнула, по-
лочка упала, яичко и разбилось!
Я, старик, плачу, старуха воз-
рыдает, в печи пылает, верх на
избе шатается, девочка-внучка
с горя удавилась». Просвирня как
услыхала, все просвиры излома-
ла и побросала. Подходит дьячок
и спрашивает у просвирни: зачем
она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе:
дьячок побежал на колокольню и
перебил все колокола. Идёт поп,
спрашивает у дьячка: зачем все
колокола перебил? Дьячок пере-
сказал все горе попу, а поп побе-
жал, все книги изорвал.
Согласитесь, что совсем она
„
Марина Мельчукова
г. Геленджик
marinamv2@yandex.ru
Добрый день всем читате-
лям!
После того, как мои статьи по
обучению детей были напечата-
ны в «Родовой Земле» и пришли
отклики на них, у меня возник-
ло ощущение диалога с близки-
ми мне людьми. Хочется помочь
всем решить вопросы, связанные
с обучением и воспитанием де-
тей. Мы скоро год как живём за
городом на берегу речки и обус-
траиваем свой гектар. Наши две
дочери погодки — на семейной
форме обучения. Я на практи-
ке прохожу этот путь, и помогу
другим идти этим путём. Чита-
тели газеты могут и напрямую
присылать мне свои вопросы по
электронной почте: veta-777@
yandex.ru.
В прошлом году я писала,
что не должно быть никакого
расписания для детей. И мно-
гие приняли это и на свой счёт и
пустили всё на самотёк. Но рас-
писание касается только детей.
Навязав «обязаловку» для де-
тей, мы превратим дом в шко-
лу с троекратным повторением,
зазубриванием и закреплением
пройденного материала. Отка-
завшись от расписания, мы вы-
ключаем эту систему, и ребёнок,
с интересом прочитав или услы-
шав материал один раз, запом-
нит его на всю жизнь.
Но родители должны иметь
примерное расписание — в го-
лове. И постоянно фиксировать,
занимался ли сегодня ребёнок,
что прошёл, если не занимался,
заинтересовать или даже самим
рассказать нужную тему. Не на-
вязчиво, в форме игры, беседы,
а если у вас двое детей, то полез-
но устраивать семинары. Объ-
являть темы семинаров заранее,
сесть всем вместе, семьёй, и каж-
дый расскажет, что он нашёл по
данной теме. Или устраивать
практики, например, день пись-
менных работ.
Конечно, в каждой шко-
ле учитель скажет, какие за-
дания, по какой теме и когда
должен сдать ученик, но жела-
тельно, чтобы у вас была своя
программа обучения, а ещё луч-
ше — «Минимум содержания
образования» по каждому пред-
мету: перечисление тем, которые
обязан учитель объяснить и рас-
сказать ученикам (этот минимум
можно расширять в школе и,
особенно, дома), и «Требования
к усвоению учащимися материа-
ла»: перечисление тем и навыков,
которые ученик должен знать,
«требования» на «пять», их не-
льзя расширять, нельзя требо-
вать от ученика знание темы,
не перечисленной там, что час-
то нарушается в школах: расска-
зывают по минимуму, а требуют
дополнительные знания и навы-
ки. Имея эти документы, их ещё
называют Стандартами образо-
вания по предметам, вы легко бу-
дете контролировать, что нужно
изучить и чему научиться.
Вы можете проходить годо-
вую программу за месяц и не
ждать, когда вам учитель под-
готовит очередную порцию за-
даний. Для вас вначале будет
много работы. Необходимо до-
говориться с учителями о днях
приёма заданий и аттестаций,
лучше немного им доплачивать
за потраченное на ваших детей
время, тогда они быстрее пойдут
вам навстречу. А дома вы долж-
ны заниматься с детьми и конт-
ролировать их до тех пор, пока
у них не выработаются навыки
самостоятельного обучения или
интерес к обучению.
Пишу о программах и обуче-
нии, а у самой уже другие мысли.
Кто-то ещё на этом этапе, и для
него это важно. Я же считаю, что
перевести на семейное обуче-
ние — это схитрить. Ваши дети
всё равно будут учить эти разде-
льные, расчленённые предметы,
проходить программу
обрезова-
ния,
именно «обрезование» у нас
в школах, как говорит мой муж, и
он прав. Главная цель школьной
программы — обрезать все углы
ученика, сделать его удобным
структуре и обществу, приучить
к контролю и подчинению. Я ещё
не видела людей, кому в жизни
пригодились логарифмы или хи-
мические формулы. В жизни —
не на работе. Почему наши дети
должны учить, как квалифици-
ровал растения и какими тер-
минами назвал его части один
академик, хотя у другого может
быть иная квалификация, а ваш
ребёнок всё это может назвать
по своему и будет ближе к ис-
тине, чем они. И, получив аттес-
тат об образовании, ваш ребёнок
пойдёт учиться в высшее учебное
заведение. У профессоров, кото-
рые давно абстрагировались, в
профессии, и на производстве
они не были, в науке тоже пре-
подают сами не знают что и для
чего. А потом вы отправите сво-
их детей трудиться! Чтобы они
ходили на нелюбимую работу и
ждали пенсии... Нет! — возрази-
те вы. Тогда зачем аттестат, зачем
обучение по программе, всё рав-
но в какой форме?..
Детей надо учить, как хозяйс-
тво вести, дом строить, сады вы-
ращивать, травы ведать. Надо
учить тому, что в жизни приго-
дится и что поможет быть счас-
тливыми. А самовыражение,
творчество придут. И сегодня
есть люди, которые пишут изу-
мительные картины без худо-
жественного образования, или
великолепно поют — без оконча-
ния консерватории.
Сама я ещё не пришла к ре-
шению, и пока не знаю, как рас-
программировать своих девочек,
которые уже хотят быть «как
все», говорят про престижные
вузы и работы, они уже боль-
шие для перевоспитания — 7 и 8
классы. Я год уговаривала их пе-
рейти на семейную форму обуче-
ния. Когда я найду слова и способ
повернуть девочек идти своей
дорогой, не как все, я обязатель-
но поделюсь с вами. А пока мои
девочки обучаются, а у меня от
этой системы
обрезования
, ко-
торую я знаю изнутри как учи-
тель и инспектор РОНО, душу
воротит и тоска берёт. И предло-
жение моё остаётся в силе: есть
вопросы, пишите, помогу.
Желаю вам перемен к лучше-
му!
„
„
Светлана Терёхина
г. Пенза
veta-777@yandex.ru
не похожа на ту, которую мы все
знаем и своим детям рассказыва-
ем. Здесь нет и намёка на то, что
старик или старуха к яйцу «пес-
треному, востряному, костяно-
му да мудреному» прикасались,
а тем более — били-били, да не
разбили. Золотое яйцо они толь-
ко лишь увидеть смогли, описать
да оценить по достоинству. Но
ни место определить ему, ни вос-
пользоваться не смогли, может,
просто не успели. Сама куроч-
ка яйцо так положила, что стало
оно лёгкой добычей незадачли-
вой мыши.
Старики лишь смогли эмо-
ционально остро отреагировать
на ту трагедию, что на их глазах
разразилась: в печи пылает, верх
на избе шатается, внучка с горя
с жизнью молодой расстаётся,
священнослужители, о беде про-
знав, символы веры уничтожают
(просвиры, колокола, книги).
О чём предупреждает сказка?
Не о такой ли беде великой, когда
всей жизни на земле конец при-
ходит? Почему кликушествуют
юродивые, почему во все коло-
кола бьют так, что они не выдер-
живают, почему хлеба в печь не
ставят, а уже испечённые раски-
дывают да изламывают?
Действительно,какнипечаль-
но, но при особом стечении «не-
предвиденных обстоятельств»,
а точнее, из-за человеческой ха-
латности жизнь всего человечес-
тва в одно мгновение оборваться
может. Очень хрупкая вещь —
жизнь! Современные события
— техногенные катастрофы, тер-
рористические акты (дед и баба
били-били...) и природные катак-
лизмы (мышка бежала, хвости-
ком махнула...) свидетельствуют
о неотвратимости расплаты за
нашу халатность.
Что же делать? Как быть? Мо-
жем ли мы, простые обыватели,
читающие своим детям сказки,
остановить набирающую силу
разрушительную «цепную реак-
цию»? Убеждена: можем!
Чем больше сказок впитает
подсознание ребёнка, тем более
успешным он будет во взрослой
жизни, тем более будет любить
жизнь. Только взрослому надо
обязательно беседовать с ребён-
ком, задать вопросы, и, самое
важное, услышать ответ.
„
А пока — обр
е
зование