Стр. 11 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 12 (53), декабрь 2008 г.
Родовая Земля
11
ШКОЛА ДОМА
К
огда мои дети пошли в школу, я
увидела, как быстро они изме-
нились: стали менее терпимы друг
к другу, раздражительнее, развяз-
нее, небрежными в отношениях
со мной и друг с другом. Я видела,
как мало в школах дают пищи для
души, для творчества, для разви-
тия способностей, которые разные
у каждого. Старшая дочка как-
то сказала: «Мам, я как биоробот.
Утром встала — в школу, потом
— обед, уроки, ужин — спать».
Иногда я не успевала просто пого-
ворить по душам с собственными
детьми! Что уж говорить о заня-
тиях по душе, о совместном чте-
нии книг, о весёлых играх!.. Да,
не получался «праздник каждый
день», как мечталось… Затягива-
ла рутина — проверка домашних
заданий, объяснение непонятно-
го материала, расстройство из-за
плохих отметок…
А дети-то — живые, подвиж-
ные, умные. Я чувствовала, что
они отдаляются от меня, да и от
себя, в общем-то. Хотя старшую
голыми руками не возьмёшь, она
вся ушла в чтение книг, почти не
училась. Я старалась сажать её за
домашние задания, что-то объ-
яснять — безполезно. Встречала
слёзы и сопротивление. Она чита-
ла книги, огородясь учебниками,
или запиралась в туалете и читала
там… Учебники ей были не инте-
ресны, и когда я стала просматри-
вать их, вчитываться, то поняла
дочку. Я запуталась даже в поня-
тиях и правилах по русскому язы-
ку, хотя всегда чувствовала себя с
ним как рыба в воде!
В общем, забрала я ребят из
школ (у меня старшие — три доч-
ки, и все учились в разных школах
— старалась их определить, исхо-
дя из способностей).
Первым делом мы с мужем
пошли в Департамент образова-
ния (адрес и телефон нам дали в
районной Управе). Там нам сказа-
ли, что лучше всего договаривать-
ся с директором школы, к которой
мы прикреплены по месту жи-
тельства. Муж в Интернете нашёл
закон о домашнем образовании,
и мы его внимательно изучили —
действительно, родители имеют
право перевести своих детей на
домашнее обучение.
В 1992 году закон уравнял не-
сколько форм образования: госу-
дарственное, экстернат, семейное
и самообразование. В статье
52-1 Закона сказано, что право
дать ребёнку образование в се-
мье предоставляется всем родите-
лям (или лицам, их заменяющим).
В 1994 году Министерство образо-
вания РФ утвердило «Примерное
положение о получении обра-
зования в семье». Согласно ему,
перейти на семейную форму об-
разования можно на любой ступе-
ни обучения. И наоборот, в любой
момент можно продолжить его в
школе. Я забрала девочек, когда
они перешли в 8-й, 7-й и 3-й клас-
сы. Прочитала закон, поняла, что
ничем не рискую (хотя мне не раз
потом приходилось отвечать на
запугивания типа: «А что будет, ес-
ли не справитесь?»), всегда можно
вернуться к школьному обучению.
Д
олжна сразу сказать, что снача-
ла директор школы встретила
нас настороженно. Сверилась с на-
шимадресом, действительнолимы
прикреплены именно к её школе.
Увидев, что это так, расстроилась.
Я стала говорить с ней доброжела-
тельно, пытаясь найти понимание
и поддержку. Объяснила, что де-
тям не хватает времени для заня-
тий по развитию индивидуальных
способностей, что, когда они ходят
в школу, то часто болеют, что они с
разной скоростью усваивают ма-
териал и поэтому было бы проще,
Паустовского, Антуана Экзюпери.
Мы устраиваем вечера поэзии,
авторской песни. Они показы-
вают домашние спектакли, мно-
го рисуют. Если я рассказываю
им о декабристах — даю потом
посмотреть фильм «Звезда пле-
нительного счастья», стараюсь,
чтобы мысли, события, знания
захватили их чувства — тогда
они запоминают легко и надолго.
Ещё они посмотрели фильмы:
«Дом, который построил Свифт»,
«Олеся», «Куда приводят мечты»,
«Жизнь прекрасна», много старых
добрых фильмов: «Старая, старая
сказка», «Сказка, рассказанная
ночью», «Безымянная звезда»,
«Офицеры»...
Мыустраиваеммного спортив-
ных игр и состязаний, потому что
на личном опыте убедилась: боль-
ше 2-х часов не стоит давать детям
сидеть над заданиями, они устают,
внимание рассеивается, да и сооб-
ражалка уже не та. Тут и прыжки,
и приседания, и различные эста-
феты, борьба, отжимания, вис на
турнике (кто дольше?), задержка
дыхания (кто выдержит послед-
ним дольше всех без воздуха: для
здорового организма — не менее
45 сек.); прыжки на батуте, ходьба
на руках—«тележкой», танцы, ки-
дание мяча в ворота, в ведро, друг
другу; «вышибалы», салки, прыж-
ки в мешках, обстреливание друг
друга из бутылок с брызгалкой, иг-
ра ватными шариками в «снежки»,
игра в «резиночку», с прыгалками,
в «классики»; пытаемся принять
заковыристые йоговые позы — и
смеёмся!
Из творческих заданий — уга-
дывание фигур с закрытыми гла-
зами,
придумывание
рифмы,
сравнения к словам.
Вот несколько примеров моих
творческих заданий.
1. Изобрази или напиши свою
молитву Богу — в стихах, прозе,
песне, танце, рисунке…
2. Придумай сказку, действу-
ющими лицами которой были бы
следующие персонажи: арбузный
хвостик, Удача, дырка в стене, вос-
точная свеча, быстрый взгляд, пи-
жама.
3. Придумай 3–5 способов ус-
покоить плачущего ребёнка.
4. Почему облетают осенью
листья с деревьев? Что было бы,
если бы они оставались?
5. Придумай 5 универсальных
самоуспокоителей-развеселите-
лей.
6. Придумай розыгрыш.
7. Уговори меня купить ка-
кую-нибудь совсем безполезную
вещь, например, рваную картон-
ную упаковку. Попробуй описать
её достоинства, найти способы её
использования.
8. Из фильма «Дом, который
построил Свифт»: «Подняться к не-
бу—вот работа, Подняться к небу
— вот это труд». Подумай, какие
у тебя будут ступени к небу? Что
возьмёшь с собой в дорогу?
9. Напиши сценарий своей
жизни.
10. Изобразите сказку (без
слов), а я должна буду её отгадать.
Вообще, заниматься дома с де-
тьми — это так радостно, такой
простор для фантазии, творчест-
ва, открытий! Я словно заново уз-
наю своих детей, бывают моменты
потрясения их мудростью, интуи-
цией. Теперь мы живём полной и
радостной жизнью.
„
От редакции.
Этот матери-
ал Ольга написала специально для
«Родовой Земли». 19 ноября в их се-
мье родился шестой ребёнок —
Полина. Как и все детиМакаровых,
девочка появилась на свет дома
—роды принимал муж Ольги.
Поздравляем эту необычную
семью с рождением дочки! Пусть
каждый их день будет наполнен
Радостью, Счастьем, Любовью!
Наши дети
открываются
заново
если бы они сдавали экзамены по
своей индивидуальной програм-
ме. Я не говорила о том, что мне в
принципе не нравится система об-
разования, сложившаяся в совре-
менных школах, профессионализм
учителей или программа. Мне ка-
жется, лучше постараться сделать
директора и учителей своими со-
юзниками. Хотя я упомянула, что
была в Департаменте образова-
ния, читала закон и знаю, что от-
казать они не имеют права. Потом
постаралась внимательно выслу-
шать директора. Её, как я поняла,
волновало прежде всего 3 пункта:
1) нам с мужем надо выплачивать
зарплату в случае перевода на се-
мейное обучение — тут я её ус-
покоила, что денег нам не надо;
2) надо составлять расписание
промежуточных и аттестацион-
ных экзаменов, заверять его у ад-
министрации (с точным указанием
даты, времени, места проведе-
ния) — так и полагается по закону;
3) оформление множества доку-
ментов, зачастую непривычных.
Она предложила нам домашнее
образование — при этой системе
ребёнок приходит несколько раз
в неделю в школу и занимается ин-
дивидуально с учителем, ему дают
самые основные понятия, разби-
рают сложный материал. Но такое
образование предусмотрено для
детей, которые не могут посещать
школу по медицинским показани-
ям, существует специальная форма
медицинской справки, по которой
оформляют детей на такой вид
обучения. Директор нас уверила,
что дети школу посещать будут не
часто, а головной боли меньше. Но
в конце концов мы договорились,
что дети наши будут зачислены на
общих основаниях, но обучать мы
их будем дома с мужем, в школу
они будут ходить сдавать экзаме-
ны по мере усвоения материала,
тогда, когда это удобно нам и учи-
телям по конкретным дисципли-
нам. При любых возникающих
трудностях мы можем обратить-
ся к директору или завучу. Но всех
учителей наших предупредили о
ситуации, и пока мы встречаем
спокойное, доброжелательное от-
ношение, никаких трудностей нет.
Дети, получающие образова-
ние в семье, по закону должны
быть зачислены в школу на общих
основаниях по заявлению родите-
лейс указаниемвыбраннойформы
обучения. Личная карта ребёнка и
результаты аттестаций сохраняют-
ся в школе на протяжении всего
срока обучения. Поскольку ребё-
нок, переведённый на семейную
форму обучения, остаётся припи-
сан к конкретной школе, то также
ему предоставляются бесплатные
учебники, как и остальным, при
необходимости должна быть пре-
доставлена методическая и кон-
сультативная помощь, учителя
обязаны принимать у него годо-
вые и выпускные экзамены.
Проверять знания ребёнка
можно раз в четверть, раз в по-
лугодие или год. Родители имеют
право присутствовать на итоговых
экзаменах. Это важно в случае, ког-
да отношения между педагогами и
администрацией
напряжённые;
если возникнет необходимость
апелляции, так будет легче сфор-
мулировать свои претензии. Ре-
бята сдают экзамены за 9-й и 11-й
классы в общем порядке и получа-
ют аттестат государственного об-
разца. Так же, как и остальные, эти
дети могут претендовать на золо-
тую и серебряную медаль.
Т
еперь об организации наше-
го дня. Я — мама, не учитель, а
друг, я тоже познаю и учусь вместе
сдетьми, делаюошибки (они, хохо-
ча, мне их показывают), когда они
что-то не понимают, я спокойно
им объясняю, столько раз, сколь-
ко нужно, стараясь, чтобы они не
испытывали вины, если что-то не
поняли сразу (что делают учителя
в школах). Их самооценка возрос-
ла, наши отношения стали очень
доверительными, нежными — я
заметила, что дети во всём стре-
мятся мне помочь, поддержать. Я
удивилась, что они очень ответс-
твенно подошли к самообучению,
встают и почти сразу берутся за
занятия. Честно говоря, думала,
что мне надо будет их строго к это-
му приучать. Они стали увереннее
в себе и более ответственны.
Утром после зарядки с элемен-
тами йоги мы садимся все вместе
решать логические задачки — в
качестве умственной разминки.
Сейчас издаётся много книг с ма-
тематическими играми и голово-
ломками. Я стараюсь подобрать
для детей наиболее интересные, и
чтобы они смогли их решить (ре-
шаю сама предварительно). Для
занятий по логике нам помогают
книги: «1000 заданий для умников
и умниц»; А. Бокатов, С. Сергеев
«Детская йога»; Харшман Эдвард.
«Необычные головоломки. Разви-
тие нестандартного мышления»;
Смирнов В. Ф. «Путешествие в
страну тайн» и др.
По математике я использую
учебники Петерсона, за 7, 8 клас-
сы — Мордковича. По русскому
языку — старые учебники, 70-х–
80-х годов, плюс различные игры
по словообразованию: «Кто боль-
ше придумает слов на один корень,
суффикс и т. д.», а также энцикло-
педию Аванта+ по русскому языку
и словообразованию. Мы расшиф-
ровываем скрытые значения слов,
придумываем новые слова, изу-
чаем историю их возникновения.
Хорошо, что сейчас много литера-
туры по этому вопросу, например:
«От серьёзной науки до словесных
шуток» (Л. А. Введенская, Н. П. Ко-
лесников), Успенский Л. В. «Слово о
словах»идр. Вобучениимыисполь-
зуемжурналы «А почему?», «Чудеса
и тайныпланеты Земля», на истори-
ческую тему—«Ларец Кто», по гео-
графии—«Путевой журнал».
Задавшись целью, вы всегда
найдёте множество книг, которые
будут питать ум и душу ваших де-
тей.
Мои девчонки читают Пушки-
на, Лермонтова, Тургенева, Забо-
лоцкого, Блока, Мандельштама,
Бродского, Пастернака, Андерсе-
на, Дж. Лондона, О’Генри, Шекс-
пира, Чехова, Сомерсета Моэма,
Семья Макаровых.
„
Ольга Макарова
г. Москва