Стр. 15 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 12 (53), декабрь 2008 г.
Родовая Земля
15
масленичное ряженье в разнооб-
разных зверей. Получается так,
что сам обычай ритуального пе-
реряживания и на святки, и на
Масленицу оказывается прочно
связанным с Велесом в его пер-
вичной ипостаси звериного бога.
6.01. Турицы Зимние
Посвящены Туру, сыну Ве-
леса и Мокоши, покровителю
игрищ, веселья, гаданья, пля-
са, буйности и страсти. В этот
день гадают на весь будущий
год, так как праздник закрывает
зимние святки. 12-й день святок
соответствует 12 месяцу года.
Гадания происходят под вечер, с
наступлением темноты. Вообще
числа 6 и 12 посвящены Велесу,
Мокоши — число 5. Поэтому га-
дают ещё и 5 стужня (5.01). Со-
бирают снег для отбеливания
холстины (Мокошь — покрови-
тельница ткачества ирукоделия).
Снег, собранный в этот вечер,
брошенный в колодец (Мокошь
— покровительница святых ко-
лодцев и источников), может со-
хранить воду на весь год.
18.01. Интра
Интра (Змиулан, Индрик-
зверь), брат-противник Змея
Ящера, — бог источников, ко-
лодцев, отец зверей, змей, бог-
тучеводитель. Ночью колдуны
заговаривали от него трубы (то
же самое потом проделывали от
злых ведьм), по которым Зми-
улан проникал в дом. В «Коло
Свароже» (годовом круге) ночь
Интры-Змиулана
приходится
напротив Дня Перуна. За дока-
зательства существования под-
земных стад Интры принимали
останки мамонтов и других вы-
мерших животных. Возможно,
что и сам образ Интры-Едино-
рога сложился ещё в те времена,
когда наши предки воочию на-
блюдали живых чудищ: мамон-
тов и шерстистых носорогов.
Эти времена отстоят от нас не
более, чем на 500 поколений. Тем
паче, что человек жил в их окру-
жении десятки тысячелетий, и
это не могло не отложиться в ро-
довой памяти.
28.01. Кудесы
«Кудесами» назывался день,
в который необходимо было
ставить гостинцы для домово-
го. Если этого не сделать (то есть
не почтить предков), домовой
из доброго превращался в ли-
хого. И с этого дня во дворе всё
идёт навыворот, беды одолева-
ют семейство. Для смирения до-
мового после ужина оставляют
горшок каши, обложив его го-
рячими углями. Будто бы ровно
в полночь домовой выходит из-
под печи и ужинает. С той поры
он весь год — смирный.
Журнал
«Ведическая культура».
КАЛЕНДАРЬ
Баженова И.
Соломоновы руко-
писи
. 204 с. — 60 руб.
«Сам себе построю дом»
. Сост.
А. Сапронов. 176 с. (илл.) — 56 руб.
«Сотворим с любовью, или
Как обустроить своё поместье»
.
Сост. А. Сапронов. — 55 руб.
Хольцер Зепп.
Аграрий-револю-
ционер
. 176 с. (цветные илл.) — 155
руб.
Юнязова О.
Это всего лишь сон.
Часть 1. 188 с. – 60 руб.;
Цветок
папоротника.
Часть 3. 196 с. – 60
руб.
Зайцев В.
Моей любимой. Сти-
хи английских поэтов.
128 с. –
100 руб.
Юдины В. и С.
Мой друг – Не-
бо...
216 с. – 50 руб.
Медиков В.
Национальная идея.
294 с. – 50 руб.
Перьков А.
Севкины знакомс-
тва. Побывальщины для детей.
64 с. – 64 руб.
Владимиров В.
Дольмены Ге-
ленджика.
2-е изд. 64 с. – 30 руб.
Корелин А.
Тайный смысл сло-
гов русского языка.
126 с. — 245
руб.
Зайков Д., Звягинцев М.
100 рас-
пространённых вопросов по
оформлению земли.
Юридичес-
кая консультация для граждан. 190 с.
— 145 руб.
Цены указаны без стоимости доставки.
Для заказа книг используйте наиболее
удобный для вас способ:
КРУГЛОСУТОЧЫЙ АВТООТВЕТЧИК:
8-960-650-9990
- письмо на адрес редакции с указанием
названия, количества экземпляров, почто-
вого адреса, телефона;
- факс (4862) 75-27-46;
- e-mail: book@orel.ru.
Все заказы отправляются наложенным
платежом.
Полный перечень и дополнительная ин-
формация – на сайте www.orel.ru/book.
КНИГИ
издательского центра
Светланы Зениной
Отпечатано в ОАО
«Типография «Труд».
302028 Орёл, ул. Ленина, 1.
Объём: 4 п. л. Заказ № 7552.
Тираж 3000 экз.
Юридическую поддержку издания осуществляет Общественное объединение научных работников «Институт правоведения «Ра». Все права защищены.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются. При перепечатке материалов ссылка на газету обязательна. Редакция может не разделять мнение авторов.
За содержание материалов рекламного характера редакция ответственности не несёт.
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного
наследия. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС77-22608. ISSN 1999-2726. © «Родовая Земля», 2008
Учредитель –
Светлана Зенина
Главный редактор –
Светлана Савельева
Редакционная коллегия:
Дан Зенин,
Светлана Зенина, Андрей Лебёдкин.
Адрес редакции:
Россия, 302001 г. Орёл, ул. Черкасская, 36-168.
Тел./факс:
(4862) 75-27-46.
Эл. адрес:
book@orel.ru,
rod-zem@orel.ru – материалы для публикации, объявления.
Сайт издательства:
www.orel.ru/book.
Skype:
dan_zenin
Подписной индекс 60041 по каталогу МАП «Почта России»
Электронная версия:
http://www.esmi.subscribe.ru
Новости издательства:
http://subscribe.ru/catalog/media.news.press.rodzemizdat
1.01. Новый год
Новый год — единственный
Славянский праздник, который
отмечается на государственном
уровне в Славянских государс-
твах. Когда-то давным-давно бог
лютого холода Морок ходил по
селениям, насылая крепкие мо-
розы. Поселяне, желая оградить
себя от стужи, ставили на окно
подарки: блины, кисель, печенье,
кутью. Теперь же Морок превра-
тился в этакого доброго старичка
Деда Мороза, который сам раз-
даёт подарки. Таким он стал сов-
сем недавно, в середине XIX века.
Между прочим, в украшении
ёлки есть глубокий обрядовый
смысл: в вечнозелёных расте-
ниях, по поверьям, живут духи
предков. Поэтому, украшая ель
сладостями, мы приносим дары
своим предкам. Такой вот древ-
ний обычай.
Новый год, как и Щедрец —
семейный праздник. В этот день
лучше навестить своих родных.
Во времяпразднованияпроизно-
сились заклинания на весь буду-
щий год и одновременно с этим
проводились гадания о будущем.
Число 12 чаще всего встречается
именно в новогодней обряднос-
ти: 12 «старцев», руководящих
ритуалом; 12 снопов, по которым
гадают о будущем урожае; вода
из 12 колодцев для подблюдных
гаданий; священный огонь «бад-
няк» горит 12 дней (шесть дней в
конце старого года и шесть в на-
чале нового).
Торжественный цикл ново-
годних обрядов начинался вос-
поминаниями о прошлом (пение
старинных былин), а завершал-
ся гаданиями о будущем. Имен-
но конец святок, знаменитый
«крещенский вечерок», считал-
ся наиболее удобным временем
для вопрошания судьбы. Для
январских заклинаний и гада-
ний, связанных с подблюдными
песнями, требовались специаль-
ные сосуды для священной во-
ды, в которую опускали золотое
кольцо. Аграрно-магический ха-
рактер этих гаданий достаточно
выяснен трудами В. И. Чичерова:
одной из главных подблюдных
песен являлась «слава хлебу».
Вода и золото — обязательные
атрибуты новогодних гаданий,
так же, как вода и солнце, они
обеспечивали древнему славя-
нину урожай.
1 вариант 2 вариант
Январь
Просинец Стужень
Февраль
Сечень Лютень
Март
Сухый
Березень
Апрель
Березозол Кветень
Май
Травень Травень
Июнь
Кресень Червень
Июль
Червень Липень
Август
Серпень Серпень
Сентябрь
Рюень
Версень
Октябрь
Листопад Жёлтень
Ноябрь
Грудень Листопад
Декабрь
Студень Грудень
Здравствуй, дорогая ре-
дакция! Недавно со мной про-
изошёл
необычный
случай.
Хотите верьте хотите нет,
но этой осень в тайге я встре-
тилась с женщиной, которая
по описанию похожа на Анас-
тасию.
Я ездила к своим друзьям
на север Томской области. Гу-
ляя по лесу и собирая шишки, я
не заметила, как заблудилась.
Сначала я думала, что зашла
не так далеко и смогу найти
дорогу обратно. Целый день
ходила по лесу, к вечеру совер-
шенно вымоталась. Отча-
явшись, села под кедр, чтобы
отдохнуть, и уснула. Просну-
лась от приятного ощущения.
Передо мной стояла молодая и
очень красивая светловолосая
женщина. На ней было только
простенькое платьице и всё,
даже на ногах ничего не было.
Она поздоровалась со мной и
сказала, чтобы я пошла за ней.
Я встала, и мы пошли. Вскоре
она привела меня к тропинке
и сказала, чтобы я шла по ней
и никуда не сворачивала. Мы
попрощались. Я поблагодари-
ла её и пошла, мы ещё даже друг
другу помахали на прощание.
Дома я рассказала про
этот случай друзьям, но они
не поверили. А мне было не до
шуток, ведь я чуть не пропа-
ла в тайге.
С уважением
Екатерина.
г. Новосибирск.
VlucheAnastasii@mail.ru
Случай в тайге
Грядёт 7517 год от сотворения
Мира в Звёздном Храме.
Славянский месяцеслов
1.01-6.01. Велесовы дни
Велесовы дни — Волосовы
дни — совпадают с христиан-
скими святками. Вполне воз-
можно, что моления Велесу не
ограничивались только заклю-
чительным днём зимних свя-
ток, а начинались с нового года
и продолжались все те шесть
дней января, которые отмечены
«разгулом нечисти». В пользу
этого говорят болгарские ново-
годние обряды, в которых учас-
твовали 12 «старцев», одетых
в звериные и скотские маски и
обвешанные по поясу коровь-
ими бубенцами-боталами. Эти
старцы — сурвакары (иногда их
именовали «медведями») — схо-
дились в ночь под новый год из
разных деревень в село и начи-
нали своё длительное и много-
образное действо, состоящее из
заклинательных обрядов и сра-
жения двух партий ряженых.
Второго января болгары про-
водили особый «воловий празд-
ник», когда прежние сурвакары
и колядники очищали стойла и
хлевы. Последним днём святок у
болгар было 7 января, когда во-
жак колядников угощал свою
дружину, являвшуюся в масках;
обязательной была маска медве-
дя. По всей вероятности, святки
делились на две половины: пер-
вая (включая новогоднюю ночь)
была посвящена будущему уро-
жаю и гаданию о замужестве, а
вторая (начиная с новогодней
ночи) была связана со скотом и
зверьем и представляла собой
«Велесовы дни». Велес мог высту-
пать и в виде медведя, «лесного
царя», и в виде быка-тура, пред-
ставителя рогатого богатства.
Болгарские сурвакары в шкурах,
живописных звериных масках,
со скотьими колокольчиками у
пояса и с ярко-красными жезла-
ми в руках весьма ощутимо вос-
крешают облик древних жрецов
Велеса. В святочной славянской
обрядности имя Велеса уже не
упоминается, но под Новый год и
на масленицу в песнях упоминал-
ся Тур; по селам водили быка, в
маскарадах участвовали рогатые
маски, именуемые «туром». Не
лишено вероятия, что у древнего
Велеса могли быть две звериных
ипостаси: более архаичная, охот-
ничья — медведь (сохранённая
на Севере) и несколько более поз-
дняя, связанная с скотоводством,
— тур, встречаемая в южных сла-
вянских областях от Украины до
Далмации (Югославия).
Введение христианства долж-
нобылоналожить строгийзапрет
на имя популярного славянского
бога и могло содействовать по-
явлению в святочных песнях та-
кого новообразования, как тур,
турицы. У русских и у балтов (ла-
тышей) в качестве новогоднего
персонажа известен Овсень. Ла-
тыши празднуют Усинь главным
образом на юрьев день, весною.
Происхождение термина спор-
но; может быть, о-весень (как о-
лешье, о-пушка) — преддверие
весны.
Несмотря на календарную
близость «Велесовых дней» и Ов-
сеня едва ли следует сближать их.
Связь Велеса с зимними святка-
ми объясняет не только обря-
довое печенье в виде домашних
животных, но и ряженье, одева-
ние звериных масок в святочные
дни, пляски в вывороченных ту-
лупах. Старые авторы оставили
красочные описания святочных
маскарадов, когда люди «на тых
же своих законопротивных со-
борищах и некоего Тура-сатану...
воспоминают и иныи лица своя
и всю красоту человеческую (по
образу и по подобию божию со-
творённую) некими харями или
страшилами, на дия-вольский
образ пристроенный, закрыва-
ют...». В другом поучении в бо-
лее общей форме говорится: «...
мы саме ся от человек в звери ся
прелагаем».
Ряженье в звериные маски и в
вывороченные тулупы произво-
дилось дважды в год—на зимние
святки и наМасленицу; оба срока
связаны с солнечными фазами —
зимним солнцестоянием и весен-
ним равноденствием (Масленица
ежегодно сдвигается со своего
исконного места церковным ка-
лендарем). Дохристианская Мас-
леница по времени совпадала
с архаичными комоедицами —
праздником пробуждения мед-
ведя, когда, как уже говорилось,
белорусы плясали ритуальный
танец в шубах мехом наружу. Не-
сомненная сопряженность Ве-
леса с медведем, установленная
рядом исследователей, позволяет
связать с этим «скотьим богом» и