Стр. 4 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 12 (53), декабрь 2008 г.
Родовая Земля
4
В ПОСЕЛЕНИЯХ
СветоРусье:
„
Герман Арутюнов
Корреспондент журнала
«Человек и природа. XXI век»
german1552@mail.ru
В
ы сходите с шоссе, и перед
вами открывается типично
русская картина: дорога, уходя-
щая вдаль по дуге, вокруг поля,
поля, а на горизонте берёзовая
роща. Спешить не хочется, от
таких просторов, такой красо-
ты щемит сердце. Час неспеш-
ной ходьбы по этой дороге, и
начинаются дома. Но они идут
не плотно, как в обычной дерев-
не, а свободно, как хутора.
Это и есть Родовые поместья
поселения СветоРусье — в 120
км от Екатеринбурга. Закончен-
ные дома пока ещё можно пере-
считать по пальцам, да и в тех
предстоит внутренняя отделка, а
народ живёт в баньках да палат-
ках. Большинство же участков
— это просто поля с колышка-
ми, обозначающими границы
самого поместья, будущего дома
и других построек, сада, огоро-
да, пруда и т. д.
Меня встречали Полина Эт-
ман и Юля Притчина, одна би-
олог по образованию, вторая
— журналист. Водили по посе-
лению и рассказывали.
На месте СветоРусья рань-
ше была обычная деревня, от
которой теперь осталось все-
го несколько строений. В одном
из выкупленных поселенцами
пустых домов и располагается
теперь «Семейная школа» — ор-
ганизационный и культурный
центр поселения, где проходят
собрания, встречи, тренинги по
практике жизни в поместье, поз-
навательные игры. Здесь прини-
мают гостей, смотрят фильмы,
мамы-педагоги занимаются с де-
тьми уроками и ремёслами. Уже
по листам ватмана на стенах
можно судить об атмосфере в по-
селении, о нравах и настроениях.
И, если говорить о том, где вита-
ет дух СветоРусья, то, наверное,
именно здесь, в «Семейной шко-
ле». Вот, например, лирический
портрет СветоРусья — каким
оно будет через несколько лет,
чья-то проба пера:
«Сверху Све-
тоРусье выглядит зелёным оази-
сом, обрамлённым с трёх сторон
живой изгородью шириной около
50 метров, а с четвёртой сто-
роны — лесом. Центром поселе-
ния является «Семейная школа».
Различные мастерские рассредо-
точены по Родовым поместьям.
…Бывают моменты, ког-
да мы спешим, чтобы встре-
титься, собраться вместе.
Одеваемся в светлые одежды с
вышивками, на головах — венки
из пахучих трав и цветов. Зна-
чимость встреч всегда разная.
Например — слиться воедино с
энергией людских желаний. Си-
лу коллективной мысли можно
направлять на всё, что хочет-
ся сотворить и с чем интересно
взаимодействовать.
Главное для нас, для поселения
в целом — жить в гармонии с ве-
ликой энергией Любви. К ней —
особое уважение. Своим светом
она отражается в лицах, напол-
няет пространство и струится
во вселенские просторы, а затем
благодарным светом возвраща-
ется на Землю...»
.
Здесь же и более прозаи-
ческие документы, отражаю-
щие жизнь поселения: цифры
бюджета (сколько и на что пот-
рачено), протоколы собраний,
перечень и стоимость работ, ко-
торые выполняла та или иная
семья. Всё наглядно.
З
а два дня пребывания в посе-
лении мне посчастливилось
пообщаться с несколькими се-
мейными парами. Артём Зингер
и Таня Волкова; Салават и Свет-
лана Мавлютовы; Женя Попов и
Лена Елисеева; Саша Хуан и Таня
Шергина; Игорь и Оксана Сыс-
ковы... Все они разные, и по ха-
рактеру, и по взглядам на жизнь,
на своё Родовое поместье, у всех
разные планы. Разные и учас-
тки: у кого с — болотом, у кого
— с холмами, у кого — равни-
на. Поэтому одни хотят в своём
поместье сохранить уголки ди-
кой природы, другие — нарыть
прудов, третьи — разбить сады.
Но всех объединяет одно самое
главное желание — жить на при-
роде, обустраивать мир своими
руками, видеть результаты сво-
их усилий. У всех — свет в глазах,
энергия, интерес к жизни. «Я два
года работал в банке, составлял
договоры, — рассказывает эко-
номист Игорь Сысков. — Сам я
из деревни, и хотя с родителями
жил в городе, всё лето проводил
у бабушки в башкирском селе.
Когда появились книги Мегре,
увлёкся идеей своего Родового
поместья, два года читал всё, что
мог найти на эту тему, а потом
ушёл из банка, потому что бы-
ло ощущение, что жизнь уходит,
идёт мимо тебя. Вроде что-то де-
лаешь, но—не главное, не сущес-
твенное. А тут друг предложил на
фасаде поработать: замешивать
раствор, красить, штукатурить.
Потом не раз брали подряды… С
прошлого года, когда стал здесь
жить, появилась возможность и
подрабатывать. Некоторые здесь
наездами бывают, пока не мо-
гут бросить работу в городе. И у
них самих нет времени строить-
ся. Поэтому мы с ребятами соб-
рали бригаду (я, Артём, Артур), и
строим таким поселенцам дома.
Вот и источник дохода.
— Некоторые считают, что
для создания своего поместья
нужны какие-то невероятные де-
ньги, —продолжает Игорь. —Но
на самом деле, я в этом на прак-
тике убедился, всё зависит от че-
ловека, от его потребностей, а не
от суммы. Кому-то нужен дво-
рец, кому-то — небольшой до-
мик 3х3, а кому-то — и бытовки
достаточно, чтобы здесь жить и
налаживать хозяйство.
Я начинал, у меня было все-
го 80 тысяч рублей, и я постро-
ил вот этот временный домик и
ещё сарай, всё — за 60 тысяч. И
нам с женой Оксаной пока это-
го достаточно, чтобы жить и
параллельно строить капиталь-
ный дом («лисью нору»). По
ходу постоянно возникают воз-
можности все траты компенси-
ровать, зарабатывая на разных
заказах. Причём без надрыва,
без гонки за куском хлеба.
Скажем, я месяц строил дом,
подустал, и мне теперь больше
хочется заниматься чем-то дру-
гим, менее напряжённым, чтобы
ощутить ритм жизни, почувс-
твовать его. Потому что, когда ты
в напряжении, ощущение жизни
притупляется. В городе это не
чувствуешь, а здесь — заметно.
Строя дом, я гнал себя, чтобы за-
кончить его до зимы. Апотом по-
думал: а зачем? кто меня гонит?
И сразу стало комфортно на ду-
ше. Стало больше идей в голову
приходить. Они и так приходят,
но когда ты духовно свободен…
То есть творческий потенциал у
свободного человека выше. Хо-
чется, например, самому собрать
сруб и сделать его по старинным
технологиям. То есть и по срокам
рубки деревьев, и по их высы-
ханию, и по порядку укладки, и
прочее. Есть идеи и по художест-
венному украшению дома.
Конечно, пришлось себя су-
щественно поменять, прежде
всего — психологически. Ведь
мы привыкли мыслить так: что-
бы жить, нужны деньги…
Начиная жить здесь, преодо-
леваешь в себе барьер города. По-
ка многие работают там, а сюда
только наезжают, у них есть внут-
ренний страх: ничего не обуст-
роено, людей пока мало, как мы
сюда переедем? Но сейчас, когда
здесь нас становится всё больше,
этот страх проходит…».
Кто-то, послушав Игоря, мо-
жет сказать, что философия и
эксперименты это хорошо, но
реальная жизнь в деревне на-
много прозаичнее, и проблем
здесь немеряно. Так оно и есть.
«Больше шансов приехать
сюда и здесь остаться у тех, кто
хорошо перед этим подумал, под-
готовился, —говорит Полина Эт-
ман. — Ехать без денег, мол, вот
я, приехал, —это пустой номер. В
среднем поставить здесь дом сто-
ит тысяч 400. А кроме дома ещё и
коммуникации: гараж, баня, хоз-
блок, мастерская, пруды, питом-
ники с саженцами, сад, огород…
Поэтому нужен материальный
задел. Как минимум — тысяч
200, а лучше — 500. На эту сум-
му можно построиться, не считая
ежедневного проживания, в сред-
нем— тысяч 5 в месяц на челове-
ка. То есть люди приезжают сюда
с готовыми накоплениями или,
продавая недвижимость. Многие
продолжают работать, основной
заработок — на стройках, в горо-
де или в области…».
«Типичный пример — пред-
приниматель из города Бог-
дановичи
Игорь
Казанцев,
— добавляет Юля Притчина.
— Вон у него деревянный за-
мок-коттедж, там все удобства:
паровое отопление, горячая во-
да. Рядом — гараж. Игорь за-
нимается строительством, ему
всего 20 минут дороги: ездить
на объекты, принимать заказы,
а жить — здесь. И это вариант,
который нам с мужем интере-
сен. Поэтому мы переезжать не
торопимся. Пытаемся наладить
предпринимательство,
кото-
рое можно через Интернет регу-
лировать и не зависеть от того,
где ты живёшь. То есть надо за-
ниматься делом, которое те-
бе интересно, приносит доход
и позволяет содержать Родовое
поместье. Потому что жить чис-
то натуральным хозяйством не-
возможно. Как Мегре писал: что
идеальное поселение — это ког-
да 50 процентов — предпри-
ниматели, не только имеющие
какое-то дело, но главное—име-
ющие такой склад ума. Они мо-
гут выжить в любых условиях,
не потеряются в новой ситуа-
ции, которая может тут возни-
кать постоянно».
Н
асущный вопрос — как хо-
зяйствовать? Не случайно
обитатели СветоРусья подчер-
кивают, что не вкалывать и над-
рываться они собираются на
этой земле (что считается нор-
мой для деревни), а жить радос-
тной и полноценной жизнью.
Заметно влияние идей австрий-
ского фермера-агрария Зеппа
Хольцера, который доказал, что,
если не бороться с природой, а
вписываться в её процессы, то и
усилий нужно намного меньше.
Поселенцы действительно учат-
ся у природы.
«Я — биолог по образова-
нию, — показывает свои грядки
Полина Этман, —и всё время эк-
спериментирую с посадками, са-
жаю морковку, картошку, лук с
соломой. То есть сверху нагре-
баю на грядку солому и под неё
что-то сажаю. Земля закрыта, не
выветривается и не истощает-
ся, солома в то же время являет-
ся удобрением. И не поливаю, не
пропалываю, не окучиваю. Хо-
тя, надо признать, когда один
раз прополола, картошка круп-
нее получилась. И потом легко
собирается урожай — разгрёб
солому, а там чистая хорошая
картошка. Но тут есть тонкость:
солома нужна без семян. Значит
надо скашивать траву, когда се-
мян нет. То есть надо знать, ког-
да что делать, это экономит силы.
Вот для чего нужен народный
Салават и Светлана.
Артём, Тарьяна и Максимка.