№ 9 (62), сентябрь 2009 г.
Родовая Земля
11
ТРАДИЦИИ
П
публикация в июньском номе-
ре «Родовой Земли» о народ-
ном костюме вызвала у меня воспо-
минания о поездке в Рязанскую об-
ласть вместе с Павлом Ивановичем
Кутенковым, который уже не один
десяток лет собирает по России ста-
ринную одежду. Коллекция у него
немалая, а весной он защитил дис-
сертацию по яргической символике
в народной культуре.
Около полугода я знакома с Пав-
лом Ивановичем, а произошло это
так. Одна из моих учениц рассказала,
что случайно попала на ведическую
конференцию, где встретила челове-
ка, показавшегося ей необычным. Он
представился военным, подполков-
ником, и тут же начал раскладывать
старинную женскую одежду—панё-
вы — пышные юбки тёмного цвета с
«глазами». «Глаз» — это клетка, тон-
кие вертикальные и горизонтальные
линии из белых, зелёных или крас-
ных нитей. Размер клетки и их коли-
чество разное в разных сёлах. Но и в
одном селе можно увидеть отличаю-
щиесядруг от другапанёвы—празд-
ничные, более пышные, повседнев-
ные — попроще. А праздники про-
должались по три дня, и для каждо-
го дня — своя панёва. Самая наряд-
ная — в семь полотен, а повседнев-
ная—в три полотна.
Показывая панёвы, Павел Ива-
нович рассказывал о языке и симво-
лике костюма, что сильно заинтере-
совало мою ученицу, и, конечно же,
меня. Вскоре я познакомилась и со
старинными нарядами, и с их соби-
рателем. Огромная коллекция не
только панёв, но и рубах — добрых,
поддобрых, девичьих, печальных,
старушечьих. А к рубахе с панёвой
полагается фартук, которых тоже су-
ществует несколько видов.
А когда я вблизи рассмотрела
вышивку на рубахе, мне захотелось
встретиться с теми, кто ею занимал-
ся. Будучи рукодельницей и многое
сделав своими руками, я представи-
ла, какой уровень внимательности
у женщин, владеющих этим мастер-
ством. Страстно захотелось увидеть
и услышать их, пока это возможно,
понять, что же заставляло их расши-
вать рубахи старинными узорами и
орнаментами, вкладывать в одежду
свои мысли, чувства, действия.
Переночевав в Сергиевом Поса-
де, группа из трёх человек на второй
день была на юге Рязанской области
в Милославском районе. Время по-
ездки было выбрано очень удачно,
назавтра — Медовый спас, празд-
ничная служба в церкви, когда жен-
щины солидного возраста одевают-
ся в самые лучшие наряды.
Село Чернава приметно тем, что
многие здесь помнят и носят одеж-
ду бабушек и прабабушек. Посмо-
треть было на что — пышные па-
нёвы, вышитые станушки, занаве-
ски (фартуки с рукавами) из ситца,
которому лет сто. Да и разговоры с
этими красавицами обогатили меня
многими знаниями.
Кое с кем из них мы договори-
лись о встрече. В первом же до-
ме меня быстренько обрядили в
костюм невесты. Но из-за быстро-
ты старушки допустили ошибку —
не расплели мою косу на две. А это
очень важное действие. Теперь я
жалею о той поспешности. Как я по-
няла из рассказов, каждая коса за-
кручивалась спиралью, и они меж-
ду собой переплетались, сверху на-
девался повойник. Тем, у кого своих
волос мало, подкладывали протезик
из ткани и ваты. Возникает ощуще-
ние, что на голове из волос сделаны
подобия небольших рогов. Тут вспо-
минается рогатая кичка, что мы ви-
дели в Рязанском музее, и разговор
с Павлом Ивановичем на эту тему.
Такой головной убор носила моло-
духа до рождения первого ребёнка.
Это проявление женской магии. Ви-
димо, таким образом она подтверж-
дала на физическом плане своё на-
мерение рожать детей. А рога наво-
дят на мысль о корове — священ-
ном животном в ведической куль-
туре. Из какой древности дошёл до
нас этот головной убор?
Особенно запомнились сёстры
Александра и Мария, у которых пре-
красно сохранились и рубахи, и ста-
ринные фотографии. Несколько ча-
сов слушали мы рассказы рукодель-
ниц о том, как на Троицу девочки
пекли блины-каравайцы, угощали
друг друга, плели венки и кумились
— пели песни, целовались, называя
подружку кумой.
У сестёр я впервые увидела чу-
до, называемое «строчевой вышив-
кой». Нежные ажурные узоры бе-
лым по белому строчила и Татья-
на, у которой мы квартировали.
По её рассказу я поняла, что дела-
ла она это не только в молодости.
Вещи в доме у рукодельных людей
живут своей жизнью, порой меняя
своё предназначение и привычки.
В мужскую рубаху в определённые
моменты заворачивают младенца.
А девичья рубаха, всю жизнь храня-
щаяся в сундуке, если вышить пони-
зу строчевую полосу, превращается
в погребальную.
Далеко не все пожилые женщи-
ны в Чернаве ходят по-старинному,
но у некоторых ещё полны сундуки
плодами рук бабок и прабабок. В Ря-
занском кремле мы попали на вы-
ставку старинной одежды «По обы-
чаю дедову». Мой взгляд упал на
книгу отзывов, последняя запись в
ней: «Интересные вещички есть тут
у вас, а где же мужичья одежда?» А
ведь он прав, тот, кто написал это.
Мужских нарядов нет, видимо, все
сносились. И тут мне вспомнились
слова одного народоведа: «Там баба
— богиня, а мужик — её защитник,
её жрец». Богатство нарядов богини
имеет глубокий смысл.
Дальше наш путь пролегал через
город Скопин в старинное село Секи-
рино. Скопинский музей не порадо-
вал нас разнообразием костюмов, но
оказалось, что неподалёку есть худо-
жественный салон, где работает уди-
вительная женщина — Марина Бон-
дарева, красавица и мастерица. Она
не собирает костюмы, она собирает
умения — старинные приёмы, швы,
технологии ручной работы. Своими
руками она творит наряды, подоб-
ные тем, что создавали бабки и пра-
бабки, и стремится передать эти на-
выки и знания детям.
Село Секирино названо так по
имени владевшей им в XVI веке по-
мещицы Ульяны Секириной — со-
общил нам местный краевед Нико-
лай Никитич Ермаков. Увидеть здесь
пожилых женщин в старинных ко-
стюмах не удалось, почему-то сей-
час большинство из них одевает-
ся в чёрные халаты на манер рабо-
чей одежды. Хотя в сундуках оказа-
лись схороненными и панёвы, и ру-
бахи, и даже заказные ботинки и ко-
ты (башмаки ручной работы).
М
ужская эпоха, уходя, втяну-
ла женщину в мужскую логику,
мужской карьеризм, мужскую одеж-
ду, даже рожать стали «по-мужски»
—разрезая живот.
Так что же такое современ-
ная одежда? Каждый в это понятие
вкладывает своё. Моё толкование
понятия одежды современной и на-
родной я преподношу тем, кто при-
ходит ко мне учиться.
В ходе этого путешествия уда-
лось ещё побывать в Родовых по-
местьях в Рязанской области и Ка-
лужской. Запомнилась девушка Оля
из поселения Ковчег, которая носит
сарафан. В общем доме висит боль-
шой лист бумаги с планом поселе-
ния и фотографиями «помещиков».
Тут-то я и подсмотрела, что Оля в до-
ждливую погоду занимается рукоде-
лием. Её мастерская пока в общем
доме: швейная машина, оверлок, ки-
па журналов, коробка с тканями, и
всегда рядом кто-то из учениц. Де-
вочек прямо притягивает мастеря-
щая что-то из ткани Оля. Ковчег до-
вольно удалён от цивилизации, да-
же магазина здесь нет, но женщинам
и девочкам есть с кого взять пример
не только в со-творении с землёй, но
и в традиционно женских рукодели-
ях, занятие которыми способствует
открытию родовой памяти и обре-
тению уверенности в своей творя-
щей мощи. Если я могу всё, что уме-
ют мои мама и бабушка, почему же я
не смогу родить? Страх перед рода-
ми уходит, проверено на себе.
Надежда БЕЛОВА,
ведущая мастерица школы «Берегиня»,
консультант по методу быстрого точного
кроя «ЛЮБАКС». г. Санкт-Петербург,
тел.: 8 (812)-461-77-61,
8-911-280-79-02.
Фото из архива редакции.
Довольно часто приходят в редакцию «Родовой Земли»
письма на тему: чем заниматься в поместье, как обеспечить
своё житьё-бытьё.
Эти изделия прислала в дар редакции Ири-
на Волкова из поселения Родное Владимирской
области (спасибо Вам, Ирина Викторовна!). Её
младшая дочь Виктория живёт с ней в по-
местье, мастерит: шьёт народные костю-
мы для праздников, вышивает, изучает
древние народные орнаменты. Иными
словами, продолжает традиции своих са-
модостаточных предков.
Мы убеждены, что Виктория в скором
времени сможет свои знания, навыки и уме-
ния передавать подрастающему поколению
ведруссов и всем желающим. И уж, конечно,
она всегда обеспечит себя и свою семью.
Было бы желание, а дело по душе всегда
найдётся.
Творчества и Радости всем!
Творчество в поместье
«О повреждении
нравов в России»
До петровских реформ женщи-
ны и мужчины носили одежду прак-
тически одного покроя. Первые по-
пытки уйти от традиционного ко-
стюма появились на Руси в конце
XVII века. И тогда царь Алексей Ми-
хайлович издал указ, запрещающий
перенимать чужие обычаи, носить
платье «с иноземского образца».
Пётр I заставил страну жить в
другом темпе, открыл дорогу мо-
де, в частности немецкой. В его ука-
зе от 1701 г. с точностью перечисля-
лись все виды одежды, которые от-
ныне только и могли носить русские
люди, и мужчины, и женщины. Рос-
сия начала менять гардероб. Эта бы-
ла ломка, затрагивающая все сферы
жизни людей.
Свидетельства этой ломки отра-
жены в памфлете М. М. Щербатова
«О повреждении нравов в России»,
написанном в 1786 году: «В преж-
ние, допетровские, времена только
самые парадные царские одежды
были богаты и великолепны: «зла-
то, жемчуг и каменья повсюду бли-
стали»; они «столь редко употребля-
лись и столь крепки были, что их за
носильные одежды и почитать не
должно...».
В истории костюма шла, и до
сих пор идёт, драматическая борьба
между двумя началами: утилитар-
ной целью — скрывать наготу, за-
щищать от холода, и эстетической—
украшать. Традиционная же народ-
ная одежда сочетала в себе оба эти
начала. Она была красивой—по по-
нятиям не одного поколения людей,
удобной, и потому стабильной.
Но наступили петровские вре-
мена. И царь «... отменил старинныя,
русския одеяния и вместо длинных
платьев заставил мужчин немецкие
кавтаны носить, а женщин, вместо
телогреи, бострги, юбки, шлафорки
и самары, вместо подкалков, фон-
танжами и корнетами голову укра-
шать». Люди стали иначе жить и об-
щаться, женщинам, прежде не поки-
давшим своего дома, было приказа-
но появляться в собраниях и оде-
ваться по моде...