Стр. 19 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 10 (63), октябрь 2009 г.
Родовая Земля
19
ПИСЬМА ИЗ ДЕРЕВНИ. XIX ВЕК
Отпечатано в ОАО
«Типография «Труд».
302028 Орёл, ул. Ленина, 1.
Объём: 5 п. л. Заказ № 5806.
Тираж 5300 экз.
Юридическую поддержку издания осуществляет Общественное объединение научных работников «Институт правоведения «Ра». Все права защищены.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются. При перепечатке материалов ссылка на газету обязательна. Редакция может не разделять мнение авторов.
Редакция сохраняет за собой право редактирования материалов, поступающих в газету. За содержание материалов рекламного характера редакция
ответственности не несёт. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций
и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС77-22608. ISSN 1999-2726. © «Родовая Земля», 2009.
Учредитель –
Светлана Зенина
Главный редактор –
Светлана Савельева
Редакционная коллегия:
Дан Зенин,
Светлана Зенина, Андрей Лебёдкин.
Адрес редакции:
Россия, 302001 г. Орёл, ул. Черкасская, 36-168.
Тел./факс:
(4862) 75-27-46.
Эл. адрес:
book@orel.ru,
rod-zem@orel.ru – материалы для публикации, объявления.
Сайт издательства:
www.orel.ru/book.
Skype:
dan_zenin
Подписной индекс 60041 по каталогу МАП «Почта России»
Электронная версия:
http://www.esmi.subscribe.ru
Новости издательства:
http://subscribe.ru/catalog/media.news.press.rodzemizdat
КНИГИ
издательского центра
Светланы Зениной
НОВИНКИ.
Хольцер Зепп.
Пермакультура
Зеппа Хольцера. Практическое
применение для сада, огорода и
сельского хозяйства.
Часть 1. 160
с. — 160 руб.
Парусова Г.
Профессия риэлтор:
48 шагов на пути к успеху.
216 с.
— 250 руб.
- - - - - - - - - - - -
Мечта собирает нас. Сборник
песен
(с аккордами). 80 с. – 50 руб.
Шаповалов Д.
Истории волшеб-
ного леса.
128 с. — 70 руб.
Жуковец М.
Ясный День
. Изд. 3-е.,
испр., 184 с. — 75 руб.
Жуковец М.
Корабль Асов
. 200 с.
— 90 руб.
Баженова И.
Соломоновы руко-
писи
. 204 с. — 60 руб.
«Сам себе построю дом»
. Сост.
А. Сапронов. 176 с. (илл.) — 60 руб.
«Сотворим с любовью, или Как
обустроить своё поместье»
. Сост.
А. Сапронов. 240 с. (илл.) — 55 руб.
ХольцерЗепп.
Аграрий-революци-
онер
. 176 с. (цв. илл.) — 155 руб.
Юнязова О.
Сквозь лабиринт вре-
мён. Охота на ведьм.
(Продолжение
серии «Это всего лишь сон»). 216 с. —
80 руб.
Журнал «Школа волшебства»,
№ 1.
96 с. – 70 руб.
Захаров Е.
Стихи о жизни
. 168 с.
— 60 руб.
Зайцев В.
Моей любимой. Стихи
английских поэтов.
128 с. – 100 руб.
Зайцев В.
Не бывает летом сне-
гирей. Стихи.
128 с. – 90 руб.
Зайцев В.
Варежки. Стихи для
детей.
160 с. – 110 руб.
Юдины В. и С.
Мой друг – Небо...
216 с. – 50 руб.
Никитин А.
Патент на душу. Ли-
рика.
128 с. – 50 руб.
Барков А.
Светлый образ Синего-
рья и Живая Экономика Землян.
64 с. – 30 руб.
Медиков В.
Национальная идея.
294 с. – 50 руб.
Перьков А.
Севкины знакомства.
Побывальщины для детей.
64 с. –
70 руб.
Владимиров В.
Дольмены Гелен-
джика.
2-е изд. 64 с. – 35 руб.
Ирина Радужная.
Мечте навстре-
чу.
(Песни). CD-диск. – 150 руб.
- - - - - - - - - - - -
Медиков В.
Путин, Мегре и буду-
щая Россия.
2-е изд. 2004 г. 170 с.
– 30 руб.
- - - - - - - - - - - -
Зайков, Д., Звягинцев. М.
100 рас-
пространённых вопросовпооформ-
лению земли.
Юридическая консульта-
ция для граждан. 190 с. — 190 руб.
Вестник Академии развития ро-
довых поместий. Знания, которые
не преподают нигде в мире.
Кол-
лектив авторов. 192 с. — 190 руб.
Медиков В.
Русский волхв и Ве-
ликий князь.
152 с. — 215 руб.
Медиков В.
Тайны правителей
мира.
224 с. — 215 руб.
Зайков, Д., Звягинцев. М.
Настоль-
ная книга гражданина по защите
земельных прав.
896 с. — 450 руб.
- - - - - - - - - - - -
Цены указаны без стоимости доставки.
Действует система скидок.
Для заказа книг используйте наиболее
удобный для вас способ:
КРУГЛОСУТОЧЫЙ АВТООТВЕТЧИК:
8-960-650-9990
- письмо на адрес редакции с указанием
названия, количества экземпляров, почто-
вого адреса, телефона;
- факс (4862) 75-27-46;
- e-mail: book@orel.ru.
Все заказы отправляются наложенным
платежом.
Более подробная информация – на сай-
те www.orel.ru/book .
Из письма десятого
В последнем моём письме я обе-
щал рассказать об одном «Счаст-
ливом уголке», где крестьяне жи-
вут хорошо, где за последние де-
сять лет положение крестьян много
улучшилось, где даже в нынешний
бедственный, голодный год, когда
ещё до Николы цена ржи поднялась
до 14 руб. за четверть, крестьяне не
бедствуют и не будут бедствовать.
Большинство этих крестьян проси-
дит на «своём» хлебе до «нови», а
те, у которых «своего» хлеба не хва-
тит, найдут денег для покупки хлеба,
не закабаляя себя на летние рабо-
ты. Этот «Счастливый уголок» — не-
сколько деревень около с. Батище-
ва, из которого вот уже десять лет я
пишу вам мои письма.
…Прожив в «Счастливом угол-
ке» десять лет и притом не внеш-
ним только наблюдателем, а лично
ведущим своё дело хозяином, кото-
рый неминуемо должен был войти в
близкие соотношения с окрестными
крестьянами, я изучил их положе-
ние в данном месте и не только мо-
гу сказать, улучшилось или ухудши-
лось это положение за десять лет и в
чём именно, но могу также сказать,
отчего это произошло. Весь инте-
рес, по-моему, и заключается в уяс-
нении причин, влиявших на измене-
ние положения, потому что такие же
причины должны иметь влияние и в
других местах.
Говорю прямо, в «Счастливом
уголке» положение крестьян за по-
следние десять лет улучшилось,
много улучшилось, неизмеримо
улучшилось. Но прежде всего пого-
ворим о том, что понимать под вы-
ражением «улучшилось» и чем из-
меряется это улучшение.
Если кто-нибудь, не знакомый
с мужиком и деревней, вдруг бу-
дет перенесен из Петербурга в избу
крестьянина «Счастливого уголка»,
и не то, чтобы в избу средственного
крестьянина, а даже в избу «богача»,
то он будет поражен всей обстанов-
кой и придёт в ужас от бедственного
положения этого «богача». Тёмная, с
закоптелыми стенами (потому что
светится лучиной) изба. Тяжёлый
воздух, потому что печь закрыта ра-
но и в ней стоит варево, серые щи
с салом, и крупник либо картошка.
Под нарами у печки телёнок, ягня-
та, поросёнок, от которых идёт дух.
Дети в грязных рубашонках, боси-
ком, без штанов, смрадная люлька
на зыбке, полное отсутствие какого-
либо комфорта, характеризующе-
го даже самого беднейшего интел-
лигентного человека. Всё это пора-
зит незнакомого с деревней чело-
века, особенно петербуржца, но не
мало удивит его и то, когда он, зай-
дя в избу, чтобы нанять лошадей до
ближайшего полустанка, отстояще-
го всего на шесть верст, услышит от
мужика: «Не, не поеду, вишь, какая
ростепель, мокроть на дороге, по-
спрошай в другом дворе, може кто
и поедет, а я не поеду».
Главное, самое верное средство
для определения положения зе-
мельных крестьян известной мест-
ности — это знать, насколько кре-
стьяне обязываются чужими рабо-
тами, например, на помещика, в лет-
нее время, самое важное для хозяй-
ства. Чтобы правильно судить о по-
ложении мужика, о его благососто-
янии, о достаточности или недоста-
точности его надела, больше всего
необходимо обращать внимание на
время, в какое мужик нанимается на
чужую работу. Благосостояние му-
жика — в земле, в хозяйстве, и если
он должен продавать свою летнюю
работу в ущерб своему хозяйству,
то это дурной признак… Если я го-
ворю, что благосостояние крестьян
«Счастливый
УГОЛОК»
«Счастливого уголка» за последние
десять лет улучшилось, то потому
именно, что вижу уменьшение для
них необходимости обязываться на
летние работы у помещиков.
...В наших местах крестьянин
считается богатым, когда у него хва-
тает своего хлеба до «нови». Такой
крестьянин уже не нуждается в про-
даже своего летнего труда помещи-
ку, может все лето работать на се-
бя, а следовательно, будет богатеть,
и скоро у него станет хватать хлеба
не только до «нови», но и за «новь».
И тогда он не только не будет запро-
давать свою летнюю работу, но ещё
будет покупать работу мужика бед-
ного, каких не в дальнем расстоянии
от «Счастливого уголка» множество.
Если у крестьянина хватает своего
хлеба до «нови» и ему не нужно при-
купать, то он обеспечен, потому что
подати выплатит продажею пеньки,
льна, льняного и конопляного семе-
ни, лишней скотины и зимним зара-
ботком; если же к тому есть ещё воз-
можность заарендовать земли у по-
мещика для посева льна или хлеба,
то крестьянин богатеет быстро.
Затем степень зажиточности уже
определяется тем временем, когда
крестьянин начинает покупать хлеб:
«до рождества, до масленой, после
святой, только перед «новью». Чем
позднее он начинает покупать хлеб,
тем зажиточность его выше, тем ско-
рее он может обойтись теми деньга-
ми, которые заработает на стороне
зимою, осенью, весною, тем менее
он обязывается летними работами у
помещика. Чем ранее мужик приест
свой хлеб, чем ранее он вычхается,
по выражению старост и приказчи-
ков, тем легче его закабалить на лет-
нюю страдную работу, тем легче на-
деть ему на шею хомут, ввести его в
оглобли.
…Десять лет тому назад в де-
ревнях описываемого «Счастливо-
го уголка» было очень мало «бога-
чей», то есть таких крестьян, у ко-
торых своего хлеба хватало до «но-
ви», не более как по одному «бога-
чу» на деревню, да и то даже у бо-
гачей хватало своего хлеба только в
урожайные годы, при неурожае же
и богачи прикупали. Нужно ещё за-
метить к тому, что тогдашние бога-
чи все были кулаки, имевшие день-
ги или исстари, или добытые каким-
нибудь нечистым способом. За ис-
ключением этих богачей-кулаков
все остальные крестьяне покупали
хлеб, и притом лишь немногие на-
чинали покупать хлеб только перед
«новью», большинство покупало с
великого поста, много таких, что по-
купали с рождества, наконец, много
было таких, что всю зиму посылали
детей в «кусочки».
…Не стало такой нужды в хлебе,
как было прежде, десять лет тому
назад, не стало той нужды в деньгах,
когда нужно платить подати, потому
что явилась возможность выручен-
ные от продажи пеньки, льна, скота
деньги, которые прежде шли на по-
купку хлеба, обращать для уплаты
податей. В «Счастливом уголке» по-
дати не залегают, недоимок нет, ни о
порках, ни о продаже скота за пода-
ти не слыхать, между тем, как в дру-
гой части тойже волости—постоян-
ные недоимки, продажа скота и пр.
….Не имея нужды в деньгах для
покупки хлеба, удовлетворяя свои
потребности в деньгах — подати,
попу, вино, дёготь, соль — прода-
жею пеньки, льна, лишней скотины,
крестьяне «Счастливого уголка» не
нуждаются в продаже летнего труда,
как это было прежде, десять лет то-
му назад. Раз же крестьяне не нуж-
даются в деньгах, чтобы запрода-
вать свою летнюю работу, и работа-
ют летом на себя, снимают за деньги
или исполу покосы, арендуют зем-
лю под лён и хлеб, они быстро за-
правляются, богатеют, потому что не
только получают деньги за продан-
ные продукты — лён, скот, семя, —
но, имея много корму, держат более
скота, получают более навоза, кото-
рым и удобряют свои наделы.
….Прежде, несмотря на то, что
во всех имениях велось хозяйство и,
следовательно, требовалась работа,
не было отбоя от желающих продать
свой летний труд, и в то же время
множество молодёжи шло в Москву
на заработки. Молодые ребята из
многих дворов жили тогда в Москве
на заработках из года в год, и зиму
и лето, присылали из Москвы поря-
дочно денег, а дворы всё-таки были
пусты — ни скота, ни коней. Остаю-
щиеся дома хозяева были вечно в
долгах, пьянствовали. Теперь никто
в Москву надолго не ходит. «Зачем в
Москву ходить, — говорят мужики,
— у нас и тут теперь Москва, рабо-
тай только, не ленись! Ещё больше,
чем в Москве, заработаешь».
Теперь, если кто из молодёжи
идёт в Москву, то разве только на зи-
му, свет увидать, людей посмотреть,
пообтесаться, приодеться, на сво-
ей воле пожить. Ходившие прежде
в Москву, вернувшись домой, засе-
ли за хозяйство, вплотную взялись
за землю, старики отошли на второй
план, перестали пьянствовать—мо-
лодёжь не дозволяет, — сделались
полезными членами дворов. «Есть
старик во дворе — убил бы, нет ста-
рика—купил бы». Перестали ходить
вМоскву на заработки, занялись зем-
лей, и дворы стали богатеть.
Заметно уменьшилось пьян-
ство в «Счастливом уголке», несмо-
тря на то, что, вследствие умень-
шения кабаков от возвышения цен
на патенты, сильно распростране-
на тайная продажа водки, которая
есть во всех деревнях. …Нет пьян-
ства. Куда девалась страсть к пьян-
ству! Пьяницы сделались степен-
ными мужиками, многие вовсе да-
же перестали пить. Встретить не в
свадебный или не в общественно-
праздничный день пьяного мужика
не то что в будни, но даже в воскре-
сенье—необыкновенная редкость.
Гораздо чаще можно встретить пья-
ного попа, дьячка или урядника,
чем пьяного мужика.
Заметно также увеличивается
стремление к образованию, к гра-
мотности. …Ребята зимою сами
просят, чтобы их поучили грамо-
те, да не только ребята, а и взрос-
лые молодцы: день работают, а ве-
чером учатся грамоте. Даже школы
свои у крестьян по деревням поя-
вились. Подговорят хозяева какого-
нибудь грамотея— учителя, наймут
у бобылки изобку — вот и школа.
Ученье начинается с декабря и про-
должается до святой. Учитель из от-
ставных солдат, заштатных дьячков,
бывших дворовых и тому подобных
грамотеев, получает за каждого уче-
ника по рублю в зиму и содержание.
Относительно содержания учителя
родители учеников соблюдают оче-
редь. Во дворе, в котором находит-
ся один ученик, учитель живёт, на-
пример, три дня, там же, где два уче-
ника, — шесть дней и т. д., подобно
тому, как деревенский пастух. Из-
ба для школы нанимается родите-
лями сообща, дрова для отопления
доставляются по очереди, учебные
книги, бумага, грифельные доски
покупаются родителями.
Эти мужицкие школы служат
примером того, что если является
в чём потребность, то народ сумеет
устроить то, что ему нужно. Потре-
бовалась грамотность, и вот мужики
устроили свои школы, завели своих
учителей, подобно тому, как име-
ют своих коновалов, своих повитух,
своих лекарей, своих швецов, шер-
стобитов, волночёсов, трещеточни-
ков, живописцев, певцов и т. п.
Итак, увеличениеурожаевхлеба,
уменьшение необходимости прода-
вать свой летний труд, увеличение
возможности работать летом на се-
бя, уменьшение отхода на заработ-
ки, усиление стремления к хозяй-
ству, к земле, уменьшение стремле-
ния бросать землю и идти в батра-
ки, уменьшение пьянства, стремле-
ние к грамотности — вот что дока-
зывает, что положение крестьян в
«Счастливом уголке» улучшилось за
последние десять лет.
…Россия — государство земле-
дельческое, русский народ—земле-
делец, русский интеллигент должен
внести свет в русское земледелие, а
внести свет он может только тогда,
когда будет сам работать на земле.
И интеллигентным людям, cадяcь
наземлю, удобнеебылобыcледовать
примеру крестьян и соединяться в
деревни, приобретать земли сооб-
ща, заводить хозяйство сообща, об-
рабатывать земли сообща.
Но не в формах дело.
Интеллигентный человек нужен
земле, нужен мужику. Он нужен по-
тому, что нужен свет для того, чтобы
разогнать тьму. Великое дело пред-
стоит интеллигентным людям. Земля
ждёт их, и место найдётся для всех.
Батищево,
3 декабря 1880 года.
Публикуется в сокращении.
„