№ 6 (71), июнь 2010 г.
Родовая Земля
11
МАСТЕРСКАЯ
Н
ародная культура—целостный
мир, где есть место и народной
философии, и народной педагоги-
ке, литературному и музыкально-
му фольклору, и ремеслу. Мир этот
формировался на протяжении мно-
гих столетий и уходит своими кор-
нями в далёкое прошлое. Наши
предки считали, что мир населён
добрыми и злыми духами. Добрым
они молились, а от злых оберега-
ли себя. Главными оберегами были
дом, одежда. И, конечно, игрушки.
Обереги сопровождали наших
предков в течение всей жизни. Од-
ним из таких оберегов была тряпич-
ная кукла. Как одно из средств на-
родной педагогики кукла имелась в
каждой крестьянской семье, в иных
избах их изготавливали до сотни.
Какая она, традиционная народная
тряпичная кукла?
Формула её складывалась ве-
ками, в конце концов стала такой:
внутри куклы «столбик»-основа, ту-
ловище, и ноги, и руки, и голова —
всё в этом столбике. Женскую грудь
делали обязательно— то был залог
плодородия девочки. Куколка мо-
жет быть сделана из тряпок, из по-
лена, из щепок, из прутика, из бу-
маги, но основа одна — вот эта са-
мая «формула». Эту «формулу» каж-
дый человек самостоятельно обыг-
рывал. Такую «формулу» давали
ребёнку. Легко освоив это простое
и одновременно гениальное зна-
ние, он мог творить дальше.
Кукол начинали «вертеть» с пяти
лет. Сворачивали в скалку кусок тка-
ни, белой тряпицей обтягивали ли-
цо, перевязывали льняной ниткой,
делали грудь — вот и готова про-
стейшая кукла. (Можно сшить длин-
ный узкий мешочек и набить его ва-
той). Теперь можно и «рядить». Обя-
зательно пришивали кукле кудель-
ку или волосяную косу. «Бывало,
каждую волосинку за зеркальцем
хоронили — это кукле на косу», —
вспоминали деревенские женщины
свои детские увлечения.
Наряжали куклу с большим ста-
ранием, зная, что по ней люди су-
дят о вкусе и мастерстве будущей
хозяйки. Самые красивые лоскутки
яркого кумача, китайки берегли на
кукольный костюм. И шили его как
настоящую одежду. В зависимос-
ти от местности кукла имела отли-
чия, которые обозначали цветовы-
ми пятнами.
Сейчас считается: если кукла на-
родная, на неё обязательно нужно
надеть народный костюм. Раньше
этого никогда не делали. Малень-
кому ребёнку очень трудно воспри-
нять сложный народный костюм.
Однако колорит кукольной одеж-
ды, основные конструктивные ли-
нии давали о нём весьма красноре-
чивые представление. Костюм тря-
пичной куклы украшали шёлковы-
ми лентами, блёстками, цветными
бусинками. Выполненные в более
зрелом возрасте, куклы были этног-
рафически точными.
Почему же всё-таки при тща-
тельном исполнении одежды кук-
лы оставались «безликими»? Лицо
не изображали по двум причинам.
В далёкие времена кукол делали
без лиц не потому, что не умели ри-
совать, а принципиально. Во-пер-
вых, «безликость» — следы древ-
ней обережной роли куклы, когда
игрушку боялись уподобить чело-
веку. По народным поверьям, кук-
ла с «лицом» как бы обретала ду-
шу, оживала и становилась опасной
для ребёнка, а безликая считалась
предметом неодушевлённым и не
могла ему навредить. Иногда на
месте лица рисовали крест, служив-
ший добрым знаком. В данном слу-
чае отражена магическая функция
куклы. Во-вторых, лицо не изобра-
жали из нравственных соображе-
ний. Считалось, что, если нарисо-
вать кукле лицо, и вдруг при этом
она окажется на кого-то похожей, а
потом, не дай бог, поломается, тому
человеку, на которого она похожа,
будет плохо.
Крестьяне с особым внимани-
ем относились к детским играм. Де-
ти увлечённо изображали трудо-
вую жизнь крестьян, их повседнев-
ные заботы и радости. Долгое вре-
мя у разных народов (а у русских
вплоть до XX в.) игры и игрушки на-
делялись сверхъестественной ма-
гической силой. Считалось, что де-
тские игры могут вызывать урожай,
богатство, счастливый брак.
В народе замечали: когда дети
много и усердно играют в куклы, бе-
режно обращаются с ними, будут в
семье счастье, благополучие. Вери-
ли, что игрушки охраняют детский
сон и покой, их как оберег клали в
зыбку рядом с ребёнком.
Кукла была символом продол-
жения рода, и игры в куклы особен-
но поощрялись. Вот какие интерес-
ные подробности сообщила девя-
ностолетняя женщина в одной из
деревень Ярославщины: «Моя ба-
бушка вышла замуж в четырнад-
цать лет и привезла с собой в дом
жениха целую корзину с куклами.
Молодуха часто пряталась на чер-
дак, чтобы поиграть с ними. И ник-
то из домашних не смел догляды-
вать за ней — то был строгий наказ
свёкра».
Кукла — дух материнского ро-
да. Она сопровождала женщину
всю жизнь.
Сначала — титешный возраст
(кукла-скрутка для грудного ребён-
ка).
Затем — детство (обучение
мастерству с пятилетнего возраста:
кроить, шить, вышивать, прясть).
Дальше — отрочество (малень-
кие беседы-посиделки; изготовле-
ние кукол).
Хороводный период (большие
посиделки, коробейки с куклами,
кукла — эталон рукоделия).
Свадебный обряд (сопоставле-
ние девичьей красоты с ёлочкой).
Замужество (игры в куклы; изго-
товление кукол для детей).
Старость (изготовление кукол
для внуков).
В народном искусстве можно
найти очень древние слои. Время,
безусловно, оказывало воздейс-
твие на народную культуру, потому
и куклы появлялись разные. Появи-
лись «ручки» и «ножки», появилась
голова с «милейшим личиком», по-
явились «мальчики» и «девочки»
(именно в народной кукле). Тради-
ционная кукла, «кукла-формула»
трансформировалась в более слож-
ные образы.
Почему сейчас так мало хоро-
ших кукол? Видимо, потому, что
в современном мире производс-
тво кукол поставлено на поток.
Но ведь никакой, даже самый уни-
версальный механизм, не заменит
тёплых человеческих рук и добро-
го сердца.
Выдержки из книги
«Уроки народной культуры».
1
3
5
7
9
2
4
6
8
10
Большой прямоугольник белой х/б
ткани (30х45) скатать трубкой по
широкой стороне.
Скрутку сложить пополам и пока
отложить. Это будеттуловище.
Делаем куклу сами.
Меньший прямоугольник ткани (15
х25) тоже скрутить. Это будут ру-
ки. Оформить ладошки.
Для косы взять пряжу яркого цвета.
Внутрь большой скрутки просу-
нуть заготовку для косы.
Завязать. Заплести косу, вплетая
ленту.
Перевязать красной ниткой шею.
Просунуть маленькую скатку в
большую и крестообразно перевя-
зать руки и талию.
Поочерёдно заложить кусочки ярко-
го ситца складками или гармошкой.
Приложить к кукле спереди и сзади.
И примотать к талии красной
ниткой. Верхняя часть сарафана
должна веером подниматься вверх
и прикрывать грудь.
http://stranamasterov.ru/node/55574