Стр. 14 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 6 (71), июнь 2010 г.
Родовая Земля
14
ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
Здравствуйте, добрые люди!
В четвёртом номере газеты
«Родовая Земля» за этот год моя
дочка не обнаружила своей Де-
тской странички и очень рас-
строилась…Что ж, это и полез-
но! Не всё — получать, а взамен
—надо давать! То есть я ктому,
что это вызвало желание напи-
сать, поделиться своими нара-
ботками.
Детский вопрос—очень важ-
ный для всех, у кого есть или бу-
дут дети. Это наше будущее и
настоящее. Очень хочется, что-
бы дети были лучше нас, роди-
телей. А это не произойдёт са-
мо собой, это зависит от нас.
Взять
полную
ответствен-
ность за судьбу, здоровье и жизнь
своего ребёнка для современно-
го человека тяжело. Вот — де-
тский сад, вот — поликлиника,
вот — школа, а ты — рабочая
сила, о твоём ребёнке позабо-
тятся, сделают исправного ис-
полнителя системы.
Всё осознать и изменить
нужно новому поколению роди-
телей. Учиться думать, чувс-
твовать нужно самим взрос-
лым. Ведь пройдя школу и инсти-
тут, мысль наша ушла в глубо-
кую спячку. И не усыпить бы эту
мысль в наших детях.
Моя дочка на экстернате, и
здесь свои интересные момен-
ты. Получается многое и инте-
ресно, когда видишь новый под-
ход. Радует, когда появляется
живой интерес и инициатива к
настоящему живому делу.
Спасибо газете и вам, еди-
номышленники, за публикации о
воспитании, они подсказывают,
подталкивают к новому.
Мы любим читать и обсуж-
дать прочитанное. Наши люби-
мые книги: «Маленький принц»
А. Экзюпери, «Белый клык» Дже-
ка Лондона, «Сказочный справоч-
ник здоровья» (в 3-х томах) А. Ло-
патина, М. Скребцова, «Сказы»
Б. Бажова и другие. И, конечно,
книги В. Мегре.
Интересно было обсудить
статью из январской, с. г., газе-
ты «Сказ о нужной жене». Спасибо
автору Полине Александровой.
Предлагаю свою сказку-быль
«Полезное дело».
Б
осые ножки весело бежа-
ли по дорожке. Свернули на
травку. А вот и пенёчек. Можно
сесть и съесть пирожок. Мамин,
вкусный, с яблоками.
Девчушка в ярком сарафане
устроилась на пенёчке и хотела
уже есть пирожок, да подскочи-
ла от боли и удивлённо посмот-
рела на ножку. Там сидел мура-
вьишка, и не просто сидел, а ку-
сался!
— У-у, какой маленький, а бо-
лючий! — возмутилась Ариноч-
ка. — И чего ты здесь ползаешь,
мешаешься?!
Сказала и увидела, что му-
равьёв-то было много-много. Все
они спешили по одной муравьи-
ной тропке — кто с иголочкой,
кто с букашкой, кто с жучком…
— Ух ты! — восхитилась
Аришка. — Хоть и маленькие, а
полезные. Вон сколько букашек
тащат в свой муравейник! По-
лезное дело делают. А если бы
их не было? Ох, лесу и трудно
было бы, не справиться травам и
деревьям со всеми этими жучка-
ми. А от меня какая польза? Вот
если бы меня не было, лесу бы-
ло бы хуже?
Вопрос
оказался
очень
серьёзным. И пирожок был от-
правлен обратно в карман сара-
фанчика.
Отойдя от муравьишек, Ари-
на стала разглядывать всё вок-
руг и думать, кто чем полезен.
Какие были все красивые, раз-
ные и очень по-умному «сделан-
ные»! Это восхищало и завора-
живало. А главное — все-все бы-
ли полезные.
— А как же я? Я тоже хочу
быть полезной, нужной! А как?
Аришка бросилась к домику
на своей полянке, где жила с ма-
мой, папой и маленьким брати-
ком. Она была хорошей помощ-
ницей в доме и на дворе.
Свой вопрос, который её так
взволновал, девочка задала ма-
ме:
— Какая от меня польза все-
му живому на Земле?
Мама и папа обрадовались
этому вопросу и предложили…
подумать самой:
— А какую бы ты сама хотела
и могла принести пользу Матуш-
ке-Земле?
— Стану полезной, как мура-
вей! — решила Аришка. Но ско-
ро поняла, что она не муравей,
и так ползать и собирать бука-
шек не может. — И на птицу я не
похожа, и полезной, как дерево,
тоже быть не могу… У меня нет
листочков и стволика… Никто и
не задумывается, как быть полез-
ным. Всё в Природе от рождения
уже полезное! Значит, и я тоже от
рождения полезная. Только чем?
Села девчушка на лавочку
возле дома и задумалась. Подо-
шёл кот Кисыч, замурлыкал, за-
лез на коленки: «Погладь меня,
а!». Погладила, приласкала его
Аринка. А тут и собачка Умка по-
играться-поласкаться просится.
И яблонька листочками машет,
к себе зовёт. На грядке морков-
ка, свёколка тоже ждут заботы и
любви от своей хозяйки.
Так неспешно и радостно к
Аришке пришло чудесное от-
крытие: всё ждёт и желает Люб-
ви человека. Всё хочет полезным
быть для него.
— Я могу всё это любить, и
всё, что есть вокруг, живое, кра-
сивое, тоже будет меня любить...
С уважением и любовью
Ольга ДОМРАЧЕВА.
г. Йошкар-Ола.
Н
асколько я знаю, в большинстве
своём поселенцы — молодые
семьи с маленькими детьми или их
ожидающие. Или старшее поколе-
ние — оставляющее детей пока в
городе учиться, работать. Думаю, не
ошибусь, если скажу, что подрост-
ков в поселениях маловато. Но есть
наверняка, да и год-другой, не заме-
тишь, а подрастут. Потому, думаю,
тема подростковая может кому-то
быть полезной и интересной...
Подростковый возраст тради-
ционно — возраст конфликтный.
По крайней мере, в нашем ближай-
шем окружении. Как там в стародав-
ние времена было, не знаю, но, ду-
маю, сказки про вечные сбегания из
дома тоже неспроста. В поселении
же, Родовом поместье жить хочется
мирно и ладно. Получится ли, когда
подрастают 13–17-летние?
Не очень давно один из москов-
ских гостей рассказал такую свою
быль. Его 16-летняя дочка устраивает
скандал за скандалом, уходит из до-
ма, не ночует по нескольку дней. Они
с женой переживают, конечно. «А вот,
— говорит, — приезжаю по делам в
Л-к, а мне рассказывают: девочка 15
лет разозлилась на родителей, что
денег не дают, на дискотеки не пуска-
ют, и «заказала» обоих дружкам». Ду-
маю, что те, кто смотрит телевизор,
таких историй слышали немало.
Мы увозим детей из болезнен-
ного цивилизованного социума, от
ТВ-, СМИ-, Шоу- и других «культур».
Следует ли ожидать, что подросток
не будет конфликтовать, если ему
есть чем заняться и уже есть при-
вычка жить в Пространстве Любви?
Те, кто пожил год–другой на зем-
ле, уже знают, что при всех чудесах-
переживаниях гармонии всё же не
стоит строить иллюзий. «Вот пере-
едем мы на землю, и наступит пол-
ный мир и гармония, покой в душах,
отношениях».
Не так это. Как принято гово-
рить, всех «колбасит». Каждый про-
ходит свои «ломки», и не раз, пере-
страиваются и ор-
ганизм, и сознание,
и всякие отношения при
этом подвергаются серьёз-
ным испытаниям.
Хорошие отношения и в по-
селении, и в семье, и с собой тре-
буют работы, усилий, внимания,
иногда просто терпения и при-
нятия. И, наверное, понимание
происходящего важно нам всег-
да, как поддержка и защита.
Но я — о подростках.
У меня второй сын вошёл недав-
но в этот трудный кризисный воз-
раст. Потому могу поделиться не-
кой смесью психологических зна-
ний, раздумий и собственных пере-
живаний.
Ч
его они всё время конфликту-
ют... Что за гадкий, трудный воз-
раст?
Посмотрела литературу. Всё кра-
сиво и складно. Биологический рост,
гормоны, половое созревание...
Трудности взросления и социализа-
ции, самоопределение, обязательно
конфликт... Даже определение есть:
«Именно период от биологического
полового созревания до социальной
самостоятельности (по критериям
каждой конкретной культуры) назы-
вают «подростковым периодом», —
пишет известный психолог-исследо-
ватель Галина Бедненко.
Большинство конфликтов со-
циум — подросток строится имен-
но на разнице в понимании этой са-
мой социальной само-
стоятельности, которой по
сути в цивилизации и вовсе
не осталось. Жизнь в своём по-
местье во многом снимает это на-
пряжение. Здесь каждый человек,
в том числе ребёнок, а уж подрос-
ший тем более, имеет возможность
чувствовать себя взрослым, нуж-
ным, полезным. Хотя мы всё ещё—
внутри социума. Мне так периоди-
чески приходится, заикаясь и сму-
щаясь, объяснять сыновьям, поче-
му они не могут «котомку за спину и
куда глаза глядят».
Но у ранней взрослости, нужнос-
ти на земле есть оборотная сторона.
Мы, взрослые, начинаем нуждаться
в них, сыновьях, мечтать о преемс-
твенности, строить планы...
Подростковый
кризис
име-
ет важную функцию. Он начинает-
ся вместе с бурным гормональным
сдвигом, который меняет всё пове-
дение. Как абсурден запрет «гулять
после 22 часов» для тех, кто ориен-
тирован максимальной активностью
именно на это время токования!
Нет ничего нелепее отношения
к этому вроде того: «перебесится!»,
«делом бы занялся! Учиться надо!».
Половое созревание — не только
физиологический процесс. Подрос-
тки — новое поколение, у которого
формируется репродуктивная фун-
кция, т. е. они готовятся к принятию
ответственности за этот мир, эво-
люцию, продолжение. Это страшно,
трудно, требует больших усилий и
внимания. А в это время взрослые
пытаются «занять и отвлечь».
Подростковый кризис требует
сосредоточения, а у нас — совпа-
дает с самыми трудными годами в
школе...
Готовы ли мы принять то, что
подросток будет «тупо» сидеть у окна
или на дереве, отправится куда-то?..
Просто хочу напомнить, что
привычная нам точка зрения, обыч-
но основанная на том, что мы и есть
«центр вселенной», не всегда единс-
твенно верная. Наше отношение к
подросткам вечно сводится к то-
му, что мы их изучаем, растим, вос-
питываем, помогаем им... На самом
деле — контролируем.
А вот ещё одна цепочка ассоци-
ативных раздумий. Под-росток. Вз-
рослый. Меры роста, меры высоты.
Высокомерие...
Я поспрашивала людей, взрослых
иподростков, какиепсихологические
ощущения (воспоминания) от под-
росткового возраста. Первым всплы-
вало слово «конфликт». Иногда пер-
вая фраза была такой: «Ну, я был(а) не
очень конфликтным(ой)». При этом
все однозначно считают, что подрост-
ки в обязательном порядке конфлик-
туют. Безусловно, это именно так, ес-
ли считать верным, что они должны
обязательно вписаться в созданную
до них и «для них» реальность.
Вторая тема — обряды инициа-
ции.
Они бывают самые разнооб-
разные. От тех самых архаических,
столь притягательных, с кострами,
переодеваниями, ночными похода-
ми... До простейших, типа: «Ну, всё,
дорогие мои, детство кончилось, те-
перь вы взрослые!».
Что такое инициация? Переход
в новое качество? Пожалуй, в боль-
шинстве случаев подразумевает-
ся принятие нового члена в группу
большинства. Инициация — очень
важное обрядовое действие, и важ-
но помнить, что мы приветствуем
новых людей, а не принимаем их
под своё крыло.
Мой папа любил мне в отрочест-
ве повторять историю о каком-то из
царей, которому вошедший офицер
предложил помочь повесить карти-
ну: «Позвольте, Ваше Величество, я
выше!». На что монарх ответил: «Вы
не выше, Вы длиннее. И это можно
исправить...».
Ну вот, хотела призвать отка-
заться от высокомерной уверен-
ности взрослых, а получилось опять
кроваво.
Отдельная тема — нужность,
именно социальность подростков.
Мне приходится многократно на-
Полезное дело
блюдать совместные муки живущих
вместе мам и мальчиков-мужчин от
13–14 лет. Современная городская,
да часто и деревенская жизнь сде-
лала их абсолютно ненужными. Де-
тский труд — сочетание, призван-
ное вызывать священный ужас. Воз-
раст, когда у парня чешутся руки, ки-
пит энергия, гормоны растут и требу-
ют сублимации, заперт в рамки: учё-
ба, спорт, компьютер. По моим собс-
твенным наблюдениям, только ак-
тивный продуктивный труд (реально
нужный, а не придуманный) рожда-
ет в этом возрасте интерес и потреб-
ность в учёбе. Ломоносова вспомни-
те! Меня радует, что хотя урбанизм и
доминирует в культуре, но в мире су-
ществует довольно много людей, жи-
вущих ещё в условиях, близких к ес-
тественным и позволяющих подрос-
ткам быть по-настоящему нужными
окружающей среде и социуму.
Но здесь и оборотная сторона.
Михайло-то ушёл от «реальной» ра-
боты и жизни в прогнившую столи-
цу. Готовы ли мы к этому?
Не так давно прошла экраниза-
ция второго сюжета о Нарнии Клай-
ва Льюиса «Принц Каспиан»... Дети
(в «Мэри Поппинс» — до 1 года, а в
Нарнии и позже) общаются со зве-
рями и эльфами. Подростки могут
сохранить силу магического мыш-
ления, мистической сопричастнос-
ти и т. п. и соединить её с силой и ра-
зумом, привнести её во взрослость
и человеческое общество, соеди-
нить и изменить.
Подростки обычно насыщены
идеями и сомнениями об устройс-
тве мира. Но старые короли обнажа-
ют мечи и строят армии. Их больше,
и они более адаптированы. Хотя сей-
час я говорю это не так уж уверенно.
У меня есть вера и надежда, что не
всех и не всегда мы научим всему.
Мы все мечтаем о преемствен-
ности, но новое неизбежно. И с рос-
том детей я тренируюсь и трениру-
юсь отпускать.
Сейчас у меня 16- и 14-летние
сыновья. Садятся и садятся на край
гнезда. На собственной шкуре, зна-
ете ли, всё. Поняла уже, что привык-
нуть к этому невозможно. Написала
статью, а они как раз выкинули па-
ру фортелей. Ну, вы знаете, как они
могут. Думаете, терплю с понима-
нием, опираясь на изложенные тео-
рии? Ха. Злюсь, кричу, пытаюсь воз-
действовать... А что? Я тоже человек.
Единственный бальзам на раны —
понимание, что поведение наше ес-
тественно и верно, возможно, вовсе
не моё. А всё же тренируюсь считать
их более умными, сильными и пони-
мающими, чем я.
„
„
Юлия Жемчужникова
РП Милое, Калужская область
youzhe@yandex.ru
Ростки и Подростки