Стр. 13 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

Родовая Земля
13
№ 7 (72), июль 2010 г.
З
дравия вам всем, друзья, и ус-
пехов во всех ваших делах!
Хочу поделиться опы-
том росписи печки. Свою
печь в доме я раскрасила
перед рождением сына. Отшту-
катуренную поверхность (кста-
ти, это может быть и стена саман-
ного дома) покрасила водоэмуль-
сионной краской светлых тонов (в
моём случае — белой). Затем взя-
ла обыкновенные гуашевые крас-
ки, развела водой до нужной кон-
систенции и добавила (приблизи-
тельно 1:1) клей ПВА.
Краски с клеем удобно сме-
шивать на детской палитре либо в
крышках от самих красок. На каж-
дый цвет желательно иметь свою
кисть, чтобы не мыть её в процес-
се работы. Такой состав — гуашь с
клеем — держится на поверхнос-
ти очень хорошо, не отслаивается и
не трескается даже в условиях боль-
шого перепада температур; рисунок
можно протирать влажной тряпкой.
Теперь о мотивах росписи. О,
это отдельная тема, тут огромней-
шее поле для творчества! Для рос-
писи своей печки я использовала
мотивы из книги Лады и Владими-
ра Куровских «Рождение богини».
Мой месячный малыш с удовольс-
твием рассматривал яркие краски,
а потом, когда стал постарше, узна-
вал на картинках птичку, солнышко,
домик, деревья. Чуть позже ко мне
пришла удивительная книга Наины
Величко «Роспись. Техники, приё-
мы, изделия». В очень простой и до-
ступной форме автор рассказывает
о технике выполнения четырёх раз-
новидностей росписи: мезенской,
пермогорской, городецкой, хохлом-
ской. Оказывается, вся та красота,
какую мы видим на росписных до-
сках и домашней утвари, при вни-
мательном рассмотрении состоит
из отдельных элементов, которые
выполняются довольно просто, а
собранные воедино — создают не-
повторимое очарование. Если, до-
рогие друзья, вы сможете найти эту
книгу, то вы откроете себе дорогу в
мир волшебства народной роспи-
си и сами сможете творить красо-
ту вокруг себя (даже если с детства
вам твердили, что рисовать вы не
умеете). Надо только начать, может
быть, для начала потренироваться
просто на бумаге.
Использование элемента «ду-
га» в народной росписи: дуга может
быть простой и фигурной, крутой и
пологой.
В Городецкой росписи сначала
на поверхность наносят цветной за-
народные мотивы
малёвок
, затем по уже высо-
хшему слою тонкой кисточкой крас-
кой чёрного цвета наносят различ-
ного вида дуги. В зависимости от
формы и места расположения дуги
мы получаем совершенно разные
по виду цветы.
После прорисовки основных дуг
приступают к выполнению «ожи-
вок» — нанесение белой краской
точек, дуг, штрихов, которые дейс-
твительно оживляют, подчёркивают
композицию.
Другой очень распространён-
ный мотив росписи (хохлома, ме-
зенская, городецкая) — «листок»;
выполняется следующим образом:
легла кисть на поверхность, при-
льнула к ней на миг, приподнялась и
вильнула хвостиком.
.
Приём «листок» в соединении
с приёмами «штрих» или «капель-
ка» даёт возможные варианты лис-
тьев. Приёмом «листок» выпол-
нены хохломской и мезенский со-
лярные знаки. Ещё один излюблен-
ный приём народной росписи —
«капелька». Прямая капелька вы-
полняется движением «на себя»
. При наложении ка-
пельки с правым поворотом на ка-
пельку с левым поворотом получа-
ется листок
Если в городецкой росписи буйс-
тво красок, цветут пышные цветы,
присутствуют жанровые сценки, то
мезенская роспись больше графи-
ческая, иероглифическая, в ней бо-
лее других сохранилась аграрно-
магическая символика.
Когда-то краски для мезенской
росписи приготовлялись из бере-
говой глины и сажи, растёртой на
смоле лиственницы, а с конца XIX
века вместо глины стали употреб-
лять сурик (красно-коричневый
цвет). Основные мотивы мезенской
росписи — волнообразные линии,
зигзаг — условное изображение
воды. Олень (лось) — знак дождя,
он вызывает дождь, цепляя рогами
тучи. Движущийся крест, свасти-
ка — древнейший знак Коловрата,
движения Солнца. Квадраты, треу-
гольники, ромбы — знаки земли,
символизируют распаханные и за-
селённые поля.
Знаки воды
Знаки земли
Солярные знаки
Всего вам самого лучшего! Пусть
в вашем доме живёт красота!
Елена ВАРФАЛАМЕЕВА.
Мой адрес: 172711, Тверская область,
Фировский район, п/о Городок,
д. Заречье, д. 1.
С
вастика и Свастичные символы
являлись важнейшими и практи-
чески единственными элемента-
ми древнейших праславянских
орнаментов. И ни один узор не на-
носился просто так, каждому элементу
узора соответствовало определённое
культовое или охранное (обереговое)
значение. Даже в современном рус-
ском языке для различных вариантов
символов существовало и продолжает
существовать 144 названия. Свастич-
ная символика была обереговой почти
у всех народов на территории Европы
и Азии: славян, немцев, поморов, ска-
лов, куршей, скифов, сарматов, морд-
вы, удмуртов, башкиров, чувашей, ин-
дусов, исландцев, шотландцев и мно-
гих других народов.
Этот символ обнаружен на глиняных
сосудах из Самары (территория совре-
менного Ирака), которые датируются
V тысячелетием до н. э. Свастичные
символы встречаются в культуре Мо-
хенджо-Даро (бассейн реки Инд) и в
Древнем Китае около 2000 г. до н.э.
Вращающийся крест украшает и зо-
лотые гирьки для весов, принадлежав-
шие жителям Ашанты (Гана), и глиня-
ную утварь древних индейцев, пре-
красные ковры, сотканные персами и
кёльтами.
О происхождении свастики спорят
уже много лет. Её фрагменты обнару-
жены почти на всех континентах в куль-
турах индуизма, ламаизма, христианс-
тва. Большинство учёных сходятся во
мнении, что этот знак идёт от ариев-
индоевропейцев. Первые изображения
сватичного знака — именно на арийс-
ких алтарях — относят к 30 веку до н.э.
Свастика — это символ единения не-
бесных сил огня и ветра с алтарём —
местом слияния этих небесных сил с
земными. Поэтому алтари ариев укра-
шались свастикой и почитались святы-
ми, защищёнными от зла.
Название «свастика» произошло
от санскритского термина «суасти» —
«благоденствие под Солнцем», а свас-
тичная мандала — от понятия «коле-
со», или «круг вечности», разделённой
на сектора. Древний город-храм ари-
ев Аркаим, ровесник пирамид Египта,
имеет планировку улиц в виде круглой
свастичной мандалы с алтарём в цент-
ре. Это лишний раз подтверждает, что
арии хорошо знали, что наша Галакти-
ка имеет форму Свастики, и что наша
Солнечная система находится в одном
из рукавов этой небесной Свастики.
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Пермогорская роспись
Мезенская роспись
МАСТЕРСКАЯ