Родовая Земля
8
№ 12 (77), декабрь 2010 г.
Н
аши предки жили в тесной гар-
монии с природой. Природ-
ные явления и отдельные при-
родные объекты имели сак-
ральное значение. По всей Се-
верной Европе был распространён
культ священных рощ: у финно-уг-
ров, славян, прибалтийских наро-
дов и народов Сибири. Однако Уд-
муртия входит в число тех немногих
регионов, где природно-культовые
объекты, связанные с традицион-
ными верованиями народа, сохра-
нились до сих пор.
Ещё лет 40–50 назад священ-
ные рощи (Луд/Кереметь) можно бы-
ло встретить практически в каждом
районе Удмуртии. Антропогенное
воздействие (строительство, прове-
дение дорог, выпас скота и т. д.) при-
вело к исчезновению многих свя-
щенных рощ. Оберегаемые местным
населением и потому не изменивши-
еся на протяжении десятков лет, свя-
щенные рощи выявлены в Алнашс-
ком, Глазовском, Кизнерском, Ярс-
ком, Каракулинском районах.
Священные рощи по своей сути
являлись объектами поклонения, и
по тому, как трепетно оберегались
они населением, их можно считать
первыми заповедниками. Почти у
каждого поселения удмуртов бы-
ла такая роща, располагавшаяся за
пределами населённого пункта, на
возвышенности, вблизи водного ис-
точника. Святилище окружалось из-
городью, сплетённой из ветвей или
сделанной из жердей. Посещать это
место разрешалось только в дни
проведения молений. Строго вос-
прещалось рубить в священной ро-
ще деревья, собирать ягоды и гри-
бы, пасти скот. Даже упавшие ветки
и сучки можно было использовать
только в культовых целях — они
сжигались на священном огне. Сак-
ральный смысл имели слова, произ-
носимые в самой роще и близлежа-
щих местах. За сквернословие мог-
ла грозить смерть. В разных райо-
нах Удмуртии существует множество
сказаний о том, как были наказаны
люди, нарушившие запреты.
По поверьям удмуртов, на глав-
ном дереве священной рощи обита-
ет Бог Кереметь, или Луд. Три вер-
ховных божества ассоциировались
со «своими» деревьями: Инмар —
сосна, Куазь — ель, Кылдысин —
берёза. Эти три дерева являлись са-
мыми почитаемыми. В традицион-
ной одежде удмуртов цвета излюб-
ленного триколора символизируют
белую берёзу, красную сосну, чёр-
ную ель. Эти же цвета легли в осно-
ву государственной символики Уд-
муртской Республики.
Рубка деревьев на хозяйствен-
ные нужды, особенно стоящих оди-
ноко, сопровождалась особым ри-
туалом. У души дерева просили про-
щения, благодарили его, объясняя
действия крайней необходимостью.
В священной роще у каждого
молящегося удмурта было «своё»
дерево, к которому он и обращался.
Удмуртия является одним из тех
немногих регионов, где священные
рощи не только сохранились, но и
продолжают использоваться в куль-
товых целях. Среди них священные
рощи «Мэд» и «Куала» в Алнашском
районе, «Зазегсиённи» в с. Укан Яр-
ского района. Эти рощи находятся в
труднодоступных местах, исключаю-
щих их активное хозяйственное ис-
пользование. В удмуртской глубин-
ке осталась ещё часть населения,
не подвергшаяся христианизации,
а также люди преклонного возрас-
та, которые свято чтут обычаи своих
предков и неуклонно их соблюдают.
Священные рощи и сегодня име-
ют большое рекреационное и исто-
рико-культурное значение, являясь,
по сути, уникальными природными
образованиями, культовыми памят-
никами, эталоном коренных лесов.
На их территории произрастают ве-
ковые деревья, обитают редкие и
исчезающие виды.
Современное экологическое со-
стояние большинства священных
рощ Удмуртии вызывает большую
тревогу. Располагаясь вблизи или в
черте населённых пунктов, они яв-
ляются весьма уязвимым элемен-
том местного ландшафта. В 2000–
2001 годах учёные Удмуртского го-
суниверситета совместно со спе-
циалистами Национального музея
провели исследования в 13 районах
Удмуртии по выявлению и изучению
священных рощ. В результате было
описано 39 объектов — священных
рощ удмуртов, бесермян, а также
марийцев, проживающих на терри-
тории Удмуртии. В 2003 году обще-
ственная организация «Шунды» ре-
ализовала проект «Сохраним веко-
вые деревья», целью которого бы-
ло выявление и описание достоп-
римечательных деревьев столетне-
го и более возраста, произрастаю-
щих на территории нашей респуб-
лики. Участники исследований при-
шли к выводу о необходимости ох-
раны наиболее ценных объектов и
наделению их статусом памятников
природы.
Однако, по мнению учёных, эти
меры не принесут желаемого ре-
зультата, если каждый отдельно взя-
тый гражданин не будет осознавать
всю значимость священных рощ, ве-
ковых деревьев, природы в целом.
Ведь только от уровня нашей эколо-
гической культуры зависит, сохра-
ним ли мы окружающий мир для по-
томков.
Ольга ЛЕНКОВА.
Руководитель Центра экологической
информации Национальной
библиотеки УР.
http://uralistica.ning.com,
www.udmpravda.ru.
Большая
Медведица
Малая
Медведица
Полярная звезда
МароЯр
Кемерово
troitzkoe-7514@mail.ru
Эталон коренных лесов
ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА
Свещенная Раща: первые шаги
Уже не раз газета писала о
Свещенных Ращах. Но вопросы
продолжают поступать, читателей
всё больше интересует практи-
ка обустройства Ращ. Отвечаю на
наиболее популярные вопросы.
Как неспециалисту сориенти-
роваться на звезду, находясь в
поместье? Как правильно, с на-
именьшей ошибкой разместить
точку посадки первого дерева на
земле?
После выбора места на своём
участке под размещение Свещен-
ной Ращи и определения центра её
круга необходимо:
Сориентировать первый сек-
тор (Правь) на север. Для этого сле-
дует ночью при безоблачной погоде
встать в центр круга вашей будущей
Ращи и найти Полярную звезду, кото-
рая сейчас указывает направление
на северный географический полюс.
Чтобы найти Полярную звезду, надо
сначала найти семь ярких звёзд со-
звездия Большой Медведицы, кото-
рое ещё похоже на ковш, а затем че-
рез две крайние вертикальные звез-
ды «стенки» ковша мысленно про-
вести линию. И по этой линии отло-
жить пять длин отрезков, равных
длине отрезка между этими крайни-
ми звёздами. По этой линии пример-
но в конце находится Полярная звез-
да. Направление на Полярную звез-
ду совпадает с направлением на се-
вер. Кроме того, Полярная звезда —
это самая яркая звезда другого со-
звездия — Малой Медведицы, и на-
ходится она на конце ручки мало-
го ковша. Теперь можно протянуть
верёвку по направлению от центра
круга Ращи на Полярную звезду и за-
бить первый колышек.
В какое время года это дела-
ется? Ведь звёзды движутся по
небосводу, какое же из их поло-
жений будет считаться правиль-
ным для посадки Ращи?
Для земного наблюдателя все
звёзды вращаются вокруг Полярной
звезды, которая всегда находится на
одномместе, потому что её проекция
совпадает с осью вращения Земли.
Каков диаметр «малого кру-
га»?
Не знаю. «Малый круг» — мес-
то к
у
да, место совершения родовых
обрядов и таинств, в центре которо-
го может быть фамильное или ро-
довое дерево. У нас всё это, в том
числе выбор размера «малого кру-
Ориентир –
Полярная звезда
Священная роща в Мари Эл.
га», делается интуитивно. Есть Ра-
щи совсем без кудов. Но есть и та-
кие Ращи, где в кудах растёт толь-
ко дерево Рода. Решать вам, в зави-
симости от того, что вы хотите сде-
лать. Если это будет фруктовый сад,
то куд не нужен. Если вы делаете са-
модостаточную экосистему, чтобы
иметь чистые огурцы, то куд тоже
вам не нужен. Но если ставится за-
дача восстановления древних тра-
диций, то «малый круг» логичен.
Что сажается в секторах, и
должны ли сектора отделяться
друг от друга тропинками или
ещё как-то? Или это деление чис-
то условное, не строительное?
Исходя из того, что устойчивость
экосистемы тем выше, чем больше в
ней произрастает видов растений,
потребуется не только таблица ат-
рибутов соответствующих богов, но
и понятие о симбиозе растений. По-
дойдите к вопросу выбора растений
не механически. Выбирая место для
нового кустарника или цветка, поп-
робуйте почувствовать себя этим
самым растением и ответьте на воп-
рос: «Хорошо ли мне здесь будет?»
Доверяйте не только чужому опы-
ту, научным знаниям, но и своей
интуиции. Словами описать быва-
ет трудно, а представишь картину,
и мурашки по коже. Значит, прове-
рено чувствами, и растение нашло
своё место. Кто-то вспомнит, как на
обложке старого учебника «Родная
речь» были изображены васильки
на ржаном поле, и это было краси-
во. «Нормальный» агроном скажет,
что василёк — это сорняк, но по-на-
учному, эта пара — золотая рожь и
синий василёк —пример симбиоза,
когда урожай ржи с данного поля
окажется максимальным и почва не
будет истощаться. Человек выступа-
ет в роли лаборанта в этом сверх-
сложном природном химическом
кабинете.
Сочетайте цвета, являющиеся
божественными атрибутами, с ха-
рактерными цветами плодов или
коры деревьев в этом секторе. Ра-
стные, а затем и остальные телепро-
граммы. Разница между миром при-
роды на телеэкране и в действитель-
ности такая же, как между бабочкой,
приколотой к картону, и живой ба-
бочкой, которая сидит на цветке. Вы
услышите язык трав, цветов и дере-
вьев. Узнаете, что у растений есть
память, и они умеют накапливать и
долгое время хранить впечатления.
Вы вспомните, что растения концен-
трируют и долгое время сохраняют в
себе настроение человека, его пси-
хическое состояние. Поймёте, что
нет вредных сорняков и некрасивых
цветов, а есть только слабое ощуще-
ние естественного мира.
Возможно, и неуместно, но всё
же упомяну, что в Ращах не нужны
такие технократические изобрете-
ния, как подкормка растений, ми-
неральные удобрения, гранули-
деляют в почву нечто, что усваива-
ют корни рядом растущих злаков.
По этому поводу у Солоницына есть
такое: «Можно выращивать целеб-
ные травы и на плантациях. Но со-
здайте валериане на своей план-
тации ту же в тончайших тонкос-
тях почву, что и на сыроватой низ-
менной лесной поляне, или в овра-
ге, или в кустах на речном берегу,
окружите её теми же травами и цве-
тами, раскиньте над ней те же оль-
ховые и черёмуховые ветви, создай-
те ей такое же соотношение солнца
и тени, такую же влажность в поч-
ве и воздухе, поселите неподалёку
крапиву и зонтичные, напускайте на
неё своевременно прохладный бе-
лый туман, что обычно поднимается
от реки или стелется по дну оврага,
заставьте в росистые ночи петь над
ней соловья, соблюдайте ещё десят-
ки неведомых нам условий, тогда,
может быть, и на плантации вырас-
тет та же самая валериана, что за-
стенчиво розовеет на той волглой
лесной поляне, где ей понравилось
вырасти и расцвести».
Похоже, что ухаживание чело-
века за Ращей (садом, экосистемой)
сводится к тому, что человек должен
быть сам частью этой системы. Быть
её помощником, а не усердным, тру-
долюбивым, но бездумным садово-
дом, который своей заботой (про-
полками, опрыскиваниями, обрез-
ками, гнутием веток, сбором садо-
вого «мусора», поливами и т. д.) не
совершенствует, а разрушает среду
обитания.
рованные удобрения, суперфосфа-
ты, химическая прополка. Нетруд-
но догадаться, что вся эта «химия»
убивает почву, превращая её в мёр-
твый грунт, где нет ни бактерий, ни
червей с жуками. Кроме того, вся
эта «химия» ухудшает коллоидные
свойства почвы, её структуру. Раща
сама накопит хороший гумус, если
человек понимает, что всякое расте-
ние на земле знает своё место. Одно
любит глину, а другое растёт на чер-
нозёме, одно обожает древесную
труху (малина, смородина), а друго-
му подай тень (ель, кедр), одно лю-
бит еловую тень (ландыш), другое
— лесные, открытые солнцу поля-
ны (Иван-чай).
Соседство других растений име-
ет неменьшее значение. Уже был
разговор, что ромашка и василёк
полезны для пшеницы и ржи (в ма-
лых дозах), потому что их корни вы-
довать человека, напитывать его
энергией и силой, успокаивать ду-
шу, смягчать нрав — это тоже на-
значения всякого растения.
При подборе растений не за-
бывайте о географической широте
местности. Абрикос и даже персик
или лимон вырастут в средней по-
лосе при условии постоянного про-
грева корней, закрытости от север-
ного ветра и наличия или отсутс-
твия водоёма поблизости.
Планируя посевы в секторах,
не забывайте про медоносы, кото-
рые привлекут в Ращу пчёл, кото-
рые, в свою очередь, будут способс-
твовать ускорению опыления ва-
ших цветов, овощей и фруктов. До-
бавляем в каждый сектор полян-
ку ароматных трав и цветов. А лук,
чеснок и петрушку сажайте повсе-
местно. Главным ограничением для
вас будет ограниченность площади
для растений, ведь каждое из них в
большей или меньшей степени нуж-
дается в солнечном свете.
Если есть намерение пробудить
свою интуицию, то самый простой
способ — это перестать слушать
«радионовости» и смотреть ново-