Родовая Земля
5
№ 6 (83), июнь 2011 г.
НОВОСЁЛЫ
Окончание. Начало на стр. 3.
З
ачем люди работают? Прежде
всего — деньги, в нашем слу-
чае — деньги на обустройство
поместья. Логика такова: я по-
ка поработаю в городе на хоро-
шей зарплате, а на выходных, в пе-
рерывах и отпусках буду потихоньку
обустраивать своё поместье на эти
деньги, а там что-нибудь придумаем.
С сытой жизни работника на-
учного института я ушёл в 2006 го-
ду, когда понял, что приезжать всю
жизнь на выходные в поместье (да,
забыл, есть ещё отпуск) — это не-
сколько не то, ради чего я начал этот
проект: Родовое поместье. Успешные
и не очень попытки заработка снача-
ла в качестве вольного работника в
фирмах, потом — предпринимателя
в своей фирме не приблизили меня
ни на йоту к той гармоничной жизни
в своём поместье, о которой я меч-
тал. Потому что они требовали меня
целиком и полностью, и желательно
каждый день. В городе.
Да, деньги на обустройство по-
местья нужны. Причём мы тратим
все свои деньги именно на обус-
тройство поместья, оставляя се-
бе самый минимум. Выход, думаю,
здесь такой же, как и в обеспече-
нии себя бытом. Надо менять со-
знание. Невозможно сразу на-гора
выдать большие заработки, живя в
поместье. У нас фактически голое
поле. Жизнь в поместье будет да-
вать деньги, обязательно будет, но
по чуть-чуть, понемногу. Это ж всё
нужно придумать, построить, нала-
дить, посадить. И (по возможнос-
ти) — отказываться от работы, ко-
торая требует «всего вас», в пользу
работы, которую можно делать, на-
пример, удалённо. А ещё лучше —
находить способы заработка в по-
местье. Причём это будет не зара-
боток на одном виде деятельности,
а многоукладный способ заработ-
ка. Однозначно, например, что ка-
кие-то работы будут явно сезонны-
ми. А какие-то вы сможете выпол-
нять круглый год, но по чуть-чуть.
Чем больше вы захотите найти, тем
больше вам будет дано. Простая ло-
гика — куда мысль, там и события.
А чем у нас можно заработать? Са-
мое простое — умением работать
руками. Чуть посложней — и голо-
вой. Причём чем больше находишь-
ся в поместье, тем всё больше— го-
ловой, и меньше — руками. Потому
что приходишь к выводу, что вмес-
то того чтобы заработать на строй-
ке у соседа, чтобы нанять потом ко-
го-то, чтобы тебе построил дом (по-
тому что у тебя времени нет), лучше
сделать сразу всё по-другому.
Есть и ещё один фактор того, по-
чему люди не переезжают жить. По-
жалуй, он один из главных. Вкратце
—«не с кем общаться». Только очень
независимые люди, которые могут
выжить без общения, способны вы-
держать полугодичный вой холодно-
го ветра, недружественный мороз и
блеск равнодушного снега за окном
в наши зимы. И при этом не кидать-
ся на шеюпервому встречному чело-
веку с целью утолить своюжажду об-
щения, жажду общественной жизни.
Так уж большинство из нас устроено
— мы социальные типы. И если ле-
том жизнь так и бьёт вокруг ключом,
то зимой — всё замирает. Источни-
ком жизни зимой являетесь вы са-
ми. А вам для жизни нужно общение
с себе подобными. Нужны концерты,
посиделки, игры и прочее.
Итак, у вас построен дом, нала-
жен быт, есть варианты заработка.
Но соседей — нет! Как поступить в
этом случае, надо решать, видимо,
индивидуально. Или быть перво-
проходцем, веря, что за вами, если
не этой зимой, то следующей, при-
дут-таки люди и будут жить рядом.
Либо — договариваться с соседями
о «массовом» заселении, когда и вы
начинаете зимовать, и они. Пример-
но так и произошло у меня. Но нам,
трём семьям, всё равно не хватает
общения! И мы верим, что наши со-
седи, вдохновлённые нашим приме-
ром, поселятся рядом.
Идём дальше. Лично моей се-
мьи это не коснулось, но многие на-
ши соседи, причём сами давно уже
бы переехавшие, сделать это не мо-
гут по причине того, что их взрос-
лые дети ходят в школу. А школы в
начинающемся поселении, как пра-
вило, нет. И если с начальной шко-
лой как-то можно решить (допус-
тим, перевести ребёнка в школу в
соседней деревне, попутно созда-
вая свою школу семейного типа),
то со средней и, особенно, со стар-
шей довольно проблематично вы-
тащить школьника из того потока,
в котором он уже находится. Шко-
ла — это мощный поток, цель ко-
торого — подготовить ребёнка к
взрослой жизни. Вопрос только —
к какой жизни? И мы вроде всё по-
нимаем, что нам не нравится ни са-
ма жизнь, к которой готовят детей,
ни методы этой подготовки. Но сде-
лать что-то, особенно без согласия
ребёнка, — сложно. Если он уже на-
целен в институт, если у него нала-
жен круг общения — просто так он
не захочет всё это променять на…
голое поле. А ведь в начале поселе-
ние — это именно голое поле. И да-
же самый суперсплочённый коллек-
тив не сможет сразу заменить стар-
шекласснику то, что у него есть в го-
роде. Повторяю: если старшеклас-
сник сам не захочет что-то поме-
нять в своей жизни. Иначе возни-
кает почти неразрешимая задача,
когда родители должны находиться
вместе со своим несовершеннолет-
ним ребёнком в городе, хотя сами
хотят жить на земле. Честно, я по-
ка не знаю рецепта в этой ситуации,
кроме одного — потихоньку созда-
вать поместье в выходные, и вмес-
те с людьми, которые уже перееха-
ли, создавать привлекательные для
детей условия жизни на земле.
Кстати, некоторые соседи гово-
рят, что переедут жить на землю,
когда будет работать школа. Они не
понимают, что кроме них, кроме нас,
никто эту школу не сделает, а если и
сделает, — всё равно без личного
участия в её работе никак не обой-
тись. Люди, будущее ваших детей в
ваших руках!
К числу последних факторов я
бы отнёс тот, что называется словом
«отговорки». То есть у людей просто
нет цели и задачи переехать жить в
своё Родовое поместье. Но они по-
пали в коллектив, который, в общем
-то, считает эту цель основной. Тогда
эти (первые) люди начинают искать
(и находят) отговорки, то есть искать
мнимые причины, почему же они не
могут переехать. Например, нет до-
рог. Но разве не ваше прямое учас-
тие в строительстве этой дороги или
финансовое участие влияет на ско-
рость её появления? Или, допустим,
нет линий электропередачи, газа и
пр. Но это всё решаемо. Как прави-
ло, люди жалуются (и, соответствен-
но, ничего не делают) именно из-за
своего нежелания что-то сделать,
из-за отсутствия цели новой жизни.
Что про таких сказать? Эти лю-
ди случайно попали в коллектив
строителей поселений Родовых по-
местий, или у них поменялись пла-
ны, или изначально не было такой
цели — создание Родового помес-
тья и переезда в него жить (а была
лишь цель купить подешёвке землю
— вложить свободные средства). С
такими людьми надо разговаривать
и как-то с ними работать. Нет ничего
страшного, что у человека меняют-
ся планы, главное, чтобы коллектив
и общее дело не страдали от этого.
Одним из резко тормозящих
факторов является отсутствие де-
нег. Причём в нашем поселении
этим страдают даже те, кто взял
по нескольку гектаров земли се-
бе. Само по себе отсутствие денег
не страшно, если человек находит-
ся в «потоке жизни». Деньги — это
такая штука: они то есть, то их нет.
Но если их нет всегда, — это зво-
ночек, что у человека есть некото-
рые психологические проблемы
(см., например, Синельникова), что
он не разрешает себе иметь деньги
и т. д. Как поступить с этим челове-
ком — решать, опять-таки, индиви-
дуально. Можно помочь ему. Но та-
щить на своём горбу постоянно —
довольно накладно для небольшо-
го коллектива первых поселенцев,
ведь нужны те же дороги, общие до-
ма и т. д. То есть, помимо освоения
и строительства своего поместья,
предполагалось, что человек, всту-
пивший в данный коллектив, будет
ещё и участвовать в общественных
делах. А если у человека нет денег,
грубо говоря, на себя, на коллектив
он и тем более не даст ни копейки.
Итак, такие люди — ещё одни, с кем
необходимо разговаривать и рабо-
тать. Как я уже сказал, ситуация «нет
денег» сама по себе не так страшна,
ведь в поселении всегда много ра-
боты. Моё мнение — эта ситуация
всё-таки больше склоняется к «от-
говоркам», ведь у человека в то же
время находятся деньги на житие в
городе.
Да, немногие готовы взять на
себя ответственность за свою собс-
твенную жизнь и за жизнь своих де-
тей. Это, пожалуй, послеосознаннос-
ти, самый важный фактор для жиз-
ни в поместье. Здесь действительно
нужно брать ответственность на се-
бя за всё. Вы готовы сами рожать до-
ма, преподавать детям в школе, са-
ми строить, сажать, вы готовы взять
ответственность за здоровье своё и
близких на себя, находить альтерна-
тивные методы энергообеспечения
и утилизации отходов, вы готовы
держать за всё это ответ? Если да, и
вы ещё не живёте в поместье — то
это, видимо, вопрос «весенней рас-
путицы». Если нет — что ж, честный
ответ! Я вам скажу — в этом случае
присматривайтесь к тем, кто уже на-
чал свой жизненный путь на земле,
им как раз не хватает вас, чтобы раз-
делить с вами их ответственность за
что-то общее.
Что же такое —
поселение?
Мне кажется, что это и есть те
люди, те семьи, которые живут в оп-
ределённой местности. И хотя в рус-
ском языке есть фразы типа «забро-
шенное поселение», «пустое посе-
ление», мне кажется, что говорить
так про ПРОСТО ДОМА нельзя. По-
селение либо есть, то есть в нём жи-
вут люди, либо его нет. У нас прочно
вошло в обиход: «дачное поселе-
ние, дачный посёлок», то есть мес-
тность, где люди живут только ле-
том. Точнее, я бы сказал — времен-
но проживают. Потому что на самом
деле всё их хозяйство и помыслы—
в городе. Но разве дачное поселе-
ние мы создаём? Мы создаём— по-
селение Родовых поместий. И если
создавать Родовое поместье мож-
но долго, изредка приезжая в него
из города, то создавать поселение
можно только фактом своего про-
живания в нём.
И все вопросы по организации
чего-либо в поселении можно ре-
шать, только проживая в нём. По-
чему это так важно? Дело не в том,
что решать что-то в местности, в ко-
торой вы не проживаете (напри-
мер, вы делаете дела в другом горо-
де), весьма хлопотно, — это в пер-
вую очередь почти всегда не объек-
роды, ужесточать законы о привив-
ках — если здоровье наших мамо-
чек и деточек по стране «ниже плин-
туса»?
Хорошо, допустим, на реше-
ния депутатов давит лобби каких-
нибудь «тёмных сил». Но разве не
оторваны от жизни решения, каса-
емо организационных вопросов в
поселении, принимаемые не жите-
лями поселения? И что или кто да-
вит на принятие этих решений? Я
думаю, что давит в целом безликая
система, или, точнее, образ жизни
в системе. Дачный посёлок — это
мы все знаем, это вписано в систему
— там есть совет, и эти люди реша-
ют, что надо делать в очередной се-
зон. Решения вне сезона не прини-
маются — этого дачам не требуется.
А жизнь в настоящем поселении не
прекращается по окончании летне-
го сезона. Она вообще не прекраща-
ется! Но если я куплю дом в дерев-
не, ну так, ради дачи, а потом изред-
ка буду заходить в местный сельсо-
вет и говорить о том, что нужно сде-
лать или не сделать в деревне (этим
летом), меня, мягко говоря, не пой-
мут. А грубо говоря, — пошлют по-
дальше, ибо чужой я здесь буду.
Давно не секрет, что те, кто
живёт в поселениях, подразделяют
своих неживущих соседей на «вы-
ходничков», «дачников», «мёртвых
душ». И уж точно не хотят, чтобы лю-
ди из вышеупомянутых категорий
как-то влезали в их жизнь. В разных
поселениях это решают по-разному:
кто-то принимает правило, что на
вече поселения такие люди голоса
не имеют, кто-то условия ставит, что-
бы эти люди в указанный срок стали
«поселенцами». А вот у нас в Миро-
долье ничего такого нет. Завтра суб-
бота. «Выходнички» подтянутся.
О чём это я? О том, братцы, что
пора вам из всех разных катего-
рий, значений, званий, должностей
принимать на себя одну, но очень
важную и ответственную Сбро-
сить блочки страха, которые меша-
ют вам осознать. Это стало по си-
лам отдельным семьям, значит, по
силам и вам. Сейчас в Миродолье
— 9 взрослых и 8 детей. Из ста се-
мей, которые участвуют в проекте.
Нам бы ещё столько же — и необ-
ратимый процесс переезда и нача-
ла новой жизни ВСЕХ участников в
наше уже будет не остановить! Ре-
шайтесь!
Дмитрий АЛЕЕВ.
Миродолье, Сергиево-Посадский р-он,
Московская обл.
www.mirodolie.ru
тивно. Я понимаю, что это обычная
практика в России, да и во всём ми-
ре — правительство принимает ре-
шения по вопросам, связанным с уп-
равлением страной, то есть связан-
ным с жизнью граждан этой страны,
совершенно оторванных от реаль-
ной жизни граждан. Ну как можно
допускать законы о ювенальной юс-
тиции в стране, где смертность вы-
ше рождаемости? Как можно запре-
щать или игнорировать домашние
Новая жизнь
Почему люди не могут или не хотят
переехать жить на землю