Стр. 10 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 2 (115), февраль 2014 г.
10 • путь к себе
З
адумывались ли вы когда-
нибудь над вопросом, поче-
му нам так важно понимать
и быть понятыми, почему это
самое понимание приобре-
ло ни с чем не сравнимую ценность?
От партнёров, родителей, детей мы
ждём, требуем понимания. Соседей,
коллег, подчинённых, начальников
ищем таких, чтобы были понятны
нам и понимали нас хоть сколько-то.
Быть понятым удивительно при-
ятно, быть не понятым — обидно и
болезненно (как, впрочем, и поня-
тым неправильно).
Вот я удаляюсь от тесного соци-
ума, вполне себе неплохо справля-
юсь и без физической поддержки и с
минимальным общением. Но остаёт-
ся потребность в понимании — пи-
шу статьи, рассказы, читаю лекции и
жду его с надеждой. Это я и называю
«феномен понимания». То, о чём до-
думалась на сегодня, постараюсь из-
ложить. Может, и вы мне чего под-
скажете, покритикуете.
У каждого из нас есть некий круг
общения. По какому принципу там
подбираются люди? Думаю, не мно-
гие сегодня скажут, что общаются с
людьми, которые им необходимы,
полезны или просто случайно ока-
зались рядом. Мы ищем людей, ко-
торые понимали бы нас хотя бы в ог-
раниченном спектре и были бы по-
нятны нам. Особенно хорошо это
видно в соцсетях.
Часто люди говорят: «У нас об-
щие интересы». Да, конечно, но сов-
сем не обязательно люди, интере-
сующиеся физикой, или ЗОЖ, или
земледелием, включат друг дру-
га в «друзья» и будут поддерживать
контакт. Часто и наоборот: дети и
родители, супруги или друзья мо-
гут иметь разные интересы, но бу-
дут успешно общаться и тепло отно-
ситься друг к другу, ощущая взаимо-
понимание.
Таким образом, понимание —
это не только и не столько направ-
ленность на какие-то общие темы
и предметы, сколько язык и стиль
мышления, способ сканирования
действительности, отношения к ней.
Так, скажем, два православных
человека могут отталкиваться друг
от дружки, но вдруг один из них
найдёт взаимопонимание с будди-
стом… В крупной организации из
специалистов разных областей вы-
бираются в руководящие советы те
люди, которые способны к взаимо-
пониманию.
Когда в поселение приезжает
новый человек (семья), люди при-
лагают усилия, пытаясь понять но-
вичка. Часто это называют «почув-
ствовать», и это верно, ибо понима-
ние живого (и человека, и растения)
включает и эмоциональную компо-
ненту.
Чувство — это интеллектуально
проработанная эмоция (или эмоци-
онально окрашенная мысль).
Мы задаём новому человеку во-
просы и стараемся представить,
кто он, какой, почувствовать сте-
пень близости, понять. Рискну утвер-
ждать, что, если человек не совсем
«наш» (например, курит или имеет
странную профессию, религию, что-
то ещё), мы готовы это принять и со-
гласиться с некоторым любопытст-
вом, но если он(а) непонятен, это
плохо переносимо и не принимаемо.
Ещё пример. Сын знакомит с де-
вушкой, спрашивает потом: «Как она
тебе?». Имею ли я право на «нравит-
ся — не нравится»? Жить-то им. Я
уже и по отношению к нему, взро-
слому, имею очень совещательный
голос. Но я хочу и стараюсь понять.
Понять, кто она, да и кто он. Зачем?
Ну, с одной стороны, просто потому,
что это феномен, а, с другой… Об
этом дальше.
Про эволюцию
Зачем люди вообще нужны друг
другу? Почему мы тянемся к обще-
ФЕНОМЕН ПОНИМАНИЯ
n
Юлия Жемчужникова
Милое, Калужская область
youzhe@yandex.ru
нию, обобщению, доказанным фак-
том считаем, что человек — суще-
ство социальное (я согласна). Поче-
му «маугли» — синоним недоразви-
тости?.. Жизнь в городах невыноси-
ма, порой омерзительна и точно не-
здорова. Но люди едут и едут в них,
живут упорно в «спичечных короб-
ках», набитых сверх разумного. Да и
в деревнях — кругом вроде бы зем-
ли без края, а дворы жмутся друг к
дружке, теснятся. И переезд к земле
у многих начинается с поиска сорат-
ников-соседей. Вместе. Зачем?
Тут вспоминается составленная
почти 100 лет назад пирамида по-
требностей Абрахама Маслоу.
Внизу — базовые (биологи-
ческие) потребности: 1) питание;
2) без­опасность; 3) размножение и
др. Затем потребности человече-
ские: 4) общение; 5) признание; 6)
самораскрытие. Если потребность
более низкого уровня удовлетворе-
на, она теряет ценность, и человек
ориентируется на следующую, и ею
мотивируется его деятельность. И
наоборот: если нижняя потребность
не удовлетворена, то остальные те-
ряют свою значимость.
У меня есть своя трактовка этой
пирамиды (в книге «Любовь. Психо-
логия Бытия»), но сейчас не об этом.
Сколько бы мы ни подвергали её
сомнению, сколько бы ни обнару-
живалось исключений, она работа-
ет. Простой пример. Самые разные
люди (друзья, гости, чиновники, слу-
чайные…) задают одни и те же во-
просы в определённой последова-
тельности: как с едой? как с жиль-
ём? как с общением? как с развити-
ем? у вас так же? (это уже мой во-
прос к вам).
Во многом это парадигма прош-
лого. Те, кто уже живёт в своём по-
местье, думаю, согласятся со мной
(надеюсь на понимание), что такая
расстановка ценностей устарела.
И всё же она существует. Люди
объединялись раньше и объединя-
ются сейчас, чтобы добыть еду. На-
пример, хлеб в одиночку произве-
сти трудно. Я вот соседку всё ждала,
чтобы корову завести… (Сыроедов
это, видимо, мало касается). Коло-
дец выкопать вместе легче. Ну а уж
дом построить, дров запасти — тут
очевидно. Здоровое потомство хо-
тим — нужен не только партнёр, но
и помощники в воспитании. По этим
же принципам раньше и семьи со-
здавались.
Многие
учёные-антропологи
уверены, что человеческий социум
и сознание прошли некие этапы, ко-
торые повторяет и каждый человек
в своём развитии: выжить, то есть
добыть пищу и кров для безопаснос­
ти, затем вырастить эволюциониру-
ющее потомство, затем собственно
создать социум, цивилизацию. Мо-
жет, и так. Может, и нет. Ведь уже до-
казано, что человеческий детёныш,
если его только кормить, всё равно
зачахнет без ласки и минимального
внимания.
В любом случае, можно сказать,
что люди стремятся к совместному
существованию. Может быть, мы да-
же путаем причину и следствие. По-
пробую объяснить.
Вся эволюцияжизнина Земле со-
стоит собственно из процессов объ-
единения. Атомы соединились в мо-
лекулы, молекулы — в клетки, клет-
ки— в группы клеток (за каждой за-
пятой тут — миллиарды лет). Имен-
но объединение до того обособлен-
ных, но схожих частиц в более круп-
ное и сложное и есть основной эво-
люционный процесс. Приспособле-
ние и мутации, которые мы обы­
ч­но называем эволюцией, — это
лишь часть процесса, более локаль-
ная во времени. То есть для меня от-
крыт вопрос: существа объединяют-
ся, чтобы выжить, или они выжива-
ют, чтобы объединяться?
Забегая вперёд, — пример се-
мьи. Люди хотят найти партнёра
для развития, или развиваются, что-
бы найти партнёра и жить с ним?
Простите, если получилось мудрё-
но. Оставим лишь суть: объедине-
ние, социальность—эволюционная
компонента.
Наверное, поэтому, несмотря на
то, что ни одна цивилизация в исто-
рии человечества не была настоль-
ко успешной, чтобы остаться, люди
продолжают поиск и стремление к
совместности. История человеков
слишком мала и пока не привела к
эволюционному прорыву, люди всё
ещё ищут.
Итак, представим, что, глубоко
безсознательно стремясь к объеди-
нению с себе подобными и неподоб-
ными, мы находим поводы, стыки.
Допустим, когда-то это было фи-
зическое пространство, объедине-
ние для выживания. Это получилось.
Красиво или нет — другой вопрос.
Но нельзя не признать, что люди за-
хватили землю, отняли её у многих
других видов, создали собственную
среду обитания, расплодились с не-
верояной скоростью и победили го-
лод (не мерено излишков еды). Это
пройденный этап.
Затем эмоциональный план. Ког-
да страхи выживания отступают, по-
являются песни, менестрели, любовь
и героизм. Приходит эпоха чувств. У
людей обеспеченных сословий она
наступает веками раньше, чем у бед-
няков. Народ—это теперь не просто
люди, живущие на определённой
территории и с помощью опреде-
лённых занятий, теперь у них общая,
своя культура. На первый план выхо-
дит свойство, язык, ценности, идеи.
И всё это на уровне эмоций, ощуще-
ний. Мы — русские! Славяне! Ски-
фы!... Да само это—мы…
Сейчас смена эпох у человечест-
ва. Когда-то материальный мир сме-
нил энергетический, теперь — ин-
формационный. Теперь важны не же-
лезо и не мощь, а интеллект и инфор-
мация. Мы ещё только учимся жить в
этом прекрасном новом мире. Но его
ценности уже преобладают.
Когда-то люди радостно объеди-
нялись копать картошку, потом—на
танцах и концертах, теперь — в соц­
сетях. Плохо ли, хорошо ли, но это
так. Чем они там занимаются? Пыта-
ются вместе играть с информацией.
Никто не выбирает друзей по прин-
ципам нужности, а только по темам,
которые интересны, шуткам, кажу-
щимся общими… Всё, что мы ищем
в соцсетях или других объединени-
ях, — попытки нащупать общ­ность,
почувствовать понимание.
Ощущение, что тебя понимают,
— главный кайф нашего времени.
Отсутствие его — повод для страда-
ний. Если меня не понимают, я муча-
юсь и «спускаюсь» на предыдущие
уровни.
Письмо: «…почему не у каждо-
го получается понимать? Иногда, в
спорных случаях, даже объяснить
не можешь толком, к примеру: поче-
му надо делать именно так, просто
чутьё... Раньше говорили про такие
случаи: говорим на разных языках.
Сейчас, думаю, дело не в языках, а,
возможно (вероятно), в степени чи-
стоты помыслов, восприятия...».
Если меня не понимают, я пере-
хожу к чувствам или просто давле-
нию. «Пойми…я так чувствую…, так
надо…».
Про защиты
Я уже писала немного («Фено-
мен соседства-2») о защитных меха-
низмах психики. Давайте посмот­рим
и с этой стороны.
Наша душевная, психическая ор-
ганизация во многом строится на за-
щитах. (Можно было бы сказать —
механизмах приспособления, но
психологи уже выбрали этот тер-
мин). Не стоит рассматривать защи-
ты как что-то негативное. Они помо-
гают нам выжить, существовать и да-
же развиваться. Есть защиты прими-
тивные, простые, есть более слож-
ные, человеческие.
Интеллектуализация
од-
на из них. Эта статья — самый про-
стой пример. Часто люди идут из-
учать медицину от страха смерти и
болезней, подаются в психологию,
страшась сумасшествия… Познавая
мир, мы стараемся меньше бояться
его. Присмотритесь, как яростно мы
ищем объяснения всего и вся. Если
кто-то заболел — на первом месте
диагноз. Что с ним? Какая темпера-
тура? Становится ли мне легче от то-
го, что я знаю (или думаю, что знаю),
что со мной? Удивительно, но да. По-
тому что симптомы остаются, но тре-
вога уходит. Заметьте, ложный диаг-
ноз также может принести облегче-
ние, потому так важно субъективное
чувство знания, понимания, оно и
есть защита.
В поместной, природной жизни
невероятное количество неопреде-
лённости. Если присмотреться, это
и есть самая большая трудность, са-
мый пугающий и останавливающий
фактор. Людей привлекает и держит
матрица городов как совместная за-
щита. Ведь даже простое — дорога
до магазина или школы — в городе
всегда на одном месте. А у нас? Пе-
реезд к земле требует больших уси-
лий психики для перехода на новые
уровни понимания и принятия не­
определённости. Защищаясь от это-
го, мы наскоро создаём себе надёж-
ные убеждения (убежища) и ищем
понятных и понимающих соседей.
И всё же это всё о ней—
Про Любовь
Я долго сдерживалась и подтан-
цовывала к этой теме, точнее, к это-
му слову. Ведь от страхов — только
Любовь и именно Любовь — путь
эволюции. И понимание —Любовь.
На излагаемые дальше мысли
меня натолкнула несколько лет на-
зад песня. Сын-подросток слушал
громко хип-хоп, Настя и Потап пели:
«Ты меня не хочешь! Не хочешь! По-
нять не хочешь!». Фраза (вы понима-
ете?) вызвала спектр эмоций, и я уш-
ла в интеллектуальную защиту.
Представьте себе, что ваш ребё-
нок приводит домой человека и со-
общает: «Я его(её) люблю, и мы бу-
дем жить вместе!». А на ваши вопро-
сы следует объяснения: «Он(а) по-
может мне выжить, добывать пищу
и вырастить потомство». Или пред-
ставьте, что вы сами честно пише-
те в объявлении на сайте знакомств:
«Ищу партнёра для материального
обеспечения и секса». Фи! Правда?
Почему? —Примитивно. То есть это,
конечно, тоже, но этого очень мало.
Нужна Любовь! А что это? Неж­
ность…Ласка…Забота…Опять ма-
ло? Да. Нужно понимание. Ещё не-
сколько веков назад браки создава-
лись для простых задач выживания.
Хорошего мужа вполне могла по-
добрать родня, и хорошим он был,
если выполнял свои функции успеш-
но. Лишь некоторые утончённые на-
туры страдали в поисках чего-то
ещё. Потом возник феномен Роман-
тической любви. Да-да, не удивляй-
тесь. Любовь, замешанная на эмо-
циях, лирике, красивых фантазиях,
она возникла не так уж давно. Стало
почти нормой подбирать себе пару,
основываясь на иррацио­нальном:
«Нас непреодолимо тянет друг к
другу». Победил приоритет чувств.
Древние греки раскладывали
любовь на секс, эрос, дружбу и за-
боту.
Секс — то, что мы называем
вож­делением. Эрос — любовь как
стремление к воспроизводству или
творчеству — высшим, по мнению
древних греков, формам бытия и от-
ношений между людьми. Филия —
дружба, братская любовь. Агапэ —
забота о благе другого, прототип ко-
торой—Божья любовь к человеку.
Эти составные части были, с од-
ной стороны, равнозначны. С дру-
гой, — эрос относился к чему-то
«высшему», непонятному и далёко-
му. Остальные части — важные, че-
ловеческие и божественные.