Стр. 26 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 3 (116), март 2014 г.
26 • ГОСУДарСТВО и МЫ
СПраВка
торвальдур Гильфасон,
с 2010 г. член
конституционного совета Исландии.
Родился в Рейкьявике, окончил Манчестер-
ский университет, защитил докторскую диссер-
тацию в Принстоне. Работал в Международном
валютном фонде и Университете Исландии.
Реально ли в России прямое
народное законотворчество и
прямое народовластие? Опыт Ис-
ландии, о котором мы писали в
январском номере «РЗ» («Револю-
ция, о которой молчат СМИ»), по-
казал, что вполне реально. Сегод-
ня мы публикуем рассказ о том,
как исландцы работали над новым
Основным законом. Полезнейший
опыт!
М
ы начали писать новую
Конституцию в резуль-
тате финансового краха
страны, который случил-
ся в 2008 году. Ему пред-
шествовали десятилетия «капита-
лизма друзей» и «дьявольского со-
циализма»: доходы от деятельнос-
ти крупных компаний идут в карман
частным лицам, а издержки ложатся
на простых граждан.
Первые симптомы появились в
конце 1970-х, когда в стране ввели
квоты на ловлю рыбы. Вместо того
чтобы продать их по рыночным це-
нам, их практически безплатно раз-
дали ограниченному кругу судовла-
дельцев. В 1998 году началась запо-
здалая приватизация исландской
банковской системы, и она прошла
в том же духе: банки оказались про-
даны предпринимателям с хороши-
ми связями в политике. Всего за де-
сять лет неэффективное управле-
ние банками довело страну до кри-
зиса небывалых масштабов: ущерб
оценили в семь годовых ВВП ислан-
дии. Кризис сопровождался проте-
стами: десятки тысяч людей требо-
вали отставки правительства, пре-
мьер-министра, главы Управления
по финансовому надзору, досроч-
ных выборов в парламент и новой
Конституции. новое правительство,
пришедшее к власти в феврале 2009
года, услышало призыв.
После того как правительст-
венные
эксперты
подготовили
700-страничный доклад с рекомен-
дациями для тех, кому предстояло
писать новый Основной закон, бы-
ла созвана национальная ассамб-
лея. Случайным образом из нацио-
нального реестра жителей отобра-
ли тысячу человек, которые должны
были обсудить облик новой Консти-
туции. Всё устроили настолько де-
мократично, насколько вообще воз-
можно: шанс попасть в ассамблею
был у каждого исландца старше 18
лет. Участники ассамблеи собрались
на один день и, во-первых, пришли
к выводу, что стране действитель-
но нужна новая Конституция, а во-
вторых, решили, какие пункты в ней
должны быть прописаны.
затем прошли выборы в Кон-
ституционное собрание, которому
предстояло написать новый Основ-
ной закон. В стране к этому был ог-
ромный интерес: на 25 мест в Со-
брании баллотировались 522 че-
ловека. В числе избранных был и
я. но Верховный суд аннулировал
итоги выборов: якобы стены каби-
нок для голосования были слишком
низкие, и это угрожало тайне голо-
сования. Претензия совершенно су-
масбродная: уже десятки лет такие
же кабинки без проблем использу-
ют на выборах в ирландии и Шот-
ландии. В западном полушарии ни
одни общенациональные выборы
не признавали недействительными
по технической причине. Всё дело в
том, что суд был и остаётся полити-
чески предвзятым: восемь из девя-
ти его судей были в своё время на-
значены правой Партией незави-
симости, которая потеряла власть
в 2008 году. но парламент отказал-
Принуждение
к занятию Конституцией
Статья торвальдура Гильфасона в журнале «Esquire»
об этапах принятия народом Исландии новой конституции.
ся признать поражение и сформи-
ровал конституционный совет, в ко-
торый вошли все депутаты, избран-
ные в ходе голосования.
наш совет работал четыре меся-
ца. именно на этот срок в 1787 году
отцы-основатели СШа собирались в
Филадельфии — четырёх месяцев
им хватило, чтобы написать Консти-
туцию своей страны с чистого листа.
но первые несколько дней мы по-
тратили не на пьянство, как в своё
время бенджамин Франклин и ком-
пания, а сразу приступили к работе
—разбились на три группы, каждая
получила около трети всех важных
тем, которые нужно было осветить в
Конституции. Два раза в неделю мы
собирались все вместе, и эти общие
собрания были открыты для журна-
листов и публики. С самого начала
их транслировали в прямом эфире.
Они и сейчас доступны в YouTube.
Кроме того, по нашим правилам
мы должны были консультировать-
ся с гражданами через сайт. Ком-
ментарии и предложения принима-
лись только от тех, кто зарегистри-
ровался под своим настоящим име-
нем. наш сайт, кстати, был первым
в своём роде проектом для крауд-
сорсинга конституций, и его разра-
ботчик Финнур Пальми Магнуссон
помогал потом организовать нечто
похожее в Египте после революции.
Откликов было очень много. Ког-
да мы писали главу о защите окру-
жающей среды, со мной связались
несколько фермеров и напомнили
о вековой проблеме исландии —
выпасе скота на чужой земле, част-
ной и общественной. Она настоль-
ко серьёзная, что даже в сводах за-
конов времен викингов ей уделя-
лось много внимания. У нашей стра-
ны очень хрупкая экология: иногда
говорят, что наш остров не зелёный,
а серый. В итоге фермеры нам очень
помогли, описав ситуацию в разных
регионах исландии.
Ещё нам написал один из стар-
ших офицеров исландской поли-
ции, который очень длинно и замы-
словато объяснил, что наши законы
об изъятии украденной собствен-
ности сильно отстали от европей-
ских. Он настаивал на том, что раз
обычные законодатели не могут это
исправить, то Конституция долж-
на дать властям больше полномо-
чий по части конфискаций. Это бы-
ло впечатляющее предложение, но
мы его всё-таки не приняли, ведь
Конституция — возвышенный до-
кумент, и не ему регулировать отно-
шение к украденной собственности,
даже если ошибки в других законах
так и не исправлены. Мы избегали
общения исключительно со специ-
алистами — ведь мы писали доку-
мент для народа, а не для юристов.
Советчиков в стиле вашего жи-
риновского у нас, как ни удиви-
тельно, почти не было. Может быть,
потому, что часть политического
истеблишмента предпочла просто
игнорировать нашу работу. Многие
из них считали, что писать Конститу-
цию — это их дело, даже несмотря
на то, что нас для этого выбрали на-
род и парламент.
Документ, который получился в
итоге, хвалили зарубежные экспер-
ты — например, профессора пра-
ва Чикагского и Колумбийского уни-
верситетов. но главное, нам удалось
соблюсти все наказы национальной
ассамблеи: мы устранили сильный
перевес исполнительной власти, ра-
зобрались с рыболовными квотами
и вообще национализацией природ-
ных ресурсов, реформировали элек-
торальную систему, изменили поря-
док назначения судей, дали наро-
ду право решать многие вопросы
на референдуме и получать доступ
к правительственной информации.
Во время последнего голосова-
ния по целому документу его одо-
брили все 25 членов совета. В ию-
ле 2011 года мы передали черновик
альтингу (исландский парламент. —
Esquire
), но сразу почувствовали,
что нам будут противостоять серьёз-
ные политические силы. Первое
предложение преамбулы звучит так:
«Мы, народ исландии, хотим постро-
ить справедливое общество, в кото-
ром все сидят за одним столом». Как
видите, уже в нём заявляется, что не-
которые существующие привилегии
следует устранить. Само собой, при-
вилегированные люди, включая бан-
киров, владельцев рыболовецких су-
дов и членов коррумпированных по-
литических кругов, сочли это угро-
зой. их можно понять.
Общенародный референдум по
проекту Конституции прошёл в ок-
тябре 2012 года, и 67% населения
высказались «за». (
Статья в журна­
ле
«
Esquire», по всей видимости, бы­
ла опубликована до того, как в ок­
тябре 2013 года состоялся окон­
чательный референдум по приня­
тию новой Конституции Ислан­
дии. —
Ред.
)
но парламент разби-
рался с ним очень медленно. нако-
нец сформировалось большинство,
готовое высказаться за документ с
незначительными поправками: 32
депутата из 63. и всё-таки случился
скандал. В последний день работы
парламента, в начале лета 2013 го-
да, председатель просто не выста-
вил документ на голосование.
Процесс заморозился до выбо-
ров нового парламента. При этом на
выборах коалиция левых партий, ко-
торая инициировала создание новой
Конституции, проиграла, и к влас-
ти вновь пришли правые. Есть вер-
сия, что исландцы боятся вступления
в Евросоюз, против которого высту-
пают правые, больше, чем повторе-
ния ситуации с кризисом, к которо-
му правление правых привело. Пока
Прогрессивная партия и Партия не-
зависимости были в оппозиции, они
фактически опустились до шовиниз-
ма в своих предвыборных кампани-
ях. и после финансового краха ис-
ландии часть граждан всерьёз пове-
рила, будто в нём виноваты не наши
коррумпированные политики и бан-
киры, а скандинавские страны, всту-
пившие в сговор с МВФ. Один из са-
мых уважаемых в исландии газетных
редакторов вообще сравнивал стра-
ну с осаждённым Ленинградом. В
россии, пожалуй, такими ходами ни-
кого не удивишь.
Теперешнее исландское прави-
тельство, по сути, пришло к влас-
ти в результате постоянного вранья
избирателям. Думаю, новые выбо-
ры состоятся гораздо раньше срока,
и следующее парламентское боль-
шинство проявит волю. благодаря
кризису мы впервые получили шанс
написать Основной закон силами
народа, а не политиков. При том что
поведение банков во многом напо-
минает докризисное, есть вероят-
ность нового финансового краха. В
краткосрочной перспективе это, ко-
нечно, плохо, но для судьбы новой
Конституции — благоприятно.
Из комментариев
исландцев
ПРЕАМБУЛА.
«Мы, жители ис-
ландии, желаем создать справед-
ливое общество, где каждый обла-
дает равными возможностями. на-
ше разнообразное происхождение
обогащает общество, и все мы не-
сём ответственность за наследие
поколений, нашу страну и её исто-
рию, природу, язык и культуру».
Анна Бенкович Микаэльсдот-
тир:
«Слушайте, очень важно, чтобы
Конституция исландии утверждала:
официальный язык страны — ис-
ландский».
СТАТьЯ 19.
«законом может
быть установлена государственная
церковь».
Хальдур Логи Сигурдарсон:
«Тысячу лет христианская церковь
топтала исландцев своими копыта-
ми. У конституционного совета была
уникальная возможность уравнять
все религиозные группы страны, но
он ничего не сделал с этим положе-
нием, хотя все опросы показывают,
что никому государственная цер-
ковь не нужна. Единственный допу-
стимый здесь компромисс — ника-
кого положения о государственной
церкви. нужна ли христианам стра-
ны статья в Конституции, чтобы быть
христианами? Я сомневаюсь, что они
столь слабы в своей вере. Кругом
кричат: нужно сохранять националь-
ные ценности! Я часто спрашиваю
священников и других людей, в чём
же состоят эти ценности. Мне отве-
чают: в скромности, толерантности и
умеренности. но церковь не скром-
на, её представители приписывают
христианству всё хорошее, что ког-
да-либо случилось с миром... Менее
всего государственная церковь уме-
ренна. Она хочет иметь неконтроли-
руемый доступ к молодёжи страны,
от школьников до детсадовцев».
СТАТьЯ 34.
«Природные ре-
сурсы исландии, не находящиеся в
частной собственности, находятся в
общей и постоянной собственности
народа».
Хёкур Бриньольфссон:
«Счи-
таю, что в статью следует включить
термин «общественная земля». бо-
лее того, в ней следует прописать
право народа на пользование этой
землёй, например, для охоты, ры-
балки, собирания ягод, грибов и
прочих растений. Вспомните древ-
нее право людей на любую землю,
кроме частной (свод исландских за-
конов 1281 года, в котором, в част-
ности, говорится: «Море открыто
для каждого. Общественная зем-
ля может использоваться для лет-
него жилья и для выпаса овец. Если
на общественную землю выбросит-
ся из моря кит, то обязанность того,
кто живёт ближе всего к этому ме-
сту, — сообщить об этом всем»).
СТАТьЯ 39.
«Голоса избирате-
лей по всей стране имеют одинако-
вый вес. Страна может быть разде-
лена на избирательные округа. их
максимальное число — 8».
Вигфус Ингвар Ингварссон:
«Делать из страны один избира-
тельный округ — это какая-то де-
мократия в российском стиле. Глупо
ради поддержания равенства уста-
навливать одинаковый вес голо-
сов. Сельской местности и так недо-
стаёт влиятельных людей для уча-
стия в делах страны: мало того что
в столичном регионе располагаются
масс-медиа, которые контролируют
дискуссию, но там ещё и проще до-
ступ к органам власти».
СТАТьЯ 23.
«Каждому должен
быть обеспечен доступ к адекват-
ной и доступной системе здравоох-
ранения».
йона Августа Рагнхейдардот-
тир:
«Организация за оптимальное
лечение „Свобода здоровья“ просит
совет закрепить в Конституции ис-
ландии понятие свободы здоровья,
чтобы каждый человек имел право
выбора. за последние десятилетия
знания и навыки исландцев в обла-
сти ухода за своим здоровьем опе-
редили достижения западной меди-
цины. Древние знания исландских
трав и основанных на них лекарств
в последние годы распространи-
лись и многим помогли».
СТАТьЯ 67.
«Вопросы, выстав-
ляемые на референдум по требова-
нию или инициативе избирателей,
должны касаться интересов обще-
ства. нельзя требовать голосования
по бюджетам, законам, обеспечива-
ющим соблюдение международных
соглашений и касающимся налогов
или гражданства».
Оулавюр Гардарссон:
«ни из
какого референдума исключать та-
кие вопросы нельзя. абсурд: народ
не может разобраться с несправед-
ливым налогообложением! То, что
в результате подобного референ-
дума все налоги сразу понизятся —
просто легенда. Швейцарцы, напри-
мер, сами решают, насколько высо-
кими должны быть налоги и на что
они пойдут»...
степан серДЮкОВ.
http://esquire.ru/iceland