«Родовая Земля»
№ 5 (118), май 2014 г.
10 • ЗЕМлЯ-КОРМИлИЦА
О
том, как сформировался
чернозём, пока ещё про
должают спорить. В основ
ном учёные сходятся к
трём теориям.
Первая из них гласит, что то, что
мы сейчас называем чернозёмом,
образовалось из морского ила, то
есть было морским дном. Сюда же
относят версию образовании чер
нозёма с помощью ледника.
Вторая теория утверждает, что
чернозём образовался после того,
как высохли болота, расположен
ные в древности на данной терри
тории. То есть базой для образова
ния чернозёма стала болотная ра
стительность.
Третья теория «обвиняет» в по
явлении чернозёма степную и лу
говостепную растительность, ко
торая обновляется и даёт ежегодно
более 100 центнеров опада на гек
тар.
Каждая из этих теорий подкреп
лена множеством докладов, дис
сертационных работ и книг. Но лю
бой человек, посадивший свой ле
сосад, с лёгкостью их опровергнет.
Морская соль, или кислый сапро
пель, или скудная степная расти
тельность не могут в полной ме
ре способствовать быстрому нако
плению чернозёма. А вот биоразно
образный, старый лес —может.
В одной из прошлых своих ста
тей я делал расчёт годового приро
ста чернозёма на дне моего кратер
ного сада, состоящего преимущест
венно из яблонь и груш. По заплыв
шим чернозёмом, не очень старым
пням выходило — около 2 см в год.
А в лесосаде, имеющем три живых
яруса, к тому же с орехоплодными,
дающими огромный опад листвы в
условиях нашего климата, возмо
жен прирост плодородного слоя до
4 см в год.
Анализируя мнение многих учё
ных, я пришёл к мысли о существо
вании какогото мирового загово
ра против плодородия почв. И осно
вания для этого есть: а как челове
ка от природы увести подальше из
райского сада? Как заставить народ
n
олег Перетятько
Радужное у Медведицы,
Волгоградская область
pechnik-do@rambler.ru
добывать хлеб свой в поте лица? И
как научно оправдать уничтожение
лесов?
Ещё знаменитый географ и на
туралист П. С. Паллас, путешество
вавший по России в 1768–1774 гг.,
объяснял образование чернозёмов:
«Судя... по скрытым в земле старым
древесным пням и корням, степи
эти, повидимому, в незапамятные
времена были покрыты лесом...».
да и по былинам нам известно, что
Илья Муромец шёл до Киева по до
роге, которая заколодела, то есть в
те времена ещё лес был старым и
массово состоял из огромных дере
вьев, которые и падали на дорогу.
Слово «колода» (для пчёл), видимо,
пошло от таких великанов.
Но тем не менее В. В. докучаев
Всемирный заговор
против плодородия
Пермакультура к пермакультуре
считает, что многие столетия поч
вы развивались в тесном эколо
гическом единстве с буйной луго
востепной и степной растительно
стью. В своих книгах он приводил
многочисленные таблицы по луго
вому опаду, химическому составу и
т. п. докучаев считал образование
чернозёмов результатом накопле
ния в горной породе перегноя от
сгнивания травянистой степной, а
не лесной растительности.
Надо сказать, что сторонников
теории лесного генезиса чернозёма
в прошлом существовало немало,
но голоса их звучали слишком раз
розненно и заглушались авторите
том В. В. докучаева.
И вот уже на протяжении более
ста лет (докучаев умер в 1903 го
ду) всё настойчивее и последова
тельнее утверждаются представле
ния о степном генезисе чернозёма.
Эта концепция повлекла за собой
рекомендации по его повышению,
связанные прежде всего с ороше
нием и внесением удобрений. Сей
час, когда многие из чернозёмов та
ким путём превратились в засолен
ные «белозёмы», время задуматься
о роли лесов в формировании чер
нозёма. Ведь если чернозём фор
мировался при участии лесов, хотя
бы парковых и островных, то дегра
дирует он уже при одном обезлесе
нии, ещё до всякой распашки. Зна
чит, для подъёма его плодородия
необходимо полезащитное лесо
разведение.
Судя по всему, главные массивы
южнорусских лесов были истребле
ны задолго до появления какихли
бо исторических памятников. Тем не
менее о лесах нынешнего степного
юга России упоминали древнегре
ческие, арабские и особенно визан
тийские историки. В статье «Почему
наши леса молодые?» был описан
факт молодого леса почти на всей
территории бывших стран СССР. Ви
димо, после тотального уничтоже
ния лесов Руси богатство земли —
плодородие — сохранилось.
Сегодня весь юг Руси перепа
хан, земля терзается, как рана, ме
ханизированной техникой, плодо
родный слой продолжает катастро
фически исчезать, на полях приме
няются химические удобрения, а тут
ещё проблема ГМО нарисовалась! И
главное, всё это МЫ спонсируем, да
же те из нас, у кого свой надел по
ля есть. Покупая в магазине греч
ку, рис, пшено и прочие крупы (ско
рее всего, прежде предназначен
ные для птиц), МЫ финансируем мо
нокультурное поле, совсем не ра
достное.
думаю, в ведические време
на людям удобнее было делать му
ку и крупы из различных орехов, в
том числе каштанов, а также съе
добных и сладких желудей. Обитая
же в городах, мы постепенно при
выкаем считать съедобным и полез
ным лишь то, что можно купить на
прилавках супермаркетов. Желудей
вы там, конечно, не встретите — а
зря! Ведь это и ценный питательный
продукт, и натуральная природная
аптечка в одном флаконе. Полако
миться дубовыми орешками, кото
рые служат кормом для лесных бе
лок и домашнего скота, стоит и че
ловеку — главное знать, как из них
приготовить кофе или хлеб. В древ
ней Элладе считалось, что раньше
всех деревьев на Земле появился
именно могучий дуб, а его плоды—
жёлуди — стали пищей человече
ского рода. Самые могучие и старые
экземпляры дуба у эллинов счита
лись статуями Зевса. дубовая ветвь
являлась символом силы, мощи и
знатности рода, поэтому дубовых
венков удостаивались самые храб
рые воины, отличившиеся в бою. В
древнем Риме жёлуди сохранили
за собой отпечаток Зевса — здесь
их называли «плодами Юпитера». В
мифах северных народов дубы всё
так же «подпирали небо», а их пло
ды, согласно мифам, дарили бес
смертие и плодородие. У германо
скандинавских племён дуб был дре
вом Жизни, а жёлуди — священны
ми плодами Тора. друиды глотали
эти орешки целиком, поскольку бы
ли убеждены, что так им откроется
дар ясновидения. Археологические
раскопки на территории современ
ной Украины показали, что жившие
здесь 5000 лет назад трипольцы пи
тались желудями, а не пшеницей
или рожью. И, надо полагать, были
здоровы и процветали — о высоко
художественной культуре Триполья
наслышан весь мир...
Пора людям уходить от моно
культурных полей. давайте созда
вать свою продовольственную без
опасность, свои реликтовые, бо
танические
лесосадыдендрарии,
то есть свои семейные семенные
фонды. Тогда будет мука 50 видов
и столько же экзотического, полез
ного масла! А также ягоды, грибы,
фрукты, орехи и овощи высшего
класса и тоже экзотические. А Зем
ля и потомки нам спасибо скажут
за оставленное наследство — пло
дородие. У «Народного Семенного
Фонда»
http://vk.com/semenaroda
одна из задач — помогать в этом
важном деле людям, в группе созда
ны удобства для поиска нужной те
мы, составлен и постоянно обновля
ется перечень всех групп ВКонтакте,
занимающихся семеноводством.
В прошлых статьях мною уже
была описана схема высадки оре
хоплодных в поместье: по углам —
орехи из рода орех и по разным сто
ронам — орехи рода гикори, такая
схема позволяет сохранить чистоту
вида и уменьшить нежелательное
переопыление и, как следствие, об
разование гибридных форм. Также
в эту схему нужно включить и дубы
одной секции, расположив их по че
тырём сторонам, на максимальном
удалении. дубы белой секции со
съедобными желудями: дуб измен
чивый, Фрайнетто, пушистый и не
которые виды монгольского. Самый
распространённый в России дуб че
решчатый тоже относится к белой
секции, поэтому его соседство с пе
речисленными может привести к
нежелательному переопылению и
появлению горечи плодов. Нужно
учесть этот факт, как и тот, что рас
тёт у ваших соседей.
Грамотно спланированный бо
танический лесосад решит не толь
ко продовольственный вопрос, но
качественным образом его поменя
ет. Кроме того, такой лесосад повы
сит плодородие почв, а также пре
доставит возможности для реализа
ции бизнесидей по распростране
нию полезных, эксклюзивных про
дуктов Родового поместья. Об этих
идеях — в следующей статье.
n
А
бдул Карим, обычный город
ской житель, часто ездил к
родителям жены в деревню.
Прогуливаясь по окрестно
стям, он заметил запустевшие бро
шенные земли.
«Я увидел пустоши — было
больно смотреть на безплодную
брошенную землю. Я подумал, что
было бы неплохо создать свой Ка
аву (Каава в переводе с хинди —
«священный лес»). Раньше в каждой
деревне были священные рощи, о
которых мне часто рассказывали в
детстве, и мне очень захотелось со
здать такой лес».
В 1977 году Карим приобрёл 5
акров (примерно 2 гектара) каме
нистой земли с пересохшим колод
цем за небольшие деньги. Соседи и
даже семья не могли понять его по
ступка.
А он слыл человеком упрямым
и к тому же не изучал вопросов
земледелия, полагаясь в этом де
ле исключительно на интуицию. Его
вдохновляли мысли о Кааве.
Спустя год он начал сажать на
этой бедной земле зрелые ростки
диких деревьев. Приходилось само
стоятельно поливать их, а для это
го ездить на мотоцикле до ближай
шего источника, чтобы набрать бак
с водой. Жители окрестных дере
вень смелись над Каримом, считали
его сумасшедшим, ведь на этих ска
листых местах почти ничего не про
израстало.
Так продолжалось три года, и
природа ответила благодарностью.
«На третий год, когда мои насаж
дения стали похожи на взрослые де
ревья, вода в колодце значительно
поднялась. для меня это было вели
ким счастьем. Я купил ещё 27 акров
прилегающей земли и принялся за
саживать деревьями и эту землю.
К тому же я подобрал для посадки
разные виды кустарников, лиан и т.
д. В остальном положился на приро
ду. Она знает свое дело».
Он сделал для себя вывод:
«Можно помочь природе, но невоз
можно управлять ею».
Вокруг леса произошли удиви
тельные изменения: когдато сухой
колодец теперь наполнялся до краёв
чистой свежей водой, поднялся уро
вень подземных вод в радиусе 10 км,
лес населился птицами, а птицы при
несли семена из соседних лесов.
Вскоре в лесу завелись зайцы и лисы.
Особенность ухода за лесом за
ключалась в минимальном вмеша
тельстве. Карим никогда не пропа
лывал лес, не убирал опавшие ли
стья (опад), не рубил деревья, не
охотился на животных, не занимал
ся селекцией и не использовал хи
мические удобрения.
«Моя награда — минеральная
чистая вода, благоухающий воз
дух, ежедневные прогулки по лесу,
крепкое здоровье и тёплое ощуще
ние мира внутри себя».
Более 10 лет Карим живёт в до
ме посреди своего леса. Здесь не
увидишь ни одного клочка бума
ги или какоголибо мусора. Карим
разрешает посещать лес туристам,
а за определённую плату можно и
пожить здесь, но требуется соблю
дать ряд правил: не вносить в лес
пластик, не курить, не ездить на ав
томобиле, не нарушать покой леса...
Кариму не раз предлагали про
дать лес, но он отказался. для него
этот лес очень дорог.
http://malayalalokam.com.
5 акров, которые
изменили мир