Стр. 6 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 8 (121), август 2014 г.
6 • действующие лица
Что Творцу дороже всего?
Правильно — «Совместное тво­
рение и радость всем от созер­
цания его». Фестиваль на Доб­
рой Земле в этом году прово­
дился уже в третий раз, и всё,
что с ней связано, что на ней
происходит, — это со всей оче­
видностью СО-вместное Тво­
рение всех причастных: и тех,
кто обеспечивает условия фе­
стивалю, и тех, кто приезжа­
ет в качестве «семинариста»,
«водителя»
мастер-классов,
практик, мистерий и т. п. ли­
бо просто в качестве участника
или «коробейника». Всего это­
го на III фестивале было в изо­
билии, а организация… Орга­
низаторы «Доброй Земли» за­
дают планку, уровень, и в этом
смысле фестиваль уже очень
скоро может стать лицом, ви­
зитной карточкой движения со­
здателей Родовых поместий.
Тем более интересно было
поговорить об этом с его ор­
ганизаторами, коих представ­
ляют Анатолий КАРПОВ (посе­
ление Заветное) и Константин
ЛИПАТОВ (поселение Родное).
— Выражаем своё восхищение
Доброй Земле. Мы были на первом
фестивале, в 2012-м. С той поры
здесь много изменилось: встал пре-
красный Дом-школа, расширилась
и улучшилась инфраструктура, де-
литься опытом и знаниями сюда
едут известные мастера-практи-
ки... У фестиваля появился свой эг-
регор, своя особенная энергетика.
Можно сказать, что Добрая Земля
стала местом Силы. Вы молодцы!
Вопрос же: а что фестиваль дал
вам?
Анатолий Карпов.
Я сейчас
объясняю всем, что в моей жизни
произошёл совершенно неожидан-
ный поворот, который всё больше
и больше захватывает мою жизнь. В
прошлом году во Владимирской об-
ласти появился новый губернатор,
стала меняться команда. Предыду-
щий губернатор относился к нам,
создателям Родовых поместий, до-
статочно прохладно. Нового губер-
натора, Светлану Орлову, назначил
Владимир Владимирович Путин.
Она человек активный, сразу нача-
ла говорить про туризм, про экоту-
ризм, ведь Владимир, Суздаль вхо-
дят в Золотое кольцо России. И я
подумал, что мы можем перевести
взаимоотношения в более солид-
ное русло, нам нужно наращивать
авторитет, ведь слава о нас как о
сектантах существует до сих пор. И
я начал искать, активно искать кон-
такты с властями и обществом: в
прошлом году отправлял приглаше-
ние на фестиваль губернатору, не-
скольким замам, встречался с об-
щественными деятелями. Но чувст-
вовал, что этого недостаточно, нуж-
но что-то ещё.
И тут соседка по поселению по-
советовала пойти в Академию на-
родного хозяйства с далёким при-
целом, так сказать. По образованию
я математик, окончил мехмат МГУ.
Второе высшее мне было не совсем
интересно, и возникла мысль об
аспирантуре. Сначала подумал об
Академии народного хозяйства, от-
деление которой есть во Владими-
ре, но Борис Александрович Анчу-
гин (он был одним из кандидатов в
Время выбрало их
Анатолий Карпов
Константин Липатов
губернаторы области, мы с ним об-
щались) посоветовал ВлГУ (Влади-
мирский госуниверситет) и сам при-
вёл меня к профессору, доктору эко-
номических наук Юрию Алексееви-
чу Дмитриеву. И вот уже год, как я
соискатель научной степени канди-
дата экономических наук.
Погружаясь в тему аграрной
экономики и сельского развития,
я с удивлением обнаружил, что су-
ществует целый ряд солидных ис-
следовательских центров, занима-
ющихся этими вопросами. В той са-
мой Академии народного хозяй-
ства (РАНХиГС) есть Центр аграр-
ных исследований, с директором
которого я познакомился. При Ти-
мирязевке есть Центр устойчиво-
го развития сельских территорий
(ЦУРСТ). Существует Всероссийский
институт аграрных проблем (ВИА-
ПИ)... А сейчас у нас в гостях как раз
сотрудница этого института, она
уже почти 30 лет занимается этими
проблемами. Говорит, что наша го-
сударственная система в большин-
стве своём воспринимает развитие
сельских территорий как бизнес,
как развитие бизнеса, а это проти-
воречит развитию с точки зрения
человека. Простой пример. Откры-
ваем современную свиноферму, от-
личную с точки зрения системы, но
для её обслуживания нужно всего
три человека, потому что там всё
автоматизировано, остальным, кто
рядом живёт, нет места в этой си-
стеме. Так получается, что систе-
ма вытесняет человека, она не за-
интересована, чтобы был человек...
Здесь нужен другой подход. И мо-
дель Родового поместья можно по-
дать и с этой точки зрения.
— То есть с темой вы уже опре-
делились?
— Чётко она пока не сформули-
рована, а предварительно—«Соци-
ально-экономическая значимость
модели поселения Родовых поме-
стий как новой формы возрожде-
ния сельских территорий». Но, воз-
можно, я немножко переориентиру-
юсь и напишу диссертацию «Устой-
чивое развитие сельских террито-
рий Владимирской области», и тема
Родовых поместий будет одной из
составляющих.
Когда начинаешь в этом копать-
ся, разбираться, выясняется, что
много учёных и писателей задумы-
вались об этом, мы же не первые.
«Человечество обновится в саду и
садом выправится — вот формула».
Достоевский написал это 150 лет на-
зад...
Длинновато я ответил на ваш
вопрос, но на самом деле меропри-
ятия подобного рода, как наш «Фе-
стиваль на Доброй Земле», не могут
проводиться ради самих меропри-
ятий, они должны становиться точ-
кой роста для каждого, для регио-
на и страны, если хотите. То есть вы-
зывать заинтересованность со сто-
роны местных властей, в идеале —
проводиться совместно.
— Чему вас научил фестиваль с
точки зрения организации, взаимо-
отношений, какой опыт вы получи-
ли?
— Фестиваль проходит благо-
даря тому, что в нашем движении
очень много хороших людей, от-
ветственных и порядочных, с таки-
ми людьми проводить фестиваль—
одно удовольствие.
В прошлом году я также был ди-
ректором фестиваля и больше со­
средоточился на общественной де-
ятельности, это очень трудоёмко по
времени и по усилиям — пригла-
шать «випов». Вдруг в последний
день фестиваля узнаю, куда девают-
ся все машины, что у нас, оказыва-
ется, есть парковка за Доброй Зем-
лёй и все туда уезжают. Кто-то там
положил брёвна в канаву, организо-
вав заезд...
Такие фестивали не так уж и
сложно проводить, когда есть та-
кие люди вокруг. А технические де-
тали… недочётов всё равно доста-
точно много. У нас на Доброй Земле
8 человек основных, тех, кто прини-
мает решения. Принятие решений
у нас никак не формализовано, пы-
таемся как-то без этого выруливать.
Понятно, что мы все хотим светлого,
хорошего, но все представляют это
по-разному. Думаю, есть много того,
над чем ещё надо работать. Вот уже
жалобы идут. Сделали хорошую кух-
ню, расширили её, а место для за-
рядки телефонов оказалось под от-
крытым небом, пошёл дождь... Это
большой недочёт.
— Не могу не задать этот во-
прос. И после первого, и после вто-
рого фестиваля люди писали нам в
газету, звонили и сетовали на то,
что очень дорогой оргвзнос на Доб­
рой Земле. Мы объясняем им, что,
приезжая куда-либо на отдых, вы же
тратите деньги, что эти средства
идут на обустройство инфраструк-
турыфестиваля. А что вы скажете?
Анатолий Карпов.
Это не но-
вый вопрос, и меня он волнует. Но я
всем объясняю, что у меня как пред-
принимателя свой подход, моя цель
— не заработать, я здесь ничего не
зарабатываю, кроме геморроя и ку-
чи потраченного времени. Наобо-
рот, только вкладываешься сюда и
вкладываешься, это бездонная боч-
ка. Мы хотим качественное меро-
приятие, не просто бивак в голом
поле. А как это возможно сделать
без денег? Невозможно безплатно.
Константин Липатов.
Пока мы
вкладываем в Добрую Землю го-
раздо больше, чем она приносит.
Здесь ведь не только ежегодный фе-
стиваль — проводится много дру-
гих мероприятий, люди здесь имеют
постоянные рабочие места, всё это
имеет уже годовой круг, бюджет. Чем
больше в течение года тут будет про-
водиться мероприятий, тем быстрее
мы выстроим законченную инфра-
структуру. И с какого-то момента у
нас появится возможность для уров-
невого подхода, будут некие уров-
ни, разные предложения и оплата.
Сегодня мы вкладываем всё, что До-
брая Земля получает, в продолже-
ние…И конца этому пока не видно.
Мы считаем, что определённая
стоимость земли поселения Доброе
— это ресурс для строительства хо-
роших дорог, в том числе и в обход
поселения Родное, чтобы не безпо-
коить жителей. Это комплексный
проект — мы не просто делаем но-
вое поселение рядом с Доброй Зем-
лёй, а мы приглашаем людей, кото-
рым интересно здесь работать, тво-
рить, и таких людей много. Мы пла-
нируем делать здесь своего рода ин-
кубатор, опыт у Анатолия Карпова
есть, и я прошу его начать эту работу
для молодёжи, таким образом мож-
но работать удалённо. Всё это требу-
ет серьёзных вложений. Сегодня мы,
учредители Доброй Земли, вклады-
ваем гораздо больше сил и времени,
и всё, что за сезон приносится, сразу
же, с сентября, дальше уходит в об-
устройство, в отделку Центра, ком-
плекса зданий, да ещё значительно
больше приходится добавлять.
Поэтому плюс на сегодня — это
то, что мы приглашаем сюда качест-
венных людей, которые здесь тру-
дятся, они обеспечивают питание,
электроснабжение, душевые и т. д.
Эти люди живут в поселениях, и у
них появляется постоянное место
работы, причём круглогодичное.
Повторюсь: мы нацелены на улуч-
шение качества и на создание раз-
личных уровней, то есть когда че-
ловек не может много заплатить, то
будет определённый уровень про-
живания.
Анатолий Карпов.
Иждивен-
ческого подхода не должно быть.
Можно пообщаться с бардами, на-
пример с Серёжей Короленко и дру-
гими. Они все говорят одно и то же:
им хочется нести светлое и доброе в
этот мир, но они тоже люди, им тоже
хочется жить, а безплатно ездить и
постоянно давать концерты и поло-
жить всю свою жизнь на алтарь лю-
дей, которые будут приходить и на-
слаждаться этим, тусоваться… —
это, как минимум, странно.
Мы обеспечиваем бардам воз-
можность получения гонорара, и
понятно, что, если такой возмож-
ности у нас не будет, они в следую-
щем году просто к нам не при­едут.
Если мы не будем платить, то не смо-
жем приглашать интересных людей.
Например, Гусман Минлебаев, фер-
мер-лесовод, — очень интересный
человек, просто потрясающий…
Кузнецова пригласили из Екате-
ринбурга, известного специалиста
по печам… Ну как это возможно
сделать без денег?! Складывается
очень интересное отношение: вот,
скажем, у тебя денег куры не клю-
ют, тебе что, жалко каждый год мил-
лион вбрасывать в это дело, тебе же
должно быть не жалко, наверное?..
Люди не привыкли над этим заду-
мываться, они порой относятся к