• 27
«Родовая Земля»
№ 9 (122), сентябрь 2014 г.
СЛАвянСКОй вСеМиРнОй АКАдеМии 10 ЛеТ
Окончание. Начало на стр. 1
П
ри стратегическом целе-
полагании система обра-
зования Украины в истек-
шие 23 года была сориен-
тирована на воспитание
националистов. Однако этот курс
привёл к перерастанию национа-
лизма в национал-фашизм. Систе-
ма образования, которому как про-
фессионалам доверилось общест-
во, показала свою безпомощность
в воспитании особых категорий мо-
лодёжи, податливой на национали-
стическую пропаганду и манипуля-
ции с сознанием граждан Украины.
в борьбе за свою самобытность,
«незалежность» Украина самостий-
но ломала сложившуюся в предше-
ствующий исторический период си-
стему образования и воспитания,
спешно насаждая националистиче-
скую идеологию, «вдавливая» укра-
инский язык в коренное русско-
язычное население страны, изымая
исторические и культурные факты
многонационального прошлого.
Сегодня события на Украине
резко обнажили роль стратегиче-
ской цели образования и воспита-
ния молодёжи в государстве, по-
казав, что отсутствие ясной и про-
зрачной для общества цели обра-
зования оборачивается ущербным
мировоззрением. недаром пита-
ние оси человека стало корневой
основой слова «воспитание». Ко-
нечно, речь идёт о мировоззренче-
ской оси, формирующей представ-
ления о том, каков мир, в котором
ты живёшь, кто ты в этом мире, ка-
кова твоя роль в мире. Это имен-
но то, что имел в виду У. Черчилль,
говоря: «Школьный учитель имеет
власть, о которой президент мог бы
мечтать». Тайна этой власти учителя
(также и родителей) имеет психоло-
гическую и нейрофизиологическую
основу: любые идея, образ, дейст-
вие, чувство, переживание впеча-
тываются или прививаются как тре-
буемые окружением человека в со-
знании, разуме и даже в клеточной
памяти ребёнка путём длительных
повторений. Приходится вспомнить
«...Ваши уроки произвели на ме-
ня огромное впечатление. Дети
мечтают учиться в такой шко-
ле...».
Елена Хрунова.
Н
ачинается новый учебный
год, и дети, так быстро рас-
тущие, ставят перед нами
сложные вопросы.
ОБРАЗОвАние — это
ваяние образа, своего человеческо-
го образа, которое проходит (дол-
жен проходить) каждый человек,
чтобы постичь тот самый смысл жиз-
ни и достичь цели своего существо-
вания. делая целью учёбы получе-
ние отрывочных знаний и ставя за
их усвоение оценки, стандартная си-
стема образования подменяет цен-
ности — вместо работы каждого че-
ловека над своим образом и пости-
жения самого себя через знания по-
лучаем создание в человеческом
мозгу компьютерных программ для
решения так называемых «жизнен-
ных» вопросов и, в конечном счёте,
превращение людей в биороботов.
я затронула эту проблему толь-
ко потому, что вижу для себя и сво-
их детей возможность исправить
эту ситуацию и открыла путь к по-
стижению той высокой задачи, ко-
торая стоит за Образованием.
Речь, конечно же, пойдёт о ноо-
сферной школе. Моя цель — не из-
ложить научную базу этого явления
(познакомиться с ней можно в тру-
дах доктора психологических наук
н. в. Масловой), а поделиться живым
практическим опытом сотворчества
взрослых и детей в такой школе.
в чём главный принцип и секрет
методики? Это так называемый био-
адекватный урок — адекватный би-
ологической природе человека спо-
соб подачи информации. Это про-
цесс познания, который опирает-
ся на личный опыт каждого ребён-
ка и обращение к его собственному
чувственно-эмоциональному миру.
Таким образом, информация не на-
вязывается извне, а воссоздаётся в
виде личного образа, наполненно-
го собственными переживаниями.
Обязательным фоном такого про-
цесса является атмосфера приятия
— комфорта физического и психо-
логического. Учитель здесь не мо-
жет не быть добрым — он посто-
янно обращается к лучшим челове-
ческим чувствам, а слово «любовь»
является своеобразным кодом или
ключом к источнику знаний, кото-
рый учитель открывает вместе с
детьми.
Такая методика позволяет со-
кращать в несколько раз время ус-
воения материала, а сам процесс
становится увлекательным позна-
нием мира и себя. При этом внеш-
няя простота и лёгкость обучения
носят отнюдь не развлекательный
характер, а являются признаком
естественности такого подхода в по-
даче информации. Так как в основе
обучения лежит создание собствен-
ных мыслеобразов с постепенным
заполнением их кодовой инфор-
мацией, то каждый человек, будь
то ребёнок или взрослый, работа-
ет со своим образом и облекает его
смыслом на основе личного опыта и
багажа знаний.
У ноосферной школы есть и
сверхцель — формирование гар-
моничной, творческой личности с
целостным мышлением. Знания не
являются конечной целью обуче-
ния, они — средство к раскрытию
внутреннего потенциала каждого
ребёнка. Учитель помогает каждо-
му ученику установить связь с «бан-
ком данных» — всемирным инфор-
мационным полем, или ноосферой,
посредством включения всех при-
родных возможностей тела и моз-
га. на уроке ребёнок учится пользо-
ваться всеми органами чувств (а не
только зрением) и «слышать» своё
тело. Помните способность Анаста-
сии «говорить образами» и «считы-
вать образы», то есть создавать го-
лографическую проекцию слов? Та-
кие возможности присущи приро-
де человека и «законсервированы»
ныне в бездействующих 95% мозга.
Мне видится, что ноосферная шко-
ла даёт возможность почувствовать
эту способность и начинать уже
пользоваться своими ресурсами.
Благодаря всем вышеперечис-
ленным достоинствам ноосферное
образование альтернативно тради-
ционному, особенно для жителей
Родовых поместий. Перечислю его
плюсы:
• сессионное обучение (2-не-
дельные сессии по отдельным пред-
метам) не только позволяет сохра-
нить в целом ведущую роль родите-
лей в процессе обучения, но и помо-
гает им в систематизации знаний по
предметам;
• общение с широким кругом пе-
дагогов — заинтересованных, твор-
ческих и добрых. Учиться у разных
людей и интереснее, и полезнее —
нет привыкания, а значит, инертно-
сти восприятия. При этом трениру-
ется психика ребёнка, адаптируясь
к разной манере общения и подачи
информации. Этого лишена семей-
ная форма обучения (при полном
отрыве от школы), и в этом её сла-
бое место;
• разновозрастный, но неболь-
шой коллектив детей, 10–15 чело-
век, погружённых в сотворчество
(методика позволяет объединять на
уроках разновозрастных учащихся).
Это то, чего опять же не хватает се-
мейному образованию, поскольку
коллектив необходим не просто как
среда общения, но и как инструмент
обучения;
• новая здоровьесберегающая
и природосообразная технология
образования, делающая обучение
естественным, увлекательным и же-
ланным. Чередование фаз мышеч-
ного расслабления и активности, а
также включение разных форм ра-
боты позволяют длительное вре-
мя не чувствовать усталости и нахо-
диться в рабочем состоянии;
• программный материал соот-
ветствует госстандарту, что позво-
ляет сдавать аттестацию, находясь
на семейном обучении. При этом
информация не только не ограни-
чивается школьной программой, но
и является интегрированной, даёт-
ся шире и глубже, как целостное, си-
стемное явление.
В этом году мы, коллектив
единомышленников под руко-
водством Славянской Всемир-
ной Академии (СВА) и её руково-
дителя В. Я. Медикова, запуска-
ем проект школы на постоянной
основе и приглашаем присоеди-
няться всех, кто сопричастен к
образованию наших детей.
Мы уже объявляем НАБОР В
НООСФЕРНЫЙ ПЕРВЫЙ КЛАСС!
(Принимаются дети от 6 до 8 лет)
В программе:
1. Обучение грамоте, устной
и письменной (фонетика, мор-
фемика, морфология), каллигра-
фия, развитие устной разговор-
ной и художественной речи с ин-
теграцией в изобразительное
искусство, музыку, ручной труд и
окружающий мир.
2. Обучение основам началь-
ной математики (понятие — чи-
сло, цифра), сложение и вычита-
ние в пределах 1-го десятка, сот-
ни, тысячи; второго десятка. Ба-
зовые знания по геометрии и
конструированию.
3. Ритмика (развитие круп-
ной и мелкой моторики, освое-
ние азов музыкальной грамоты,
пение, танец (народный, харак-
терный, классический), театраль-
ные постановки (летние сессии).
Вся информация есть на сайте
nooshkola.ru или же в группе ВК
http://vk.com/nooshkola.
все мы заинтересованы иметь
свои кадры и cоздать полноценную
постоянно действующую школу. По-
этому параллельно идёт обучение
самих взрослых. если нас будет мно-
го, то и мысль будет сильнее, а зна-
чит, быть школе будущего. да будет
так!
елена коЛтУноВА,
музыкант или педагог по музыке,
руководитель народного хора группы
поселений Родное,
Владимирская обл.
Звонок уже
прозвенел!
безусловные рефлексы, о которых
так много говорил первый в России
нобелевский лауреат и. П. Павлов.
взгляд на окружающий мир и
поведение человеческого существа
в нём формируются в школьные го-
ды. Школа — это колыбель нравст-
венности, духовности человека. Это
время подготовки граждан для стра-
ны в системе образования подраз-
деляется на три основных этапа.
1. Семейное и дошкольное об-
разование с основной целью вос-
питания личности согласно её при-
роде...
2. Школьное образование с ос-
новной целью подготовки грамот-
ных граждан для страны...
3. Среднее специальное и выс-
шее образование с основной целью
подготовки кадров для страны...
Базовый процесс воспитания
проходит по естественной траекто-
рии: становление человека — ста-
новление личности гражданина —
становление специалиста. друго-
го нам не дано природой! Переста-
новки невозможны. Почему? Пото-
му что таковы фазы роста человека,
которому не дано осознать себя гра-
жданином или специалистом рань-
ше, чем осознать себя личностью…
Такая
последовательность
— естественный порядок, норма
структурно-функциональной
ор-
ганизации человеческой системы
и всей системы общества. От пере-
мены мест слагаемых этого порядка
воспитания и их качества меняется
итоговая сумма: человек становится
не способным органично принять,
усвоить, обработать, осмыслить ин-
формацию, принять адекватное ре-
шение. Это отличная почва для под-
чинения человека чужой воле и ма-
нипулирования поведением, дейст-
виями человека, ибо он не спосо-
бен заметить происходящего из-за
несформированных нравственных
лекал мыслетворчества и отсутст-
вия умений личного духовно-нрав-
ственного целеполагания.
По сути дела, не опираясь на
соблюдение специальных законов
психики, образование вольно или
невольно формирует неполноцен-
ную личность. Это должно быть ква-
лифицировано, с уровня современ-
ной науки, как преступление систе-
мы образования против личности
в массовом масштабе. Государство,
не потребовавшее от министерства
образования постановки трёх фун-
даментальных целей соответствен-
но трём этапам развития человека,
не решает истинных задач и неиз-
бежно вынуждает общество тратить
средства на лечение, перевоспита-
ние, доучивание, тюремное содер-
жание запутавшихся, страдающих,
выбитых из естественной жизнен-
ной колеи, оболваненных, обману-
тых, маргинальных, одичавших или
озверевших людей...
важно изначально поставить об-
разование детей и граждан страны
на платформу их идентичности при-
роде здорового тела, умелого це-
лостно работающего мозга, здоро-
вой психики, гибкого интеллекта...
Сегодня выявлено до 80% есте-
ственных законов (открытых и
сформулированных нами в 2009 и
позднее годах), которые нарушают-
ся в системе образования регуляр-
но, постоянно. Методическим прин-
ципом программы новаций в систе-
ме образования признан этический
императив, понимаемый как при-
менение
учебно-воспитательных
средств, не способных нарушить
природной гармонии биоритмов те-
ла, мозга, окружающей среды и по-
зволяющих мотивировать позитив-
ный выбор, раскрытие творческих
способностей и самоидентифика-
цию личности до уровня её высше-
го потенциала. Подчеркнём особо,
что люди любых национальностей
и религиозных конфессий успешно
применяют эту модель в своих исто-
рически самобытных условиях жиз-
ни и традициях (имеется 20-летний
опыт локального внедрения в яку-
тии, Бурятии, Казахстане, России, Ук-
раине, Белоруссии, Англии, США)...
необходимо установить и строго
следовать порядку в триаде техноло-
гий образования мирового уровня:
«knowwhat»—«knowway»—«know
how». Это то, что в народной мудро-
сти всегда присутствовало как отве-
ты на вопросы: Что и зачем делаем?
Кто делает? Как делаем? Это должно
открыто присутствовать в системе
образования XXI века цивилизован-
ных граждан планеты Земля.
наталия МАСЛоВА,
доктор психологических наук,
кандидат исторических наук.
г. Москва.
Школа постижения себя и мира