Стр. 29 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 29
«Родовая Земля»
№ 9 (122), сентябрь 2014 г.
n
Эльвира Мокшанихина
г. Череповец
alvira_m@mail.ru
БиБЛиОТеКА
Продолжение. Начало в № 8.
В
нутри греческого рода уже
происходит разделение на
бедных и богатых — зачат-
ки классового деления обще-
ства. То есть сначала род рас-
слоился внутри себя на имущих и
неимущих, а затем просто раство-
рился в классовом обществе. (Тог-
да какой же это был род, который
допустил бедность среди своих же
родственников?) Также проявляет-
ся неравенство среди родов — од-
ни произошли от более знатных бо-
гов, другие — от менее знатных.
естественно, главный род тот, кото-
рый произошёл от Зевса. Рабство
военнопленных также уже считает-
ся нормой. То есть от «варварства»
мы всё ближе подходим к «цивили-
зации». Здесь Ф. Энгельс пишет пря-
мо о причине разрушения греческо-
го родового строя: «… восхваление
и почитание богатства как высшего
блага и злоупотребление древни-
ми родовыми порядками с целью
оправдания насильственного гра-
бежа богатств. … ; недоставало уч-
реждения, которое увековечило бы
не только начинающееся разделе-
ние общества на классы, но и пра-
во имущего класса на эксплуата-
цию неимущего и господство пер-
вого над последним. и такое учреж-
дение появилось. Было изобретено
государство». Здесь можно доба-
вить только, что греческий род ока-
зался менее устойчивым и распался
гораздо раньше, чем индейский.
Теперь перейдём к рассмотре-
нию Афинского государства. Ф. Эн-
гельс, ссылаясь на того же Моргана,
пишет: «в героическую эпоху четыре
племени афинян занимали в Атти-
ке ещё обособленные области; даже
составлявшие их двенадцать фра-
трий, по-видимому, имели ещё от-
дельные поселения в виде двенад-
цати городов Кекропа. Организация
управления соответствовала геро-
ической эпохе: народное собрание,
народный совет, басилей». Басилей,
басилевс (гр.
basileus
) по юридиче-
скому словарю — это правитель не-
большого поселения в древней Гре-
ции; позднее глава племени или со-
юза племён, обладавший военной,
жреческой и судебной властью.
Первоначально избирался, затем
его власть стала наследственной. в
Афинах после отмены царской влас-
ти (по преданию, в XI в. до н.э.) Б. на-
зывался один из архонтов. Энгельс в
своих исследованиях пришёл к вы-
воду, что басилеем изначально на-
зывали старейшину рода. Обращаю
ваше внимание на то обстоятельст-
во, что басилей сначала избирал-
ся, а позже власть стала переходить
по наследству. К тому же в те време-
на земля уже находилась в частной
собственности и существовала её
купля-продажа, благодаря которой
«на территории фратрии и племе-
ни селились жители, которые, хотя и
были соотечественниками, всё же не
принадлежали к этим объединени-
ям, следовательно, были чужими в
своем собственном месте жительст-
ва». Таким образом, сложилась ситу-
ация, когда вновь пришедшие зем-
левладельцы оказались вне мест-
ных законов, так как в мирное вре-
мя племена сами решали свои дела.
Такое положение вещей не могло со-
храняться долго, поэтому со време-
нем в Афинах было учреждено цен-
тральное управление. Был создан
общий совет, которому была пере-
дана часть дел, находившихся ранее
в ведении племён. «в связи с этим
возникло общее афинское народ-
ное право, возвышавшееся над пра-
вовыми обычаями отдельных пле-
мён и родов; афинский гражданин,
как таковой, получил определённые
права и новую правовую защиту так-
же и на той территории, где он был
иноплеменником. но этим был сде-
О родовом строе
лан первый шаг к разрушению родо-
вого строя, ибо это был первый шаг
к осуществленному позднее допуску
в состав граждан и тех лиц, которые
являлись иноплеменниками во всей
Аттике и полностью находились и
продолжали оставаться вне афин-
ского родового устройства».
ещё один шаг, сделанный на пу-
ти разрушения родового строя, —
очередная реформа Тезея, благо-
даря которой было определено три
общественных класса: «эвпатридов,
или благородных, геоморов, или
земледельцев, и демиургов, или ре-
месленников, и в предоставлении
благородным исключительного пра-
ва на замещение должностей». дол-
жности потом стали передаваться
по наследству. в результате разрыв
родовых связей произошёл в не-
скольких плоскостях: «путём разде-
ления членов каждого рода на при-
вилегированных и непривилегиро-
ванных и разделения последних,
в свою очередь, на два класса со-
ответственно роду их занятий, что
противопоставляло их, таким обра-
зом, один другому». деление не-
привилегированных по роду заня-
тия — это в большей части деление
на земледельцев и ремесленников,
но ещё были судоходство, торговля,
военное дело. в общем, по тем или
иным причинам достаточно быстро
происходило разделение общест-
ва на группы, внутри каждой из ко-
торых образовались свои интере-
сы и своя правда. далее часть тек-
ста я приведу целиком, потому что
настолько он важен для нас, что ни
слова не выкинешь: «…
развиваю-
щееся денежное хозяйство проника-
ло в сельские общины, воздействуя,
точно разъедающая кислота, на их
исконный, основанный на натураль-
ном хозяйстве образ жизни. Родо-
вой строй абсолютно несовместим
с денежным хозяйством; разорение
мелких крестьян Аттики совпало с
ослаблением охранявших их старых
родовых уз. Долговая расписка и за-
кладная на землю (ибо афиняне изо-
брели уже и ипотеку) не считались
ни с родом, ни с фратрией. А старый
родовой строй не знал ни денег, ни
ссуды, ни денежных долгов. Поэтому
в результате всё шире распростра-
нявшегося денежного владычества
знати было выработано также но-
вое обычное право для того, что-
бы обеспечить кредитора против
должника, чтобы освятить эксплу-
атацию мелких крестьян владель-
цами денег. На полях Аттики всюду
торчали закладные камни, на кото-
рых значилось, что данный участок
заложен тому-то и тому-то за та-
кую-то сумму денег. Поля, не обозна-
ченные таким образом, были уже
большей частью проданы вследст-
вие неуплаты в срок ипотечной ссу-
ды или процентов и перешли в соб-
ственность ростовщика-аристо-
крата, крестьянин мог быть до-
волен, если ему разрешалось оста-
ваться на участке в качестве арен-
датора и жить на шестую часть
продукта своего труда, уплачивая
остальные пять шестых новому хо-
зяину в виде арендной платы. Более
того. Если сумма, вырученная при
продаже земельного участка, не по-
крывала долга или если заём не был
обеспечен залогом, то должник вы-
нужден был продавать своих детей
в рабство в чужие страны, чтобы
расплатиться с кредитором
». вот
таким образом люди лишились сво-
ей родовой земли, она стала просто
недвижимостью, предметом купли-
продажи и залоговым средством.
но что же дальше происходи-
ло с Афинским государством? «... но-
вые группы, образовавшиеся бла-
годаря разделению труда сначала
между городом и деревней, а затем
между различными городскими от-
раслями труда, создали новые ор-
ганы для защиты своих интересов;
были учреждены всякого рода дол-
жности. А затем молодому государ-
ству для ведения отдельных неболь-
ших войн и для охраны торговых су-
дов потребовались прежде всего
собственные военные силы…». Так-
же со всё более возрастающим ко-
личеством рабов необходимо было
иметь механизм управления, позво-
ляющий держать в повиновении не-
вольников. Были учреждены терри-
ториальные округа, таким образом,
народ дополнительно стал делить-
ся не по родственным связям и пле-
менам, а по территориальному при-
знаку, «население в политическом
отношении превращалось в про-
стой придаток территории». в ре-
зультате реформ и преобразований
«вся Аттика была разделена на сто
самоуправляющихся общино-кру-
гов, или демов. живущие в каждом
деме граждане (демоты) избирали
своего старейшину (демарха) и каз-
начея, а также тридцать судей, кото-
рым были подсудны мелкие тяжбы.
демы получали также собственный
храм и бога-покровителя или героя,
для которого они выбирали священ-
нослужителей. высшая власть в де-
ме принадлежала собранию демо-
тов. … десять таких демов состав-
ляли племя, которое, однако, в от-
личие от старого родового племе-
ни стало называться теперь терри-
ториальным племенем. Оно было не
только самоуправляющимся поли-
тическим, но также и военным объ-
единением. … наконец, оно выби-
рало 50 представителей в афинский
совет». Такая представительная де-
мократия касалась только свобод-
ных граждан, а не рабов. К тому же
со временем, в результате «разви-
тия» торговли и промышленности,
свободные граждане обнищали, а
богатства сконцентрировались в ру-
ках относительно небольшой груп-
пы людей, что и привело Афинское
государство к вполне закономерно-
му упадку. Складывается впечатле-
ние, что такое «развитие» рушит всё
на своём пути — и родовой строй, и
демократическое государство. По-
следние мировые экономические
кризисы это только подтверждают.
Похоже, что на самом деле торгово-
промышленный «прогресс» прием-
лет только одну, единственно воз-
можную для его безпечного суще-
ствования, форму общественного
устройства—рабовладение, теперь
уже и всемирное.
Осталось рассмотреть такие не
широко известные роды, как рим-
ский, кельтский и германский.
Энгельс пишет: «Римский род,
по крайней мере в древнейшую по-
ру существования города, имел сле-
дующее устройство:
1. взаимное право наследова-
ния членов рода, имущество оста-
валось внутри рода;
2. Обладание общим местом по-
гребения;
3. Общие религиозные праздне-
ства;
4. Обязательство не вступать в
брак внутри рода;
5. Общее владение землёй;
6. Обязанность членов рода ока-
зывать друг другу защиту и помощь;
7. Право носить родовое имя;
8. Право принимать в род посто-
ронних;
9. О праве избирать и смещать
старейшину нигде не упоминается».
десять родов объединялись в
курию (аналог греческой фратрии).
«Каждая курия имела собственные
религиозные церемонии, святыни и
жрецов; последние в своей совокуп-
ности составляли одну из римских
жреческих коллегий. десять курий
составляли племя, которое, вероят-
но, имело первоначально, подоб-
но остальным латинским племенам,
своего выборного старейшину —
военачальника и верховного жреца.
все три племени вместе составляли
римский народ—
populus romanus
».
изначально общественными де-
лами ведал сенат, в состав которо-
го входили старейшины трёхсот ро-
дов (отцы). Обычно старейшин вы-
бирали из одних и тех же семей каж-
дого рода. Затем этот обычай плав-
но перешёл в действующее право,
в результате чего образовалась ро-
довая знать — патриции. новые за-
коны сначала обсуждались в сена-
те, но окончательно принимались
народным собранием, которое на-
зывалось «собрание курий». Собра-
ние выбирало высших должност-
ных лиц, объявляло войну, решало
вопрос о смертной казни римского
гражданина. высшим избираемым
должностным лицом был рекс, ис-
полнявший обязанности военачаль-
ника, верховного жреца и председа-
тельствовавший в некоторых судах.
Благодаря захватническим вой-
нам у Рима появлялись всё новые и
новые подданные, которые не были
составной частью римского наро-
да и поэтому были лишены всех по-
литических прав (плебс). «Они бы-
ли лично свободными людьми, мо-
гли владеть земельной собственно-
стью, должны были платить налоги
и отбывать военную службу». Когда
плебс достиг определённой числен-
ности и осознал себя как силу, нача-
лось его противостояние populus.
По новому порядку народное со-
брание теперь состояло из тех и
других согласно новой классифика-
ции военнообязанных. «всё военно-
обязанное мужское население бы-
ло разделено соответственно свое-
му имуществу на шесть классов. Ми-
нимальный размер имущества для
каждого из пяти классов составлял:
I — 100 000 ассов, II — 75 000, III —
50 000, IV — 25 000, V — 11 000 ас-
сов… Шестой класс, пролетарии,
состоял из малоимущих, свободных
от военной службы и налогов». де-
ление населения по имуществен-
ному и территориальному призна-
кам сыграло свою главную роль в
деле разрушения родового строя.
вот как об этом пишет Ф. Энгельс:
«Так и в Риме, ещё до упразднения
так называемой царской власти,
был разрушен древний обществен-
ный строй, покоившийся на личных
кровных узах, а вместо него созда-
но было новое, действительно госу-
дарственное устройство, основан-
ное на территориальном делении и
имущественных различиях...».
несколько кратких замечаний
Ф. Энгельс посвятил кельтскому ро-
ду. из древнеуэльских законов, за-
писанных не позднее XI века, сле-
дует, что существовали сельские об-
щины, которые по сути своей явля-
лись родами или их подразделения-
ми. в этих общинах ещё сохранялся
обычай совместной обработки об-
щей земли: «У каждой семьи было
пять акров для самостоятельной об-
работки; наряду с этим один участок
обрабатывался сообща, и урожай
подлежал дележу». Аналогичные
общины были в ирландии и Шот-
ландии. в ирландии ещё в XVII веке
существовали земли, которые были
общей собственностью клана (ро-
да), которые затем были переведе-
ны во владения английского коро-
ля. Существование родового строя
подтверждается тем фактом, что
«ещё в тридцатых годах значитель-
ное большинство жителей графст-
ва Монахан имело всего четыре фа-
милии, то есть происходило от че-
тырёх родов (кланов)».
Как отмечает Морган, а вслед
за ним и Энгельс, наличие родово-
го строя в Шотландии описывает в
своих романах вальтер Скотт, пока-
завший «превосходный образец ро-
да по своей организации и по свое-
му духу, разительный пример влас-
ти родового быта над членами рода.
в их распрях и в их кровной мести, в
распределении территории по кла-
нам, в их совместном землепользо-
вании, в верности членов клана во-
ждю и друг другу мы обнаруживаем
повсеместно устойчивые черты ро-
дового общества...». Скорее всего,
это уже его последняя стадия, при-
чина всё та же — распри и передел.
Окончательная гибель родового
строя в Шотландии произошла вме-
сте с подавлением восстания яко-
битов в 1745 году. Тогда британские
власти провели репрессии и приня-
ли законы о разоружении шотланд-
ских кланов и о запрете ношения
традиционной одежды с признака-
ми принадлежности к тому или ино-
му клану.
Окончание следует.