«Родовая Земля»
№ 11 (124), ноябрь 2014 г.
10 •
С
егодня число увлечённых ле-
сосадоводов непреклонно
растёт. Так же растут и навы-
ки. Погрузившись в великое
многообразие видов и осо-
знав скудное видовое разнообра-
зие большей части бывшего СССр,
многие лесосадоводы начинают за-
ниматься акклиматизацией таких
видов, которые произрастали в дан-
ной местности не менее 13 тысяч
лет назад, до ледника, уничтожив-
шего многообразие флоры и фауны.
Серьёзный подход обусловливает
высадку определённого, редкого
вида в достаточно большом количе-
стве, с минимальными повреждени-
ями корневой системы при высадке
в постоянное место, наличие ориен-
тиров по сторонам света и создание
зон локального микроклимата. Всё
это помогает получать во втором
поколении устойчивые формы дан-
ного вида.
но в процессе интродукции от-
сеивается довольно немало сеян-
цев. Какие-то отбирает (селекцио-
нирует) сама природа в данном кли-
мате, а какие-то — сам интродукци-
онер. Ведь стоит задача получить
более устойчивое поколение из по-
лученных семян, причём, как мини-
мум, третьего урожая. Первый уро-
жай ещё не даёт полную силу семе-
нам. а плоды, начиная с третьего
урожая, лучше получать из крепких
деревьев, которые зимой не под-
мерзают и листья вовремя сбрасы-
вают. Когда, например, получено
100 саженцев: 20% из них подмер-
зают под снегом, ещё 20% не сбра-
сывают листву с приходом морозов,
еще 20% — хилые и растут кое-как.
Стоит ли их сажать?
«Я предпочитаю сразу сажать
самые приспособленные и им
обеспечить уход, чем тратить вре-
мя на хилые и зелёные по осени са-
женцы», — говорит мой знакомый
лесосадовод, питомниковод и ин-
тродукционер. Поэтому визуаль-
но хилые саженцы, со слабым ро-
стом, подмерзающие сильнее дру-
гих, а также с нарушенным рит-
мом желтения листвы и её сброса
и т. д., интродукционер не исполь-
зует в дальнейшей работе. но есть
саженцы с хорошим ростом, до-
вольно мощные, но подмерзаю-
щие больше других. Если лесоса-
довод живёт в Кировской области,
например, то процент «отхода» для
акклиматизирующихся южных ви-
дов повышается, нежели у интро-
дукционера из Саратовской обла-
сти. Другими словами, если юж-
ный вид не прошёл отбор в Кирове
и его высадить в Саратове (что на
1000 км южнее, т. е. больше СаТ, ве-
гетативный период, меньше моро-
зостойкость — климатическая зо-
на меняется в теплую сторону), то
можно предположить, что с боль-
шой долей вероятности саженец
хорошо приживётся там.
Вот слова того же моего знако-
мого питомниковода: «Среди тех са-
женцев, которые я выбраковываю,
есть крепкие, с хорошей силой ро-
ста, но они зимой подмерзают либо
к зиме вовремя не готовятся — вот
их, честно говоря, жалко выбрасы-
вать, так как они быстро восстанав-
ливаются, имея хорошую силу роста
и потенциал. Вот такие саженцы вы-
кидывать жалко и отправить, в об-
зЕМЛЯ-КорМиЛиЦа
n
Олег Перетятько
Радужное у Медведицы,
Волгоградская область
pechnik-do@rambler.ru
мен на семена, в более южный реги-
он не стыдно».
Если интродуцируется север-
ный вид, например кедровый стла-
ник в ростовской области, и мно-
гие сеянцы страдают от жары и су-
хости, плохо развиваются, то пред-
положительно выбраковка хорошо
бы себя чувствовала в средней по-
лосе.
Поскольку интродукционер по
своему направлению ещё отчасти и
семеновод, то возникают хорошие
предпосылки для обмена сеянцами
и семенами, так как сегодня прак-
тически в каждом регионе страны
есть увлечённые лесосадоводы.
По аналогии можно взять за
основу показатель влажности. Если
акклиматизируются влаголюбивые
виды в засушливых регионах, на-
пример кария водная в астрахан-
ской области или дуб болотный в
Волгоградской, то наиболее под-
верженные засыханию сеянцы ве-
роятнее улучшили бы потенциал на
влажном Черноморском побережье
или в Курской области соответст-
венно. а не прошедшие отбор, под-
превающие в Ленинградской об-
ласти саженцы сибирских и мань-
чжурских абрикосов прекрасно ста-
ли бы расти в оренбургской и Сара-
товской областях.
Такая кооперация позволит дать
новый виток жизни тем саженцам,
у которых было мало шансов пора-
довать хозяина плодом или мёдом
(пыльцой), а владельцам лесосадов
— увеличение биоразнообразия,
новые деловые знакомства и обмен
опытом.
желаю успехов в нашем занима-
тельном деле всем интродукционе-
рам, как начинающим, так и извест-
ным.
n
Кооперируемся!
Пермакультура к пермакультуре
Д
олговечный могучий дуб
— одна из основных по-
род степных лесозащит-
ных насаждений. В таган-
рогских степях до сих пор
хорошо сохранились дубы, выса-
женные Петром I при облесении
балки «большая черепаха». Это
был первый посев желудями — се-
менами дуба.
однако в прошлом вырастить
лес в степи удавалось редко. на
лесные посевы неудержимо на-
ступали степные сорняки. Моло-
дые саженцы гибли. напряжённая
борьба с дикой степной раститель-
ностью — пыреем, острецом, сви-
нороем и другими — требовала
много времени и труда.
Степное лесонасаждение нача-
лось в нашей стране в 30-х годах
прошлого столетия. Первое лесни-
чество было создано в 1843 году в
Великом анадоле (Украина).
но применявшиеся в то время
лесничими способы посадки леса и
варианты смешения пород оказа-
лись неудачными. В посадках пре-
обладали ясень и ильмовые поро-
ды, которые через несколько лет
после посева усыхали.
Попытки же создать в степи
только дубовые насаждения были
безуспешны. Пробовали высажи-
вать вокруг дуба быстрорастущие
кустарниковые и древесные поро-
ды, которые своей листвой затеня-
ли почву и тем самым препятство-
вали проникновению сорняков.
но молодые дубки продолжали
чахнуть: теперь их угнетала слиш-
ком большая тень, образованная
быстрорастущими породами. не-
даром народная пословица гласит:
«Дуб любит расти в шубе, с откры-
той головой».
Молодым дубкам необходи-
ма была крепкая защита. опыт от-
дельных лесоводов — Полянско-
го в Великом анадоле и огневско-
го в Тульских засеках — показал,
что при густом посеве дуба эту за-
щиту дубки в значительной степе-
ни обеспечивают себе сами. одна-
ко главная причина неудач степно-
го лесоводства заключалась в от-
сутствии теоретически обоснован-
ной и агротехнически правильно
разработанной системы выращи-
вания леса.
Сталинский
план
пре-
образования природы поставил
перед нашими учёными важную
задачу — обобщить многолетний
опыт лесоводства и выработать
новый, эффективный способ лесо-
посадок. Эту задачу блестяще раз-
решил известный советский учё-
ный Т. Д. Лысенко.
развивая мичуринское учение,
Т. Д. Лысенко опроверг утвержде-
ния о главенствующей роли в при-
роде внутривидовой «борьбы за
существование». он доказал, что в
природе существуют лишь межви-
довая борьба, конкуренция и вза-
имопомощь, а внутривидовые от-
ношения служат обеспечению на-
илучших условий существования
вида, увеличению численности его
особей.
исходя из этого, Лысенко на-
учно обосновал и разработал гне-
здовой способ посадки леса. он
предложил сажать дуб не одино-
кими особями, а группами, гнёзда-
ми. При такой системе посадки де-
ревья не только не будут мешать
друг другу, но и смогут лучше бо-
роться с сорняками и конкурирую-
щими породами, а следовательно,
быстрее и лучше расти.
Гнездо представляет собою
квадрат со стороной в 1 метр, в
котором выкапывается пять лу-
нок. В каждую из них высаживает-
ся по семь–восемь всхожих желу-
дей. Саженцы растут под покро-
вом зерновых и других сельскохо-
зяйственных культур, которые за-
щищают дубки от сорняков и обра-
зуют необходимое им притенение.
В дальнейшем эту роль выполня-
ют различные кустарниковые по-
роды, посеянные в междурядьях
дуба.
Широкие опыты гнездового по-
сева защитных лесных полос были
организованы в 1949 году во мно-
гих научно-исследовательских ин-
ститутах и лесхозах. В семеновод-
ческом хозяйстве института «Дач-
ное» (одесская область) было засе-
яно дубом 150 га, в том числе поле-
защитная полоса (длиной в 22 км и
шириной в 50 м) и сплошной уча-
сток площадью в 33,6 га.
жёлуди были посеяны в про-
росшем состоянии — «наклюнув-
шимися». благодаря этому семе-
на сразу же после посадки в почву
могли использовать зимне-весен-
нюю влагу для быстрого роста кор-
ней. Глубоко пустив корни, моло-
дые дубки затем легко переносили
сильную жару и пересыхание вер-
хнего слоя почвы.
были разработаны и способы
хранения больших количеств же-
лудей и подготовки их к посеву. В
траншеи глубиной в один метр (и
такой же ширины) жёлуди закла-
дываются слоями, перемежающи-
мися с тонкими слоями увлажнён-
ной земли. В таких траншеях к мо-
менту выемки семена имеют уже
небольшие, но крепкие ростки.
Чтобы жёлуди не пострадали от
засухи и своевременно дали всхо-
ды, необходимо не только выса-
живать их проросшими, но и стро-
го соблюдать сроки посева. Дуб не-
обходимо сеять в начале полевых
работ. Как показал опыт, при запо-
здании даже на пять-шесть дней
количество всходов может намно-
го уменьшиться.
Производственный цикл посе-
ва весьма несложен: выемка же-
лудей из траншей, отсеивание и
набор их в мешки, доставка желу-
дей и микоризной земли к месту
посадки, маркировка и разбивка
гнёзд, развозка воды и посев же-
лудей.
Уже в первый год гнездового
посева было установлено, что этот
способ по сравнению с другими
даёт значительную экономию ра-
бочей силы и средств. отпадает не-
обходимость в питомниках для вы-
ращивания саженцев. не требует-
ся специального ухода за новыми
лесными насаждениями.
Лесная полоса прошла по по-
лям, занятым озимой и яровой
пшеницей, чёрными парами, ов-
сом, ячменём, подсолнечником,
льном и картофелем. Во всех слу-
чаях дубки дали хорошие всходы,
получая от сельскохозяйственных
растений необходимое притене-
ние, защиту от сорняков и вредно-
го действия сухих ветров. бороно-
вание и посев дисковыми сеялка-
ми не нанесли повреждений всхо-
дам дуба.
несмотря на засушливую ве-
сну, в каждом гнезде в среднем
взошло от 22 до 30 желудей. Высо-
та растений в течение лета и осе-
ни достигла 15–20 см, а длина кор-
ня — свыше 100 см.
Гнездовой способ посева леса
был широко применён колхозами
и совхозами при посадках лесных
полос весной 1950 года. В течение
этого года произошло резкое уве-
личение темпов полезащитного
разведения леса...
Журнал «Наука и жизнь»,
№ 5, 1951 г.
При гнездовом способе посадки
дуба желуди высаживаются
в пять лунок.
Гнездовой посев леса
КАК ВЫРАСТИТЬ
КЕДР ИЗ ОРЕШКА
Сажать кедры лучше всего осе-
нью — это для них естественно,
т. к. зимой в холоде им необходимо
пройти так называемую стратифика-
цию. Если же ситуация не позволя-
ет посадить кедры осенью, то мож-
но посадить их и весной, но для это-
го орешки всю зиму должны проле-
жать в холодильнике или в погребе.
Кедры любят хорошо дрениро-
ванные почвы, то есть те, где не за-
стаивается вода. Поэтому если в ме-
сте, где вы собираетесь сажать ке-
дровые орешки, может застаивать-
ся вода, то рекомендуем сверху
присыпать грядку песком (пример-
но 1 см толщиной, но тогда нужно
уменьшить глубину посадки ореш-
ков).
Сажать орешки нужно острым
концом вниз на глубину 1,5–2 см.
из орешка сначала уходит вниз ко-
решок, а потом начинает проклёвы-
ваться росточек, поднимая орешек
наверх. и это очень нравится пти-
цам. Поэтому весной, когда кедрики
начинают всходить (а можно и сразу
после посадки), обязательно укрыть
их ветками.
Вот ещё один проверенный спо-
соб. найдите или сделайте сами де-
ревянную коробку с высотой бор-
тов около 25 см, снизу должны быть
дырки для свободного прохожде-
ния воды. В коробку кладутся опил-
ки (любые, но в идеале, конечно же,
хвойные), смешанные с хвойными
иголками. на 0,5–1 см втыкаем ке-
дровые орешки. их можно сажать
часто, на расстоянии 1 см друг от
друга (кедры в такой среде растут
лучше всего, поэтому не пережи-
вайте). Сверху насыпаем торф 1 см
толщиной (этого можно и не делать,
но без него поливать летом придёт-
ся гораздо чаще).
Коробка зимой стоит на улице.
Весной её также необходимо чем-
нибудь укрыть от птиц. Пересадка
производится на 2–3-й год.
Елена СЧАСТЛИВАЯ.