Стр. 4 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 1 (126), январь 2015 г.
4 • образ жизни
Если Гора не идёт
к людям, то люди
идут к Горе
ся использовать современные эко-
логичные технологии. К примеру,
инфракрасные обогреватели. И, да,
у нас есть автомобили, компьютеры,
мобильники и стиральные машин-
ки — глупо отказываться от всего.
Стираем мы, правда, не порошком,
а орехами, щёлоком...
Для строительства домов звон-
горцы стараются использовать эко-
логичные технологии. Некоторые до-
ма из самана—соломы, перемешан-
ной с глиной, у соседа Аллы и Владис-
лава фундамент выложен из старых
покрышек, утрамбованных с песком.
Есть и купольный дом. Но много и де-
ревянных срубов, построенных чуть
ли не без единого гвоздя. На строи-
тельство небольшого домика уходит
чуть больше 10 тысяч долларов.
По улице катит автомобиль —
вернулся из города ещё один жи-
тель Звон-горы, бородатый, коре-
настый Анатолий. Бывший киевский
бизнесмен, в 37 лет он стал зада-
ваться вопросами: «Кто я? Куда бегу
каждый день? Что будет на финише?
Чем вся моя жизнь закончится?»
— Я прожил 9 лет в Киеве, где
постоянно были эти крысиные бе-
га за деньгами, прибылью, успехом.
А счастья-то и не нашёл. Решил, что
выход — быть ближе к земле, при-
роде, — рассказывает Анатолий,
стоя возле своего деревянного сру-
ба с лошадкой на коньке.
— С Ириной мы познакомились
в Интернете. Она тогда уже собира-
лась строить дом в Звон-Горе. По-
общавшись побольше, я понял, что
нужно приехать и помочь ей хотя
бы фундамент залить. И с этим фун-
даментом мы заложили свой фун-
дамент отношений, решили поже-
ниться. Я продал весь свой кофей-
ный бизнес и переехал сюда, к ней.
Мама меня благословила на по-
ездку. А вот знакомые так не поня-
ли, что не хочу я закончить жизнь в
бетонной клетке, пусть даже и фе-
шенебельной. Здесь я каждое утро
выхожу на улицу и чувствую себя
счастливым. Пусть в этом доме пока
нет воды, нет пола, но здесь всё де-
лается с душой и с удовольствием с
моей любимой...
Художница Алёна и програм-
мист Владимир, в дом которых мы
зашли погреться, окончательно пе-
реехали в Звон-гору из Витебска три
года назад.
— Наши корни в городе, но я
давно хотела жить в поселении Ро-
довых поместий. В Витебске не мо-
гла ни высыпаться, ни жить, так мне
было нехорошо, — делится с нами
миниатюрная Алёна, а потом по-
казывает жёлтые, голубые льняные
платья, сарафаны, рубахи.
— Это вышиванки со старосла-
вянскими
символами-оберегами.
Всё делаем сами. Какие-то выкрой-
ки подсматриваем в книгах, какие-
то придумываем. А потом покупаем
лён и шьём. Наша льняная одежда
участвовала даже на показе мод в
Австралии. Коллекцию пригласила в
Мельбурн уроженка из Белоруссии.
Алла и Алёна уверены, что такая
одежда придаёт женственности. А
жена, которая носит юбку, — укреп­
ляет семью.
— Ну а деньги как здесь зараба-
тываете? Ведь нужно и дома стро-
ить, и детей растить…
— Кто-то из ребят работает в
городе. Кто-то на рынке или в кол-
ледже преподавателем, — отвеча-
ет Алёна. — Мой муж, к примеру,
программист, так ему не важно, где
работать. Наташа, тоже горянка, —
преподавательница иностранного
и вела по скайпу курсы бизнес-ан-
глийского.
— Это поначалу казалось, что
в деревне не заработаешь. А на са-
мом деле возможностей здесь мно-
жество, благо с Интернетом сей-
час нет проблем, — убеждают ме-
ня женщины. — Можно продавать
ту же одеж­ду с вышитыми оберега-
ми. Экологическая продукция, кото-
рую мы на своих огородах выращи-
ваем, очень востребована. Два года
подряд мы отправляем свои эколо-
гические яблоки и сушёные грибы в
Россию и Германию — там уже есть
заказчики. Продаём на выставках
свои закатки — помидоры в яблоч-
ном соку, огурцы в смородиновом и
другие.
К слову, одна банка такой закат-
ки стоит вМоскве 200 тысяч белорус-
ских рублей (
примерно 1000 россий-
ских руб. —Ред.
). А литр экологично-
го колодного мёда — около 700 ты-
сяч белорусских рублей (
около 3700
наших руб. —
Ред.
)
По словам посе-
ленцев, москвичи готовы платить та-
кие деньги за экопродукцию.
— А наша Катя, она, кстати, из
России, хлеб выпекает на заказ.
Ирина восстановила и делает для
всех желающих старинные рецеп-
ты пастилы. Покупают у нас и куклы
ручной работы, крапивные обере-
ги,— продолжает Алёна. — А летом
мы проводим различные семинары
по тому же экологическому земле-
делию. Даём мастер-классы по ста-
ринным промыслам, проводим эко-
туры. Восстанавливаем старинные
обряды, праздники, песни, танцы. В
общем, было бы желание.
—А не грустно? Театры, концер-
ты как же?
— А у нас все танцуют, все поют.
Гости приезжают. Мы сами выезжа-
ем на различные праздники. В об-
щем, жизнь здесь бьёт ключом, го-
родские ещё нам позавидуют. И за-
мечу, всё это — без алкоголя.
— Елизар, Елизар! — слышим,
как Добряна и Лада зовут своего
друга, и мы идём к дому ещё одно-
го поселенца, пригласившего нас
отобе­дать.
— У вас у всех детей такие нео-
бычные имена? — удивляюсь я.
— Да, как у наших предков. У
них такие имена были, это потом мы
заменили их на римские, греческие
и другие, — объясняет Алла.
Детей в поселении пока что во-
семь. Почти все они родились здесь.
Горянки практикуют естественные
роды, за что их часто критикуют вра-
чи. Пока в детский сад дети не ходят.
Рассматриваеся вариант альтерна-
тивного обучения — образование
непосредственно в поселении.
— В современную школу я бы
детей не отдавала, — говорит ма-
ма Владимира, приехавшая в гости
из Витебска. — Сама отработала в
школе и знаю, что это такое. Как де-
ти себя вульгарно ведут, курят, руга-
ются, спайсы употребляют.
Мы сидим в просторной хате.
Здесь и печь, и газовая плита. Дере-
вянный пол, льняные с вышивкой
шторки на окнах, двухэтажная боль-
шая кровать.
— Ну а медицина как же? — не
унимаюсь я.
— Мы стараемся лечиться на-
родными средствами. Отказались
от прививок. Всё это является чуже-
родным для нашего организма. А с
простудой справиться легко. Только
недомогание—прыг на печку, и всё
пройдёт.
Мы усаживаемся за стол. Жена
Владимира Катерина ставит на стол
гречку, огурцы, капусту и достаёт из
печи каравай.
— У вас пост? Вы верующие? —
замечаю, что на столе нет ни мяса,
ни рыбы.
— Да нет, просто мы убеждён-
ные вегетарианцы, — отвечает Ка-
терина, раздавая деревянные лож-
ки. — Насчёт религии... Здесь нет
никаких ограничений, кроме закона
страны, конечно. Каждый выбирает
свою веру. Так что мы не секта, если
вы об этом хотели спросить. Мы ни-
кому ничего не навязываем. Хотите
— приезжайте, нет — ваше право.
— Именно здесь чувствуешь
вкус жизни, — добавляет Влади-
мир, когда мы пьём с пирогом. —
В городах, особенно крупных, люди
живут в каком-то иллюзорном ми-
ре. Они не видят солнца, не замеча-
ют смены поры года. Жизнь проле-
тает так быстро, что не успеваешь
оглянуться. А здесь время течёт не
так стремительно, как в городе. Ты
с осознанием занимаешься детьми.
Можешь с осознанием прочитать
книгу, разобраться в себе, задать се-
бе те вопросы, которые в городе ты
никогда не задашь...
Осталось привести цифры.
В Беларуси сейчас 36 экопосе-
лений, 189 семей (477 человек) со-
здают свои Родовые поместья. Мно-
гие поселения на стадии строитель-
ства, также многие только-только
оформ­ляют участки.
Больше всего поселений в Ви-
тебской области — 10, меньше все-
го пока в Гомельской области — 3.
Настасья ЗАНЬКО.
Фото:
Павел МАРТИНЧИК.
www.kp.by
Девять лет назад
в белорусскую деревню Гора
переехали 13 семей
из Витебска, Орши,
Минска и даже
Украины и России.
з
вонкий женский голос разнёс-
ся на всю округу: «Добрянка,
Лада, идите-ка сюда!»
Если бы Васнецов рисовал
Алёнушку в наши времена, то,
наверное, она выглядела бы имен-
но так: пуховик поверх льняного са-
рафана, чёрная коса и валенки. Ал-
ла — так зовут нашу Алёнушку —
окликает дочек. В ярко-розовой и
фиолетовой куртках девочки изда-
ли похожи на цветы на снегу.
До деревни Гора, что в 35 кило-
метрах от Витебска и в 20 — от рос-
сийской границы, на карте нави-
гатора нет. До 2005 года она была
практически нежилой, здесь оста-
лись всего две пожилые женщи-
ны. Жизнь вернулась сюда благо-
даря Алле, 34-летнему витебскому
маркетологу, и Владиславу, её му-
жу. Именно они стали инициатора-
ми создания экопоселения.
— Сами мы — коренные горо-
жане, как и наши родители. И в ка-
кой-то момент увлекались идеями
возвращения к природе и жизни на
земле, — Алла ведёт нас к их шести­
гранному дому, внешне похожему на
ячейку соты. Где-то вдалеке жжужит
трактор: сегодня в поселение ведут
воду. Мужчины заняты там.
—Жить в обычной белорусской
деревне нам не хотелось. Она сей-
час очень деградировала: поваль-
ное пянство. А мы придерживаем-
ся здорового образа жизни. Наша
цель — жить в гармонии с приро-
дой и окружающим миром. Мы со-
здаем Родовые поместья, возрож­
даем старинные славянские тради-
ции и обряды. И нам было комфор-
тней создать своё поселение. Изна-
чально работали в городе, копили
деньги. И параллельно вкладыва-
лись в строительство. Помогали ро-
дители, они тоже живут здесь.
Девять лет назад в Гору перееха-
ли 13 семей, кто из Витебска, Орши,
Минска, кто даже из Украины и Рос-
сии. Восемь семей живут тут посто-
янно, остальные — с весны до осе-
ни. Поселение они назвали Звон-
гора, придумали свой устав и пра-
вила жизни. К примеру, не пить, не
курить, не употреблять наркотики
и не ругаться матом. Всё это, по их
мнению, мешает чистоте тела и по-
мыслов. Общие вопросы решают
общим собранием—вече, сложные
работы делают толокой.
Алла ведёт нас по поселению,
разбитому на участки размером в
гектар. Каждый обсажен деревья-
ми, в основном хвойными. Есть
здесь кедры, пихты, лиственницы...
— Мы это называем простран-
ством Любви. К примеру, у нас на
участке благодаря этой живой из-
городи растут финики и даже батат.
А по осени — грибы. Мы ещё пруд
устроим, чтобы создать здесь осо-
бый микроклимат. У нас же земледе-
лие органическое — не травмирую-
щее, а восстанавливающее природу.
Мы землю просто засыпаем соло-
мой, она перегнивает годами. И бла-
годаря тому, что её каждый год не
перекапывают, даёт хороший уро-
жай. Получаем около 30 картофелин
с одной, посаженной в солому.
— Многие считают, что мы от-
казались от цивилизации и ушли в
прошлое, но это не так, — тишину
в поселении нарушают только голос
Аллы и щебет синиц.—Мы стараем-