«Родовая Земля»
№ 1 (126), январь 2015 г.
6 • ВзГЛЯД
С
большим интересом читаю
«родовую землю», мне нра-
вится газета, хотя я не живу
в родовом поселении или в
поместье, а живу в обыкно-
венном районном центре, в селе.
Может быть, интересна мне газета
потому, что я родом из села, кото-
рое исчезло, как неперспективное,
хоть и было не маленьким. был кол-
хоз, до войны в нём даже было две
бригады. Кроме колхоза была ещё
и промартель (в народе её называ-
ли «кустарь»), где изготавливали де-
ревянные «венские» стулья, бочки,
сани, мебель и т. д. были и правле-
ние, и сельсовет. был амбар, аж дву-
хэтажный, куда свозили зерно из
близлежащих деревень. были фер-
мы. была и школа-семилетка... и вот
в 1976 году деревни не стало, как,
впрочем, исчезли и близлежащие
деревни, какие раньше, какие по-
зже. Село моё называлось Старомо-
крушино (было и новомокрушино),
в народе — просто Мокруши или
Мокрушино.
В общем, поселения исчезли, а
места здесь были добрыми: заме-
чательная природа, хорошая эко-
логия, у многих были сады, а в на-
ших Мокрушах сады были у всех, не
считая ещё и колхозного сада. Сей-
час оставшиеся сады одичали, но
весной по-прежнему радуют своим
цветением, а осенью плодами.
Село с двух сторон было окру-
жено лесом, находилось на возвы-
шенности, внизу протекала неболь-
шая речушка, а в самой деревне
имелся небольшой пруд. Для питья
люди использовали больше родни-
ковую воду, было много ключей.
Время, конечно же, многое не
пощадило, от той былой красоты
мало что осталось.
Как-то я был на своей ма-
лой родине и решил посмотреть
«свой» родник, где мы брали во-
ду. Пришёл и увидел умирающий
ключ, вода чуть бежала по камуш-
кам, а ведь когда-то она стекала по
желобку, и был родник мощным.
Да что тут удивляться — исчез-
ли многие ключи. Так же исчезла и
большая часть садов, их перепаха-
ли. и зарастают бывшие поселения
бурьяном и лесом.
а ведь эти места подошли бы
для создания родовых поселений,
ведь вместе с моими Мокрушами
исчезло около 20 деревень! В свя-
зи с этим вспомнились чьи-то слова:
большая россия, а жить негде... Чего
экономим-то? Словно и нет у нас 40
миллионов гектаров свободных зе-
мель?!
Сейчас мода пошла с запада:
индивидуальное жильё строится
в основном возле и вокруг горо-
дов да райцентров. а почему бы не
строиться на тех землях, где когда-
то были сельские поселения?.. Хо-
рошо бы, чтобы для строительст-
ва жилья земли выдавались имен-
но там, где были когда-то деревни,
ведь не зря же раньше на этих ме-
стах люди селились...
наши власти не очень обраща-
ют внимание на жизнь в деревне
(по-прежнему закрываются шко-
лы, больницы, колхозы и т. д.), и в то
же время строго в рамках — пожа-
луйста, стройся или покупай жильё
именно вот здесь или около, в чер-
те города, тут тебе все условия, да-
же предоставляют небольшой уча-
сточек, на котором можно посадить
картофель, овощи и т. д., и на всё это
вроде как есть деньги. а вот чтобы
поощрять тех, кто захотел бы стро-
иться на тех местах, где когда-то уже
были сёла и посёлки, — такого по-
чему-то нет.
на месте моего исчезнувшего
села есть небольшая речка, целые
поляны земляники, малина, калина
и т. д., хорошие подъезды, недале-
ко находятся ещё живые деревни и
райцентр, проходит асфальтирован-
ная автодорога. Тут можно было бы
создать ещё и место отдыха, напри-
мер загородный лагерь, места ведь
экологически чистые.
насколько я знаю, в этом смы-
сле особенно хорошо обстоят дела
в белгородской области, там власти
идут навстречу людям, создающим
родовые гнёзда. а как обстоит дело,
например, в башкирии? Хотелось
бы ещё больше знать о родовых по-
селениях и поместьях: как они со-
здаются, как люди выбирают место
— в общем, всё хотелось бы знать.
Поселенцами проводятся различ-
ные встречи, мероприятия, фести-
вали и т. д., и так хочется, чтобы та-
кие мероприятия проводились по
всей россии, чтобы люди знали, кто
такие создатели родовых земель,
нужно как можно шире пропаганди-
ровать родовые поместья.
У нас в башкирии, в том числе и
в нашем Мишкинском районе, ста-
ло традицией отмечать праздник
«здравствуйте, односельчане!», на
это мероприятие собираются жи-
тели не только нашей деревни, но
приезжают и те, кто уехал. У меня
есть вот такая мечта: так как с мо-
ими Мокрушами исчезли многие
поселения, то хотелось бы собрать
бывших жителей, теперь уже, пожа-
луй, их детей, внуков, вообще род-
ственников, на мероприятие и рас-
сказать им, какие это были места и
многое другое. Думаю, такое меро-
приятие было бы интересным для
молодого поколения, ведь любо-
пытно узнать, как жили их родите-
ли, дедушки и бабушки. Думаю, та-
кие праздники были популярны во
всех райцентрах нашей большой
страны россии.
«родовую землю» я читаю всю,
с первой до последней страницы.
В майском номере мне особенно
понравилась статья «особенности
национального вопроса», я бы ска-
зал, правдивая и очень смелая ста-
тья, пожалуй, такое нигде не прочи-
таешь. обычно Сталина изображают
как диктатора, говорят, что он толь-
ко плохо делал. Вот иЮлия жемчуж-
никова в открытом письме в редак-
цию газеты («рз» № 7, 2014) пишет:
«
И вот держу я майский 2014 г. но-
мер «РЗ», и хочется плакать. Доиг-
рались… два откровенно расист-
ских материала (из весьма сомни-
тельных источников), плюс разво-
рот о национальной политике дик-
татора, одно имя которого вызы-
вает тошноту…
». Да, Сталин был
жестоким руководителем страны,
но именно под его руководством
страна разгромила врага и одержа-
ла Победу (а ведь такой войны мир
ещё не знал, тем более, что речь
шла не просто о разгроме СССр, но
об уничтожении нашего народа и
превращении оставшихся в живых
в рабов). Конечно, при нём были и
репрессии... но давайте посмотрим
с этих позиций на Хрущёва, или Гор-
бачёва, или Ельцина. С первого на-
чалось ослабление и падение мо-
гущества СССр, а два последних
просто предали страну, сдали врагу
— СШа и иже с ними.
а обратил ли кто-нибудь вни-
мание на завещание Муамара Кад-
дафи в июльском номере «рз»: «…
земля — наша настоящая Мать, из
чрева которой все мы вышли. она
заключает нас в свои объятия…,
кормит нас…, даёт нам воду. не
злоупотребляйте её добротой…»?
Для сегодняшней россии оно очень
актуально.
Мне интересно было узнать из
газеты о том, что на белгородчи-
не прошёл фестиваль «звенящие
Кедры». а также о проекте «родной
Мир», так как «важнейшей целью
проекта является создание условий
для сохранения и увеличения Люб-
ви в семьях! Для воплощения этой
светлой цели предлагается объе-
диниться жителям родовых поселе-
ний… и всем людям, которым важ-
на судьба нашей родины!». Я также
поддерживаю этот проект и заинте-
ресовался им (у меня нет компью-
тера, поэтому пользуюсь информа-
цией из газеты). Постараюсь этот
проект довести до некоторых рес-
публиканских газет.
Конечно, мне интересно читать
и о башкирских создателях родо-
вых поместий, многие статьи про
родовые поселения публиковались
в нашей республиканской газете
«Единая россия — башкортостан»,
а вот про ПрП Чик-Елга публикова-
лись статьи и у нас, и в «рз». напри-
мер, очень хорошая статья альбер-
та ибатуллина «Сказка Красной по-
ляны» и другие статьи.
Ещё раз повторю: читать «родо-
вую землю» интересно, правда, при-
ходится целый месяц ждать очеред-
ного номера... Газеты стараюсь от-
дать в библиотеку, чтобы читатели
тоже прочитали.
Всего вам доброго, дорогие чи-
татели, и будьте здоровы! Счастья
всем в новом, 2015-м!
Вячеслав СМОЛЬНИКОВ.
с. Мишкино, Башкортостан.
Новой вам жизни, Старые Мокруши!
В
сё течёт, всё изменяется в
нашей жизни. накаплива-
ется опыт, и приходит но-
вое осмысление того, что
раньше недоступно было
пониманию.
Если это движение, то оно долж-
но двигаться, искать новые пути или
расширять открытые. Если нет дви-
жения, то это уже застой. а застой
ничего в себе не несёт.
Вот и у меня появилось чувство
застоя. Появилось осознание то-
го, что для движения по главному
направлению надо изменить усло-
вия движения. Понимаю, что и мой
возраст уже не совсем подходящ
для того, чтоб заново начинать. но
ещё хуже будет смириться и по-
терять себя. Я и так наблюдаю за
тем, как отступаю от главной сво-
ей Мечты под давлением обстоя-
тельств. отступаешь, потому что в
поселении должно быть согласие и
единение.
но на какой основе согласие,
спрашиваю сам себя? и получается,
что за основу берутся сиюминутные
выгоды и удобства.
и вот уже появляются на до-
мах тарелки телевидения. По посе-
лению разъезжают квадроциклы и
снегоходы По дорогам проносятся
автомобили. Дети так же, как и в го-
родах, бегают с гаджетами, катаются
на мотороллерах. и самое главное
— нет объединяющей основы. Лю-
ди просто привыкают к определён-
ному порядку общения.
В моём детстве девчонки игра-
ли в такую игру: «да» и «нет» не го-
ворить, губы фантиком не делать».
Вот наше общение всё больше на-
поминает эту игру. Чувствуешь в
нём всё больше дипломатии, чем
искренности. ну как же, надо, чтоб
в поселение было единение!!! и ра-
ди этого единения надо поступать-
ся своими принципами, своей Меч-
той. ради этого единения надо хо-
дить теперь под высоковольтными
проводами и слушать их «песни»
(при определённых условиях по-
годы). ради единения надо прини-
Жизнь
в поселении
с точки зрения пессимиста
мать теперь и то, что столбы
и провода высоковольтные
— это тоже экологично — и
могут быть включены в гар-
монию Природы. Уже несёт-
ся частенько по поселению
громкая музыка или радио-
передача. и уже невдомёк соседям,
что кто-то хочет просто находиться
в тишине и слушать естественные
звуки Природы.
зачем, зачем нужно было
столько усилий, уйти в чистое по-
ле, начать всё с нуля? Всё лишь
для того, чтоб притащить сюда го-
род? Это же нерационально и не-
практично! Ведь если нужен го-
родской комфорт, то можно жить
недалеко от больших сёл и даже
городов. Там и коммуникации про-
тянуть дешевле, и транспортиров-
ка материалов намного легче осу-
ществляется. Там готовые дороги
и системы электроснабжения. Там
всё намного практичнее и эконо-
мичнее.
Мне это трудно понять. Понять
эти необдуманные шаги, это какое-
то упрямство, а не здравый смысл.
Вот человек установил у себя сква-
жину и септики. но ведь обслужи-
вание этого в поле намного дороже
выходит. Машине для откачки и про-
мывки септиков надо ехать намно-
го дальше, и значит, эта услуга будет
дороже. Так же и со скважинами...
У меня не проходит ощущение,
что некоторые поселения родовых
поместий всё больше походят на кот-
теджные посёлки и надо в каждый
такой посёлок поселить по девочке
Соне, героине книг серии «зКр», мо-
жет, тогда у людей разум проснётся.
Вот такие грустные мысли.
Меня здесь уже окрестили пес-
симистом. и, наверное, люди пра-
вы, наверное, я что-то упустил и пе-
рестал видеть. Мне приходится го-
нять за 1,5 км своего коня на выпас,
и то потому, что соседи позволяют
на своих участках выпас. а если за-
претят, то это будет уже более 2 км
пути. Мне приходится столько же
ходить на покос. и даже воду, чтоб
напоить коня, иногда тоже при-
ходится возить. но с водой — это
ладно, это мой эксперимент. и мой
конь постоянно на привязи. Конеч-
но, можно применить электроизго-
родь. но это снова ЭЛЕКТро...
Я пытаюсь понять: а что же даль-
ше? и не вижу никаких перемен.
Чтобы были перемены, необходи-
мо, чтоб люди стремились в себе
поменять что-то, но такого я не на-
блюдаю. Есть отдельные импульсы
обновления, но они общей картины
не меняют.
Я не хочу выглядеть критика-
ном, я просто заявляю, что это не по
мне. Вот потому и родилась мысль
об общине. она родилась не сразу,
я вынашиваю её уже несколько лет
и озвучивал многим людям. некото-
рые соглашаются, некоторые нет.
но, чтобы осуществить это в
уже действующем поселении, нуж-
ны свободные земли под хозяйст-
венную деятельность, а их нет. и нет
желания многих поселенцев попро-
бовать новые условия жизни общи-
ной. Многим поселенцам нравится
дачный режим проживания, и ни-
чего другого они не хотят. а многие
участки земли так и не освоены их
хозяевами. Всё это создаёт опреде-
лённые трудности в деле организа-
ции и жизни общины.
и поэтому для общины нуж-
но сразу закладывать необходи-
мую инфраструктуру. нужна и со-
ответствующая планировка места
нахождения общины. и главное,
нужно, чтоб были люди, желающие
принять принципы жизни общины,
желающие учиться жить большим
коллективом или большой семьёй
(оказывается, что жить большой
семьёй мы не умеем...). а чтобы
учиться, надо создать подобающие
условия для этого. и не надо ёрни-
чать, что большая семья — это всё
общее, даже жёны и дети. Такие глу-
пости могут прийти только в боль-
ную голову…
Виктор СМИРНОВ.
СРЗ Благодать, Ярославская обл.
От редакции.
Говорят, чтобы
стало легче, надо высказаться. Это
письмо пришло в адрес главного
редактора «рз», его автор просто
по-дружески поделился наболев-
шим. однако затронутые в письме
вопросы далеко не праздные, не
носят частного характера, и с со-
гласия Виктора мы решили опубли-
ковать его размышления. откры-
тый разговор всегда и всем идёт на
пользу.