Стр. 4 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 2 (127), февраль 2015 г.
4 • действующие лица
От редакции.
Можно мно-
го говорить о том, почему в Рос-
сии, богатейшей по запасам земли,
энерго- и прочих ресурсов, по на-
личию культурных и нравственных
традиций, почти миллион детей-си-
рот и каждый год появляется 100–
130 тысяч новых. Можно говорить
о том, что в государстве, где, соглас­
но ст. 3 Конституции РФ, носите-
лем суверенитета и единственным
источником власти является народ,
и если бы этот народ действитель-
но был единственным источником
власти, — в таком государстве ни-
как не могло быть столько детей-си-
рот и невозможно было бы сущест­
вующее, преступное по сути, рас-
пределение доходов от добычи ре-
сурсов, принадлежащих одинако-
во всем. Можно безконечно ругать
сложившуюся в стране систему... И
при этом пальцем не ударить, что-
бы эта система начала меняться.
Но, может быть, кого-то подвиг-
нет, заставит поверить в свои силы
и возможности человека и граж­
данина опыт социального предпри-
нимательства Вячеслава Горело-
ва, в частности, его «Школа ферме-
ров» для детей-сирот. Да, это далеко
от идеи Родового поместья, но этот
путь тоже ведёт к возрождению се-
ла, сельского образа жизни, к воз-
рождению России.
Э
тот проект стартовал не-
сколько лет назад в Иль-
инском районе Пермско-
го края. Участников «Шко-
лы» набирают из числа си-
рот, оказавшихся в сложной жиз-
ненной ситуации. Они проходят
всестороннюю подготовку по не-
скольким
сельскохозяйствен-
ным направлениям, получают
кредит, строят дома и фермы, за-
купают оборудование, начинают
«Школа фермеров»
для детей-сирот
Педагогическая поэма Вячеслава Горелова
работать. У ребят формируются
совсем другие ценности...
Слово самому Вячеславу ГО-
РЕЛОВУ:
— Таких идиотов, как я, боль-
ше нет в России. Сам живу в дерев-
не, вложил 16 млн. в развитие детей,
причём не простых — уголовников.
А для нашего государства так и оста-
юсь дураком. «Зачем на них тратить
деньги?» — этот вопрос я постоян-
но слышу в свой адрес. И критику
постоянно слышу, что занимаюсь
глупым делом, безнадёжными деть-
ми, порчу их воспитание.
Я многодетный отец: своих трое
и восемь приёмных. Как-то летом
организовал лагерь из ребятишек,
тоже с правонарушениями. Собрал
114 человек, а в конце смены 8 ребят
решил оставить в своей семье. Сей-
час они уже выросли. Если честно, то
я горжусь тем, как воспитал. Настоя-
щие мужчины получились. Трое уже
женились, причём жёны из полно-
ценных семей. Родители второй по-
ловины знают, что «не простые» ре-
бята, но нарадоваться на них не мо-
гут. Всё делают, настоящие хозяева:
всю мужскую работу и ещё готовят,
стирают, жён уважают. Мои парни
именно такие, я в них воспитываю
это уважение к женщине, к семье,
что на их плечи ляжет огромная от-
ветственность. И вырастают из моих
хулиганов настоящие мужчины. Ни
за одного краснеть не приходилось.
Воспитанники
вашей
«Школы фермеров» — ребята
либо из детских домов, либо из
колоний. Подозреваю, что мо-
гут появиться упрёки в том, что
для вас это некая дешёвая рабо-
чая сила. Способ минимизиро-
вать расходы на зарплату. Сразу
же хотела бы спросить: на каких
условиях вы принимаете этих ре-
бят к себе? Считаете ли вы, что та-
ким образомможно сэкономить?
— Здесь экономии как таковой
не может быть. Звонят ребята, ко-
торые вышли, например, из мест
лишения свободы. Тем более, если
воспитанники детского дома, про-
тянуть руку помощи в данном слу-
чае не каждый может. Поэтому у нас
есть социальная гостиница на 40
мест. Мы договариваемся, что вна-
чале он живёт по закону «не огор-
чить дядю Славу». Месяц хотя бы.
— А что значит «не огорчить
дядю Славу»?
— У каждого подростка есть
свои причуды, свои какие-то мину-
сы, надо их как-то сдерживать. По­
этому мы всегда можем догово-
риться. За питание, проживание,
Интернет — за это надо помочь, 2
часа после обеда. Что значит по-
мочь? Поработать на грядках. У
нас есть свои грядки. Мы выращи-
ваем помидоры, огурцы, есть свои
теплицы, свои огороды. Можно по-
пробовать себя на содержании
уток, гусей. 2 дня здесь, 2 дня здесь.
И в результате, может быть, ты вы-
берешь свою тему.
Через месяц ты уже перехо-
дишь на уровень «удиви дядю Сла-
ву». Здесь нужно делать уже день-
ги. Самому. Мы так распределяем,
что прибыли должно быть доста-
точно для того, чтобы он мог само-
стоятельно, возможно, вернуться в
Пермь. Возможно, у него есть семья.
Он с деньгами может стартовать.
Уже в Перми устроиться где-то на
работу. Приодеться. Или он остаёт-
ся. Тогда он должен залить фунда-
мент, поставить сруб и завести все
под крышу. Это требование первого
года. На второй год…
— А деньги для этого фунда-
мента? Он заработает столько,
что сможет залить фундамент?
Поставить сруб?
— Задача первого года: это не
наёмные ребята, а ребята, которые
хотели бы стать предпринимателя-
ми. Поэтому всё обучение в течение
месяца проходит с целью «Как сде-
лать бизнес?». Бизнес на утках де-
лается в 2 месяца. Утки откармли-
ваются 2 месяца. Каждая утка стоит
500 рублей. Сколько ты готов взять:
100, 200, 500? Вот столько мы тебе и
привезём. Лучше вдвоём начинать.
Гусей надо 3 месяца откармливать.
Индюки — это более сложная тема.
Там 4–5 месяцев. С первого раза не
получается. Самая простая тема —
это утки.
— А кто занимается сбытом?
Этот же самый участник, кото-
рый взял? Начиная с откорма, с
ухода за птицами, заканчивая их
реализацией?
—Сбыт—это уже моя головная
боль как куратора этого проекта.
— С чего начиналась «Школа
фермеров»? При таких условиях,
мне кажется, от желающих из чи-
сла воспитанников детских до-
мов или, например, из числа ре-
бят, которые были осуждены, от-
боя не должно быть! Потому что
хорошая молва расходится бы-
стро. В связи с этим вопрос: ка-
ков наплыв этих детей? сколько
вы можете принять?
— Если взять немножко исто-
рии... 1994 год. Наша программа
«Туризм против преступности». С
1994 года и по 2000-й мы охватили
более 5000 подростков, состоящих
на учёте в ОППН. Задача была та-
кой: за летний сезон ребята должны
были достигнуть такого поведения,
чтобы их сняли с учёта. Потом ока-
залось, что те, кто снят с учёта, боль-
ше не имеют права ходить в походы.
Поэтому программа смысл потеря-
ла. То есть такие моменты были. Са-
мый рекордный—это 2000 год. Ког-
да было 1,5 тысячи одновременно
на 4 маршрутах туристских: Ирень,
Обва, Койва, Сылва, мы потоками
принимали эти группы из 36 райо-
нов Пермской области.
— Туризм — это второе на-
правление, которое вы для таких
ребят организовываете?
— Это первое направление. С
2000 года, честно говоря, я решил
отдохнуть, построить базу и 2 года
только организовывал рыбалку для
солидных клиентов. И один раз ре-
шили провести лагерь для воспи-
танников детских домов. Это был
месяц из фильмов ужасов. Практи-
чески все токсикоманы, неуравнове-
шенные, скандальные, истеричные.
Мы тогда решили: почему бы не по-
пробовать такой лагерь начинающе-
го фермера для ребят городских?
—А вы— это кто?
— У нас команда. Мои сыновья
родные, благо, что они повара. Моя
жена.
— То есть это семейный биз-
нес?
— Да. На турбазе мы построили
базу на 50 мест и принимали в лет-
ний период воспитанников детских
домов. Совместно с директорами
мы достигали результатов. Потому
что в этих лагерях была интересная
система. Мы не знакомились снача-
ла. На общем сборе в день заезда
мы сразу выдавали …сберкниж-
ки! А потом представляли сотруд-
ников, кто, за что может начислить
деньги. Поэтому ребята очень вни-
мательно запоминали имя-отчест­
во сотрудника, который им запла-
тит на огороде или на ферме, зачи-
слит деньги на сберкнижку. Если в
течение дня подросток вёл себя бо-
лее или менее нормально, не имел
замечаний, не грубил воспитателю,
вечером он мог отоварить полови-
ну суммы в местном магазине, где
всё за полцены.
— Вы просто какой-то мест-
ный Макаренко! Шагом к «Школе
фермеров» стал лагерь для вос-
питанников детских домов?
— «Летняя школа начинающего
фермера».
— То есть вы уже были гото-
вы к этой школе? У вас уже были
утки, гуси, индюки? Всё это бы-
ло готово? Кстати, как вы всё это
просчитывали?
— Здесь как раз совместно с
агентством по занятости населения
была программа по летней занято-
сти несовершеннолетних. Это бы-
ло прекрасное подспорье для всех
организаторов летней трудовой за-
нятости. И нам надо было только
найти работу подросткам! А софи-
нансировало это всё агентство за-
нятости. 1,5 тысячи рублей там бы-
ла максимальная сумма, переходя-
щая напрямую на сберкнижку вос-
питанника. Задача была — загру-
зить. Поэтому мы сделали учебно-
тренировочные площадки: огород,
сад. Наша задача была открыть не-
сколько секторов агробизнеса. При-
везти кроликов, поросят, овцы бы-
ли даже — 7 штук, утки, гуси, этого
было в достатке. Ребята сами отве-
чали за выращивание. Команды бы-
ли. Они меняли друг друга каждую
неделю. Одну неделю одна коман-