Стр. 26 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 7 (132), июль 2015 г.
26 • оКна оВЕрТона
не табу, но о которой уже можно
говорить и, главное, высказывать
своё личное мнение, не опасаясь
последствий.
В качестве аналогичных приё-
мов расширения «окна оверто-
на» в россии можно напомнить
информационный скандал — во-
прос телеканала «Дождь» о воз-
можности сдачи Ленинграда фа-
шистам с целью предотвращения
массовой гибели людей.
Это типичный случай первой
стадии «окна овертона» — попыт-
ка вывести тему из зоны табу и на-
чать пробовать её обсуждать. Если
только общество соглашается на
первый шаг, остальные стадии уже
запрограммированы. однако от-
ветной жёсткой реакцией на этот
выпад мировой закулисы по раз-
мыванию российской идентично-
сти общество показало, что не го-
тово обсуждать эту тему, как явно
находящуюся в зоне табу.
То есть в ответ на первые про-
вокации, цель которых заключа-
лась именно в том, чтобы про-
верить состояние нравственно-
го здоровья российского общест-
ва, оно продемонстрировало вы-
сокую степень сопротивляемости
информационным вирусам.
Вторая стадия разворачива-
ния «окна овертона» — с одной
стороны, создание эвфемизма и
замена первоначального смы-
сла табуированного явления (или
придание слову другой, новой по-
ложительной смысловой окра-
ски). Создание эвфемизма — это
очень важный момент. Для лега-
лизации немыслимой идеи необ-
ходимо подменить её подлинное
название. например, нет больше
каннибализма, а есть антропофа-
гия. Цель выдумывания новых на-
званий — увести суть проблемы
от её обозначения, оторвать фор-
му слова от содержания. Канниба-
лизм превращается в антропофа-
гию, а затем в антропофилию, по-
добно тому, как преступник меня-
ет фамилии и паспорта.
С другой стороны, необходимо
нахождение исторического (из-
вестной личности или события)
прецедента, который бы оправды-
вал в глазах части общества дан-
ное явление, типа, «ну что тут го-
ворить, мы все не без греха».
на третьей стадии, «после то-
го как предоставлен легитимиру-
ющий прецедент, появляется воз-
можность двигать «окно оверто-
на» с территории «приемлемого»
в область «разумного». здесь про-
исходит дробление прежде еди-
ной и цельной проблемы, с одной
стороны, на множество видов и
подвидов, одни из которых очень
ужасны и недопустимы, а другие
даже вполне допустимы и милы, с
другой — на множественность то-
чек зрения на данную проблему,
когда по крайним флангам рас-
ставляются нерукопожатные ра-
дикалы, но которых высокораз-
витое общество должно терпеть,
и вполне респектабельные фрон-
тмены, которых принимают в луч-
ших домах.
В общественном сознании
искусственно
создаётся
«по-
ле боя» за проблему. на крайних
флангах размещают пугала—спе-
циальным образом появившихся
радикальных сторонников и ра-
дикальных противников, напри-
мер людоедства. реальных про-
тивников — то есть нормаль-
ных людей, не желающих оста-
ваться безразличными к пробле-
ме — стараются упаковать вме-
сте с пугалами и записать в ради-
кальные ненавистники. роль этих
пугал — активно создавать образ
сумасшедших психопатов: агрес-
сивные ненавистники антропофи-
лии, призывающие жечь заживо
людоедов, жидов, коммунистов и
негров. Присутствие в СМи обес-
печивают всем перечисленным,
кроме реальных противников ле-
гализации.
При таком раскладе сами так
называемые антропофилы оста-
ются как бы посередине между пу-
галами, на «территории разума»,
откуда со всем пафосом «здраво-
мыслия и человечности» осужда-
ют «фашистов всех мастей». «Учё-
ные» и журналисты на этом этапе
доказывают, что человечество на
протяжении всей своей истории
время от времени поедало друг
друга, и это нормально. Теперь
тему антропофилии можно пере-
водить из области «разумного» в
категорию «популярного». «окно
овертона» движется дальше.
на четвёртой стадии развора-
чивания «окна овертона» проис-
ходит легализация ранее запрет-
ной темы, явления — оно стано-
вится главной темой ток-шоу и но-
востных выпусков, людей погру-
жают в обсуждение этой темы, тем
самым создавая привыкание.
К пятому этапу движения «ок-
на овертона» переходят, когда те-
ма в обществе разогрета до та-
кой степени, что её можно пере-
вести из категории «популярного»
в сферу «актуальной политики».
на этой стадии начинается подго-
товка законодательной базы. Лоб-
бистские группировки во власти
консолидируются и выходят из те-
ни. Публикуются социологические
опросы, якобы подтверждающие
высокий процент сторонников то-
го или иного табу и желающих ле-
гализовать этот грех.
Это фирменное блюдо либе-
рализма — толерантность как за-
прет на табу, запрет на исправле-
ние и предупреждение губитель-
ных для общества отклонений. Во
время последнего этапа движе-
ния «окна» общество уже слом-
лено. Самая живая его часть ещё
как-то будет сопротивляться зако-
нодательному закреплению не так
давно ещё немыслимых вещей.
но в целом общество уже согласи-
лось со своим поражением.
оценивая данную теорию с
исторической точки зрения, мож-
но сказать, что она имеет очень
сильную верификацию. Если по-
смотреть на то, как на западе про-
исходила и происходит легализа-
ция всех мыслимых и немысли-
мых форм греха—содомии, педо-
филии, инцеста, эвтаназии, то мы
увидим, что именно таким обра-
зом это и происходило — от «не-
мыслимого» до окончательной ле-
гализации в виде законов, обяза-
тельных к исполнению.
Данную теорию можно приме-
нить к абсолютно разным явлени-
ям. Достаточно интересным с точ-
ки зрения теории овертона явля-
ется избрание президентом СШа
темнокожего обамы.
Согласно переписи населе-
ния СШа в 2011 году, белые аме-
риканцы составляли 64% от обще-
го населения. Чернокожее населе-
ние составило почти 13%. То есть
президентом СШа, президентом
большинства стал человек, пред-
ставляющий подавляющее мень-
шинство. Вот первая стадия дви-
жения «окна овертона» — прези-
дентом СШа может стать афроа-
мериканец. Всё хорошо, мы же не
расисты. однако далее последует
расширение «окна овертона». По-
сле чего, скорее всего, через од-
ного, президентом СШа станет бе-
лый гомосексуалист, а ещё через
пару поколений — транссексуал.
описанное овертоном «окно»
легче всего движется в толеран-
тном обществе. В том обществе, у
которого нет идеалов, и, как след-
ствие, нет чёткого разделения до-
бра и зла. Эта технология опирает-
ся на вседозволенность.
нет табу. нет ничего святого.
нет сакральных понятий, само об-
суждение которых запрещено, а
их грязное обмусоливание пре-
секается немедленно. Всего этого
нет. а что есть?
Есть так называемая свобода
слова, превращённая в свободу
расчеловечивания. на наших гла-
зах, одну за другой, снимают рам-
ки, ограждавшие обществу безд-
ны самоуничтожения. Теперь до-
рога туда открыта.
Юрий БаранЧИК.
http://whatisgood.ru.
СПРАВКА
Джозеф Овертон
(род. 4 января 1960, Саут-
Хейвен) — американский электроинженер, социо-
лог и юрист. Вице-президент Макинского центра
публичной политики.
Известен как автор политической теории «Окно
Овертона», названной в его честь, в которой опи-
сана технология того, как изменяется отношение
общества к вещам, которые раньше считались аб-
солютно неприемлемыми.
Погиб в авиакатастрофе в 2003 г.
В
последнее время в русско-
язычном сегменте интерне-
та появилось несколько до-
статочно интересных статей,
раскрывающих суть мето-
дологии управления обществом с
помощью СМи, которая называет-
ся «окно овертона» по имени ис-
следователя, её создавшего.
Данная теория аргументиро-
ванно описывает то, какие мето-
ды социально-информационного
управления человеком и общест-
вом евроатлантический центр ми-
ровой власти последние прибли-
зительно сто лет использует для
достижения своих целей по дегу-
манизации, растлению, обезличи-
ванию и разчеловечению челове-
ка и общества.
Суть открытия овертона со-
стояла в том, что он разработал и
описал технологию изменения от-
ношения общества к некогда аб-
солютно запретным (находящим-
ся в зоне табу) вопросам. овер-
тон показал, как в течение некото-
рого времени, используя опреде-
лённые технологии манипулиро-
вания общественным мнением с
помощью центральных СМи, мож-
но незаметно для любого общест-
ва расширить область приемле-
мого и, соответственно, сузить об-
ласть греха.
Согласно теории овертона,
для каждой идеи или проблемы
в обществе существует «окно воз-
можностей», которое постепенно
сдвигают, незаметно для общест-
ва переходя от одной стадии де-
сакрализации той или иной темы
к другой, более приемлемой. Дви-
жение незаметно потому, что про-
исходит растянуто, на протяжении
нескольких лет, но при активной
промывке мозгов СМи.
Первой стадией «окна оверто-
на» является перевод явления из
области «немыслимое» в область
«радикальное».
берётся любое явление, кото-
рое категорически не приемлет-
ся обществом, например, канни-
бализм, инцест, содомия, гомосек-
суализм. незаметно на каком-ни-
будь конкретном и раскрученном
примере (скандале или серии за-
программированных событий) од-
на из таких тем начинает активно
обсуждаться, ставя при этом вро-
де бы благую цель: а что в том или
ином явлении такого плохого, за-
претного, что оно находится в зо-
не греха? Почему это делать нель-
зя? Мы же видим, что, например,
вот эти люди это делают, они при
этом счастливы и никого не заде-
вают?
Так формируется повестка: те-
ма, конечно, запретная, но не на-
столько, чтобы мы о ней не могли
говорить, мы же люди свободные,
сознательные, наша цивилизация
высокоразвитая, тем более, у нас
свобода слова. результат перво-
го движения «окна овертона»: не-
приемлемая тема введена в обо-
рот, табу десакрализовано, прои-
зошло разрушение однозначно-
сти проблемы — созданы «града-
ции серого». Так происходит пере-
вод проблемы из области «немы-
слимого» в область «радикально-
го» (первая стадия), когда тема всё
ещё считается находящейся в зо-
Технология
дегуманизации
человека