«Родовая Земля»
№ 3 (140), март 2016 г.
24 • ноВаЯ ШКоЛа
Для чего нужна конторка
Веками известна фундамен
тальная роль осанки в формиро
вании здорового человека, осо
бенно ребёнка. но, к сожалению,
мы игнорируем законы психобио
логического развития нашего ор
ганизма.
Все сетуют на малоподвижный
образ жизни современного чело
века. но этот «образ жизни» мы
сами и создаём. Так, например,
ребёнок по своей природе весь в
движении. Сидеть для него про
тивоестественно. Ещё с древних
времён люди знали, что движение
— это жизнь. а как организова
но рабочее место у большинства
современных людей и у всех де
тей? Только в положении сидя за
столом. и так из года в год… всю
жизнь. нет выбора! Вот и болезни
копятся и нас одолевают.
Фактор сидения отнесён к ба
зовым факторам риска в возник
новении самой тяжёлой сомати
ческой патологии в XX столетии.
Вот почему как первое сред
ство профилактики и оздоровле
ния мы рекомендуем укорене
ние в детстве телесной вертикали,
т. е. формирования привычного и
устойчивого телесновертикаль
ного моторноактивного динами
ческого стереотипа (проще гово
ря—привычки) с раннего детства
за счёт использования в учебном
процессе специальной мебели —
конторок.
Минздравом рФ ещё в 1989
году были изданы методические
указания, рекомендующие вне
дрение режима динамических поз
(с использованием конторок) во
все детские сады и школы страны.
Повторно санитарногигиениче
ская экспертиза была выполнена в
2000–2001 годах. итогом явилась
выдача Департаментом государ
ственного санитарноэпидемио
логического надзора Минздра
ва россии гигиенического заклю
чения №77.99.95.3.Т.000674.07.01,
разрешающего использовать дан
ную технологию.
идеальным вариантом для
внедрения режима динамических
поз в образовательные учрежде
ния является воспитание детей в
режиме телесной вертикали в се
мье и в детских дошкольных учре
ждениях с раннего детства!
К сожалению, часто дети в шко
лу приходят уже «засиженные»,
т. е. телесно «расслабленные», не
активные, с пониженными коор
динаторными способностями те
ла. Такие дети требуют значитель
ного времени для укоренения со
образного его природе прямосто
яния и прямохождения. Поэтому
нами предложена методика посте
пенной перестройки «засиженно
го» динамического стереотипа, по
степенного вхождения ребёнка в
привычную и удобную для него те
лесную вертикаль как доминант
ную позу в организации учебного
процесса (смена привычки).
нами разработаны как про
стейшие модели конторок, кото
рые ставятся на имеющиеся сто
лы, так и оригинальная современ
ная модель, заменяющая собой
школьные столы.
Общие рекомендации
отправным уровнем высоты
верхнего края конторки являет
ся точка у края грудины в районе
«солнечного сплетения». Повторя
ем, этот уровень является исход
ным, ориентировочным, по кото
рому в последующем может про
водиться дальнейшая корректи
ровка и «подгонка» уже рабочей
высоты конторки. о чём идёт речь?
Если при исходной высоте контор
ки ребёнок во время письма про
должает склоняться, то вся поверх
ность конторки постепенно подни
мается до тех пор, пока ребёнок не
примет строго вертикальную стой
ку. При укоренении телесной вер
тикали уровень конторки мож
но постепенно опустить до своего
первичного исходного уровня.
Конструкция конторки пред
полагает читатьрисоватьписать
на наклонной поверхности сто
лешницы и заниматься другим ру
котворчеством (лепка, конструи
рование) — на горизонтальной.
Самым важным здесь является
воспитать у ребёнка способность
слышать потребности своего тела.
он должен и может решать сам,
сколько минут ему следует посто
ять за конторкой, а сколько поси
деть за столом. задача родителя и
учителя — изначально предоста
вить ребёнку свободу такого вы
бора. При этом главным момен
том в режиме «динамических поз»
является сам факт периодических
смен поз! и чем чаще на этапе
адаптации к данному режиму ре
бёнок меняет позы, тем полезнее.
Как показывает практика, потреб
ность стоять за конторкой нара
стает у ребёнка постепенно, и уже
через год быть на ножках стано
вится для него потребной доми
нирующей позой.
Практика показала, что на на
чальных этапах адаптации детей
к динамическим позам наиболее
оптимальным режимом оказался
тот, при котором дети меняют по
зы «стояния за конторкой — си
дения за партой» через каждые 15
минут. В процессе такой адапта
ции продолжительность разово
го стояния за конторкой не долж
на превышать 25 минут.
При работе за конторкой нуж
но обратить особое внимание на
соблюдение следующих общеги
гиенических и эргономических
требований:
Движение – жизнь
Более 33 лет доктор, учёный, педагог Владимир Базарный посвя-
тил решению судьбоносной для России проблемы — предотвраще-
нию демографической катастрофы путём сохранения и укрепления
здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях он пока-
зал, что существующая система воспитания и обучения детей в дет-
ских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.
Традиционное размещение учеб
ной мебели в классе.
радиальнолучевая компоновка
учебной мебели.
размещение мебели в режиме
коллективного сотворчества.
1. Высота конторки должна
быть подогнана безукоризненно
в соответствии с ростом ребёнка.
2. оптимальным углом накло
на столешницы (рабочей поверх
ности) является 15–17°.
3. гигиенически оптимальным
следует считать, если обувь сня
та и ребёнок находится в носочках
из естественной ткани (идеаль
ный вариант — босиком).
4. Под ноги рекомендует
ся поместить массажный коврик
из естественных тканей (соломы,
хлопка, шерсти и т. п.) с приши
тыми в несколько рядов пугови
цами или сплетённый из деревян
ных шариков («бусинок»). Стояние
на резиновых ковриках, линолеу
ме недопустимо!
5. При работе в режиме «дина
мических поз» ребёнок может на
3–5 минут прилечь на ковёр! Это
очень эффективный приём, вос
станавливающий его активность.
При этом писать и рисовать лёжа
недопустимо!
При пользовании настольной
ростомерной конторкой необхо
димо помнить, что она всегда ста
вится на противоположную от ок
на половину стола. В этом случае
стоящий за конторкой не засло
няет свет рядом сидящему за сто
лом. При этом на стол мы настоя
тельно рекомендуем ставить на
клонную поверхность в виде кли
на с углом наклона 15–17°.
О режиме
дальнего зрения
Важно помнить, что глаз объ
единяет пространство Вселенной
с сознанием человека. наше зре
ние обладает совершенной сиг
нальноотражательной способно
стью «воспринимать» характери
стики пространства, с помощью
которых происходит формирова
ние психических функций чело
века. Кроме того, через глаз идёт
«настройка» организма на эколо
гическую среду.
наш глаз — это сканер. Все
образы, которые он «снимает»,
должны находиться в движении.
обездвиженный образ глаз не
воспринимает. или воспринимает
в режиме…отторжения. При про
должающемся изо дня в день, из
года в год использовании преиму
щественно ближнего зрения (а так
работают наши дети, да и мы са
ми) наблюдается отмирание кле
ток отростков нейроэпителия ко
ры головного мозга, настроенных
на восприятие пространства.
Вот почему ребёнку необхо
дим режим дальнего зрения, его
зрительные горизонты должны
быть раздвинуты как можно шире.
Лучше всего для этого подходят
естественные природные ланд
шафты. ну а дома, в помещении, в
детском саду, школе нужно обяза
тельно освободить окна от штор и
прочего, что мешает глазу ребён
ка, да и взрослого, работать в наи
лучшем режиме дальнего зрения.
нужно стремиться, чтобы в
процессе выполнения домашних
заданий лицо школьника было
обращено к окну. Периодические
непроизвольные взгляды в про
странство крайне важны и полез
ны не только для глаз, но и для ра
боты мозга. Конторка устанавли
вается рядом со столом, за кото
рым обычно школьник выполняет
домашние задания.
Методические
особенности
При адаптации и в последую
щем при работе за конторкой всег
да за основу берётся индивидуаль
ный подход к формированию ре
жим смен стоясидя (лёжа) у каж
дого ребёнка. Мы рекомендуем
следующие этапы адаптации.
Тот ряд столов, который от
стоит дальше от окна, убирается
из класса. Вместо них становится
ряд конторок с меняющейся вы
сотой рабочей поверхности. Пер
вый же ряд столов остаётся для за
нятий в режиме сидя. По команде
учителя (примерно через каждые
10–15 минут, т. е. дваждытрижды
за урок) те дети, которые работали
стоя, садятся за столы, а те, кто ра
ботал сидя, становятся за контор
ки.
Тем детям, у которых появи
лась потребность в более продол
жительном пребывании на нож
ках, мы рекомендуем постоянную
рабочую конторку, сбоку от кото
рой находится стульчик. Школь
ник сам по своему самочувствию
периодически приседает на стуль
чик и слушает учителя.
несколько требований:
1. Конторки расставляются та
ким образом, чтобы вокруг каж
дой из них было хоть какоето
свободное пространство для по
стоянного удовлетворения есте
ственной потребности ребёнка в
движении.
2. расстановка столов (конто
рок) меняется не реже 1 раза в ме
сяц (см. ниже).
3. Помните, даже если весь
класс предпочитает занимать
ся в режиме телесной вертика
ли (за конторками), рекомендует
ся в классной комнате иметь хотя
бы один свободный стол, за кото
рый ребёнок мог бы в любой мо
мент присесть.
Режим меняющихся
рабочих мест учащихся
Проведенный анализ эмоцио
нального самочувствия детей убе
дил, что существующая практи
ка размещения рабочих мест уча
щихся по строго фиксированным
рядам оказалась наименее бла
гоприятной. более эффективным
оказался тот режим, при котором
расстановка столов (конторок)
меняется 1–2 раза в месяц. Мы
предлагаем следующие варианты
расстановки рабочих столов (кон
торок, рис. 3). безусловно, опреде
лённые ограничения могут накла
дывать размеры классной комна
ты и число учащихся.
опыт показал, что дети с вос
торгом работают за конторкой.
При этом не только укрепляется
весь опорнодвигательный аппа
рат, нет искривления позвоночни
ка и болей в спине, но и повыша
ются психическая устойчивость,
внимание, творческие способно
сти и иммунитет, исчезает утомля
емость. а главное, улучшается ум
ственная деятельность. Дети рас
тут стойкими, способными пре
одолевать жизненные испытания.
и я уверен, такие люди выстоят. а
это, согласитесь, немаловажно.
Владимир БАЗАРНЫЙ.
www.hrono.ru