Стр. 24 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 3 (140), март 2016 г.
24 • ноВаЯ ШКоЛа
Для чего нужна конторка
Веками известна фундамен­
тальная роль осанки в формиро­
вании здорового человека, осо­
бенно ребёнка. но, к сожалению,
мы игнорируем законы психобио­
логического развития нашего ор­
ганизма.
Все сетуют на малоподвижный
образ жизни современного чело­
века. но этот «образ жизни» мы
сами и создаём. Так, например,
ребёнок по своей природе весь в
движении. Сидеть для него про­
тивоестественно. Ещё с древних
времён люди знали, что движение
— это жизнь. а как организова­
но рабочее место у большинства
современных людей и у всех де­
тей? Только в положении сидя за
столом. и так из года в год… всю
жизнь. нет выбора! Вот и болезни
копятся и нас одолевают.
Фактор сидения отнесён к ба­
зовым факторам риска в возник­
новении самой тяжёлой сомати­
ческой патологии в XX столетии.
Вот почему как первое сред­
ство профилактики и оздоровле­
ния мы рекомендуем укорене­
ние в детстве телесной вертикали,
т. е. формирования привычного и
устойчивого телесно­вертикаль­
ного моторно­активного динами­
ческого стереотипа (проще гово­
ря—привычки) с раннего детства
за счёт использования в учебном
процессе специальной мебели —
конторок.
Минздравом рФ ещё в 1989
году были изданы методические
указания, рекомендующие вне­
дрение режима динамических поз
(с использованием конторок) во
все детские сады и школы страны.
Повторно санитарно­гигиениче­
ская экспертиза была выполнена в
2000–2001 годах. итогом явилась
выдача Департаментом государ­
ственного санитарно­эпидемио­
логического надзора Минздра­
ва россии гигиенического заклю­
чения №77.99.95.3.Т.000674.07.01,
разрешающего использовать дан­
ную технологию.
идеальным вариантом для
внедрения режима динамических
поз в образовательные учрежде­
ния является воспитание детей в
режиме телесной вертикали в се­
мье и в детских дошкольных учре­
ждениях с раннего детства!
К сожалению, часто дети в шко­
лу приходят уже «засиженные»,
т. е. телесно «расслабленные», не­
активные, с пониженными коор­
динаторными способностями те­
ла. Такие дети требуют значитель­
ного времени для укоренения со­
образного его природе прямосто­
яния и прямохождения. Поэтому
нами предложена методика посте­
пенной перестройки «засиженно­
го» динамического стереотипа, по­
степенного вхождения ребёнка в
привычную и удобную для него те­
лесную вертикаль как доминант­
ную позу в организации учебного
процесса (смена привычки).
нами разработаны как про­
стейшие модели конторок, кото­
рые ставятся на имеющиеся сто­
лы, так и оригинальная современ­
ная модель, заменяющая собой
школьные столы.
Общие рекомендации
отправным уровнем высоты
верхнего края конторки являет­
ся точка у края грудины в районе
«солнечного сплетения». Повторя­
ем, этот уровень является исход­
ным, ориентировочным, по кото­
рому в последующем может про­
водиться дальнейшая корректи­
ровка и «подгонка» уже рабочей
высоты конторки. о чём идёт речь?
Если при исходной высоте контор­
ки ребёнок во время письма про­
должает склоняться, то вся поверх­
ность конторки постепенно подни­
мается до тех пор, пока ребёнок не
примет строго вертикальную стой­
ку. При укоренении телесной вер­
тикали уровень конторки мож­
но постепенно опустить до своего
первичного исходного уровня.
Конструкция конторки пред­
полагает читать­рисовать­писать
на наклонной поверхности сто­
лешницы и заниматься другим ру­
котворчеством (лепка, конструи­
рование) — на горизонтальной.
Самым важным здесь является
воспитать у ребёнка способность
слышать потребности своего тела.
он должен и может решать сам,
сколько минут ему следует посто­
ять за конторкой, а сколько поси­
деть за столом. задача родителя и
учителя — изначально предоста­
вить ребёнку свободу такого вы­
бора. При этом главным момен­
том в режиме «динамических поз»
является сам факт периодических
смен поз! и чем чаще на этапе
адаптации к данному режиму ре­
бёнок меняет позы, тем полезнее.
Как показывает практика, потреб­
ность стоять за конторкой нара­
стает у ребёнка постепенно, и уже
через год быть на ножках стано­
вится для него потребной доми­
нирующей позой.
Практика показала, что на на­
чальных этапах адаптации детей
к динамическим позам наиболее
оптимальным режимом оказался
тот, при котором дети меняют по­
зы «стояния за конторкой — си­
дения за партой» через каждые 15
минут. В процессе такой адапта­
ции продолжительность разово­
го стояния за конторкой не долж­
на превышать 25 минут.
При работе за конторкой нуж­
но обратить особое внимание на
соблюдение следующих общеги­
гиенических и эргономических
требований:
Движение – жизнь
Более 33 лет доктор, учёный, педагог Владимир Базарный посвя-
тил решению судьбоносной для России проблемы — предотвраще-
нию демографической катастрофы путём сохранения и укрепления
здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях он пока-
зал, что существующая система воспитания и обучения детей в дет-
ских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.
Традиционное размещение учеб­
ной мебели в классе.
радиально­лучевая компоновка
учебной мебели.
размещение мебели в режиме
коллективного сотворчества.
1. Высота конторки должна
быть подогнана безукоризненно
в соответствии с ростом ребёнка.
2. оптимальным углом накло­
на столешницы (рабочей поверх­
ности) является 15–17°.
3. гигиенически оптимальным
следует считать, если обувь сня­
та и ребёнок находится в носочках
из естественной ткани (идеаль­
ный вариант — босиком).
4. Под ноги рекомендует­
ся поместить массажный коврик
из естественных тканей (соломы,
хлопка, шерсти и т. п.) с приши­
тыми в несколько рядов пугови­
цами или сплетённый из деревян­
ных шариков («бусинок»). Стояние
на резиновых ковриках, линолеу­
ме недопустимо!
5. При работе в режиме «дина­
мических поз» ребёнок может на
3–5 минут прилечь на ковёр! Это
очень эффективный приём, вос­
станавливающий его активность.
При этом писать и рисовать лёжа
недопустимо!
При пользовании настольной
ростомерной конторкой необхо­
димо помнить, что она всегда ста­
вится на противоположную от ок­
на половину стола. В этом случае
стоящий за конторкой не засло­
няет свет рядом сидящему за сто­
лом. При этом на стол мы настоя­
тельно рекомендуем ставить на­
клонную поверхность в виде кли­
на с углом наклона 15–17°.
О режиме
дальнего зрения
Важно помнить, что глаз объ­
единяет пространство Вселенной
с сознанием человека. наше зре­
ние обладает совершенной сиг­
нально­отражательной способно­
стью «воспринимать» характери­
стики пространства, с помощью
которых происходит формирова­
ние психических функций чело­
века. Кроме того, через глаз идёт
«настройка» организма на эколо­
гическую среду.
наш глаз — это сканер. Все
образы, которые он «снимает»,
должны находиться в движении.
обездвиженный образ глаз не
воспринимает. или воспринимает
в режиме…отторжения. При про­
должающемся изо дня в день, из
года в год использовании преиму­
щественно ближнего зрения (а так
работают наши дети, да и мы са­
ми) наблюдается отмирание кле­
ток отростков нейроэпителия ко­
ры головного мозга, настроенных
на восприятие пространства.
Вот почему ребёнку необхо­
дим режим дальнего зрения, его
зрительные горизонты должны
быть раздвинуты как можно шире.
Лучше всего для этого подходят
естественные природные ланд­
шафты. ну а дома, в помещении, в
детском саду, школе нужно обяза­
тельно освободить окна от штор и
прочего, что мешает глазу ребён­
ка, да и взрослого, работать в наи­
лучшем режиме дальнего зрения.
нужно стремиться, чтобы в
процессе выполнения домашних
заданий лицо школьника было
обращено к окну. Периодические
непроизвольные взгляды в про­
странство крайне важны и полез­
ны не только для глаз, но и для ра­
боты мозга. Конторка устанавли­
вается рядом со столом, за кото­
рым обычно школьник выполняет
домашние задания.
Методические
особенности
При адаптации и в последую­
щем при работе за конторкой всег­
да за основу берётся индивидуаль­
ный подход к формированию ре­
жим смен стоя­сидя (лёжа) у каж­
дого ребёнка. Мы рекомендуем
следующие этапы адаптации.
Тот ряд столов, который от­
стоит дальше от окна, убирается
из класса. Вместо них становится
ряд конторок с меняющейся вы­
сотой рабочей поверхности. Пер­
вый же ряд столов остаётся для за­
нятий в режиме сидя. По команде
учителя (примерно через каждые
10–15 минут, т. е. дважды­трижды
за урок) те дети, которые работали
стоя, садятся за столы, а те, кто ра­
ботал сидя, становятся за контор­
ки.
Тем детям, у которых появи­
лась потребность в более продол­
жительном пребывании на нож­
ках, мы рекомендуем постоянную
рабочую конторку, сбоку от кото­
рой находится стульчик. Школь­
ник сам по своему самочувствию
периодически приседает на стуль­
чик и слушает учителя.
несколько требований:
1. Конторки расставляются та­
ким образом, чтобы вокруг каж­
дой из них было хоть какое­то
свободное пространство для по­
стоянного удовлетворения есте­
ственной потребности ребёнка в
движении.
2. расстановка столов (конто­
рок) меняется не реже 1 раза в ме­
сяц (см. ниже).
3. Помните, даже если весь
класс предпочитает занимать­
ся в режиме телесной вертика­
ли (за конторками), рекомендует­
ся в классной комнате иметь хотя
бы один свободный стол, за кото­
рый ребёнок мог бы в любой мо­
мент присесть.
Режим меняющихся
рабочих мест учащихся
Проведенный анализ эмоцио­
нального самочувствия детей убе­
дил, что существующая практи­
ка размещения рабочих мест уча­
щихся по строго фиксированным
рядам оказалась наименее бла­
гоприятной. более эффективным
оказался тот режим, при котором
расстановка столов (конторок)
меняется 1–2 раза в месяц. Мы
предлагаем следующие варианты
расстановки рабочих столов (кон­
торок, рис. 3). безусловно, опреде­
лённые ограничения могут накла­
дывать размеры классной комна­
ты и число учащихся.
опыт показал, что дети с вос­
торгом работают за конторкой.
При этом не только укрепляется
весь опорно­двигательный аппа­
рат, нет искривления позвоночни­
ка и болей в спине, но и повыша­
ются психическая устойчивость,
внимание, творческие способно­
сти и иммунитет, исчезает утомля­
емость. а главное, улучшается ум­
ственная деятельность. Дети рас­
тут стойкими, способными пре­
одолевать жизненные испытания.
и я уверен, такие люди выстоят. а
это, согласитесь, немаловажно.
Владимир БАЗАРНЫЙ.
www.hrono.ru