• 19
«Родовая Земля»
№ 5 (142), май 2016 г.
ОсОЗНаННОе рОДительстВО
…Всё, я выхожу на барри
кады. Я не могу больше быть
толерантной, абсолютно не
предвзятой, политкорректной,
стараться никого не обидеть и
не травмировать.
Д
олгое время мне казалось,
что движение за естествен
ные роды, за права женщи
ны на уважение её потреб
ностей в родах набирает си
лу. и мне казалось, что всё боль
шему числу женщин становит
ся не безразлично, как появит
ся на свет их малыш, что он пере
живёт в ходе этого опыта и что бу
дет с ним потом. и я помню, как
ещё совсем недавно, стоило толь
ко сказать беременной о том, что
роды должны быть максимально
естественными, без медицинских
вмешательств, кроме необходи
мых, у них светлели лица, и они
говорили, что это именно то, че
го они хотят. Но сейчас я встречаю
такое понимание реже. На форуме
Школы родительского мастерства
раньше постоянно обсуждались
темы естественных родов и роди
тельства, а сейчас самые популяр
ные темы — о поиске врача и за
ключении контракта (кому бы за
платить, чтобы родить с гарантией
и не напрягаясь), а ещё об эпиду
ральной анестезии, которая стала
платной. робкие голоса поклон
ниц естественных родов заглуше
ны авторитетными постами о том,
что мы живём в XXI веке и обезбо
ливание родов — это необходи
мость на сегодняшний день.
я помню, как всё начиналось
для меня. В институте на цикле
акушерства я впервые стала сви
детелем ЧУДа — рождения на
свет нового человека! с тех пор
моё сердце отдано именно этой
профессии — служению женщи
неМатери, дающей жизнь, тепло
и любовь. Прошло уже много лет,
но до сих пор, видя перед собой
женщину, носящую в себе дитя,
я не перестаю удивляться и вос
хищаться этим чудом. До сих пор
рОЖДеНие малыша приводит ме
ня в трепет. я никогда не смогу
относиться к этому как к обыден
ному явлению. Для меня женщи
на в родах — это помощница Бо
га, ведь в этот момент именно
она творит Человека, именно че
рез неё свершается воля создате
ля, и через неё Он проявляет лю
бовь к нам...
я вспоминаю, как в самом на
чале пути работала в роддоме, в
отделении патологии беремен
ных, дежурила в родильном от
делении и стала свидетелем то
го, как невыразимо прекрасный и
гармоничный момент родов пре
вращается просто в механистиче
ский акт, где главным действую
щим лицом становится врач, без
церемонно вторгающийся в не
постижимое Пространство люб
ви и создания, в котором находят
ся мама и малыш... Да, врач под
час становится спасителем жиз
ни и здоровья женщины или ре
бёнка, и тогда уже кажется не
важным, как он себя вёл, главное,
что все живы. Но как же так, ведь
врач или акушерка должны на ко
лени встать перед Женщиной, да
ющей Жизнь, они должны с бла
гоговением и доверием наблю
дать за тем, как действуют приро
да и тело, созданное для выпол
нения этой самой важной работы
в мире. Почему же врач смотрит
на часы, стремясь побыстрее за
вершить этот процесс? Почему он
командует, заставляя рожающую
женщину молчать или дышать, ту
житься по команде или сдержи
вать потугу, лежать на спине или
идти на кресло, не даёт ей глот
ка воды, совершает медицинские
манипуляции, не объясняя смысл
всего этого, не спрашивая согла
сия? Почему акушерка в холод
ных резиновых перчатках хвата
ет только что появившегося на
свет младенца, пересекает пупо
вину, лишая драгоценной крови,
безцеремонно крутит его, встав
ляет длинную резиновую труб
ку и, отсасывая слизь, жёстко ра
стирает грубой тканью, заклады
вает в только что открытые глаз
ки жгучую мазь, кладёт под сле
пящий свет голого, безпомощно
го кроху, которому так нужны сей
час тёплые материнские руки?
Почему женщина, которая в му
ках произвела на свет своё дитя,
не может воссоединиться с ним,
чтобы забыть о пережитых уни
жениях и грубости?
Да, я не спорю, за последние
15 лет в роддомах многое изме
нилось. и такой кошмар встреча
ется не повсеместно. и женщины
научились отстаивать свои права
(вот ведь ужас, оказывается, своё
незыблемое право на достойные
роды надо отстаивать!).
Но произошло коечто по
страшнее: большинство женщин
принимают всё это за норму. На
пуганные, оторванные от род
ных, не получившие поддержки
и сочувствия, они просто сми
ряются. и тогда, поскольку пере
нести это несоответствие невоз
можно, включаются разные ме
ханизмы защиты. Вариантов не
сколько. Например, обесцени
вание пережитого — нечего тут
страдать. На руках живой ребё
нок, а остальное — просто мои
капризы. или так: спасибо вра
чу, если бы не он, мы бы погибли.
или, наоборот, обвинение всех:
врача, что был груб, мужа, что
не защитил. или самое страшное
— самообвинение: сама винова
та, плохо готовилась, плохо се
бя вела, плохо тужилась, не смо
гла уберечь дитя, принятие сво
ей недостойности и абсолютного
авторитета врача.
Эти чувства всколыхнулись во
мне после недавно просмотрен
ного видео, где ортопед осмат
ривает новорождённого ребён
ка. Оно выложено в нашей груп
пе на Фейсбуке. Врач грубо вер
тит крошечного кричащего ребён
ка. его лицо равнодушно, взгляд
сосредоточен. В конце он строго
говорит ребёнку: «тихо!» ребёнок
в страхе замолкает. и финальный
кадр: врач отходит от стола, мне
даже кажется, както брезгливо
отряхивая руки. и в кадре появля
ется мама, которая кидается к ма
лышу. то есть до этого она просто
молча стояла рядом...
Что случилось с нами? Поче
му мы не бросаемся, как звери,
на защиту своего детёныша? По
чему так доверяем врачу, совер
шающему насилие? Почему не ви
дим этой грани? Потому что про
ще смириться и сделать вид, что
всё в порядке, заглушить в себе
материнский инстинкт?
и вот уже растёт поколение
молодых женщин, перенёсших
этот травмирующий опыт родов,
несущих в себе боль, или страх,
или чувство вины, или отрицание
этого опыта и равнодушие. Боль
но очень мне...
Ирина ДомрАчЁвА.
www.facebook.com/profile.
php?id=100007161550722
Больно очень мне...
Дорогие ребята, папы, мамы, бабушки и дедушки!
Межпоселенческая семейная школа
БОСИКОМ ПО ЗВЁЗДАМ
приглашает вас с 18 по 23 июля 2016 г.
на летнюю образовательную сессию в ПРП Чик-Елга
(Архангельский р-н, Республика Башкортостан).
Тема: «Земля—наш общий дом»
Занятия проходят у подножия
Уральских гор, рядом с хребтом
Уралтау, лесом и чистейшей гор
ной речкой, в экологически чи
стом районе Башкирии, в окруже
нии лугов с лечебными травами,
грибными и ягодными полянами,
вплотную к селению родовых по
местий.
Цель занятий:
стать одной се
мьёй, раствориться в прекрасной
природе, обновиться, стать муд
рее через чувства и живой опыт
совместного проживания.
Программа:
изучение рус
ской Буквицы; наука образности,
теория решения изобретатель
ских задач (триЗ); театральное ма
стерство; молодецкие забавы; по
ход в аскинскую пещеру; экскур
сия на пасеку; заготовка трав для
своей семьи и составление лично
го гербария.
Для взрослых — мастерские
по осознанию тем: «семья», отно
шения между супругами, с детьми.
Для всех — ваяние Образа
своей дальнейшей жизни.
а также ежедневные зарядки и
концерты, столярные работы, де
журства по кухне, купание в реч
ке, командообразующие и спор
тивные игры.
В завершение сессии, 23 июля,
поселенческий праздник «День
Земли» с хороводами и обрядами!
Наша школа и лагерь—семей
ные, поэтому приглашаем к уча
стию детей вместе с родителями!
Заезд 17 июля.
Програм
ма рассчитана на ребят от 6 до
16 лет и их родителей. Для де
тей 4–6 лет будут включены от
дельные образовательнозани
мательные блоки.
Оргвзнос:
при оплате до 1 ию
ля — 3250 руб. с человека; с 1 по
15 июля — 4250 руб. с человека;
с 15 июля — 5000 руб. с человека.
В стоимость входят: прожива
ние в личных палатках в эколаге
ре, инфраструктура — душевые,
туалеты, умывальники, летняя
кухня, навес для занятий и приё
ма пищи, парковка, вода, туристи
ческая баня, трёхразовое вегета
рианское питание, образователь
ная программа с расходными ма
териалами.
регистрируйтесь заранее! Ко
личество мест ограничено!
Контакты:
89053513125,
vk.com/ibatullin3000,
vk.com/
id39951635.
P. S. Дорогие родители! Наша
школа действует на принципе са
моорганизации, поэтому родите
ли и ребята подросткового возра
ста — активные участники и со
творцы мероприятия. также мы
готовы обогатить программу сес
сии вашими мастерклассами. рас
смотрим ваши предложения.
До скорой встречи!
О
б образовании детей в
нашем поселении заду
мывались давно. Ведь по
чти все наши помещики
—молодые семьи с деть
ми. «Школа, школа, школа…» —
звучало из уст первопроходцев и
вновь прибывших.
Однако в первые 5 лет осво
ения земли решались наиболее
срочные вопросы: спланировать
поместье, построиться, заложить
сад, освоить огород, наладить за
работок на новом месте. Парал
лельно все эти годы в Чикелге по
являлись на свет новые «новоро
ждённые» помощники.
Этой осенью наши старшие
детки пошли в 1й класс. При
шло время подумать о школе бо
лее конкретно. «семейное обра
зование — это хорошо. Но всёта
ки недостаточно», —делились мы
мыслями друг с другом. есть ве
щи, которые эффективнее и ин
тереснее проживать в коллекти
ве, большом и дружном. Но ведь у
нас пока только шесть зимующих
семей, из которых только в трёх
дети достигли школьного возра
ста. так и родилась идея Межпосе
ленческой семейной школы— си
стемы регулярных (4 и более раз
в год) образовательных сессий,
объединяющих детей и родителей
из поселений родовых поместий,
а также всех, кто разделяет кон
цепцию нашей школы.
22 февраля 2016 г. в Чикелге
состоялось открытие Межпоселен
ческой семейной школы (МсШ).
Участвовало около 40 человек —
родители и дети от 4 до 13 лет.
После общего сбора мы раз
делились. В одном доме работали
родители, в другом — дети. Зада
ча была общая — познакомиться,
подружиться и разработать своё
коллективное видение (образ бу
дущего) МсШ и потом предста
вить его в творческой форме на
совместном вечернем концерте.
родители решали поставлен
ную задачу «технологией, разви
вающей кооперацию» (трК). Объ
единяли индивидуальные пись
менные образы школы друг с дру
гом сначала в парах, затем в груп
пах по четыре семьи.
Детям была предложена роле
вая игра. Всем были заданы роли
сказочных персонажей с элемен
тами костюмов. От имени сказоч
ных героев дети отвечали на во
просы, касающиеся проекта шко
лы. В разработке детской про
граммы мы постарались найти та
ких персонажей, которые помогли
бы ребятам отойти от шаблонно
го образа государственной школы
и увидеть образовательное про
странство своей мечты, отвечаю
щее требованиям здоровьесбе
режения, экологичности, высокой
социальной пользы и даже значи
мости планетарного масштаба.
так появились такие герои, как
Дерево, Богиня воды, ЗемляМа
тушка, русские богатыри, Царь, до
мовёнок Кузя, Муравей, Звездочёт,
Медведь, Красная Шапочка, Не
знайка, Кот учёный и др. Каждый
представлял какоето природное
царство или важное направление
в образовании. Это помогло ребя
там рассмотреть школу с разных
сторон, выйти на смелые, необыч
ные идеи. Подготовиться к концер
ту тоже было легко, так как уже бы
ли персонажи, костюмы и множе
ство интересных мыслей, которые
дети представили в забавном, му
дром и очень трогательном теат
ральном этюде.
родители «ответили» своим вы
ступлением. а после все взялись
за руки в двух хороводах (внутри
— дети, снаружи — родители) и
объединили таким образом наши
мечты о будущей школе в одну!
В планах МсШ регулярные
встречи родителей и детей, а так
же организация семейного лагеря
во 2й половине июля 2016 г., кото
рый, мечтаем, станет ежегодным.
Приглашаем к сотрудничеству
семьи поселений Башкортостана
и соседних регионов, родителей и
детей, обучающихся в городах на
семейной форме, а также масте
ров и волонтёров!
Татьяна ИбАТУллИНА.
vk.com/ibatullin3000,
ibatullin3000@mail.ru.
Межпоселенческая семейная школа «Босиком по звёздам»
Поселение Родовых поместий Чик-Елга, Башкирия