«Родовая Земля»
№ 5 (142), май 2016 г.
2 • стратегия
n
Анатолий Карпов
Заветное, Владимирская обл.
a_e_karpov@mail.ru
К
руг поселений 2016 го
да впервые за много лет
прошёл не в Ковчеге, а в
Ведруссии Краснодарско
го края, и, на мой взгляд,
это очень здорово. Это значит, что
мероприятие вышло на новый
уровень и, надеюсь, будет актив
но развиваться и дальше.
Огромная благодарность орга
низаторам и жителям Ведруссии,
которые общим решением под
держали идею о проведении Кру
га в своём поселении. Отдельная
благодарность команде организа
торов из Ковчега, которые многие
годы тянут на себе эту ношу и про
должали её тянуть в Ведруссии.
Это важное и нужное дело! Очень
надеюсь, что в будущем появит
ся ещё несколько площадок для
проведения Круга: на Севере ев
ропейской части России, в Повол
жье, на Урале, в Сибири и на Даль
нем Востоке. Я планирую прове
сти небольшой Круг поселений на
Доброй земле в рамках фестиваля
в июне.
Участвовать в Круге могут
представители действующих по
селений, которые как минимум
несколько лет сами круглогодич
но живут в Родовом поместье. Та
ким образом отсекаются теорети
ки и повышается качество обсуж
дений, потому что все, кто прожил
несколько лет в поселении, зна
ют, что происходит существенная
эволюция мировоззрения и ак
тивное избавление от книжных
иллюзий.
Для участия необходимо бы
ло подать анкету с описанием во
просов, которые хочется обсудить
на Круге. Вопросы были поделе
ны на три категории: уровень Ро
дового поместья, уровень посе
ления и уровень взаимодействия
с властью и/или внешним миром.
Каждому уровню был посвящён
один день плюс четвёртый день
— для докладов и дополнитель
ных «круглых столов».
В общей сложности участни
ки прислали более 40 разнообраз
ных вопросов такого плана:
1. Единая водная структура по
селения, успешный практический
опыт.
2. Как собрать Род?
3. Финансирование общест
венных проектов.
Так как всего планировалось
18 «круглых столов», нам при
шлось провести голосование за
наиболее актуальные вопросы и
часть из них объединить.
Я считаю Круг поселений важ
нейшим мероприятием движе
ния Родовых поместий, так как это
уникальная возможность в узком
кругу опытных помещиков обсу
дить самые животрепещущие во
просы из жизни крупных поселе
ний. А вопросы назрели серьёз
ные, на мой взгляд. За 15 лет раз
вития поселений исчезло множе
ство иллюзий:
1. За месяц построю дом (дом
построил за 2 года) — это кон
кретно мой пример, но таких исто
рий я слышал немало.
2. Дом построю за Х рублей (на
самом деле потрачено от 2Х до
10Х рублей).
3. В первый год разобью ого
род, а начиная с третьего — пол
ностью обеспечу себя питани
ем (без комментариев). Есть ещё
вариации: давай-ка вон под ту
берёзку семян набросаю, чтобы
огурчиков, как у Анастасии, поку
шать.
4. Мы будем жить, как написа
но в книгах Мегре.
5. Мы будем жить дружно, по
тому что мы все хорошие и прочи
тали одни и те же книги, в которых
ясно описано всё, что нам нужно.
Поэтому какие причины для раз
дора у нас могут возникнуть?
6. Зачем мне думать о деньгах
при обустройстве в Родовом по
местье? Деньги — это зло, поэто
му лучше о них не думать.
7. Завтра примут Закон о Родо
вых поместьях.
8. Послезавтра миллионы лю
дей получат безплатно землю и
начнут её обустраивать.
Я знаю поселенцев, которые
прямо заявляют, что идея Родо
вого поместья с треском провали
лась, что в последние годы появи
лись новые, более значимые идеи.
В том или ином виде я слышал по
хожие истории из других поселе
ний. В моём поселении в прош
лом году был серьёзный конфликт
по поводу подключения к линиям
центрального электроснабжения.
Противники центрального элек
тричества обвиняли сторонни
ков в предательстве идеи. Это, ко
нечно, эмоции, но такое идеоло
гическое противостояние во мно
гих поселениях продолжается. На
самом деле очень серьёзные во
просы: может ли носить гордое
звание создателя Родового поме
стья человек, подключившийся
к центральному электроснабже
нию? Кушающий мясо? Употреб
ляющий алкоголь? Курящий? Ор
ганизовавший фермерское хозяй
ство (например, содержание сель
хозптицы или молочное животно
водство)? И ещё двести вопросов.
Для меня самыми важными на
Круге были вопросы: В чём наша
идентичность? Какие мысли, дей
ствия, поступки определяют на
стоящего создателя Родового по
местья? Не уводит ли нас то, что
мы делаем сейчас, не туда, куда
надо, и так далее, и тому подоб
ное. На мой взгляд, пришло вре
мя всё переосмыслить, а может
быть, просто осмыслить основы
той идеи, которая нас позвала.
У меня есть своя история из
бавления от иллюзий. Помнит
ся, когда в 2005 году я активно
общался на форуме Anastasia.ru,
у одной девушки в профиле бы
ла подпись «К 2010 году полови
на России будет жить в Родовых
поместьях». Я был «скептиком» и
считал, что потребуется не менее
10 лет, чтобы речь шла хотя бы о
миллионе человек, обустраива
ющих Родовые поместья. В 2006
году, когда я общался с одним из
своих соседей по поместью, он
мне сказал, что через 3 года бу
дет принят Закон о Родовых по
местьях. Увидев скептическое вы
ражение моего лица, добавил, что
максимум через 5 лет. Романтиче
ские были времена...
На дворе 2016 год, ни миллио
нов, ни даже сотен тысяч обустра
ивающих Родовые поместья лю
дей нет и в помине, но по непо
нятной для меня причине множе
ство читателей книг Мегре про
должают думать, что пресловутые
миллионы на подходе. Мне очень
жаль, друзья, но это не так. В бли
жайшие годы не будет миллионов,
готовых переехать на землю. Мне
сложно дать какой-то прогноз, я
не считаю себя достаточно про
зорливым для этого, но думаю,
что потребуются как минимум де
сятки лет. Да и это-то звучит слиш
ком оптимистично.
Предположим, за 15 лет око
ло 10 000 человек приступили
к обустройству Родовых поме
стий. Сколько потребуется вре
мени, чтобы были вовлечены
100 000 или 1 000 000 человек? По
нятно, что рассуждения «притяну
ты за уши», но получается 150 или
1500 лет соответственно. Хочет
ся верить в чудодейственную си
лу будущего Закона о Родовых по
местьях, но пример Белгородской
области показывает, что принятие
там регионального закона и ре
альная помощь областной адми
нистрации начинающим помещи
кам не нашли большого отклика у
белгородских жителей. Пусть ме
ня поправят, если я ошибаюсь, но
речь там идёт о нескольких сотнях
Родовых поместий. Я не думаю,
что инициатива по выдаче гекта
ров на Дальнем Востоке приведёт
к появлению множества Родовых
поместий. Насколько я понимаю,
пока этой возможностью в основ
ном пользуются местные ферме
ры.
И всё же я продолжаю счи
тать, что Родовое поместье —
наиболее разумная и реальная
модель жизнеустройства для че
ловечества. Поступив в аспиран
туру в 2013 году, я интересовал
ся, какие соображения по поводу
сельского возрождения сущест
вуют у нас в обществе. Ничего бо
лее сбалансированного, чем мо
дель Родового поместья, я не на
шёл и вижу множество людей, по
нимающих, что жизнь на земле
более естественна для человека,
и очень здорово, что люди едут в
деревню. Но почему же движение
Родовых поместий развивается
так медленно? Если это развитие
будет происходить сквозь поколе
ния, то не потеряем ли мы в про
цессе тот дух, ту мечту, которая по
вела нас?
И вот здесь я предлагаю взгля
нуть на движение Родовых поме
стий под другим углом. Я, как ор
ганизатор Фестиваля на Доброй
земле, общался с множеством жи
телей поселений из разных регио
нов России, Украины, Белоруссии.
Во всех более-менее крупных по
селениях есть серьёзные проти
воречия, конфликты и скандалы.
Я не считаю это чем-то ужасным.
Если вы поинтересуетесь взаи
моотношениями в дачных посёл
ках или городских ТСЖ, то увиди
те ещё более драматичные при
меры. К огромному сожалению,
люди разучились жить сообща. В
этом плане поселения Родовых
поместий являются уникальным
примером местного самоуправ
ления. Здесь объединяются люди,
которые могут совместно постро
ить дороги, провести коммуника
ции, построить общий дом, орга
низовать детский сад и даже шко
лу. В большинстве деревень и дач
ных посёлков люди не способны
на такие совместные творения.
Тем не менее противоречий
и споров в поселениях довольно
много. В том числе с применени
ем полиции, прокуратуры, судов и
прочей тяжёлой артиллерии. Если
представить, что наша мечта сбы
лась и миллионы людей начина
ют обустраивать свои Родовые по
местья в поселениях, то наши ми
лые междусобойчики превратятся
в такую бучу, что никому мало не
покажется. И самое главное, что
таким образом может быть опоро
чена идея Родового поместья.
Поэтому мне кажется, что то
ропиться нам не стоит и нужно
сначала апробировать модель Ро
дового поместья. Мы находим
ся на стадии пилотного проек
та. И если взглянуть с этой точки
зрения, то мы с поставленной за
дачей успешно справляемся. Мы
пробуем все мыслимые виды ор
ганизации поселений, строитель
ства домов, воспитания и образо
вания детей, финансового само
обеспечения, работы с землёй,
организации домашнего хозяйст
ва и много чего ещё. И у нашего
движения есть очень важная осо
бенность—активные коммуника
ции внутри. Это позволяет быстро
обмениваться опытом, отбирать
лучшие практики. В дачном дви
жении такой обмен опытом на фе
деральном уровне не развит. По
крайней мере, я не слышал о дач
ных фестивалях, конференциях,
кругах, семинарах и т.д. Поэтому,
если взглянуть на движение Ро
довых поместий как на пилотный
проект, то мы очень успешны и
свою основную задачу апробации
идеи мы активно решаем. Когда
будет набито нужное количество
шишек и составлена «карта граб
лей», тогда ситуация созреет для
большой волны переселенцев на
землю из сотен тысяч и миллио
нов людей.
Думаю, стало понятнее, поче
му я считаю Круг поселений важ
нейшим мероприятием движе
ния. Потому что здесь собирают
ся наиболее опытные жители по
селений для обсуждения и ос
мысления путей развития дви
жения Родовых поместий. Хотя, к
моему сожалению, на ежегодный
Круг не приезжают представите
ли многих крупных поселений.
Друзья, давайте вместе развивать
это мероприятие. Это очень важ
но для всех нас. Мне кажется, не
достаточно просто наслаждать
ся жизнью на природе и рассла
бляться пока рано. Невооружён
ным взглядом видно, что челове
чество продолжает катиться по
наклонной, природа, к огромно
му сожалению, всё дальше дегра
дирует под напором технократии,
большинство людей не понимают
или не задумываются, что мы не
сёмся к обрыву. Наша задача —
сделать всё, что в наших силах, ра
ди детей и внуков.
По поводу организации Круга
поселений я хочу предложить на
будущее:
1) более чётко задавать канву
обсуждений, выбирая наиболее
актуальные вопросы, например,
организация поселения Родовых
поместий;
2) приглашать журналистов и
видеооператоров (волонтёров),
чтобы по итогам Круга были опуб
ликованы фото- и видео материа
лы, основные итоги обсуждений.
Сейчас это ложится на плечи ор
ганизаторов, и я знаю, насколько
это сложно;
3) получить грант на проведе
ние Круга, тогда можно было бы
оплачивать дорогу участникам,
питание и пр.
n
Про «Розовые очки» 2.0,
или Почему так важен Круг поселений