«Родовая Земля»
№ 6 (143), июнь 2016 г.
24 • окна овертона
Детский психолог Ирина Медведева, которая являет-
ся директором Института демографической безопасности
и сопредседателем Международного общества артпедаго-
гов и арттерапевтов, сказала в интервью «Русскому курье-
ру», что россиянам, как и жителям других стран, навязыва-
ют такие стереотипы поведения, которые являются симпто-
мами психических болезней.
— Вы говорили раньше,
что среда, в которой мы сей-
час живём, неблагоприятна
для психики, и из-за этого мно-
го детей и взрослых находятся
в пограничном состоянии, то
есть они не больны душевно,
при этом у них есть какие-то не-
большие отклонения. Почему
наша среда неблагоприятна?
— Потому что в нашей стране
после так называемой перестрой-
ки начались попытки произвести
культурный слом. Они до сих пор
не прекращаются, хотя сейчас они
уже не столь агрессивны, как вна-
чале. В моей практике подтвер-
ждается открытие величайшего
швейцарского психиатра и психо-
аналитика Карла Густава Юнга о
наличии у людей так называемого
коллективного безсознательного.
Юнг так назвал глубинную память
человека, в которой каким-то за-
гадочным образом закодированы
основные модели поведения, ми-
рочувствование, мировоззрение,
свойственные той или иной куль-
туре, в которой живёт человек и
в которой жили его предки. Если
в семье нарушаются фундамен-
тальные нормы русской культуры,
то психика ребёнка от этого стра-
дает. И, напротив, когда мы про-
сим родителей вернуться в вос-
питании ребёнка к нашей культур-
ной традиции, уже от одного этого
возвращения к корням его психи-
ка может гармонизироваться.
— В чем состоит наш мента-
литет и каким образом его ло-
мают?
— Об этом не скажешь корот-
ко. Один из основных принципов,
который пытаются сломать, — это
отношение к бедности и богатст-
ву. Разве когда-либо в России по-
лагалось относиться к богатству
как к главной цели в жизни? Ни-
когда богатство не ставили во гла-
ву угла. Никогда богатство не бы-
ло критерием положительности
человека. Потом русская культура
общинна. У нас всегда люди люби-
ли вместе работать, вместе радо-
ваться, вместе горевать. В Церк
ви это называется соборностью.
В советское время это называлось
коллективизмом. В последние де-
сятилетия пытаются человека ото-
рвать от других людей, пытаются
внушить ему, что он должен быть
сам по себе.
Я помню, как в первое время,
когда в моду вошло выражение
«это твои проблемы», оно трав-
мировало слух. Сделано всё, что-
бы общинный дух ушёл из нашей
жизни, но он уйти не может, по-
тому что он в генетической памя-
ти всё равно есть. Он просто на-
ходится в подавленном состоя-
нии. От любого давления проис-
ходит какая-то обратная реакция.
То есть откуда-то из-под спуда этот
общинный дух, не имея возмож-
ности выйти на поверхность, по-
даёт безсознательные сигналы че-
ловеку. Из-за попыток культурно-
го слома страдают и дети, и взрос
лые. Первый шаг к оздоровлению
психики — это перевод безсозна-
тельного недовольства, безсозна-
тельной тревоги, безсознательно-
го чувства чужеродности того, че-
му в последнее время приходится
подчиняться, и чувства чужерод-
ности псевдоэталонов в сознание.
А затем надо сознательно отвер-
гнуть всё чужеродное.
— Что ещё идет вразрез
с нашим коллективным без-
сознательным?
—
Традиционная
русская
культура очень патриотична. Лю-
ди за свою землю тут всегда гото-
вы были отдать жизнь. А им, ког-
да произошла перестройка, стали
внушать, что у них позорная раб-
ская история, что у них ужасное
настоящее, что у них нет будуще-
го, и многие люди на уровне со-
знания поверили в это, потому что
люди привыкли относиться с пие
тетом к средствам массовой ин-
формации.
— Что ещё находится в на-
шей генетической памяти?
— Огромную роль играет то,
что русская культура очень воз-
вышенна. Она вся обращена в
сферу идеального. В русской куль-
туре не принято было придавать
большое значение тому, что се-
годня называется качеством жиз-
ни, — что у тебя на столе, во что
ты одет, какая у тебя мебель и так
далее. В русской культуре было
принято детей как можно рань-
ше обращать к сфере идеального,
учить их любить невещественное,
а если вещественное, то не то, что
можно было купить за деньги, а
красоту Божьего мира. Любовь к
природе, радость от неё доступ-
ны любому человеку вне зависи-
мости от его достатка. Любить Ро-
дину, любить друзей, вообще лю-
бить ближних, любить настоящее
искусство — этому всему прида-
валось большое значение. Рус-
ское традиционное воспитание
всегда было направлено на по-
давление низменного в челове-
ке и на пробуждение и развитие
верхних этажей психики.
—А что мы видим сейчас?
— В последние десятилетия
всё делается наоборот. Сфера вле-
чения растормаживается. Челове-
ка провоцируют жаждать низмен-
ных удовольствий. Всё время ре-
кламируют какие-то новые сорта
йогуртов, шоколада, колбас, сы-
ров, мебели, машин, одежды. Кро-
ме того, происходит растормажи-
вание сексуальной сферы, раз-
рушение стыда — это не просто
ошибка, это страшное преступле-
ние и перед детьми, и перед взро-
слыми. Я думаю, что ничего страш-
нее разрушения стыда вообще не
существует, потому что чувство ин-
тимного стыда—это один из глав-
ных показателей психической нор-
мы. И когда людей призывают к
безстыдному поведению как к эта-
лону и говорят, что нужно отбро-
сить ложный стыд, поскольку что
естественно, то не стыдно, факти-
чески их призывают к искусствен-
ной инвалидизации психики.
— При каких психических
болезнях у людей нет интимно-
го стыда?
— Это самые тяжёлые психи-
атрические заболевания. Напри-
мер, некоторые виды шизофре-
нии в стадии дефекта. Стадия де-
фекта — это последняя стадия
любого заболевания. Шизофре-
ния в стадии дефекта — это пол-
ный распад личности. Это тяжёлая
психическая инвалидность. И фак-
тически массу нормальных людей
призывают подражать поведению
тяжелобольных.
— Если нормальный чело-
век будет жить с отсутствием
интимного стыда, это как-то
может сказаться на психике?
— Я просто уверена, что это
не может не сказаться. Это не зна-
чит, что здоровые люди заболеют
шизофренией, но какие-то откло-
нения — те или иные — рано или
поздно, явно или скрыто, конечно,
появятся.
— Какое сейчас психологи-
ческое состояние людей?
— Конечно, у части людей оно
не в лучшей форме, потому что
многие стараются идти в ногу со
временем, стараются подчинить-
ся новым стереотипам и, будучи
нормальными, имитируют пове-
дение душевнобольных. Ведь на-
вязываемые сейчас стереотипы
очень напоминают психиатриче-
ские симптомы. Сейчас масса не-
правильных диагнозов, потому
что нормальные люди могут вести
себя как душевнобольные.
— Вы не могли бы привести
примеры поведения, которое
имитирует поведение психиче-
ски больных людей?
— Можно привести в пример
агрессивное поведение, которое
демонстрируется в триллерах,
когда главный герой всё крушит
и ломает на своём пути, выбивает
двери, окна, прыгает с двадцатого
этажа, а попутно по дороге с абсо-
лютно холодным сердцем, не в со-
стоянии аффекта, а потому что ка-
кие-то люди ему мешают, убивает
их. Здесь имитируется поведение
гебоидного шизофреника. При ге-
боидной шизофрении в человеке
сочетаются подростковая агрес-
сия и подростковая безответст-
венность с абсолютно каменным
сердцем. То есть такой пациент не
от своей горячности набрасывает-
ся на людей и вышибает двери и
окна, а от полного безразличия к
окружающему.
— Ещё какие бывают навя-
зываемые модели поведения,
которые являются симптомами
психических болезней?
—Скажем, когда взрослые лю-
ди рекламируют какие-то новые
сорта продуктов, облизываясь и
сладострастно закатывая глаза,
они имитируют поведение душев-
нобольных. Взрослые люди, кото-
рые с таким сладострастием отно-
сятся к еде, что готовы обо всём на
свете забыть, если им хочется до-
стать что-то вкусное, и у которых
еда становится сверхидеей, так
что они уже не могут ни о чём ни
думать, ни говорить, называются
шизоидными инфантилами. А без-
стыдство, которое многие люди,
особенно молодые, считают про-
явлением здоровой раскованно-
сти, свойственно не только паци-
ентам с шизофренией, но ещё и
больным, которые страдают исте-
рическими заболеваниями, на-
пример, истерическим психозом.
— А то, что многие женщи-
ны летом ходят в полуголом ви-
де, является симптомом какой-
нибудь болезни?
— Обнажение на людях назы-
вается в психиатрии эксгибицио-
низмом. До поры до времени пси-
хика таких женщин может быть со-
хранна, пока они себя заставляют
в силу моды надевать такую одеж-
ду, пока совершают над собой не-
которое насилие. А потом, когда
это уже начинает нравиться, на-
до ставить вопрос — всё ли у них
в порядке с головой? Люди, кото-
рые смотрят всякие непристой-
ности, например, реалити-шоу,
ведут себя как психиатрические
больные, страдающие заболева-
нием под названием вуайеризм.
Такие пациенты обычно подгля-
дывают в замочную скважину, в
чужие спальни, в туалет. Фактиче-
ски к такому поведению сегодня
располагают нормальных людей.
— А можно что-то сказать о
юмористических телепереда-
чах?
— Здесь индуцируется вто-
ричное слабоумие. Когда люди
каждый день смеются над тем, над
чем даже обезьяны не стали бы
смеяться, их как бы заражают сла-
боумием. Собственно, появляют-
ся вопросы и к современным на-
званиям точек общепита: «Карто-
шечка», «Ням-ням». Ням-ням —
это же лепетная речь. Так говорят
дети до года. Зачем такая вывеска
на ларьке? Чтобы взрослые люди
деградировали.
— Про тех людей, кото-
рые смеются во время просмо-
тра юмористических передач,
можно сказать, что у них слабо-
умие?
— Нет, так сказать нельзя, но,
конечно, о какой-то деградации
или инволюции приходится гово-
рить. И я не знаю, так ли легко этих
людей будет вернуть в нормаль-
ное состояние, если из людей пе-
рестанут делать идиотов.
Интервью взяла
Алла Тучкова.
http://ruslekar.info
справкА
Ирина Яковлевна Медведева
родилась 5 мая 1949 года в Москве.
Директор Института демографической безопасности, писатель, публи-
цист, драматург, детский психолог, член Союза писателей России, обще-
ственный деятель, член правления Российского детского фонда, член Цен-
трального совета движения «Народный собор», член Центрального совета
Всероссийского родительского движения «Родительское собрание», а так-
же ряда других родительских объединений и православных организаций.
Окончила Московский педагогический институт по профессии педагог-
дефектолог, клинический психолог. После окончания института работала в
детской психиатрической больнице. Затем увлеклась журналистикой. Пи-
сала очерки в детские газеты и журналы.
В 1978 г. была опубликована первая книга Ирины Медведевой «По
думай, скажи, сделай», обращённая к подросткам. С середины 80-х гг. ра-
ботает в соавторстве с Татьяной Шишовой.
Ирина Медведева и Татьяна Шишова — активные противники полити-
ки ограничения рождаемости, пропаганду которой в России с начала 90-х
годов начала проводить Российская Ассоциация Планирования Семьи. При
их содействии была приостановлена реализация проекта «Половое воспи-
тание российских школьников» и не принят закон о репродуктивных пра-
вах, способствующий, по их мнению, снижению рождаемости в России. В
последнее десятилетие соавторы активно выступают против попыток вне-
дрения в нашей стране западной модели ювенальной юстиции, приводя-
щей к разрушению института семьи и множеству личных трагедий как для
детей, так и для их родителей. Авторы написали на эту сложную, животре-
пещущую тему целую книгу «Троянский конь ювенальной юстиции», кото-
рая вышла в 2012 году, выдержала уже не одно издание и пользуется боль-
шим спросом среди родителей, психологов и педагогов.
Почему появилось
так много психов