«Родовая Земля»
№ 7 (144), июль 2016 г.
8 • СВОё ДЕЛО
В
сякий, кто, сидя в офисе,
мечтает уехать в дерев-
ню, упирается в вопрос:
где там деньги брать?
С одной стороны, в
деревне жизнь существенно де-
шевле. Просто потому, что соблаз-
нов нет. Когда ближайший мага-
зин в четырёх километрах, бли-
жайший киоск сгорел два года на-
зад, а в ресторан надо ехать в го-
род, деньги улетают с меньшей
скоростью. С другой стороны, сов-
сем без денег не прожить.
Основная статья расходов пе-
реехавшего в село горожанина —
ремонт. Это навсегда. Купили дом,
ободрали обои пятидесятых годов
выпуска —пора клеить и красить.
Закончили ремонт — надо стро-
ить веранду. Есть веранда — ду-
ша просит баньку. Баньку воздвиг-
ли — теперь теплица нужна. Пре-
лесть в том, что ремонт и стройка
в деревне —не бедствие, а хобби,
которым можно заниматься не-
спешно и в удовольствие, по мере
поступления денег.
Откуда же они поступают?
Бытует миф, что в селе нет за-
работков, оттого и бежит мало-
мальски трудоспособное населе-
ние в города. На самом деле сей-
час всё немножко иначе. Я расска-
жу, как и где добывают деньги раз-
ные понаехавшие из города и где
берут свои заработки сельские
аборигены.
Селяне растят бычков на мясо.
Уже лет триста, как они это с успе-
хом делают. Весной хорошенько-
го телёночка выставляют пастись
на травку, осенью молодого бычка
сдают перекупщикам, а на выру-
ченное покупают плазменный те-
левизор. Пять бычков вполне спо-
собны дорасти до цены отечест-
венной машины. Следующий спо-
соб получить деньги— вырастить
и навязать веников (тоже веко-
вой промысел), вырастить лук или
картошку и сдать всё тем же пере-
купщикам. Земля кормит.
Некоторые бывшие горожане
тоже кормятся с земли. Одна моя
соседка держит пасеку, другая се-
мья по той же улице увлечённо
разводит сортовую птицу — от
фазанов до индюков. Ещё четы-
ре года назад эти городские ребя-
та хорошо знакомы были только
с кошками и собаками, а теперь у
них на хоздворе со страшной ско-
ростью плодится и размножается
экологически чистая живность. А
в планах вообще создание семей-
ной мини-фермы. За цыплятами и
цесарками к ним приезжают аж из
Орла и Курска.
Ещё одни переселенцы из го-
рода занялись молоком: закупа-
ют у населения и перерабатывают
в творог, масло, сыр. Всё это про-
дают в городе в собственном па-
вильончике.
А вот такой вариант крестьян-
ского труда требует некоторых на-
чальных вложений: можно купить
трактор с косилками, плугами и
боронами. Тогда круглый год не
будет отбоя от желающих, чтобы
вы приехали и вспахали-скосили-
перевезли. Трактористы тут народ
уважаемый.
Ещё один способ заработать
деньги в селе — строительный.
Здесьмногиеделают ремонт и стро-
ятся. Поэтому любой отделочник,
плиточник, сварщик или каменщик
всегда будет с заказами и деньгами.
Местным мужикам обычно лень, и
потому из них трудно сколотить бо-
друю, непьющую бригаду. Но те, ко-
му не лень, зарабатывают так же хо-
рошо, как городские.
Добрый мой знакомый, много-
детный отец из соседнего села, то-
же бывший офисный горожанин,
построил себе столярную мастер-
скую и делает мебель. Денег хва-
тает и на ораву детишек, и на стро-
ительство, и на обновление авто-
парка семьи, и на увлечение чи-
стокровными лошадьми. Мебель-
ное дело настолько хорошо идёт,
что в той деревеньке столярни-
чает каждый второй из пересе-
лившихся. Другие объединились
и гнут из прута железные изгоро-
ди. Третьи купили вибростанок и
понемножку делают тротуарную
плитку и строительные блоки.
Некоторые из переехавших
в село горожан пытаются сохра-
нить за собой городскую работу.
Один сосед, врач-ветеринар, пе-
рестроил себе график на сутки че-
рез трое и мотается туда-сюда по
маршруту «село — Воронеж» уже
несколько лет.
Но ездить в город так часто —
развлечение на любителя. Слиш-
ком разные состояния потребны
для жизни там и тут. Тем не менее
это вполне приемлемый способ
кормить семью.
Наконец, хвала Интернету, в
селе можно заниматься вирту-
альной работой. Писать статьи и
книжки, сочинять рекламные тек-
сты, ваять программы и обсчиты-
вать бухгалтерию. Чем дальше,
тем меньше значения имеет фи-
зическое местонахождение фри-
лансера. Некоторые из редакто-
ров, для которых я пишу тексты,
никогда в жизни меня не видели.
Это не мешает нам плодотворно
сотрудничать, и я исправно полу-
чаю свои гонорары.
Одна из моих соседок дела-
ет прекрасные украшения ручной
работы и продаёт их по всему ми-
ру с помощью Интернет-странич-
ки. Другая вяжет смешные шапки
— и они тоже хорошо расходятся.
А кроме всего прочего в селе
есть работа, на которую можно так
же ходить пять дней в неделю, как
и в городе. При наличии соответ-
ствующего образования можно
получить место в больнице или на
фельдшерском пункте, в управле-
нии колхоза, школе или на почте.
Вывод: при наличии желания
заработать и способности чему-
нибудь учиться без денег в селе
никто не сидит.
Зато в селе меняется сам
смысл денег, и у некоторой части
переехавших наступает такое об-
легчение от давящих ценностей
общества потребления, что на ка-
ком-то этапе они уходят в аскезу.
Подпирают избушку брёвнами, то-
пят дровами, питаются с огорода,
собирают грибочки в соседнем ле-
су и работают ровно столько, что-
бы хватило на хлеб, молоко и под-
солнечное масло. И только тогда,
когда кончилась еда. Разовые под-
работки в живом селе всегда есть:
кому-то выкопать сливную яму,
кому-то опилить сухие деревья в
саду. В городе такой образ жизни
был бы почти маргинальным и на-
водил бы на мысли о бытовом ал-
коголизме. Да и огорода там не за-
вести. В селе же обладатели по-
добного лайфстайла вполне при-
личные, уважаемые люди, кото-
рые никуда не спешат, ни от чего
не зависят (разве что от электро-
сети, и то чуть-чуть) и располага-
ют удивительной роскошью, по-
чти недоступной горожанам, —
свободным временем и покоем.
ирина МАлЬЦеВА.
http://life-move.ru
Как и на что
жить в деревне?
П
риезжайте к нам на-
учиться делать из кра-
пивы мягкую пряжу и ле-
чить себя поющими ча-
шами!
За три дня вы будете знать,
как правильно собирать и об-
рабатывать крапиву, чтобы по-
лучить волшебное волокно. Ма-
рина и Анатолий Мостовые по-
делятся с вами секретами и тон-
костями этого мастерства, нако-
пленными за много лет работы.
Каждый участник сможет сде-
лать для себя несколько крапив-
ных изделий. Дополнительно вы
узнаете, как получить волокна из
сосновых иголок, хмеля, иван-
чая, а также пройдёте мастер-
класс по выпечке бездрожжево-
го хлеба.
Во время семинара вы смо-
жете почувствовать на себе це-
лительное воздействие поющих
чаш, пройти полноценный сеанс
вибро-акустического массажа и
накопить энергии на нужные де-
ла. В легкодоступной форме Вла-
димир Васильев научит всех осно-
вам работы с поющими чашами,
чтобы в будущем вы смогли помо-
гать себе и другим.
Стоимость семинара — 7500
руб. Для семейных пар и близких
родственников скидка 20%. В сто-
имость входят: утренняя заряд-
ка, занятия по расписанию, баня,
праздничная программа в воскре-
сенье, проживание, велосипеды.
Питание — 600 руб. в день
с чел. (завтрак, обед, полдник,
ужин); дети — 300 руб.; можно пи-
таться самостоятельно.
Проживание: большой новый
деревянный дом 200 м
2
. Разме-
щение по принципу хостела (жен-
ские/мужские общие спальни). В
доме есть водопровод, горячая
вода, электричество, холодиль-
ник, кухня. Участникам предо-
ставляются туристические коври-
ки или надувные матрасы (часть
спальных мест на полу), подуш-
ки, спальники/одеяла, постельное
белье, посуда. желающие могут
спать в собственной палатке на
территории и пользоваться всей
инфраструктурой дома. При таком
варианте скидка — 500 руб.
Все гости на месте смогут при-
обрести парное козье молоко, до-
машние перепелиные и куриные
яйца, свежеиспечённый бездрож-
жевой хлеб, булочки, пироги, пе-
ченье, мёд, соленья, заготовки из
ягод, чай из кипрея (иван-чай) и
другую экопродукцию от местных
жителей.
На территории РП Высокое
действует Апидомик, внутри не-
го можно лечиться пребыванием
в пространстве пчелиной семьи.
Для посетителей доступны днев-
ные (1,5–2 часа) и ночные (9–10
часов) сеансы за дополнительную
плату. В Апидомике одновремен-
но могут находиться два человека
в двух отдельных комнатах.
Можно приехать с детьми. На
время проведения взрослых за-
нятий будет организована дет-
ская программа: творческие, раз-
вивающие и спортивные заня-
тия на свежем воздухе, мини-по-
ходы и квесты, общение с дере-
венскими домашними животны-
ми (козы, куры, утки, гуси), игро-
вая комната в доме, батут, песоч-
ница, детская площадка на улице.
Стоимость детской программы за-
висит от возраста и интересов ре-
бёнка. Для совсем маленьких де-
тей есть возможность пригласить
няню (оплата по индивидуальной
договоренности).
Более подробная информа-
ция, программа, фото и отзывы с
прошлогоднего «крапивного се-
минара» здесь: http://poselenia.ru/
node/8791.
У кого ещё нет планов на лето,
приезжайте к нам!
Тел: 8-926-233-3545, Анна Ка-
линина.
E-mail: anna_v_k@bk.ru
Skype: lesnayanna.
Семинар «Рукоделие из крапивы и поющие чаши»
11–14 августа 2016 г.
Орловская обл., деревня Агеевка, Родовое поместье Высокое