Стр. 24 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 9 (146), сентябрь 2016 г.
24 • традиции
В
крестьянских семьях на Ру-
си детей очень рано при-
учали к ответственности и
систематическому
труду:
это было одновременно и глав-
ным вопросом воспитания, и за-
логом выживания. Причём взгля-
ды наших предков на этот процесс
вряд ли порадовали бы современ-
ных тинейджеров.
Самое главное — подход к
своим наследникам в народной
среде был не просто строгим, а
очень строгим. Во-первых, никто
тогда не считал детей равными ро-
дителям. И именно на первых го-
дах жизни ребёнка взрослые ви-
дели залог того, каким человеком
он станет.
Во-вторых, авторитет матери с
отцом в крестьянских семьях был
непререкаем. Обычно родители
были едины во взглядах на воспи-
тание и обязанности чада, а если
даже в чём-то и не были между со-
бой согласны, то никогда не де-
монстрировали этого публично,
поэтому у ребёнка не было шан-
сов «перетянуть» одного из роди-
телей на свою сторону.
В-третьих, ни с девочками, ни
с мальчиками не было принято
«миндальничать» и баловать их за-
зря. Обычно поручения между до-
мочадцами распределялись гла-
вой семейства в приказном тоне, и
никто не перечил ему в ответ. В то
же время за успешно выполненное
задание ребёнка всегда хвалили и
поощряли, всячески подчеркивая,
что он принёс пользу всей семье.
Возрастные критерии для де-
тей были очень чёткими, и, соот-
ветственно, так же чётко разде-
лялись их трудовые обязанности.
Возраст измеряли семилетиями:
первые семь лет — детство или
«младенчество». Малышей назы-
вали «дитё», «младень», «кувяка»
(плачущий) и другими ласковыми
прозвищами.
Во вторые семь лет наступа-
ло отрочество: ребёнок стано-
вился «отроком» или «отрокови-
цей», мальчикам выдавались пор-
ты (штаны), девочкам — длинная
девичья рубаха.
Третья семилетка — юность.
Как правило, всеми необходимы-
ми навыками для самостоятель-
ной жизни подростки овладева-
ли уже к окончанию отрочества.
Мальчик становился правой ру-
кой отца, заменой при его отлуч-
ках и болезнях, а девочка — пол-
ноценной помощницей матери.
Пожалуй, требования к маль-
чикам были строже, чем к де-
вочкам, ведь именно из сыновей
должны были вырасти будущие
«кормильцы», «заботники» и за-
щитники. Словом, настоящие му-
жья и отцы.
В первую семилетку жизни
мальчик постигал многие азы кре-
стьянского труда: его учили уха-
живать за скотиной, ездить вер-
хом, помогать в поле, а также —
основам мастерства.
Например, совершенно необ-
ходимым навыком считалось уме-
ние мастерить игрушки из различ-
ных материалов, плести лукош-
ки и короба и, конечно же, лапти,
которые должны были быть креп-
кими, тёплыми, непромокаемы-
ми. Многие шести- и семилетние
мальчишки уверенно помогали
отцам при изготовлении мебели,
упряжи и прочих необходимых в
хозяйстве вещей. Пословица «Учи
дитя, пока оно поперёк лавки ле-
жит» не была в крестьянских се-
мьях пустым звуком.
Во вторую семилетку жизни
за мальчиком окончательно за-
креплялись устойчивые и разно-
образные хозяйственные обязан-
ности, причём они приобретали
чёткое половое разделение. На-
пример, ни один отрок не был обя-
зан ухаживать за младшими бра-
тьями и сёстрами или заниматься
огородом, зато он должен был на-
учиться пахать и молотить — к та-
кой физически тяжёлой работе де-
вочек не привлекали. Нередко уже
в 7–9 лет крестьянские мальчишки
начинали подрабатывать «в лю-
дях»: родители отдавали их в па-
стухи за умеренную плату. К этому
возрасту считалось, что чадо уже
окончательно «вошло в разум»,
поэтому необходимо научить его
всему тому, что умеет и знает отец.
В русских деревнях земле-
пашество было подтверждени-
ем полноценного мужского стату-
са. Поэтому мальчики-подростки
должны были работать в поле. Они
удобряли землю (раскидывали на-
воз по полю), бороновали, вели
под уздцы запряжённую в борону
лошадь или ехали на ней верхом,
«когда отец ведёт борозду».
Если земля была комковатой,
то отец усаживал сына на борону,
чтобы утяжелить её, а сам вёл ло-
шадь под уздцы. Подростки при-
нимали самое активное участие и
в сборе урожая. С 11–13 лет маль-
чика уже привлекали к самостоя-
тельной пахоте, и к 14 годам под-
росток сам мог уверенно вспахать
землю, то есть становился полно-
ценным работником.
Уход за скотиной. Ещё одна
важная составляющая крестьян-
ского быта, которую женщинам
не доверяли (они могли только
доить коров или коз, выгонять их
на пастбище). Кормить, убирать
навоз, чистить животных долж-
ны были отроки под строгим ру-
ководством старших. Главной же
кормилицей в крестьянской се-
мье всегда была лошадь, которая
целый день работала в поле с хо-
зяином. Пасли лошадей ночью,
и это также было обязанностью
мальчишек. Именно поэтому с са-
мых ранних лет их учили запря-
гать лошадей и ездить на них вер-
хом, управлять ими, сидя или стоя
в телеге, водить на водопой — в
полном соответствии с поговор-
кой «Дело учит, мучит, да кормит».
Вот так и вырастали в крестьян-
ских семьях «добры молодцы» —
отцовы помощники, которыми ро-
дители по праву гордились. Кроме
трудового воспитания мальчиш-
кам прививали и чёткие мораль-
ные принципы: их учили почитать
старших, милосердно относить-
ся к нищим и убогим, гостеприим-
ству, уважению к плодам своего и
чужого труда, основам веры. Было
ещё два важных правила, которые
любой отрок знал наизусть: пер-
вое — мужчина должен уметь за-
щитить свою женщину и свою се-
мью, причём не только физически,
но и с материальной, и с психоло-
гической стороны. Согласно второ-
му правилу, мужчина должен был
уметь сдерживать свои эмоции и
всегда контролировать себя.
Что 100 лет назад на Руси...
... умел 14-летний мальчик
... умела 10-летняя девочка
Д
евочек очень рано приуча-
ли к посильному труду, да-
же раньше, чем мальчиков.
Так, с 5–6 лет они уже долж-
ны были уметь прясть, помогать по
дому и на огороде, в уходе за млад-
шими братьями и сёстрами, за до-
машней птицей и скотиной.
К 10 годам благодаря «науке»
мам, бабушек и других старших
женщин в семье они переходили
на новый уровень ответственно-
сти. Десятилетняя дочь считалась
уже вполне взрослой девушкой со
всеми вытекающими отсюда тре-
бованиями к ней. Если знакомые
и соседи давали девочке-подрост-
ку уничижительное определение
«непряха», это было очень плохой
характеристикой, и на хорошего
жениха впоследствии ей можно
было даже не рассчитывать.
Как строился процесс обуче-
ния? Исключительно на личном
примере: обычно мать в процес-
се домашних либо полевых хлопот
показывала и объясняла дочери,
как и что она делает, затем дове-
ряла ей выполнять более простую
часть работы. По мере усвоения
нужных навыков функционал, вы-
полняемый девочкой, усложнялся.
Если в 5–6 лет маленькая хозяй-
ка должна была присматривать за
цыплятами, то в 10–12 — уже вы-
гонять корову на пастбище и доить
её. Эта поступательность и непре-
рывность процесса гарантировала
высокие результаты обучения.
Что же конкретно должна бы-
ла уметь деревенская девочка к
своему десятилетию? Её задачи
были весьма многообразны, не-
смотря на кажущуюся простоту
крестьянского быта.
«Бабий кут». Это «женское цар-
ство» у печи. Обычно отделялась
от остальной избы занавеской, и
сильный пол без крайней надоб-
ности старался туда не заходить.
Более того, появление посторон-
него мужчины в «бабьем углу»
приравнивалось к оскорблению.
Здесь хозяйка проводила боль-
шую часть своего времени: гото-
вила еду, поддерживала порядок
в «посуднике» (шкафу, где храни-
лась кухонная утварь), на полках
вдоль стен, где стояли кринки для
молока, глиняные и деревянные
миски, солонки, чугунки, в дере-
вянных поставцах с крышками и в
берестяных туесах, где хранились
сыпучие продукты. Десятилетняя
девочка активно помогала мате-
ри во всех этих хлопотах: мыла по-
суду, убиралась, могла сама при-
готовить несложную, но здоровую
крестьянскую пищу.
Уборка в доме. В обязаннос-
ти девочки-подростка вменялось
также поддерживать чистоту в до-
ме. Она должна была подметать
пол, мыть и чистить лавки, при-
битые к стенам и/или перенос­
ные скамьи; вытрясать и чистить
половики; убирать постель, пере-
трясать её, менять лучину, свечи,
чистить керосиновые лампы. Не-
редко десятилетние девочки сами
справлялись и ещё с одной обя-
занностью — стирали и полоска-
ли бельё на речке, а затем разве-
шивали его на просушку. И если в
тёплое время года это было ско-
рее развлечением, то стирка в
проруби зимой превращалась в
довольно суровое испытание.
Пестунство. В многодетных се-
мьях «догляд» старших детей за
младшими был суровой необхо-
димостью, ведь родители много и
тяжело работали в поле. Поэтому
девочку-подростка нередко мож-
но было увидеть ещё и у люль-
ки, которая крепилась за коль-
цо к центральной балке потолка
(«матице»). Старшая сестра, сидя
на лавке, вставляла ногу в петлю,
качала люльку, а сама занималась
рукоделием.
Помимо укачивания младенца
к 10 годам маленькая нянька мо-
гла сама перепеленать его, сде-
лать соску из нажёванного хлеба,
покормить из рожка. И, конечно
же, успокоить плачущего малыша,
развлечь его песнями, «пестушка-
ми» и прибаутками. Если была та-
кая необходимость, то в 10–12 лет
девочку могли отдать в няньки —
«пестуньи». За летний период она
зарабатывала от трёх до пяти руб­
лей — сумма немалая для под-
ростка. Иногда, по уговору с роди-
телями, с няней расплачивались
«натурпродуктами»: мукой, кар-
тошкой, яблоками, другими ово-
щами и фруктами, отрезами ткани.
Ткачество. Очень важный эле-
мент крестьянской культуры. Ведь
всю ткань для одежды, полоте-
нец, скатертей и других предме-
тов оби­хода крестьяне делали са-
ми, поэтому её и называли домот-
каной. Сначала девочку учили на-
матывать нитки на цевки (берестя-
ные трубочки-катушки), затем —
трепать лён и прясть из него куде-
ли (нитки). В южных губерниях они
ещё и чесали шерсть. Обычно всем
этим занимались долгой зимой в
большой «бабьей» компании.
Уже в 5–7 лет девочка овладе-
валапервичныминавыками, и ­отец
делал ей личную прялку или вере-
тено—поменьше, чем у взрос­лых.
Кстати, считалось, что собственный
инструмент — это очень важно.
Свою прялку нельзя было давать
подружкам—«спортят», и чужими
прялками пользоваться тоже было
нельзя, ведь «хороший мастер ра-
ботает только своим инструмен-
том». Потом девушку обучали ра-
боте на ткацком стане, и к 10 годам
многие могли уже сами создать по-
яс или рушник.
Помимо перечисленного де-
вочка в 10 лет помогала взрослым
в поле: вязала снопы, собирала ко-
лоски, ворошила сено. Ещё она за-
нималась огородом, могла пасти
корову, козу, гусей, уток; убирала
навоз и чистила скотину. В общем,
подростковый кризис пролетал не-
заметно, ведь у взрослеющей де-
вочки просто не было на это вре-
мени. Зато трудолюбивая помощ-
ница всегда получала поддержку и
похвалу от старших, которые жили
по принципу «Не та родна дочь, что
бежит от дела прочь, а та дочь род-
на, что на всякой работе видна».
Однако не стоит думать, что
крестьянские дети на Руси были
полностью лишены обычных дет-
ских радостей. Младшие девоч-
ки играли в «дочки-матери» тря-
пичными куклами, сами плели для
них косы, шили наряды и приду-
мывали украшения. Кстати, счита-
лось, что если девочка охотно иг-
рает в куклы, то она будет отлич-
ной хозяйкой и матерью. Девоч-
ки постарше собирались на по-
сиделки, где болтали, пели, вяза-
ли, вышивали и шили. Всех детей
— от мала до велика — нередко
отправляли в лес собирать ягоды,
грибы, травы, хворост или на реч-
ку — удить рыбу. И это тоже было
весёлым приключением, которое
в то же время адаптировало их к
взрослым обязанностям.
Подготовила
Юлия Жемчужникова.
РП Милое, Калужская обл.