• 7
«Родовая Земля»
№ 9 (146), сентябрь 2016 г.
образ жизни
щиком, затем дизайнером-кон-
структором в мебельной фирме.
Наталья, социальный педагог по
образованию, до замужества че-
тыре года проработала офис-ме-
неджером, думала открыть своё
дело. Не случайно наши герои
встретились в Индии — оба ин-
тересовались вопросами жизнен-
ной философии и развития чело-
века. В итоге решили реализовать
интерес на практике.
— В городские игры наигра-
лись: в бизнес, карьеру… Стало
просто неинтересно. Обычно ду-
мают, что в деревню приезжают
люди, у которых не получилось в
городе. А у нас, наоборот, все со-
седи — люди успешные, не ка-
кие-то маргиналы, неудачники.
Есть музыканты, спортсмены, —
рассказывает Никита. — Ещё лю-
дям кажется, что, когда переезжа-
ешь из города, это какой-то аске-
тизм: ты себе во многом отказыва-
ешь в обмен на свежий воздух, во-
ду, пение птиц. На самом деле го-
род от нас никуда не делся, мы его
для себя не закрыли. Наоборот, от-
крылось большое количество воз-
можностей, которые в городе да-
же не снились. Одна из главных —
то, что ты просыпаешься, и целый
день твой. Просыпаешься от того,
что выспался, а не от того, что те-
бя подорвал будильник. И от того,
что хочется идти и продолжать то,
что вчера не закончил.
Единомышленникам Цехано-
вичи рады. Ведь, как они говорят,
интересно не просто уехать, а со-
здать вокруг себя среду — людей,
которые так же видят мир.
Никита скоро отправится на
работу, а перед этим заходим в од-
ну из усадеб, которую коллектив-
ными силами обустраивают и пла-
нируют превратить в агроусадьбу
для приезжих. Здесь есть мастер-
ская по дереву, которой может
воспользоваться любой из экопо-
селенцев.
У экопоселенцев есть и общий
транспорт — грузовик, который
купили в складчину.
Уже восемь лет Никита зани-
мается кладкой печей в Беларуси,
России, Украине, Молдавии. Вы-
езжает на заказы несколько раз
в год. Одна печь занимает 10–14
дней.
— В сумме я работаю три-че-
тыре месяца в году, и этого хвата-
ет, чтобы жить в достатке и посте-
пенно строиться, — говорит он.
Сейчас Никита работает в со-
седней деревне — кладёт печь
для недавно переехавшей семьи.
В доме, к которому мы подъез-
жаем, полным ходом идёт ремонт.
Одна печь, в жилой части, уже го-
това. Вторая — на прихожую и
санузел — тоже скоро будет за-
кончена. Никита вручную просеи-
вает песок для раствора и перети-
рает глину через решётку. А песок
привозит из карьера неподалёку.
— Работа — медитация. Ко-
нечно, можно купить готовые сме-
си, но, во-первых, в них добавляют
химию. Не хочется, чтобы человек
начал топить печь и дышать всем
этим. Во-вторых, совсем другое
дело, когда всё пропускаешь че-
рез свои руки, — говорит он.
К обеду работа сворачивает-
ся. Никита укладывает последние
кирпичи.
Мы возвращаемся в усадьбу. В
доме тишина — Радушку уложили
спать.
Пришло время основательнее
познакомиться с кухней наших ге-
роев. Пока на столе собственно-
ручно выращенных, а не куплен-
ных продуктов не так уж и мно-
го. Но Никита и Наталья стремят-
ся, чтобы их было больше. На ого-
роде выращиваются овощи, пря-
ности. В планах — посадить зер-
новые.
Большинство блюд Наталья го-
товит без соли.
— Мы не употребляем живот-
ную пищу, птицу, рыбу. Дети никог-
да не ели мяса. Кушаем некоторые
молочные продукты, — рассказы-
вают супруги. — Берём у соседей
молоко, делаем из него сметану,
творог, иногда сыр. Стараемся как
можно больше кушать сырого.
Есть и другие отличия быта се-
мьи в экопоселении от среднеста-
тистического хозяйства.
Никита: «Мы не пользуемся
бытовой химией. Если пользуем-
ся, то минимально химической,
без примесей. Стиральный поро-
шок у нас безфосфатный. Не ис-
пользуем химические удобре-
ния на огороде. Стараемся мини-
мально производить мусор. Есте-
ственно, отказались от алкоголя,
курева».
Связь с городом у семьи доста-
точно стабильная. Каждую неделю
ездят в Кареличи, в баню. Своя по-
ка не готова, но уже в процессе за-
вершения. В Минск — иногда раз
в две недели, иногда — раз в ме-
сяц. Говорят, что туда им не силь-
но хочется, но есть дела.
Семья пользуется Интерне-
том, мобильной связью, электро-
приборами. Никита ведёт группу
ВКонтакте по печному делу. Ни-
чего плохого в достижениях ци-
вилизации Цехановичи не видят.
Всё хорошо, когда в меру, говорят.
«Наша задача — не отрицание го-
рода и его образа жизни. Мы хо-
тим взять лучшее от города и от
жизни на природе и гармонично
соединить».
После обеда Наталья собира-
ет продукты, чтобы замесить тес
то для хлеба. Никита приносит
хворост и топит печь. А Добры-
ня берётся за конструктор. В вос-
питании детей здесь нет жёстких
правил.
— Дети — наши учителя, —
говорит Наталья.
— Они с рождения совершен-
ны, — поддерживает Никита. —
Я свою задачу вижу в том, чтобы
внимательно к ним относиться и
помогать оставаться собой, со-
хранять чистоту, непосредствен-
ность, доверие к миру, к жизни.
Как, например, делают скульпту-
ру? С каменной глыбы надо акку-
ратно убирать всё лишнее. А у нас
на детей всё налепляют: родители,
бабушки, люди во дворе, в школе.
Да так, что его, настоящего, уже и
не видно. Я 20 лет жизни занимал-
ся и сейчас занимаюсь тем, что всё
это с себя убираю, чтобы вспом-
нить, кто я настоящий и зачем на
эту землю пришёл.
Если бы мы не переехали сю-
дам серьёзно: изучали литерату-
ру, видеоматериалы, общались с
другими женщинами, рожавшими
самостоятельно. Положительный
исход и отсутствие фанатизма в
этом вопросе помогли установить
с медиками конструктивный диа-
лог, считают супруги. От прививок
Цехановичи официально отказа-
лись. Но в поликлинике дети про-
ходят обычные медосмотры (кро-
ме анализов крови).
У Добрыни большой набор
развивающих книжек. Буквы он
учится писать «волшебным» мно-
ню» и уходит на грядки. А мы ин-
тересуемся у Никиты, возят ли они
детей в поликлинику, что собира-
ются делать, когда придёт время
отдавать сыновей в школу. Никита
говорит, что шоком для местных
органов здравоохранения стало
то, что обоих детей Наталья рожа-
ла дома. Ситуация, по его словам,
разорвала шаблон: обычно та-
кие случаи происходят в неблаго-
получных семьях, а здесь полно-
стью наоборот. Никита вспомина-
ет, что готовились к домашним ро-
рассуждает Никита. —У нас много
музыкальных инструментов. Есть
несколько барабанов, окарина,
скрипка, гитара. Много всего гре-
мящего, свистящего, «шум дождя»
из стебля борщевика. Что-то по-
купаем, что-то друзья делают. Му-
зицируем, пишем песни, танцуем,
поём.
Что касается обучения сыно-
вей, то Цехановичи планируют
обучение на дому. Так уже сдела-
ли несколько семей в округе. Де-
ти сдают в школах необходимые
нормы успеваемости, а весь про-
цесс обучения — дома, где учите-
ля — родители и соседи.
День клонится к вечеру. Хлеб
отправляется
в
вытопленную
печь, а нам пора возвращаться на-
зад, к городской цивилизации.
Вечера здесь — время отды-
ха, творчества и общения. Ники-
та и Наталья собираются с друзья-
ми, сидят у костра, поют. Спать в
экоусадьбе ложатся по городским
меркам рано — жизненный ритм
в большей степени синхронизи-
рован с восходом и заходом солн
ца.
Нас провожают всей семьёй в
поле. Мы были далеко не первы-
ми журналистами в доме Цеха-
новичей: Никита и Наталья охот-
но рассказывают о своём образе
жизни. Хотя для многих он кажет-
ся странным, а для них — совер-
шенно естественным.
Мария Малявко.
Фото Павла Чаплина.
www.imenamag.by/
ekoposelentsy-cehanovichi/
да, у наших сыновей не было бы
выбора. Здесь создаётся возмож-
ность сравнить два мира и вы-
брать, что по душе. Моя задача —
сделать этот мир интересным, бо-
гатым, красивым, чистым, радост-
ным, чтобы им хотелось продол-
жать начатое нами. Держать их
здесь мы не будем. Если захотят в
город — все пути открыты.
Пока топится печка, Наталья
включает для Радушки «радио-ня-
гоцветным карандашом.
Общение с соседями в каком-
то смысле заменяет кружки и сек-
ции. Родители уверены, что это
более естественно.
—Кто-то умеет гончарить, кто-
то — столярничать, кто-то — печ-
ку класть. Дети в этом живут, ездят
с нами. Кружок — это человека из
жизни отрывают, собирают спе-
циально, а здесь всё по ходу де-
ла, всё естественным образом, —