Стр. 32 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

32 •
«Родовая Земля»
№ 1 (150), январь 2017 г.
По словам автора коллекции, самое уди-
вительное в поездках за наличниками— это
контраст красоты деревянной резьбы и от-
ношения к ней. Самый распространённый
вопрос от хозяев домов: «Да зачем они вам?
были б красивые, а эти!» и это при том, что
разговор происходит на фоне удивительной
резьбы, которой полторы сотни лет и кото-
рой нигде, кроме как в этом городе, нет.
необычные наличники с навершием в
виде короны в Чите.
а эти Касимовские наличники (рязанская
область) —самые старые из тех, что висят на
жилом доме. им 169 лет.
В россии можно полстраны объявить му-
зеем деревянного зодчества. и самый про-
стой путь сохранить всё, как есть — фото-
графировать памятники деревянной стари-
ны, как можно больше. Только так их дейст-
вительно можно сберечь.
ТраДиЦии
Р
езные наличники в русских
домах всегда были не толь-
ко эстетическим элементом,
но и оберегом от проникнове-
ния «тьмы и навьев». Поэтому
главными мотивами резьбы бы-
ли природные силы — «тверди
небесные», «хляби небесные» и
Солнце, встречались и изобра-
жения животных.
оформление окна — свое-
образная картина мира. В верх-
ней части — двухуровневое не-
бо: «нижнее небо» — «небесные
хляби», а верхнее — «небесная
твердь». небесная хлябь — сим-
вол плодородия и живительной
влаги — изображается как вол-
нистая линия или отчётливые
полукружья, могла «стекать» по
краям окна, изображаясь в виде
капелек.
нижняя часть деревянно-
го наличника должна была сим-
волизировать «твердь земную»,
а поэтому часто имела изобра-
жения вспаханного и засеянно-
го поля (ромбы с точками внутри
и двойные перекрещивающиеся
полосы). боковые части налич-
ника называли «полотенцами».
Все части наличника соотно-
сятся со сторонами света и с вре-
менами года.
Пожалуй, самым частым яв-
ляется размещение на налични-
ках солярных символов. Как пра-
вило, для изображения солнца
использовали ромб. он мог по-
мещаться в любой части налич-
ника и обозначал смену времён
года, дня и ночи. В нижней же ча-
сти наличника ромб (вытянутый)
обозначал поле.
Солнце изображалось на на-
личниках и как равносторонний
крест, так называемый «глаз с не-
ба» (как правило, в верхней ча-
сти), и как небольшой полудиск
с лучами. Для древних славян
Солнце ассоциировалось с энер-
гией, мощью, силой, было обере-
гом против нечисти. Такие изо-
бражения отражают и представ-
ления славян о мироустройст-
ве: в центре солнце, олицетворя-
ющее высшую силу и дарующее
жизнь. В наличниках советского
времени солнце заменил «цве-
точек» или пятиконечная звезда.
не менее важны в украшении
и громовые знаки, традиционно
сопровождающие Солнце. Вы-
глядит громовой знак как шес-
тиугольная или восьмиугольная
звезда, вписанная в круг. Славя-
не называли этот символ громо-
вым или Перуновым, громовым
колесом или коловратом. Этот
знак — символ мужества, добле-
сти и магический знак русского
воинства. иногда этот знак обо-
значал смену дня и ночи.
Встречаются на налични-
ках и реалистичные изображе-
ния птиц (утки и лебеди) и ло-
шадей. В славянской мифологии
конь был «носителем» солнечно-
го диска, поэтому его изобража-
ли в верхней части наличника, а
птиц, уносивших солнце на зака-
те, — в нижней части.
ОСОЗНАННАЯ КРАСОТА
По материалам
http://surfingbird.ru,
http://nalichniki.com
И
ван Хафизов, фотограф из Москвы,
коллекционирует наличники, точнее,
их фотографии. Экспонаты хранятся
в единственном в своём роде вир-
туальном музее наличников (http://
nalichniki.com).
резные деревяшки вокруг окошек
милых домиков помнят всё. Для од-
них это пропуск в мир детских вос-
поминаний: ставни, открывающие-
ся под мелодию из «В гостях у сказ-
ки». Для кого-то это воспоминания о
лете: даче, солнце, отдыхе. Для сов-
ременного человека традиционные
оконные наличники остаются симво-
лом красоты давно ушедшего, дере-
вянного мира. они едва ли не един-
ственный, одинаково тепло принима-
емый всеми, элемент народной архи-
тектуры.
Кроме того, наличники — совер-
шенно недооценённый символ сохра-
нения традиций. они отличаются уди-
вительным разнообразием в зависи-
мости от того, в какой области, горо-
де или селе были изготовлены. Давай-
те окунёмся в прошлое с коллекцией са-
мых разных «окошек в рамках», причуд-
ливо вырезанных и раскрашенных про-
изведений народного искусства.
Первыми фотографиями в коллекции
стали снимки наличников города Энгельса
Саратовской области в 2007 году. Там было
сделано больше сотни фотографий.
Следующим городом стал ростов: на-
личники там совсем другие, чем в Энгельсе.
Можно сказать, налицо две совершенно раз-
ные школы резьбы по дереву.
Яркие наличники города Мышкина Яро-
славской области служат украшением кол-
лекции.
наличники «города невест» иваново вы-
тянуты вертикально, ярко выкрашены, с пре-
обладающей нижней частью в виде раскосых
полотенец-юбок (на рис. справа —из г. Шуи).
Кинешма (ивановская об-
ласть):
распространённое расслоение на «ка-
менный центр и деревянные окраины»
обошло Владимир стороной. Деревян-
ные дома разбросаны по городу более-
менее равномерно. Возможно, поэтому
среди наличников Владимира отсутству-
ет какая-либо общая черта.
наличники
Костромы
разнообразны, красивы и на
удивление в хорошем состоя-
нии.
Кроме того, Кострома отличается
особенными, специфическими элемен-
тами, которых больше нигде нет.
Металлический жетон, закреплён-
ный над наличником, гласит, что дом по-
строен организацией «Саламандра». Та-
кой жетон говорит о том, что дому боль-
ше ста лет.
общими для большинства костром-
ских наличников является полукруглое
навершие.
навершие этих наличников украшено
резными птичками и драконами.
Ещё одна характерная особен-
ность Костромы — склонность мест-
ных мастеров украшать боковинки.
Так делают далеко не везде.