«Родовая Земля»
№ 3 (152), март 2017 г.
2 • стратегия
Продолжение. Начало на стр. 1.
1. Перестать считать
себя исключительными
Многие слышали примерно
такие фразы: «только Родовые по-
местья спасут мир»; «если вы не
читали книги Мегре, то с вами не о
чем дальше разговаривать»; «мы
строим Родовые поместья и де-
лаем всё правильно, а все осталь-
ные делают неправильно, потому
что не догоняют, но, может быть,
потом поймут».
На самом деле у нас, в Рос-
сии, и за рубежом есть много
единомышленников. Тех, кто хо-
чет действительно сделать этот
мир лучше: пермакультурные те-
чения, эко-фермеры, органиче-
ское земледелие, альтернатив-
ная педагогика, экологи всяко-
го рода (городские и не город-
ские), переходные города. Мно-
го людей, разных движений, ко-
торые думают о том же, мечтают
о том же, но не строят Родовые
поместья. Они — наши союзни-
ки. Нам с ними надо дружить, пе-
ренимать опыт друг у друга, как
мне кажется. Понять, что мы все
— большая семья, и как-то кон-
солидироваться. Потому что если
мы этого не делаем, то мы, во-
первых, лишаем себя какого-то
опыта, который есть в этом ми-
ре, и, во-вторых, наживаем себе
в некотором смысле врагов. По-
тому что, когда люди считают се-
бя исключительными, окружаю-
щее пространство начинает ра-
ботать против них.
2. Выстраивать
реальную экономику
На сегодняшний день услов-
но 90% живущих в Родовых поме-
стьях имеют доход из города, ли-
бо получают ренту, либо ездят на
работу, либо делают для города
какую-то работу. 10% зарабатыва-
ют в поселении. Но зарабатывают
в основном тем, что делают что-то
для этих 90%. Чаще всего это стро-
ительство. Это временное явле-
ние, поскольку, когда все обустро-
ятся, эта деятельность схлопнет-
ся. Поэтому то, о чём нам стоит
всерьёз задуматься и что нужно
делать, — это выстраивать эконо-
мику. Производить то, что будет
приносить доход. Люди, которые
эту тему исследовали, считают, что
это сельское хозяйство, производ-
ство продуктов питания.
Почему? Потому что есть в этом
большая потребность: настоящие
продукты, органически чистые,
пользуются большим спросом.
Что это может быть?
Это могут быть фруктовые са-
ды. Если треть гектара будет са-
дом, это около 100 деревьев. И до-
хода с этих 100 деревьев будет до-
статочно для того, чтобы нормаль-
но жила одна семья.
Это может быть большая теп
лица. Расчёт такой: теплицы раз-
мером 5–10 соток тоже достаточ-
но для дохода одной семье.
Это могут быть кустарники. Те-
ма, которая пока не развивается:
выращивание смородины, кры-
жовника, облепихи. Это то, что ве-
ликолепно растёт в нашем кли-
мате, даёт 100% урожай, и это де-
ло не раскручено, потому что все
едят бананы и апельсины, а на са-
мом деле наша чёрная смородина
— это непревзойдённый кустар-
ник по витаминам, микроэлемен-
там и другим веществам. Просто
международным
корпорациям
выгодно везти бананы.
Можно просто морковку и
свёклу выращивать и из погреба
зимой продавать по достаточно
высоким ценам.
Кроме продуктов жители сель-
ской местности могут давать ре-
креацию для горожан. Гостевые
домики: приехать отдохнуть, по-
быть на природе, поработать фи-
зически.
Продукты и рекреация — это
две основные темы. Остальное ту-
да добавляется: ремёсла, пчело-
водство, лесопользование и так
далее.
3. Быть понятными
окружающим людям
Нужно быть понятными всем,
в том числе властям всех уровней,
своим соседям. Сегодня экопосе-
ления или поселения Родовых по-
местий не очень понятны властям.
Им всё равно не понятно, что мы
тут делаем, они считают нас дач-
никами. Это очень хорошо связа-
но с пунктом про экономику, так
как если мы будем что-то произ-
водить, что-то выдавать в окружа-
ющее пространство, то мы стано-
вимся понятными администрации
всех уровней и окружающим лю-
дям, нашим соседям.
И они начинают нам помо-
гать. Местная, районная, област-
ная администрации заинтересо-
ваны в том, чтобы у них на терри-
тории что-то происходило. Они
знают, что здесь, в Калужской об-
ласти, население вырастает в 4 ра-
за за счёт дачников. Но у них ниче-
го не производится, и им галочку
трудно поставить в своих отчётах.
Территориям не хватает деятель-
ности. Как только что-то начинает
происходить, администрации ста-
новится это интересно, и она гото-
ва помогать.
4. Выстраивать социум
(коллектив, общину)
Чтобы поселения процветали,
нужно учиться выстраивать отно-
шения. Этот пункт самый трудный
из всех, выстраивание социума
— самая ключевая тема. Может,
где-то есть поселения без кон-
фликтов, но в основном происхо-
дит так, что люди разбиваются на
группировки, люди между собой
ссорятся, потом много лет не об-
щаются. Вроде всё бы и ничего, но
на это уходит очень много энер-
гии, сил, ресурсов. И эти внутрен-
ние (внутри поселения) противо-
речия мешают развиваться ка-
ким-то проектам, интересной дея-
тельности, потому что вся энергия
уходит на конфликты. Что с этим
делать я, честно говоря, не знаю.
Общие слова можно сказать…
Нереально научиться жить без
конфликтов, конфликты всё рав-
но будут. Нужно создавать такое
пространство, в котором эти кон-
фликты будут улаживаться. Долж-
ны быть чёткие механизмы. В ста-
рое время у всех народов мира,
во всех устойчивых культурах та-
кие механизмы были.
Во-первых, люди рождались
и жили в одной понятийной сре-
де, в одной культуре и традиции.
Во-вторых, в этой традиции были
заложены механизмы улажива-
ния отношений. Потому что ина-
че конфликт разрастается. Людям
нужно вместе какой-то праздник
устроить или дело общее, а оно
уже не получается, люди не мо-
гут видеть другу друга. Поэтому
во всех устойчивых культурах бы-
ли механизмы улаживания кон-
фликтов.
Проблема в том, что эта тради-
ция утрачена. Мы пришли из горо-
да, где прожили уже 2–3 поколе-
ния наших предков. Мы выросли
не в одной деревне, не в одной
традиции, условиях, понятиях. Мы
выросли в разных семьях, разных
городах, в разных слоях общества.
Потом пришли сюда.
И ещё: вся современная ци-
вилизация работает на то, что-
бы наше эго раздувать. Поэтому
нам трудно. Поэтому в современ-
ном мире улаживание конфлик-
тов происходит с помощью адми-
нистративно-командной системы.
Она в городе есть везде. На пред-
приятии и в школе — везде есть
пирамида власти. Я разговаривал
со многими предпринимателями,
у них главная задача — не допу-
стить, чтобы в коллективе были
какие-то конфликты, группировки
и всё такое. Они с этим работают.
Но они работают с помощью ад-
министративно-командной систе-
мы. И это понятно. Есть начальник,
который может уволить, наказать.
Когда мы собираемся в экопо-
селение, поселение Родовых по-
местий, то мы, во-первых, утра-
тили эту традицию, и, во-вторых,
мы не хотим выстраивать адми-
нистративно-командную систему
сознательно. Мы хотим от неё от-
казаться. У нас не получается ула-
живать конфликты. Они накапли-
ваются, застаревают, и в результа-
те получается общество, где уже
очень большой накопленный груз
конфликтов.
Что с этим делать? Наверное,
выход может быть таким: коллек-
тив людей по своей доброй воле
начинает учиться улаживать кон-
фликты, работать с этим. А меха-
низмов улаживания конфликтов
накоплено очень много. Есть де-
сятки тысяч разных коммун, об-
щин, поселений, за много лет на-
копивших разные методики. Это
и круги, и стульчики мудрости, и
разного рода форумы, душевные
беседы, всё что угодно (подсказ-
ка из зала: «кулачный бой»). А ула-
живать конфликты надо постоян-
но. Устойчиво существующие со-
общества улаживают конфликты
каждый день. Каждый вечер соби-
раются и разбирают всё: кто в те-
чение дня на кого косо посмотрел,
кто что-то не то сказал и так далее.
И это очень легко делается. Пото-
му что, на самом деле, почвы для
конфликтов никакой нет, два че-
ловека могут это спокойно разо-
брать, и дальше это не будет раз-
виваться. И для этого нужна толь-
ко добрая воля коллектива.
Практика Ковчега и других со-
обществ показывает: как только
людям удаётся собраться и спло-
титься как единое целое, то очень
большие дела можно делать.
5. Образование
Очень важно во всех наших
поселениях и экопоселениях вы-
страивать образование для де-
тей. Это и какого-то рода детские
садики, и обязательно школа. Же-
лательно ещё и высшее образова-
ние давать. Образование нужно
было бы вообще на первое место
поставить. Но я его поставил на
пятое место, потому что оно связа-
но очень сильно с темой конфлик-
тов. Потому что трудно выстроить
образование в поселениях, когда
у нас конфликты. А так по важно-
сти, наверное, это самое главное.
На образование нужно выделять
просто отдельный ресурс. Напри-
мер, из экономики (второй пункт)
брать 10% или 20% и просто на-
правлять на образование: на стро-
ительство, на оплату педагогов
или ещё на что-то.
Не делать образование по хо-
ду дела, а направлять на него ре-
сурсы.
Окончание на стр. 9.
n
Фёдор Лазутин
Экопоселение Ковчег, Калужская обл.
Перспективы развития поселений
Родовых поместий:
что нужно сделать, чтобы поселения
и всё движение развивались?
Колонка
редактора
Наша газета (редакция) явля-
ется корпоративным клиентом
ФГУП «Почта России» аж с 2006 го-
да. К той части этой огромной ор-
ганизации, которая непосредст-
венно нас обслуживает, у нас нет
ни замечаний, ни претензий. Но
экземпляры нашей замечатель-
ной газеты иногда могут теряться
в недрах ФГУП, к сожалению.
О доставке газеты по поряд-
ку. Алгоритм таков: мы (редакция)
ежемесячно получаем от подпис
ного агентства сортировочные
таблицы, с указанием населён-
ных пунктов (крупных узлов) и ко-
личества газет. Конечных адресов
подписчиков и имён у нас нет. Эти
данные вместе с газетами мы пе-
редаём в Орловский магистраль-
ный сортировочный цех (МСЦ),
который является подразделени-
ем ФГУП «Почта России». Там га-
зета упаковывается и рассылает-
ся по стране. И в зависимости от
расстояния с жутким нарушением
контрольных сроков приходит в
почтовые отделения, а оттуда по-
чтальоны разносят свежие выпу-
ски «Родовой Земли» по почтовым
ящикам. Про «жуткое нарушение
контрольных сроков» следует по-
яснить, что есть нормативы, при-
нятые на государственном уров-
не, о контрольных сроках достав-
ки корреспонденции. Очень ин-
тересный документ, но сейчас не
об этом. Звено, на котором газета
сбивается с пути, вычислить в об-
щем-то можно, но это займёт от
двух до восьми недель. И резуль-
тат будет! Но радость от него уже
не такая, как от доставленной в
срок газеты.
Нам, пользователям услуг поч
ты, ничего не остаётся, как помочь
почте выполнить её обязанности,
которые нами же предваритель-
но оплачены. А именно: когда га-
зету не приносят в почтовый ящик
в привычный срок, надо прийти с
квитанцией о подписке в своё по-
чтовое отделение и очень веж-
ливо поинтересоваться о причи-
не отсутствия газеты. (На всякий
случай сообщаем, что ответы ти-
па «Редакция не выслала газету»
и подобные — не принимаются.)
Далее важный момент: если мы
видим, что ответственный работ-
ник Почты ограничился стандар-
тным ответом о непоступлении га-
зеты в отделение, то надо обра-
титься к начальнику почтового
отделения с просьбой разыскать
и доставить газету. Если прось-
ба опять не побуждает к действи-
ям, то надо написать заявление
в письменном виде в свободной
форме в двух экземплярах на имя
начальника отделения с просьбой
доставить газету. Как Почта будет
разыскивать и доставлять — вас
не касается. У них есть все необхо-
димые внутренние инструкции на
этот счёт и есть внутриведомст-
венная связь. Вам главное — ре-
зультат. Как показывает практика,
это срабатывает, и почему-то газе-
та потом приходит исправно.
Досыл газеты выполняет Ор-
ловский МСЦ, и мы, редакция, при
необходимости обеспечиваем нуж-
ным количеством газет. Эта про-
цедура производится за средства
ФГУП «Почта России» и нас как кли-
ентов не касается. Телефон отдела в
Орле, ответственного за это важное
действие, +7 (4862) 55-30-20.
И в завершение скажем, что
без газеты своих любимых чита-
телей мы не оставим, только нуж-
на маленькая помощь со стороны
читателей.
Благодарим за понимание.
Дан Зенин.
Редакция «РЗ».