«Родовая Земля»
№ 3 (152), март 2017 г.
24 • ОБраЗОВаНие
n
алексей Канищев
ПРП Ковчег, Калужская область
rodpomestya.info,
раздел «Образование в поселениях»
Н
аличие образовательно-
го процесса внутри по-
селения — это гарант
устойчивого существова-
ния и развития поселе-
ния, постоянного проживания се-
мей с детьми школьного возраста,
а следовательно, и будущего.
избежать получения среднего
образования нельзя, оно в нашей
стране — обязательное (и в этом
есть позитивный для государства
смысл). если родители не справ-
ляются с образованием ребёнка
сами, то они должны направить
его в очное учебное заведение —
среднюю общеобразовательную
школу по месту прописки.
рассмотрим, какие варианты
с образованием детей есть у тех,
кто решил жить в родовом поме-
стье.
1. Городская школа с пере-
ездом в город
Некоторые люди возвращают-
ся из поселений в города. Часто
причиной (и отговоркой) является
образование детей. После школы
ребёнок поступает в институт, по-
том в школу идёт младший. Даль-
ше появятся внуки, а мечта жить в
поместье — остаётся мечтой.
2. Сельская/городская шко-
ла, оставаясь в поместье
Можно жить в поместье и «за-
крыть тему» образования.
Бывают даже единичные слу-
чаи, когда поселенцы устраивают-
ся работать в сельскую школу. Но
чаще всего ребёнка в такую шко-
лу просто возят. родитель полдня
работает водителем (часто по пло-
хим дорогам, утром/вечером ту-
да/обратно), ребёнок получает
средовое влияние (может начать
курить, ругаться матом).
и ещё одна проблема. Да, наше
движение слишком молодо, но…
на Западе есть проблема «экопо-
селений одного поколения».
сначала у нас с ними всё очень
похоже: первые поселенцы пе-
реезжают, живут дружной насы-
щенной жизнью, строят совмест-
ное будущее, а своих детей отда-
ют учиться в обычные школьные
учреждения, где из детей форми-
руются люди для города, а не для
экопоселений. Дети уезжают, на-
селение постепенно стареет и…
заканчивается. Может, это не про
нас, но лучше такой опыт иметь в
виду.
На этом оставим очную форму
получения образования и перей-
дём к семейной.
3. Родители обучают ребён-
ка сами
семейное образование — это
не для всех. Мало кто из родите-
лей способен обучать своих де-
тей самостоятельно, и ещё мень-
ше детей смогут обучаться сами.
Часто бывает так, что с первым ре-
бёнком ещё получается, а с после-
дующими уже заметно сложнее.
и дело не только в детях, но и
в энтузиазме родителей. Выход из
этой ситуации — в объединении с
другими родителями.
4. Родители объединяются и
учат своих детей совместно
Для этого варианта несколь-
ким семьям с детьми нужно уметь
договариваться друг с другом,
распределить между собой пред-
меты, составлять расписание. Об-
учение идёт по домам жителей
или в Общем доме поселения, ко-
торый со временем становится
школой (как это произошло в Ков-
чеге).
Плюсы этого варианта оче-
видны: у родителей освобожда-
ется время, появляется совмест-
ная объединяющая деятельность.
со временем такое объединение
родителей может стать главным
и самым крупным общественным
проектом поселения.
и у этого варианта есть недо-
статки: почти в каждом поселе-
нии есть один или более учите-
лей, которые любят свой предмет,
используют различные эффектив-
ные методики, способны в сжатые
сроки передать знания, любовь и
вкус к предмету изучения. Но ни
в одном поселении нет полного
состава таких преподавателей по
всем знаниям.
На данный момент (насколь-
ко известно автору) объединение
родителей-семейников — самый
продвинутый вариант получения
образования в поселениях. Он не
идеален, и в нём есть что улуч-
шить. Это дело ближайшего буду-
щего, для него придётся наладить
взаимодействие между поселени-
ями. Один из возможных вариан-
тов —
5. Межпоселенческий обра-
зовательный проект
Цель проекта — объединить
поселенческие школы и эффек-
тивных преподавателей из посе-
лений (и не только) через единое
расписание на учебный год.
В некоторых поселениях есть
школы; в чуть большем количе-
стве поселений есть преподава-
тели, любящие свой предмет и
готовые давать его эффективно.
Что будет, если объединить уче-
ников, их родителей, преподава-
телей и школы в поселениях и со-
ставить школьное расписание на
учебный год?
тогда дети (и их родители), жи-
вущие в поселениях (и не только),
смогут создавать и планировать
образовательные маршруты, по-
лучая образование в своём и дру-
гих поселениях, со своими и при-
глашёнными преподавателями. и
делать это в компании с детьми из
разных мест, также участвующих в
проекте.
Учёба, совмещённая с путеше-
ствиями, увлечённые преподава-
тели— это мечта, но её можно во-
плотить. Кто с нами?
n
Развитие образования
в поселениях Родовых поместий
Яркий образ поселенческой школы и странствующих волх-
вов наверняка помнят многие читатели книг «ЗКР» и искренне
надеются, что скоро образование в поселениях Родовых поме-
стий будет именно так и устроено.
В статье пойдёт речь не обо всём образовании в поселе-
ниях вообще (с детьми занимаются много и часто результатив-
но), а только об обязательной части — среднем образовании. Из
изучения опыта разных поселений сложилось понимание пути и
его этапов. О них и пойдёт речь.
10 советов, которые
пригодятся любому,
кто хочет поделиться
знаниями и научить
детей или взрослых
1. Урок начинается с иНтереса
ученика к предмету.
2. Прежде чем объяснить, ОБ-
раДУЙте.
3. После того, как ученики зау-
лыбались, ЗаиНтригУЙте.
4. После того, как заинтригова-
ли, ОБЪясНите, зачем это им нуж-
но.
5. Передавайте своё УДиВЛе-
Ние и ВОсХиЩеНие тем, что вы
объясняете.
6. Запоминается НеОЖиДаН-
НыЙ ПриМер.
7. Запоминается НагЛяДНОе
и то, что МОЖНО исПОЛЬЗОВатЬ.
8. Высший класс, когда ученик
хочет ПереОсМысЛитЬ вашу ин-
формацию и ОБЪясНитЬ ДрУгиМ.
9. Хотят учиться не у того, кто
хорошо знает предмет, а у того,
кто показал, как он НУЖеН УЧе-
НиКУ.
10. Урок — это не когда знаю-
щий объясняет незнающим, а когда
собравшимся ХОрОШО ВМесте. а
что ещё и полезно—это следствие!
Юрий КРУГЛоВ,
учитель, преподававший в школе
М. П. Щетинина.
В
есеннее равноденствие
— одно из уникальней-
ших явлений природы,
суть которого сводится к
тому, что солнце перехо-
дит из Южного полушария в се-
верное, и в эти дни во всех стра-
нах день почти равен ночи.
В День Весеннего равноденст-
вия начинается Новый год у мно-
гих народов и народностей Земли.
В этот день свет и тьма разде-
ляются поровну. В давние време-
на, когда не было календарей, вес-
ну определяли по солнцу. счита-
лось, что именно с этого дня на-
чинаются обновления в природе:
первый весенний гром, набухание
почек на деревьях, буйное прора-
стание зелени.
Особо почитался этот день и у
наших предков на руси. Люди пек-
ли специальные угощения в ви-
де птиц, пели обрядовые песни-
«заклички», тем самым закликали,
звали Весну, просили её быть бла-
госклонной, приносящей добрый
урожай и погоду.
В нашем поселении родовых
поместий Ключёвское ставро-
польского края это событие отме-
чается уже не первый год. Для нас,
для людей, живущих на земле, этот
день является одним из наиболее
важных дней в году. Живя в своём
поместье, общаясь с землёй, как
никогда лучше начинаешь пони-
мать вселенские взаимосвязи, что,
словно нити, опутывают всё во-
круг. Природа тесно связана с че-
ловеком и даже способна на вза-
имодействие, своеобразный ди-
алог. и поэтому мы обращаемся к
силам природы с почтением и лю-
бовью, показывая, как для нас важ-
на их благодать, энергия, благода-
рим прошедшую Зиму за её пре-
лесть и самобытность, просим Ве-
сну быть тёплой, а год — урожай-
ным, почитаем солнышко как Ве-
ликую Божественную Энергию, на-
поминая ему о том, что оно очень
важно для всего живого на Земле.
Многие из нас заметили, что те
годы, когда такой праздник в на-
шем поселении проводился, были
более благополучные и урожай-
ные, нежели годы, по каким-ли-
бо причинам обделённые нашим
вниманием в этот день.
Давайте же все вместе отме-
чать этот весенний тёплый празд-
ник, печь блины, размножая сол-
нышко в его личиках и душах люд-
ских, водить хороводы, даря на-
шу любовь солнышку, дабы оно,
как зеркало, вернуло её, помно-
женную, на Землю. и благодарить,
и звать к пробуждению Природу-
матушку и энергии животворные,
чтобы грядущий год нас урожая-
ми радовал, дожди поили землю,
не давая пересохнуть ей, семена
чтоб набирались силой всходить,
расти, плоды завязывать и сорные
травы к себе не допускать.
В этом году по уже сложив-
шейся традиции мы снова собира-
емся всем поселением праздно-
вать «Веснянку». Присоединиться
к нам и поучаствовать в меропри-
ятии может любой желающий.
День Весеннего равноденст-
вия совсем близко, и многое зави-
сит от того, как мы его встретим.
группа поселения ВКонтакте
https://vk.com/kluchevskoe
телефоны для связи: 8-961-
494-0138 — Николай, 8-905-415-
5207 — Ксения.
Семья ГУСаРоВЫХ.
ПРП Ключёвское,
Ставропольский край.
А Весна-то не за горами!