Стр. 26 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 5 (154), май 2017 г.
26 • образование
Д
о 1918 года обучение де-
тей в России было раз-
дельным. 31 мая 1918
года вышло постановле-
ние «О введении обяза-
тельного совместного обучения»,
подписанное комиссаром про-
свещения Луначарским. В ­30-е го-
ды многим, в том числе и новой
власти во главе со Сталиным, ста-
ли видны негативные последствия
«безполого» обучения. Уже в те го-
ды стал заметен дефицит сильных
духом, мужественных и волевых
юношей при призыве в армию. И
это при том, что тогда на самом
высоком уровне было физиче-
ское, трудовое и патриотическое
воспитание. Молодёжь сдавала
нормы ГТО, воспитывалась под
лозунгом «Быстрее! Выше! Силь-
нее!» и т. д.
Сталин попытался вернуть
школу к прежней модели. В раз-
дельных школах дети стали луч-
ше развиваться, особенно маль-
чики. У них постепенно стали исче-
зать черты, характерные для про-
тивоположного пола. Казалось бы,
истина восторжествовала. Одна-
ко такой порядок обучения суще-
ствовал лишь до тех пор, пока был
жив Сталин. В 1954 году мальчиков
и девочек вновь смешали в общие
классы по календарному возрасту.
Для генетически менее зре-
лых мальчиков представительни-
цы слабого пола становятся ду-
ховно-эмоциональным
приме-
ром поведения и образцом («ге-
роем») для подражания. Качества
этого «образца» — прилежность,
послушание, усидчивость, стрем-
ление услужить, понравиться, от-
сутствие протестных установок и
т.д. Такая модель поведения ста-
ла активно поощряться учителя-
ми-женщинами. Постепенно из
школьной жизни и чувств маль-
чиков исчезли ценности мужско-
го характера. Исчезли мужская ге-
роика, былинный мужской эпос,
мужская символика. Мальчики
оказались погруженными в су-
губо женскую духовно-сигналь-
ную среду с её смыслами и цен-
ностями. Более того, духовно бо-
лее зрелые девочки сами стали
прививать менее зрелым маль-
чикам свои сугубо женские сим-
волы, пристрастия, игры, эмоции,
мечты, фантазии, привычки, моти-
вы, смыслы жизни, страхи. В ито-
ге на протяжении нескольких по-
колений из учебных заведений,
где проходит большая часть жиз-
ни детей, исчезла поло-личност-
ная самоидентификация молодых
людей, особенно мальчиков.
В конечном счёте присущие
только мальчикам природные за-
датки — страсть к риску, испыта-
ниям на волю и силу духа, жажда
быть смелым и мужественным —
стали заглушаться и нейтрали-
зовываться. Учитывая, что эмо-
ции непременно имеют чёткую и
определённую гормональную ак-
тивацию (а гормоны, как извест-
но, вещества прямого генетиче-
ского действия), речь идёт о по-
давлении и нейтрализации муж-
ских задатков и на генетическом
уровне. Кроме того, природа муж-
ского начала такова, что самое
унизительное, позорное, букваль-
но саморазрушительное пережи-
вание для мальчиков — быть сла-
бее девочек. На этот счёт имеются
многочисленные сообщения в за-
рубежной, а в последние годы и в
отечественной научной литерату-
ре: женоподобные мужчины стали
всё больше и больше заполнять
пространство социальной жизни.
Мы в ХХ веке провели над со-
бой трагический эксперимент —
игнорировали полоролевое вос-
питание и активно внедряли без-
полую педагогику. Вот резуль-
тат... В условиях, когда до основа-
ния разрушена народная воспита-
тельная культура, когда до осно-
вания разрушено семейно-родо-
вое воспитание, наша школа, на-
целенная на некую сумму знаний
(без воспитания чувств), есть пре-
ступление перед народом.
Обсуждать вопрос о раздель-
ном обучении в школах начали
примерно четверть века назад.
Среди педагогов-новаторов Амо-
нашвили, Шаталова, Щетинина за-
нял своё место и Владимир Базар-
ный. В то время он создал в под-
московном Сергиевом Посаде ла-
бораторию физиолого-здравоох-
ранительных проблем образова-
ния. Проведя многочисленные со-
циологические исследования, Ба-
зарный пришёл к однозначно-
му выводу: главный враг здоро-
вья детей — современная школа
в том виде, в каком она сейчас су-
ществует. Один из китов, на кото-
ром стоит методика педагога, —
разделение классов по полово-
му признаку. «Смешение мальчи-
ков и девочек в детсадах и шко-
лах по календарному возрасту —
вещь непростительная, — счита-
ет Владимир Базарный. — Девоч-
ки в начале обучения на 2–3 года
духовно и физически опережают
по своему развитию мальчиков.
Исследования выявили, что если
мальчики оказываются окружён-
ными более сильными девочка-
ми, то у одних мальчиков форми-
руются женские черты характера,
у других складывается комплекс
невротического неудачника».
Последователи методики Ба-
зарного убедились в том, что высо-
ких результатов позволяет дости-
гать именно программа раздель-
ного обучения. К примеру, в одной
из школ Красноярского края, пе-
решедшей на раздельное обуче-
ние, более 60% учеников — отлич-
ники, 90% выпускников с первой
попытки поступают в вузы. В при-
ложении к воспитанию эта истина
выражается в том, что мальчики и
девочки рождены для совершен-
но разных жизненных реализаций,
поэтому обучать их нужно не од-
ному набору наук (как это делает-
ся у нас в школах), а по совершен-
но разным программам и в разной
манере. Образование девочки, на-
пример, включало в себя освоение
108 женских искусств (в том числе
умение вести хозяйство, оказывать
врачебную помощь, умение краси-
во одеваться, красиво двигаться и
говорить, петь, писать стихи и то-
му подобное). У девочек родители
стремились воспитать такие каче-
ства, как нежность, женственность,
целомудрие, верность, трудолю-
бие, готовность стать невестой, ма-
терью. Мальчика обучали в соот-
ветствии с его врождённой приро-
дой: кто-то рождён, чтобы просто
трудиться, кто-то — чтобы приум-
ножать богатства, кто-то — что-
бы защищать и руководить, кто-то
— чтобы наставлять и советовать.
Воспитывались смелость, воля, си-
ла духа, способность быть лидером
и брать на себя ответственность,
готовность защищать слабых, го-
товность стать главой семьи, встать
на защиту Отечества и т. д. Наро-
ды ещё в древности осознали: муж-
ское в мальчике изначально закре-
пощено и само по себе не раскро-
ется. Так появились испытания, на-
правленные на преодоление стра-
ха, развитие силы, ловкости, смело-
сти, выносливости и т. д.
В современном обществе по-
чти повсеместно девочек учат так
же, как мальчиков, таким образом
прививая им неверное видение
своей жизненной роли. Отсюда
— несчастливые в личной жизни
женщины. Мальчиков же не ори-
ентируют на соответствующую им
социальную деятельность. Отсю-
да — профессионально потерян-
ные мужчины (те, кто недоволен
своей работой, своим положени-
ем и достижениями).
Учителям рекомендуют, на-
пример, осторожно проводить в
«девчоночьих» классах соревно-
вания, потому что эмоциональные
девочки иногда очень остро реа-
гируют на неудачу, если проигры-
вают. А мальчишек, наоборот, со-
перничество может подстегнуть,
заставить быстрее думать, искать
правильный ответ. Речь не идёт о
двух учебных программах. Просто
одну и ту же дисциплину дети из-
учают разными темпами, часто
по-другому строится и сам урок.
Девочкам нужно подробно объ-
яснить тему, привести примеры,
а после этого проверить, как они
усвоили материал, предложив ре-
шить задачку. Мальчикам свой-
ственно искать новые пути, быть
первооткрывателями. Им лучше
предложить сначала справить-
ся с заданием самостоятельно, а
уже потом обобщить, рассказать,
как и почему надо было действо-
вать. Следует учитывать и такую
особенность: мальчиков необхо-
димо включать в поисковую дея-
тельность, их надо подталкивать к
нахождению принципа решения,
они лучше работают тогда, когда
характер вопросов — открытый,
когда нужно самому додумать-
ся, сообразить, а не просто повто-
рить за учителем и запомнить ин-
формацию. Их нужно натолкнуть,
чтобы они сами открыли законо-
мерность, тогда они будут в тону-
се в течение урока, тогда они за-
помнят и усвоят материал. То есть
им больше подходит обучение че-
рез самостоятельное разреше-
ние проблемной ситуации. Маль-
чики лучше работают «от против-
ного»: сначала —результат, потом
— как мы к этому пришли. От об-
щего—к частному. Почти все учи-
теля говорят, что в классе мальчи-
ков работать сложнее, но интере-
снее. Если же им предлагают дей-
ствовать по шаблону, они в такой
ситуации стараются уйти из-под
контроля взрослого, не подчи-
ниться ему, не выполнить несвой-
ственные им виды деятельности.
Никто, в том числе и в стане
противников раздельного обуче-
ния, не спорит: в «сегрегирован-
ных» классах и успеваемость вы-
ше, и дисциплина лучше, и усвое-
ние знаний быстрее, и физически
ребята крепче.
Минусы
Выпускники школ 40-х—50-х
годов прошлого века вспоминают,
что дружеской атмосферы в «од-
нополом» классе, как правило, не
было. О сплочённом коллективе
не было и речи. Девочки всячески
стремились показать своё превос-
ходство. В «мужских» школах про-
цветал культ силы, педагоги жало-
вались на многочисленные хули-
ганские выходки учащихся. Одна-
ко в наши дни в школах, создавае-
мых по новой модели, мальчики и
девочки занимаются «через стен-
ку», встречаясь на переменках и
на внеклассных мероприятиях.
Наиболее строгие критики
этого метода обучения говорят о
принципиальной недопустимости
воспитания в детях привычки де-
лить людей на «таких же, как я» и
«других». Поделив учеников сна-
чала по гендерному признаку, го-
ворят оппоненты, возникает со-
блазн продолжить делить их по
расовому, религиозному, физиче-
скому, интеллектуальному призна-
кам. Некоторые критики считают,
что в мужском классе будет про-
цветать дедовщина. Встречаются
даже мнения, что класс, где нет де-
вочек, — хорошая среда для вос-
питания будущих... маньяков.
Аргумент, что в раздельных
классах дети ограждены от сом-
нительных прелестей полового
созревания, тоже не выдержива-
ет критики. У нас сейчас слишком
большое влияние имеют средства
массовой информации, где детям
рассказывается обо всех «преле-
стях» половой жизни, в том числе
и добрачной.
Помимо споров вокруг соб-
ственно метода, существует про-
блема совсем другого рода — пе-
дагогические кадры. В регионах,
где проводится эксперимент, на
роль классного руководителя в
мужской класс ищут, как правило,
мужчину. На деле выяснилось, что
это почти нереально.
И всё же гендерная педагогика
набирает обороты. Учитывая пре-
дыдущий педагогический опыт и
современные исследования, всё
больше учителей стараются воз-
родить эту неоспоримо эффектив-
ную методику обучения. Всё боль-
ше родителей ищут школы или
классы с раздельным обучением.
Эксперты в педагогическом сооб-
ществе обращают внимание на то,
что большинство «разделённых»
школ — гимназии, лицеи, обра-
зовательные учреждения с углуб­
ленным изучением ряда предме-
тов. Там, где есть математические
и гуманитарные классы, отчего бы
не быть «мальчиковым» и «девча-
чьим». Кроме того, учиться не в та-
кой школе, как все, престижно.
Опытные площадки открылись
уже на 35 территориях Российской
Федерации — всего получилось
62 класса. Мониторинг здоровья,
проведённый медиками после че-
тырёх лет обучения по новой си-
стеме, показал, что дети стали ре-
же болеть. Раздельные уроки физ-
культуры дали поразительный эф-
фект: ребята стали сильнее и вы-
ше ростом, чем их сверстники из
других школ.
Если обратиться к современ-
ному опыту западных стран, то в
немецких государственных шко-
лах разделение по половому при-
знаку категорически запреще-
но. Исключение составляют толь-
ко несколько особо престижных,
очень дорогих частных гимназий.
Американский
департамент
образования недавно ввёл новые
правила, облегчающие организа-
цию раздельного школьного об-
учения. Начиная с 1998 года ко-
личество школ в США, предлага-
ющих раздельное обучение маль-
чиков и девочек, возросло с 4 до
223. Школы, имеющие хотя бы не-
сколько «однополых» классов,
есть в 32 штатах.
По статьям Тимофея Шадрина
и Владимира Базарного.
Раздельное обучение: за и против