Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 8 (158), август 2017 г.
оСознанноЕ роДиТЕЛьСТВо
И
спокон веков в нашей
стране сильны были тра-
диции многодетной се-
мьи. и крепкие крестьян-
ские, и купеческие се-
мьи, и дворянские роды старались
иметь множество наследников.
После революции 1917 года
всё резко изменилось, и большин-
ство семей уже не могли позво-
лить себе иметь по нескольку де-
тей одновременно, стараясь огра-
ничиваться одним-двумя.
В советское время многодет-
ной стали считать ту семью, в ко-
торой от трёх и более детей. Хотя
в царское время по три ребёнка
имела практически каждая семья.
Тем не менее, и в наше время
ещё кое-кто отваживается заво-
дить более двух-трёх ребятишек,
не пугаясь даже сложной эконо-
мической обстановки в стране.
Многодетных родителей не оста-
навливают и жилищные пробле-
мы. они готовы сознательно огра-
ничивать себя в качестве жизни, в
удобствах, комфорте ради собст-
венных детей.
Такая позиция не может не вы-
зывать уважения. а если учесть,
что помощь со стороны государ-
ства таким семьям настолько не-
значительна, что её вряд ли вооб-
ще можно принимать во внима-
ние, то начинаешь испытывать к
ним двойное уважение.
Трудно сказать, что в наши дни
заставляет людей заводить мно-
гочисленное потомство. Возмож-
но, это мощный родительский ин-
стинкт, установка на большую се-
мью, полученная от их собствен-
ных родителей ещё в детстве, вли-
яние наследственности…
и если отбросить такие край-
ности, как роды ради здоровья и
дальнейшее наплевательское от-
ношение на судьбу своего мало-
летнего потомства (к сожалению,
и такое тоже нередко встречает-
ся), то совершенно определённо и
точно можно сказать одно: в мно-
годетных семьях дети вырастают
намного более дружными и более
приспособленными к жизни.
Попробуем разобраться, поче-
му результаты воспитания детей в
большой семье намного превос-
ходят результаты воспитания в не-
больших семьях.
Воспитательный процесс с пе-
дагогической точки зрения в та-
ких семьях происходит намно-
го качественнее. но, как это ни
странно, происходит это вовсе не
потому, что родители имеют спе-
циальное педагогическое образо-
вание. напротив, о правилах пе-
дагогики они порой не имеют ни-
какого представления. и воспита-
тельный процесс в соответствии
со всеми законами природы осу-
ществляется ими по схеме, кото-
рая вызывает наименьшее сопро-
тивление. Что же это означает?
В многодетных семьях у роди-
телей нет возможности уделять
каждому ребёнку много времени,
поэтому руководство детским кол-
лективом, как правило, осуществ-
ляется при помощи распределе-
ния обязанностей между детьми и
контроля за их выполнением.
ребёнок, вовлечённый в опре-
делённую структуру действий, не
выполнив вовремя отведённую
ему функцию, тем самым нару-
шает всю структуру, вызывая не-
одобрение остальных членов се-
мьи. испытав на себе негативную
реакцию со стороны близких ему
людей, ребёнок стремится к то-
му, чтобы подобные ситуации не
повторялись впредь и старается
возложенные на него обязаннос-
ти выполнять с предельной акку-
ратностью и вовремя, чтобы за-
служить одобрение и поощрение
со стороны всех членов семьи и
главное — родителей.
Таким образом, словесное по-
ощрение в многодетных семьях
становится едва ли не самым глав-
ным рычагом педагогического
воздействия. Почти наверняка та-
кому ребёнку во взрослом состоя-
нии не придётся долго объяснять,
что от него требуется.
Совершенно очевидно, что в
многодетной семье с самого сво-
его рождения ребёнок попадает в
такие жизненные обстоятельства,
которые с максимальной досто-
верностью воспроизводит имен-
но ту общественную среду, в ко-
торой ему предстоит жить в даль-
нейшем.
адаптация к социуму, раз-
личным жизненным обстоятель-
ствам происходит намного бы-
стрее. Многодетная семья позво-
ляет формирующейся личности
пережить множество ситуаций,
способствующих адаптации к бу-
дущей взрослой жизни. Это и чёт-
кое распределение обязанностей,
и непререкаемый родительский
авторитет, и жёсткое требование
всегда отвечать за последствия
своих поступков.
а самое главное — это умение
общаться с людьми и всегда нахо-
дить общий язык в коллективе. ре-
бёнок, с раннего детства получив-
ший навыки коллективного об-
щения, в дальнейшем становится
полноправным членом любой ко-
манды, в которую ему приходит-
ся влиться. Это и профессиональ-
ный круг, и группа близких друзей,
и семейные отношения.
В большой семье между всеми
её членами складываются удиви-
тельно тёплые и ровные отноше-
ния, где нет места зависти, злу, не-
нависти. необыкновенная атмос-
фера любви и заботы со стороны
всех членов семьи сопровожда-
ет ребёнка весь период его взрос-
ления.
Малыш с самого рождения
ощущает мощную поддержку бук-
вально со всех сторон. Старшие
дети принимают активное участие
в воспитании малышей и тем са-
мым получают серьёзный урок на
будущее по уходу и правильному
воспитанию детей.
Те дети, которые выросли в
многодетной семье, в дальней-
шем при создании своей собст-
венной отличаются очень серьёз-
ным подходом. они максимально
уравновешены и с предельной от-
ветственностью относятся к собст-
венным детям. Да, это почти пра-
вило — ребёнок из полноценной
многодетной семьи сам становит-
ся отличным родителем для своих
собственных детей.
Светлана прОХОрОва.
http://ruvesna.ru
Русский ребёнок
в многодетной семье
В
ина. Время от времени это
чувство преследует роди-
телей, заставляя порой чув-
ствовать себя некомпетен-
тными и потерянными, спраши-
вать себя, действительно ли мы—
это то, что нужно нашему ребён-
ку. Как было бы здорово найти ту
самую правильную книгу о воспи-
тании детей, которая указала бы
нам дорогу и дала все ответы: что
определённо идёт не так, раз мы
чувствуем себя такими виноваты-
ми? Верно? Вообще-то, нет… это
необязательно, иногда вина явля-
ется лучшим подтверждением то-
го, что вы—это то, в чём на самом
деле нуждается ваш ребёнок.
реальность такова, что мы са-
ми всё ещё находимся в процессе
развития (надеюсь, у нас он про-
двинулся дальше, чем у наших де-
тей), и ничто другое не демонстри-
рует нам наши собственные не-
достатки и свою незрелость как
появление детей. Стать родите-
лем — это самая лучшая терапия
на свете, ведь когда мы пытаемся
дать детям то, что им нужно, мы
лицом к лицу сталкиваемся с тем,
что нам нужно улучшить в самих
себе. например, чтобы выдержать
фрустрацию и истерики дошколь-
ника, нам нужно выдержать свою
собственную фрустрацию и совла-
дать со своей реакцией. Любовь к
нашим детям рождает в нас моти-
вацию и желание стать лучше и не
повторять того, что нам не нрави-
лось в нашем детстве. Мы полно-
стью отдаёмся этому желанию, а в
результате появляется чувство ви-
ны, которое указывает нам, каких
именно целей нам не удалось до-
стичь и какой вред мы иногда при-
чиняем тем, о ком должны забо-
титься. Эта самая вина и конфликт
между тем, кем мы являемся, и
тем, кем мы хотим быть для наших
детей, помогают нам стараться по-
ступать иначе.
Другая сторона вины в том, что
когда вы в действительности види-
те себя как ответ на нужды ребён-
ка, то начинаете испытывать вину
за всё… — от синяков на колен-
ках до их печали, когда уходите на
работу. именно из-за того, что вы
чувствуете себя за них в ответе, вы
и испытываете эту вину—и это са-
мое лучшее её проявление. Честно
говоря, я больше переживаю за де-
тей, чьи родители никогда не чув-
ствуют себя виноватыми. Если по-
смотреть на ситуацию глазами ре-
бёнка, то вы увидите, что они охот-
но и благосклонно могут прощать
родителям их ошибки. Детям гора-
здо сложнее понять отсутствие ви-
ны, когда им сделали больно.
наша культура не приветству-
ет слёзы и чувство вины, но они по-
могают нам оставаться человечны-
ми. Если вы сможете оплакать свои
родительские недостатки, тогда и
только тогда сможете найти вер-
ную дорогу. Всё то время, пока мы
убегаем от своих демонов, мы на
самом деле им предоставлены, и
они грозят поглотить нас целиком.
Чувство вины — это послание,
иногда совсем нежелательное, но
к нему стоит прислушаться, если у
вас хватит смелости на это.
Чувство вины делает нас чест-
ными и настоящими, указывает
направление, как стать такими ро-
дителями, которых заслуживают
наши дети. Стоит избавиться лишь
от одного чувства вины — по по-
воду наличия вины. Само её суще-
ствование отражает наше страст-
ное желание стать лучшим роди-
телем для наших детей. и в этом
мы виновны по всем пунктам.
Дебора маКнамара.
перевод ирины маЦенКО.
Как стать лучшим родителем
для своих детей
отька в школе подрался,
вроде успокоился дома, сел
за уроки. Потом пришёл:
— Мама, у меня стресс, я не
могу заниматься.
— Что я могу сделать?
— не знаю. Что-нибудь. Я с не-
рвами не справляюсь.
— ну, пойдём на кухню, пого-
ворим. Что ты чувствуешь?
— боль. Страдание. обиду.
—на что?
рассказывает, на что.
— Понятно. Понимаешь, сын,
есть событие, а есть твоё отноше-
ние к нему. Событие — это то, что
ты мне рассказал. а твоё отноше-
ние — это твоя обида. Так?
— Так.
— от чего ты страдаешь — от
события или от отношения?
—от события.
— нет. объяснить? Вот я вооб-
ще в этом событии не участвовала,
я дома была. но ты мне о нём рас-
сказал и мне тоже больно, по-дру-
гому, чем тебе, но больно. Я от че-
го страдаю?
—от отношения.
— Да. и ты от отношения. Лю-
ди всегда страдают не от событий,
а от отношения к событиям, это за-
кон природы такой. Согласен?
—Да.
— Теперь слушай дальше. от-
ношение от чего зависит — от со-
бытия или от тебя?
—ну…
— от тебя. Сейчас докажу.
Представь, что прошло десять лет,
и событие стало далёким и незна-
чительным. У тебя отношение из-
менится к нему?
—Да, я его забуду.
—ну, так представь, что прош-
ло десять лет.
— не могу! Это же сегодня бы-
ло!
— Тогда так. Страдание — это
соль. Душа—это вода. Если у тебя
маленькая душа, как чайная лож-
ка воды, а соли целый килограмм,
то соль впитает воду и закаменеет.
и ты никогда от этого страдания
не избавишься. Так?
— Так.
— а теперь представь, что
твоя душа огромная, тридцать ку-
бических кубометров воды. и туда
попал килограмм соли. Что с ней
произойдёт?
—она исчезнет.
— Правильно. значит, что на-
до представить?
— Что у меня большая душа.
— она и так большая. Как оке-
ан. и туда попала чайная ложка
соли. Да тьфу ведь?
Слушайте, я первый раз увиде-
ла вживую, как светлеет у челове-
ка лицо. Встал и пошёл молча де-
лать уроки.
Что-то правда могу.
нина мОТинЦева.
https://vk.com/
feed?w=wall-24943107_110471
Большая душа