«Родовая Земля»
№ 2 (163), февраль 2018 г.
32 •
С Добром пожаловать!
астерица
Наталья
Сунцова не только
создаёт обереговые
куклы, но и сохраня
ет деревенские тра
диции. Именно она своими сила
ми создала этнографический му
зей «Русская изба», который рас
положен в настоящем деревян
ном срубе в селе Чудовка.
Хранители очага
— Наталья Николаевна, 10
февраля празднуют междуна
родный День домового, сейчас
ставшего почётным сувениром
из любой поездки, но всегда ли
он был только красивой игруш
кой?
—Раньше это был оберег, кото
рый появился во времена язычест
ва, когда было многобожие и вери
ли во всё: и в кукушек, и в лягушек,
и в деревья. Дубы вообще не ру
били, а если рубили, то прощения
просили. Самый популярный обе
рег — это 13 бабок, кукол-лихо
манок, своего рода приманки для
злодеек-болезней, залетевших в
дом. Их делали из соломыили лозы
в очень ярких платьях. Считалось,
чем красочней наряд, тем вер
нее кукла-оберег привлечёт к се
бе что-то плохое. Тогда же пришёл
домовой. Раньше жили общинами,
и главой был дед, так вот домовой
не кто иной, как праотец всего ро
да. Поэтому сначала его изобража
ли как деда с бородой, а потом уже
вроде его сыновья пошли—домо
вята. И обязательно эти фигурки-
обереги изготавливали с добрым,
улыбающимся лицом.
Кстати, от того, что фигурка-
домовой держал в руках, зависе
ло, как и от чего оберег защища
ет или что сможет принести в дом.
Метла — символ защиты от нечи
стой силы и от других плохих ве
щей. Мешок с крупой — к богатст
ву и огромному урожаю. А сейчас
делают домовых как сувениры с
чем только можно. Например, до
мового на кухню с ложкой, чтобы
он помогал в готовке и заботился
о неповторимом вкусе еды.
— А бывают ли чисто воро
нежские или семилукские до
мовята?
— Думаю, нет. А вот куклы-
обереги бывают, если чётко сде
лать их в нашем наряде — понё
ва клетчатая, кокошник, вышивка
на рукавах ёлочкой. И лично мне
больше нравится делать кукол-
женщин, чем домовых. Обереги-
женщины и красивые, и с опре
делённым смыслом: вот есть по
кровительница плодородия, на
пример, обычно с колосьями или
люлькой. Тоже из лозы или соло
мы, с ярким фартуком.
История из кукол
— Для вас такие куклы-обере
ги сохранили своё первоначаль
ное значение?
—Скорее, это просто сохране
ние русских народных традиций
и истории. Пусть это остатки язы
Чудо из Чудовки
М
Воронежская мастерица о домовых и современной деревне
Наталья Сунцова перебралась из города в деревню и
теперь рассказывает местным и гостям о древних тра-
дициях и своими руками делает обереги и домовых.
чества, но тем не менее это отго
лоски старого. В этом есть и кра
сота, и творчество, и возможность
напомнить людям, что было мно
го веков назад, какие обряды су
ществовали и почему.
— Сохранение традиций бо
лее характерно для деревни
или для города?
— Городские традиции тоже
существуют, и они немного пере
кликаются с деревенскими. Я ча
сто видела, например, шторы с
вышивкой, которая была харак
терна и для деревенской культу
ры. Но смотря что иметь в виду
под сохранением традиций. Если
проводить какие-то мероприятия,
то в деревне всё это проще и луч
ше запоминается. Когда мы идём
за водой на родник с коромыслом
и вёдрами, сами набираем, а по
том ещё пьём чай из настоящего
самовара и печём блины на рари
тетной сковороде, конечно, это за
помнится. Сделать в городе такое
не получится, да это и не нужно.
Это уже чисто деревенский быт. И
просто слушать о нём будет не так
интересно, как всё это попробо
вать. Но в целом и в городе, и в де
ревне можно создать что-то инте
ресное, было бы желание.
Из города в деревню
— Почему решили пере
браться в деревню, ведь учи
лись ижили в центре Воронежа?
— Я, правда, живу в деревне
последнее время, хотя у сестры
квартира в городе, я часто сюда
приезжаю. У меня есть старенькая
«Нива», я на ней мотаюсь туда-сю
да. Если честно, в деревне жить не
собиралась, хотела только отды
хать там. А потом как-то само поти
хоньку всё случилось. Дело в том,
что мне 70 лет, и все мои ровесни
ки либо с клюкой, либо с ходунка
ми. Раньше все выходили и обща
лись. Сейчас у меня, считай, знако
мых здесь нет. И какая мне разни
ца, где сидеть? В деревню ко мне
ещё больше приезжают, и я редко
бываю одна. А дом у меня со все
ми удобствами, ещё лучше, чем го
родской. От меня до центрального
села Губарёво три километра, и зи
мой, конечно, дорога может почи
ститься, а может и нет, но моя «Ни
ва» почти всегда проходит. Конеч
но, центральное село, где многие
работают, где автобус ходит и ма
газин свой есть, к нам же он толь
ко приезжает, благоустроеннее.
Когда я покупала этот дом, этого не
понимала. Мы с сыном приехали, и
вроде бы козы пасутся, трава, ря
дом пруд — красота. Что ещё на
до? А что жить—я об этом не под
умала, у меня же никого никогда
не было в деревне.
— Чувствуете себя храните
лем традиций?
— Теперь да. Даже местным
в деревне рассказываю историю
районов или вещей. Они почти
ничего не знают и как-то не инте
ресуются. В селе же живут люди,
которые раньше тут почти не бы
вали. Они много работали то на
стройках, то на заводах или ещё
где-то на выезде. Вот и получи
лось, что у них деды сельские, а
они работали в городе почти всю
жизнь и забыли даже, что помни
ли. Они оставили полученные го
родские квартиры детям, а са
ми вернулись в своё село к роди
телям или просто. Так что те, что
близко к городу живут, почти ни
чего не помнят, потому что сами
не совсем деревенские.
А какие-то дальние сёла об
ласти, да если ещё где немцев не
было, они многое сохранили, мо
гут что-то рассказать и показать.
Но всё равно найти сейчас что-то
сложно. У нас проводятся этногра
фические экспедиции от универ
ситета, так вот, если они две коф
ты привезут и две крынки, то уже
довольны.
— А современная моло
дёжь, которая приезжает в ва
шу музей-избу, интересуется
традициями и историей?
езжали. Как-то у меня была много
детная семья, мальчишки там по
лухулиганы, увидели мою коллек
цию топоров, молотков, кирок и
говорят: «О, сколько металлоло
ма!» (смеётся).
Наталья Сычева.
«АИФ-Черноземье», 10.02.2017 г.
www.chr.aif.ru
P. S.
В музее «Русская изба»
(с. Чудовка Семилукского райо
на Воронежской области) регу
лярно проводятся мастер-классы
по изготовлению традиционных
кукол, в которых можно принять
участие и попробовать самосто
ятельно сделать куклу из разных
материалов — ткань, нитки, со
ломка.
По всем интересующим во
просам можно обращаться к хо
зяйке музея Наталье Сунцовой
по тел.: 8-952-956-3454, 8-953-
119-7419.
— Они, конечно, бегут ко мне
и детишек везут, чтобы их чем-то
занять. Но если бы не было чая с
блинами, то, может быть, и не при