Стр. 32 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 2 (163), февраль 2018 г.
32 •
С Добром пожаловать!
астерица
Наталья
Сунцова не только
создаёт обереговые
куклы, но и сохраня­
ет деревенские тра­
диции. Именно она своими сила­
ми создала этнографический му­
зей «Русская изба», который рас­
положен в настоящем деревян­
ном срубе в селе Чудовка.
Хранители очага
— Наталья Николаевна, 10
февраля празднуют междуна­
родный День домового, сейчас
ставшего почётным сувениром
из любой поездки, но всегда ли
он был только красивой игруш­
кой?
—Раньше это был оберег, кото­
рый появился во времена язычест­
ва, когда было многобожие и вери­
ли во всё: и в кукушек, и в лягушек,
и в деревья. Дубы вообще не ру­
били, а если рубили, то прощения
просили. Самый популярный обе­
рег — это 13 бабок, кукол-лихо­
манок, своего рода приманки для
злодеек-болезней, залетевших в
дом. Их делали из соломыили лозы
в очень ярких платьях. Считалось,
чем красочней наряд, тем вер­
нее кукла-оберег привлечёт к се­
бе что-то плохое. Тогда же пришёл
домовой. Раньше жили общинами,
и главой был дед, так вот домовой
не кто иной, как праотец всего ро­
да. Поэтому сначала его изобража­
ли как деда с бородой, а потом уже
вроде его сыновья пошли—домо­
вята. И обязательно эти фигурки-
обереги изготавливали с добрым,
улыбающимся лицом.
Кстати, от того, что фигурка-
домовой держал в руках, зависе­
ло, как и от чего оберег защища­
ет или что сможет принести в дом.
Метла — символ защиты от нечи­
стой силы и от других плохих ве­
щей. Мешок с крупой — к богатст­
ву и огромному урожаю. А сейчас
делают домовых как сувениры с
чем только можно. Например, до­
мового на кухню с ложкой, чтобы
он помогал в готовке и заботился
о неповторимом вкусе еды.
— А бывают ли чисто воро­
нежские или семилукские до­
мовята?
— Думаю, нет. А вот куклы-
обереги бывают, если чётко сде­
лать их в нашем наряде — понё­
ва клетчатая, кокошник, вышивка
на рукавах ёлочкой. И лично мне
больше нравится делать кукол-
женщин, чем домовых. Обереги-
женщины и красивые, и с опре­
делённым смыслом: вот есть по­
кровительница плодородия, на­
пример, обычно с колосьями или
люлькой. Тоже из лозы или соло­
мы, с ярким фартуком.
История из кукол
— Для вас такие куклы-обере­
ги сохранили своё первоначаль­
ное значение?
—Скорее, это просто сохране­
ние русских народных традиций
и истории. Пусть это остатки язы­
Чудо из Чудовки
М
Воронежская мастерица о домовых и современной деревне
Наталья Сунцова перебралась из города в деревню и
теперь рассказывает местным и гостям о древних тра-
дициях и своими руками делает обереги и домовых.
чества, но тем не менее это отго­
лоски старого. В этом есть и кра­
сота, и творчество, и возможность
напомнить людям, что было мно­
го веков назад, какие обряды су­
ществовали и почему.
— Сохранение традиций бо­
лее характерно для деревни
или для города?
— Городские традиции тоже
существуют, и они немного пере­
кликаются с деревенскими. Я ча­
сто видела, например, шторы с
вышивкой, которая была харак­
терна и для деревенской культу­
ры. Но смотря что иметь в виду
под сохранением традиций. Если
проводить какие-то мероприятия,
то в деревне всё это проще и луч­
ше запоминается. Когда мы идём
за водой на родник с коромыслом
и вёдрами, сами набираем, а по­
том ещё пьём чай из настоящего
самовара и печём блины на рари­
тетной сковороде, конечно, это за­
помнится. Сделать в городе такое
не получится, да это и не нужно.
Это уже чисто деревенский быт. И
просто слушать о нём будет не так
интересно, как всё это попробо­
вать. Но в целом и в городе, и в де­
ревне можно создать что-то инте­
ресное, было бы желание.
Из города в деревню
— Почему решили пере­
браться в деревню, ведь учи­
лись ижили в центре Воронежа?
— Я, правда, живу в деревне
последнее время, хотя у сестры
квартира в городе, я часто сюда
приезжаю. У меня есть старенькая
«Нива», я на ней мотаюсь туда-сю­
да. Если честно, в деревне жить не
собиралась, хотела только отды­
хать там. А потом как-то само поти­
хоньку всё случилось. Дело в том,
что мне 70 лет, и все мои ровесни­
ки либо с клюкой, либо с ходунка­
ми. Раньше все выходили и обща­
лись. Сейчас у меня, считай, знако­
мых здесь нет. И какая мне разни­
ца, где сидеть? В деревню ко мне
ещё больше приезжают, и я редко
бываю одна. А дом у меня со все­
ми удобствами, ещё лучше, чем го­
родской. От меня до центрального
села Губарёво три километра, и зи­
мой, конечно, дорога может почи­
ститься, а может и нет, но моя «Ни­
ва» почти всегда проходит. Конеч­
но, центральное село, где многие
работают, где автобус ходит и ма­
газин свой есть, к нам же он толь­
ко приезжает, благоустроеннее.
Когда я покупала этот дом, этого не
понимала. Мы с сыном приехали, и
вроде бы козы пасутся, трава, ря­
дом пруд — красота. Что ещё на­
до? А что жить—я об этом не под­
умала, у меня же никого никогда
не было в деревне.
— Чувствуете себя храните­
лем традиций?
— Теперь да. Даже местным
в деревне рассказываю историю
районов или вещей. Они почти
ничего не знают и как-то не инте­
ресуются. В селе же живут люди,
которые раньше тут почти не бы­
вали. Они много работали то на
стройках, то на заводах или ещё
где-то на выезде. Вот и получи­
лось, что у них деды сельские, а
они работали в городе почти всю
жизнь и забыли даже, что помни­
ли. Они оставили полученные го­
родские квартиры детям, а са­
ми вернулись в своё село к роди­
телям или просто. Так что те, что
близко к городу живут, почти ни­
чего не помнят, потому что сами
не совсем деревенские.
А какие-то дальние сёла об­
ласти, да если ещё где немцев не
было, они многое сохранили, мо­
гут что-то рассказать и показать.
Но всё равно найти сейчас что-то
сложно. У нас проводятся этногра­
фические экспедиции от универ­
ситета, так вот, если они две коф­
ты привезут и две крынки, то уже
довольны.
— А современная моло­
дёжь, которая приезжает в ва­
шу музей-избу, интересуется
традициями и историей?
езжали. Как-то у меня была много­
детная семья, мальчишки там по­
лухулиганы, увидели мою коллек­
цию топоров, молотков, кирок и
говорят: «О, сколько металлоло­
ма!» (смеётся).
Наталья Сычева.
«АИФ-Черноземье», 10.02.2017 г.
www.chr.aif.ru
P. S.
В музее «Русская изба»
(с. Чудовка Семилукского райо­
на Воронежской области) регу­
лярно проводятся мастер-классы
по изготовлению традиционных
кукол, в которых можно принять
участие и попробовать самосто­
ятельно сделать куклу из разных
материалов — ткань, нитки, со­
ломка.
По всем интересующим во­
просам можно обращаться к хо­
зяйке музея Наталье Сунцовой
по тел.: 8-952-956-3454, 8-953-
119-7419.
— Они, конечно, бегут ко мне
и детишек везут, чтобы их чем-то
занять. Но если бы не было чая с
блинами, то, может быть, и не при­