«Родовая Земля»
№ 2 (163), февраль 2018 г.
8 • ОБраЗ ЖиЗНи
Кто загнал всех в города?
П
редлагаю посчитать де
тей в своей семье, за
тем в семье своих роди
телей и, наконец, в се
мье бабушек и дедушек,
а если позволит родовая память,
то прабабушек и прадедушек. У
меня, к примеру, получилась сле
дующая последовательность. Ба
бушка по отцу была из семьи с де
вятью детьми, бабушка по матери
—одна из восьми детей в семье. У
моего отца — две сестры, а у ма
мы — два брата. У моих родите
лей — три сына. и, наконец, у ме
ня — сын, пока один…
После несложных подсчётов
выводы делайте самостоятельно.
сама технология производст
ва пищи требует, чтобы люди жи
ли в сёлах, а не в городах. ещё в
начале XX века сельское населе
ние России составляло 87%.
В 1897 году в России было
только 16 городов с численностью
более 50 тысяч человек, и толь-
ко 7 из них — большие. В 1989 го-
ду россия состояла из 1001 города
(без городов Южного сахалина и
Калининградской области), из них
632 образовались в годы совет-
ской власти. В 170 городах прожи
вало 70% населения.
Урбанизация страны являет
ся главной причиной снижения
рождаемости, демографическо
го кризиса, депопуляции. Урба
низация — показатель развития
страны. Чисто сельская, аграрная
страна с урбанизированной тя
гаться не может, в смысле — во
евать на поле битвы. Но в мирное
время аграрная страна за истори
чески короткий промежуток вре
мени всегда будет увеличивать
своё население.
Почему в сельских семьях бы
ло по 15 детей? Почему городские
жители не желают размножаться?
сельская семья в прошлом бы
ла предприятием, на котором де
ти работали на своих родителей.
Чем больше детейработников,
тем крепче предприятие. Крестья
не рожали по 5–10 детей не для
удовлетворения психологической
потребности в детях и не для про
должения рода. Они рожали ра
ботников. В старости дети содер
жали родителей и были их «пен
сией». такое сельское единолич
ное, как говорят, патриархаль
ное хозяйство производило де
тей в избытке. Численность насе
ления определялась только до
ступной пищей. Бреши в людских
рядах, образуемые эпидемиями
и войнами, немедленно заполня
лись новыми людьми. Население
росло медленно, но не потому, что
существовало равновесие между
рождаемостью и смертностью, а
благодаря медленному увеличе
нию количества доступной пищи,
используя мелиорацию и связан
ное с этим повышение урожайно
сти (например, появление карто
феля удвоило население европы),
улучшение орудий труда. В аграр
ной россии происходил естест
венный прирост населения, а не
увеличение населения благодаря
миграции в россию чужеземцев.
Положение изменилось, ког
да пришёл капитализм с наёмным
трудом. Дети рабочих теперь ра
ботали не на отца с матерью, а на
капиталиста. сразу же из полез
ных работников семьи они пре
вратились в безполезных квар
тирантов, иждивенцев. В горо
дах пропал экономический смысл
иметь большие семьи, исчезли и
сами многодетные семьи. Это про
изошло за 2–3 поколения, практи-
чески мгновенно. именно в этом,
а не в наличии водопровода и туа
лета состоит разница между горо
дом и селом, урбанизированным
и аграрным обществом — в смы
сле влияния на рождаемость.
https://vk.com/vselo
Эти люди — страшный сон маркетологов. Никакими коврижка
ми не заманишь их в супермаркеты, крутые автосалоны и мод
ные бутики. Они добровольно отказались от благ цивилизации в
пользу чистого воздуха, здоровой пищи и тишины.
Для них нет ничего лучше, чем просыпаться под пение птиц, хо
дить босиком по росе, топить дровами печь и зарабатывать на
жизнь тем, что приносит удовольствие. Они сами строят дома
из дерева, соломы и глины, шьют себе одежду и пекут хлеб. Кто
же они такие — современные отшельники?
Антипотребители
Полтора часа езды в экопосе
ление Ржавец, что в 13 км от За-
донска Липецкой области, и вот
грунтовыми и неровными поле
выми дорогами машина привозит
меня на широкую поляну. Здесь
собрались жители села, чтобы от
метить праздник — День ива
на Купалы. Женщины — в льня
ных сарафанах, с венками на го
лове, мужчины — в рубахах. Ощу
щение, что попадаешь в прошлое
лет эдак на 200 назад. К реально
сти возвращает звонок мобильно
го телефона в руках одного из эко
поселенцев.
— а я думала, что у вас тут нет
ни мобильников, ни интернета, —
завожу с ним разговор.
Мой собеседник улыбается. К
стереотипам здесь привыкли.
— У нас дома и электричест
во, и отопление, и горячая вода —
всё как у всех, — говорит он. —
с той лишь разницей, что мы ды
шим чистым воздухом, едим чи
стую, не отравленную химией еду
и занимаемся тем, что действи
тельно нравится.
сергей и ирина Половинки
ны — коренные горожане. Она
в прошлом дизайнер мебели, он
— радиоинженер. решение поки
нуть город и уехать жить в дерев
ню приняли вместе три года на
зад. На вопрос, что к этому под
толкнуло, отвечают:
— Наверное, просто пресыти
лись. В городе ты крутишься, как
белка в колесе, зарабатываешь и
тут же тратишь. Думаешь, что бе
жишь кудато, но на самом деле
движешься по замкнутому кругу.
В конце концов деньги, покупки
перестают радовать. Здесь всё по
другому: нет лишней суеты, потре
бительских соблазнов. Здесь на
стоящая жизнь.
только не надо думать, что она
лёгкая. День у экопоселенцев на
чинается в пять утра. Надо успеть
коров подоить, на пастбище их
вывести, коровник почистить. так
много дел и забот, что не счесть.
а ещё у супругов Половинкиных
своя сыроварня, где они делают
вкусные домашние сыры.
— В магазинах мы почти ниче
го не покупаем, стараемся питать
ся своими, натуральными продук
тами, — рассказывает сергей. —
естественно, мы пришли к этому
не сразу. сначала купили малень
кую мельницу и стали печь хлеб.
Потом научились делать иванчай,
затем приобрели пресс и начали
давить масло, а как коров завели,
так теперь у нас и йогурты, и сме
тана, и сыры — всё своё. аптека в
буквальном смысле под ногами. а
лекарства мы не пьём просто по
тому, что не болеем. секрет здо
ровья простой — чистый воздух и
физический труд.
—Когда мы только переехали,
я сразу сбросила 10 кг, — добав
ляет ирина. —Вот такой у нас без
платный фитнес.
Что немцу хорошо…
В ржавце собрались семьи из
разных городов россии и даже ев
ропы. супруги александр и Вален
тина Цильке приехали из герма
нии, куда эмигрировали в середи
не 1990-х из Казахстана. Постро-
или дом, обзавелись подворьем,
завели коз.
— Мечтали о том, как здоро
во было бы пить свежее козье мо
локо у крыльца своего дома. Вот
мечта и сбылась, — улыбается
александр.
Правда, коз с некоторых пор
супруги больше не держат — хло
потно, из живности — только ку
ры. ржавец Цильке выбрали не
случайно: места здесь очень кра
сивые, а в плане экологии —
просто уникальные. До районно
го центра — рукой подать. Бли
же к пенсии, говорят, захотелось
иметь свой участок, чтобы выра
щивать экологически чистые ово
щи и фрукты.
— В германии в магазинах
трудно найти продукты без кон
сервантов. а если есть, то доро
гие, — продолжает александр. —
Мы жили в Баварии, но, чтобы ку
пить яблоки с червячками, порой
ездили в соседнюю Чехию.
Приобрести же свой, даже ма
ленький клочок земли, по словам
Цильке, стоило огромных денег.
Участок в 50 соток в Ржавце в 2007
г. супруги взяли за 10 тыс. руб.
Оформили гражданство, стали по
лучать минимальную пенсию. На
продукты из магазина почти не
тратятся — огород кормит. Плюс
у александра своя столярная ма
стерская.
Вскоре по их примеру из гер
мании приехало ещё несколько
семей. среди них — Надежда и
александр Ланг. Бывшие баварцы
живут в селе уже восемь лет.
— Душа всегда просилась на
землю, — признаётся Надежда.
— города — это как раны на те
ле Земли. там неестественные ус
ловия для жизни. Дома похожи на
громадные каменные скворечни
ки. и люди как роботы: работа —
дом. В городе ты — заложник си
стемы, которая нацелена на то,
чтобы выкачать из тебя как можно
больше денег. Осознание, что надо
чтото менять, пришло давно, но
мы ждали, когда дети подрастут. а
тут узнали, что действует програм
ма по переселению соотечествен
ников. собрали вещи и поехали.
трудности супругов не испу
гали. Первое время, пока строи
ли дом, жили в сарае. Кстати, дом
построили тоже экологичный —
из дерева, соломы и глины. Зи
мой в нём тепло, а летом прохлад
но. рядом заложили сад и поста
вили несколько ульев. александр
разводит пчёл, Надежда выращи
вает на продажу саженцы. О том,
что переехали в россию, не жале
ют, только скучают по детям, кото
рые остались в германии.
Назад, к истокам
ещё несколько лет назад ржа
вец представлял собой унылое
зрелище. В деревне оставалось
всего семь дворов, где жили в
основном пожилые женщины, а
среди мужчин царило безпробуд
ное пьянство. Жизнь вернулась
сюда благодаря александру гла
дышеву.
— Началось всё с литератур
ного клуба, где обсуждали книги
Владимира Мегре, в которых ярко
и художественно показано возро
ждение родовых поместий. я ви
дел, как они вдохновляли людей
на раздумья о родине, о земле, и
захотел поддержать их устремле
ния, — делится александр.
гладышев построил себе в
ржавце дом. а потом стал привле
кать единомышленников. сегодня
здесь проживает около 20 семей.
— У нас нет какихто обяза
тельных для всех правил. Мы
живём на принципах взаимопо
мощи и добрососедских отноше
ний, помогаем друг другу, бере
жём природу, возрождаем ремё
сла и народные обычаи. В сво
бодное время собираемся вместе:
поём песни, устраиваем празд
ники, — рассказывает поселенка
екатерина савостина.
Она переехала в ржавец из Ли
пецка три года назад. Жила в до
мике на отшибе, носила воду из
колодца, топила дровами печь.
а потом встретила будущего му
жа. Здесь же, в ржавце, сыгра
ли свадьбу. сейчас супруги стро
ят новый дом, где будет простор
но всем троим: им и двухлетнему
сынишке андрюше. Экопоселение
растёт. скоро сюда переедет ещё
одна семья из Мурманской обла
сти. Владимир и Людмила Поплав
ские — тоже горожане. Он — су
доремонтник, она — консультант
по красоте.
— Чем же вы будете тут зани
маться? — спрашиваю я.
— а разве в деревне мало
дел? Буду творить: возможно, ос-
вою шитьё из крапивы, она ме
ня очень вдохновляет, — отвеча
ет Людмила. — город заставляет
нас шаблонно мыслить и загоня
ет в рамки. Здесь рамок нет. есть
простор для творчества!
Можно подумать, что поселен
цы живут как в раю. Но это не так,
и у них проблем хватает. Напри
мер, недавно рядом с селом нача
ли строить птичники. Жители воз
ражали, но их не услышали. Не
хватает в деревне и нормальных
дорог, нет школ…
Покидаешь ржавец с двояким
чувством. с одной стороны, глушь.
с другой—именно здесь чувству
ешь вкус настоящей жизни с её
простыми и естественными цен
ностями—свежим воздухом, здо
ровой пищей, живой природой.
екатерина ДеРеВяШКИнА.
Газета «АИФ-Черноземье»,
№ 31, 2.08.2017 г.
www.chr.aif.ru
«Продукты—свои, аптека—под ногами»
Зачем горожане уезжают в экопоселения