Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 6 (167), июнь 2018 г.
22 • ОсОЗНаННОе рОДитеЛьстВО
Последствия
пассивности мозга
Молодёжь не старается сейчас
чему-то обучиться и что-то запом-
нить, а надеется на то, что в лю-
бой момент можно погуглить или
заглянуть в яндекс и найти ответ
на любой вопрос. Почти никто не
хочет лишний раз напрягать свой
мозг и загружать информацией
память. В такой ситуации переста-
ют активно работать нейроны го-
ловного мозга и образовывать-
ся новые нейронные связи. Ма-
ло того, как только перестаёшь
пользоваться каким-либо орга-
ном или пользуешься им не по на-
значению, то он начинает тихо от-
мирать за ненадобностью, причём
без лишних предупреждений.
из-за слабого напряжения
мозга в нём замедляется крово-
ток, а значит, быстрее зашлаковы-
ваются сосуды и образуются ате-
росклеротические бляшки, как в
трубах со слабым напором воды,
в которой много солей, эти соли
достаточно быстро налипают на
стенки труб и засоряют их. толь-
ко сильный напор воды в трубах и
крови в сосудах в состоянии про-
бить и прочистить этот засор.
Делаем вывод: «У людей, ча-
сто напрягающих свои мозговые
извилины, склероза быть просто
не может». из-за плохой же рабо-
ты мозга страдает как краткосроч-
ная, так и долговременная память.
Клиповое мышление
Все знания идут точечно и по-
верхностно, практически не откла-
дываясь в файлах памяти. а зна-
чит, если вдруг исчезнет интернет,
то знаний не останется ни у кого. У
всех развивается клиповое мыш-
ление (большая картинка и ма-
ленькая подпись). такое обучение
подходит для маленьких детей, ко-
торые только учатся читать (чтобы
их мозг не перегружался). Просто
они не могут сразу усвоить мно-
го информации. Взрослые же лю-
ди должны уметь читать, пони-
мать и усваивать достаточно боль-
шие объёмы написанной инфор-
мации. Картинки с подписями хо-
роши для быстрого изучения, на-
пример, иностранных языков,
учебных предметов в дошкольной
и школьной программе. Взросло-
го же человека это расхолаживает,
уменьшая его воображение и го-
товность читать большие тексты.
Многие взрослые становятся ме-
нее восприимчивыми к серьёзной
или научной информации и опу-
скаются на уровень детского вос-
приятия (картинка — подпись).
Мозг при таком раскладе начина-
ет быстро деградировать.
Об образовании
сегодня, к сожалению, школь-
ная программа построена так, что
детям не столько даются знания,
сколько их натаскивают на сда-
чу экзаменов и играют в угадайку.
раньше образование было направ-
лено на развитие сознания, воо-
бражения и интеллекта, а теперь
развивает умение угадывать. Пос-
тоянно встречаюсь с родителями,
которые жалуются на то, что дети
ненавидят учиться, не понимают и
не могут освоить даже минималь-
ный уровень знаний по школьным
предметам. и это происходит с аб-
солютно нормальными детьми, у
которых нет никаких отклонений в
развитии или по здоровью.
Люди стали очень мало читать
и писать. а ведь чем чаще человек
читает и пишет от руки, тем гра-
мотнее он становится. В послед-
нее время стремительно увели-
чивается количество безграмот-
ных людей, особенно среди детей
и подростков.
с математикой ситуация не
лучше. Многие подростки в стар-
ших классах и даже в институте
не только не знают наизусть та-
блицу умножения, но и складыва-
ют и вычитают с ошибками. Они
не умеют решать элементарные
уравнения с «иксом» и перено-
сить с противоположным знаком
числа на другую сторону от зна-
ка равенства, не умеют правиль-
но раскрыть скобки, если перед
ними стоит знак «минус» или ко-
эффициент, практически не знают
никаких формул, а следовательно,
не будут знать, где и как их приме-
нить. Происходит какая-то дикая
деградация интеллекта не только
с детьми, но и со взрослыми. Не-
которые родители мне говорят:
«Ну и что? Мы тоже не знаем или
забыли таблицу умножения. а за-
чем она нам? У нас же есть каль-
кулятор». я пытаюсь им возразить,
объясняя, что детям на экзамене
калькулятор не дадут, да и мозг
надо тренировать и развивать.
сейчас практически все школы
требуют, чтобы ребёнок приходил
в 1-й класс, умея читать и писать,
поэтому такой предмет, как Чис-
тОПисаНие, выброшен из про-
граммы, да и вообще пишут руч-
кой очень мало, в основном ста-
вят галочки в тестах или нажима-
ют кнопки на клавиатуре. Многие
школьники пишут «как курица ла-
пой», так, что даже не могут прочи-
тать, что сами же и написали. Дети
разучились записывать в дневник
домашнее задание. Они теперь его
просто фотографируют с доски.
Некоторые родители, разгля-
дывая мою книжку «Забавная таб-
лица умножения», говорят: «Она
же для малышей, а мой ребёнок
уже учится в 7-м классе». я задаю
им вопрос: «Насколько хорошо
ваш ребёнок знает таблицу умно-
жения?» родители обычно пожи-
мают плечами и говорят: «Ну, так
себе». На что им отвечаю: «Значит,
он ещё маленький и ему срочно
нужно учить таблицу умножения,
потому что дети должны твёрдо
её знать к концу третьего класса».
если бы в советское время кто-то
не выучил таблицу умножения во-
время, его бы запозорили одно-
классники, прописали бы в школь-
ной стенгазете, взяли бы «на бук-
сир» и подтянули. Каждый был в
ответе за отстающего товарища.
сейчас людям нет дела не
только до других, но и до себя, их
интересует лишь собственный те-
лефончик, который они почти ни-
когда не выпускают из рук (даже
в туалете). и если вдруг ребёнок
пришёл в школу, забыв дома теле-
фончик, он чувствует себя изгоем.
раньше дети на переменах бега-
ли, играли и веселились, а сейчас
сидят у стеночки или на лесенке,
уткнувшись в гаджеты. Они почти
перестали общаться друг с дру-
гом. В лучшем случае могут по-
лайкаться в соцсетях и отправить
смайлик виртуальным «друзьям».
а ведь перемена специально дана
для того, чтобы размяться после
долгого сидения. Дети «сидят» в
телефонах даже на уроках, что яв-
ляется безграничным неуважени-
ем к учителю. Да и материал ребё-
нок в этот момент усваивать не в
состоянии.
Баланс между
полушариями мозга
ещё постоянно сталкиваюсь
с тем, что у детей сейчас распро-
странено однополушарное разви-
тие. Многие даже 13-летние дети,
не говоря уже о малышах, не мо-
гут отбивать даже самый простой
и небыстрый ритм двумя руками
поочерёдно без сбоя. Как толь-
ко идёт малейшее ускорение рит-
ма, ребёнок запутывается, сбива-
ется и стучит уже двумя руками
вместе, причём даже не замечая
этого сбоя. Это говорит о том, что
левое и правое полушария моз-
га не скоординированы между со-
бой или одно полушарие (чаще ло-
гическое) развито намного силь-
нее другого (творческого), так как
школьная программа сейчас боль-
ше направлена на развитие логи-
ческого (компьютерного) мышле-
ния, а не воображения. из-за этого
происходит разбалансировка моз-
га и кособокость развития.
такое отклонение нужно за-
метить как можно раньше, чтобы
помочь ребёнку вовремя выров-
нять баланс между полушариями.
Устройте маленький тест.
Практика-тест
Поиграйте с ребёнком в бара-
банщиков. Покажите, как нужно
отбивать равномерный ритм ру-
ками (левой, правой, левой, пра-
вой...) по любой поверхности. если
ребёнок не сбивается и не начина-
ет колошматить обеими руками
одновременно, то всё отлично, и
вы можете постепенно ускорять
ритм соответственно возможно-
стям и возрасту ребёнка. если по-
шёл сбой даже при небольшом
ускорении ритма, то срочно начи-
найте тренироваться. ритм можно
то ускорять, если ребёнок освоил
предыдущую скорость, то замед-
лять. Успехов нужно добиваться
терпеливо и не спеша.
я делаю это с помощью тан-
цующих самодельных куколок из
лыка, которые кружатся от вибра-
ции, создаваемой отбивающими
ритм пальчиками по коробке (на-
пример, из-под пиццы), на кото-
рой стоят куколки. их танец для
деток выглядит как настоящее
волшебство, а на самом деле это
всего-навсего волновая физика.
с помощью волшебных куколок
детки могут увидеть, как работает
физическая вибрационная волна.
По коробке удобнее бараба-
нить, легко перебирая пальчика-
ми рук, как при игре на пианино,
когда играешь двумя руками схо-
дящиеся гаммы, но без участия
большого пальца, когда обе руки
одновременно перебирают от ми-
зинца к указательному пальцу на-
встречу друг другу.
В такой игралочке отрабаты-
ваются не только чувство ритма,
но и внимание, и скорость реак-
ции, и мелкая моторика (на кончи-
ках пальцев у нас—речь), а также
каждый кончик каждого пальца
соответствует зоне головы в цели-
тельстве. следовательно, так или
иначе мы занимаемся развитием
мозга, улучшением речи и мозго-
вого кровообращения. Чем боль-
ше мы что-то делаем осознанно
руками, тем лучше работает наш
мозг. а отбивать такой ритм при-
ходится именно осознанно. Не-
осознанно это можно делать толь-
ко тогда, когда действие отрабо-
тано до автоматизма и заведено в
программу мозга как твёрдое уме-
ние. только хорошо закреплённые
знания мозг может воплощать в
жизнь автоматически, не задумы-
ваясь, но в любом обучении сна-
чала обязательно должна быть
осознанность.
Всем удачи, успехов и всех
благ.
Алёна АМЕлИНА,
член Ассоциации творческих
учителей России, поэтесса,
рук. Универсальной Родительской
Академии (УРА), психолог,
тренер по позитивному
мышлению, автор
образовательно-игровой методики
преподавания «Смотри, Играй,
Читай, Считай, Слушай
и Запоминай», педагог семейного
образования.
https://vk.com/amelinaalena,
amelinaalena@mail.ru.
За свою многолетнюю практику работы с детьми я столкнулась с большим количеством при-
знаков резкого ухудшения развития дошкольников и школьников в последние несколько лет.
Ни для кого не секрет, что планшеты, телефончики, гаджеты и другие современные электрон-
ные технологии очень сильно завладели вниманием взрослых и детей. Но одно дело — пользо-
ваться новыми технологиями для развития и обучения, а другое — подсесть на виртуальные иг-
ры или зависнуть в соцсетях, уйдя в них с головой. Даже переходя дорогу, люди не отрываются от
интернета, а это уже не безопасно для жизни. В таком глубоком погружении в виртуальный мир
человек не замечает того, что творится вокруг него в его собственной реальности.
Как не упустить важные моменты
в развитии ребёнка