Стр. 25 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 25
«Родовая Земля»
№ 7 (168), июль 2018 г.
пУтЬ к сЕБЕ
У
эмоций есть два главных
источника: страх (и все чув-
ства, порождаемые стра-
хом) и любовь (и все чувст-
ва, основанные на любви).
Мы испытываем и то, и другое, но
в повседневной жизни у большин-
ства людей преобладает страх.
Можно сказать, что обычные для
нашего мира отношения между
людьми на 95% состоят из стра-
ха и лишь на 5% — из любви. ко-
нечно, в разных случаях это соот-
ношение меняется, но даже 60%
страха против 40% любви — это
всё равно преобладание страха.
Чтобы понять эти чувства,
нужно определить некоторые ха-
рактерные особенности любви и
страха, которые я называю «путём
любви» и «путём страха». Эти два
пути — лишь точки отсчёта, помо-
гающие разобраться, на чём осно-
вана наша жизнь. Такое разделе-
ние вводится в помощь логиче-
скому разуму, чтобы тому легче
было понять происходящее и по-
лучить некоторый контроль над
принимаемыми нами решениями.
каковы же их характерные осо-
бенности?
Любовь не налагает обяза-
тельств. Страх — это сплошные
обязательства. Следуя пути стра-
ха, мы делаем то или другое, пото-
му что должны; от других мы тоже
ожидаем, что они будут поступать
так-то и так-то, потому что обяза-
ны. У нас есть обязательства, но
как только появляется нечто та-
кое, что мы должны сделать, мы
тут же начинаем сопротивлять-
ся. И чем сильнее это сопротив-
ление, тем больше мы страдаем.
Рано или поздно у нас возникает
стремление избежать этих обяза-
тельств. Любовь же, напротив, не
противится ничему. Что бы ни де-
лали, мы делаем это просто пото-
му, что хотим. Всё превращается
в удовольствие — это своеобраз-
ная игра, она приносит радость.
Любовь ничего не ждёт. Страх
полон ожиданий. В страхе мы де-
лаем то или это, потому что дума-
ем, будто обязаны это делать, и от
других ждём того же. Вот почему
страх причиняет боль, а любовь
— никогда. Мы на что-то рассчи-
тываем, а если это не происхо-
дит, нам больно — мы считаем
это несправедливостью. Мы об-
виняем других в том, что они не
соответствуют нашим ожидани-
ям. Однако когда любишь, ничего
не ждёшь: мы любим, потому что
хотим этого, и если другие люди
делают что-то или не делают, то
тоже лишь потому, что хотят или
не хотят, — и в этом нет ничего
личного. Если не надеешься на
что-то и этого не случается. Так в
чём беда? У нас нет никаких не-
приятных чувств: что бы ни про-
исходило, всё подойдёт. Вот по-
чему влюблённых почти ничто
не задевает: они просто ничего
не требуют от возлюбленного, не
связывают друг друга никакими
обязательствами.
Любовь основана на уваже-
нии. Страх не уважает ничего, в
том числе и сам страх. Если я жа-
лею кого-то, это означает, что я
его не уважаю. Он не умеет при-
нимать решения? Но если мне
приходится принимать решения
за кого-то другого, значит, я про-
являю к нему неуважение. А если
я кого-то не уважаю, то пытаюсь
этим человеком управлять.
В большинстве тех случаев,
когда мы втолковываем детям, как
им жить, мы проявляем к ним неу-
важение. Мы жалеем их и пытаем-
ся делать за них то, что они долж-
ны делать сами. А если я не ува-
жаю самого себя, то начинаю жа-
леть себя. Мне кажется, что я не-
достаточно хорош, чтобы жить в
этом мире. как определить, что не
проявляешь уважения к самому
себе? По мыслям: «Ах я бедняж-
ка! Мне не хватает способностей,
я слишком глуп, я слишком некра-
сив, чтобы у меня получилось...».
жалость к себе — следствие неу-
важения.
Любовь безжалостна: она не
испытывает ни к кому жалости, но
у нее есть сострадание. Страх по-
лон жалости, он жалеет всех. Мы
жалеем тех, к кому не питаем ува-
жения, потому что не верим, что
эти люди достаточно сильны, что-
бы с чем-то справиться. А любовь
уважает других. Если мы любим
человека, то верим, что он спра-
вится. Мы знаем, что он достаточ-
но силён, умён и хорош, чтобы во-
плотить в жизнь свои намерения.
Мы не обязаны решать что-то за
него. Он сам справится. А если не
получится, мы протягиваем ему
руку, помогаем подняться на ноги
и говорим: «Ты можешь! Попробуй
ещё!». Это сострадание, но не жа-
лость. Сострадание — следствие
уважения и любви, а жалость —
проявление неуважения и следст-
вие страха.
Любовь без колебаний при-
нимает на себя ответственность.
Страх избегает ответственности,
но это не значит, что он ни за что
не отвечает. Попытки избежать от-
ветственности — это одна из са-
мых серьёзных наших ошибок, по-
скольку у любого поступка есть
последствия. Всё, что мы делаем
и о чём думаем, имеет последст-
вия. когда мы делаем выбор, нас
ждёт соответствующий резуль-
тат, определённая реакция. Но ре-
зультат и последствия непремен-
но возникают и в том случае, если
мы не делаем выбора. И действие,
и бездействие влекут за собой по-
следствия. Вот почему каждый че-
ловек целиком и полностью отве-
чает за свои поступки. Даже если
не хочет! Да, порой наши оплош-
ности пытаются исправить дру-
гие люди, но мы всё равно платим
за допущенные ошибки и в итоге
расплачиваемся вдвойне. когда
кто-то другой пытается нести от-
ветственность за нас, это приво-
дит лишь к ещё более серьёзным
неприятностям.
Любовь всегда добра. Страху
доброта не свойственна.
На пути страха у нас множест-
во обязательств и ожиданий. На
этом пути мы не питаем уважения,
избегаем ответственности и испы-
тываем жалость. Но разве добрые
чувства могут возникать у того,
кто страдает от неизбывного стра-
ха? Мы чувствуем себя жертвой
всего вокруг, мы постоянно злы и
печальны, мы ревнуем и считаем,
что нас предают.
Гнев — не что иное, как маска
страха. Печаль — страх под ли-
чиной. Ревность — страх под ма-
ской. Испытывая подобные чувст-
ва, основанные на страхе и при-
чиняющие страдания, мы можем
лишь притворяться добрыми. На
самом деле мы вовсе не добры,
потому что чувствуем себя пло-
хо, не испытываем счастья. Но
когда идёшь по пути любви, у те-
бя нет ни обязательств, ни ожи-
даний. Ты не жалеешь ни себя, ни
своего спутника жизни. Всё хоро-
шо, как оно есть, и потому на ли-
це твоём неизменно сияет улыбка.
Ты доволен собой, и это счастье
делает тебя добрым. Любовь всег-
да добра, а доброта делает нас ве-
ликодушными и открывает перед
нами все двери. Любовь щедра.
Страх жаден: он хочет только для
себя. Эгоистичность запирает лю-
бую дверь.
Любовь безусловна. Страх
всегда выдвигает условия. На пу-
ти страха мы любим человека,
если он позволяет собой помы-
кать, если он добр к нам, если он
соответствует тому образу, кото-
рый у нас сложился. Мы придумы-
ваем, какими должны быть окру-
жающие, но другие люди не та-
кие и никогда такими не станут, и
мы осуждаем их за это, выносим
им обвинительный приговор. Мы
стыдимся за человека, если он не
такой, каким мы хотели бы его ви-
деть. когда он не вписывается в
придуманный нами образ, он нас
смущает, раздражает, выводит
из себя. Но это лишь притворная
любовь. На пути любви не быва-
ет «если», там нет никаких усло-
вий. Мы любим человека таким,
какой он есть, и мы сами имеем
право быть собой. И если нам не
нравится, какой он, лучше просто
найти другого — того, кто нра-
вится больше. Мы не имеем пра-
ва никого менять и никто не име-
ет права пытаться изменить нас.
Если нам и суждено измениться,
то лишь в том случае, если мы са-
ми этого хотим — например, ког-
да намерены прекратить былые
страдания.
Большинство людей всю свою
жизнь идут по пути страха. Они
поддерживают отношения, пото-
му что считают, будто обязаны это
делать. В рамках этих взаимоотно-
шений они связывают со спутни-
ком жизни и с самими собой мно-
гочисленные ожидания. Все дра-
мы и страдания вызваны тем, что
мы используем те каналы обще-
ния, которые возникли задолго
до нашего рождения. Люди осу-
ждают других и сами становятся
жертвами, они постоянно сплет-
ничают — с друзьями и о друзьях,
дома и в баре. Они пробуждают
в членах семьи ненависть друг к
другу. Они накапливают эмоцио-
нальный яд и передают его сво-
им детям. «Посмотри-ка на сво-
его папашу! Гляди, что он натво-
рил! Надеюсь, ты вырастешь не та-
ким, как он. Все мужчины мерзав-
цы! Все женщины стервы!» Вот что
мы делаем с людьми, которых так
любим, со своими детьми, друзья-
ми и спутниками жизни.
На пути страха мы придумыва-
ем столько условий, надежд и обя-
зательств, что в конце концов со-
здаём правила лишь для того, что-
бы защититься от эмоциональных
страданий. На самом же деле ни-
каких правил быть не должно. Од-
нако эти правила оказывают влия-
ние на количество каналов обще-
ния между нами, поскольку, ког-
да люди напуганы, они начинают
лгать. Если мы надеемся, что че-
ловек должен быть таким-то и та-
ким-то, то он чувствует себя обя-
занным быть именно таким. Беда
в том, что он вовсе не такой, ка-
ким его хотят видеть. когда он че-
стен перед нами и остаётся таким,
какой есть, это нас задевает, до-
водит до бешенства. И потому он
лжёт нам, ведь он боится нашего
осуждения. Он боится, что мы на-
чнём его в чём-то обвинять, вы-
несем приговор и накажем. И вся-
кий раз, вспоминая о каком-то его
поступке, мы наказываем его сно-
ва и снова, много раз за одну и ту
же ошибку.
На пути любви царит спра-
ведливость. Если человек допу-
стил ошибку, он расплачивается
за один-единственный раз. И если
он по-настоящему любит себя, то
извлечёт из этой ошибки урок. На
пути страха справедливости нет.
Мы ведём себя так, что распла-
чиваемся за одну и ту же оплош-
ность тысячи раз. И своего спут-
ника жизни, своих друзей мы за-
ставляем расплачиваться за одну
ошибку многократно. Это вызы-
вает ощущение несправедливо-
сти и причиняет всё новые эмоци-
ональные раны. Разумеется, в ре-
зультате мы просто настраиваем-
ся на поражение.
Люди умудряются делать дра-
мы из чего угодно, даже из самых
простых и незначительных собы-
тий. И мы видим, что все эти драмы
—естественная форма отношений
в аду, ведь практически все семей-
ные пары идут по пути страха.
Руис МиГель,
из книги «Мастерство Любви»
Путь любви
и путь страха