«Родовая Земля»
№ 8 (169), август 2018 г.
14 • срЕда оБитания
М
не понравилась фра-
за,
принадлежащая
одной англичанке-са-
доводу. Мы услышали
её, просматривая до-
кументальный фильм про сады. У
неё прекрасный сад, который воз-
ведён в сложной и неблагопри-
ятной местности. точнее, это ан-
глийские садоводы сделали та-
кой вывод, ведь в той местности
зимой аж -18°с, летом дождь мо-
жет не пойти пару недель, поэто-
му сад поливается. они просто не
видели условий, в которых зани-
маются садоводством создатели
родовых поместий. для них наша
реальность будет той гранью, за
которой само понятие садоводст-
ва рушится. ну, теперь, когда мы
все себя почувствовали немного
героями, я, пожалуй, продолжу.
так вот, оператор спросил её: «Что
вы скажете людям, желающим по-
вторить то, что сделали вы?» она
слегка улыбнулась какой-то осо-
бенной улыбкой, словно уже ви-
дела реакцию всех людей, кото-
рые её услышат, и произнесла:
«вы не можете избежать того фак-
та, что трудиться придётся много».
в один миг на наших с Панаилой
лицах возникла точно такая же
улыбка. Эта фраза, её смысл, пред-
сказуемая реакция многих-мно-
гих людей… как же это знакомо.
Многие считают труд разруши-
телем. они могут не называть его
таким словом, но избегать его бу-
дут так, словно убегают от разру-
шительной сущности, которая го-
това погубить их молодость, кра-
соту, свободное время, беззабот-
ность, мир и покой. и поспорить с
этим трудно. действительно, когда
трудишься, тебе, как говорит само
слово, трудно. ты преодолеваешь
что-то, продвигаешь, затрачива-
ешь энергию, сопротивляешься че-
му-то. ты трудишься. Мы всюжизнь
либо трудимся, либо отдыхаем. За-
чем же трудиться, если можно из-
бежать этого и отдохнуть?!
вы знаете, только в поме-
стье я ощутил, что такое благо-
родный труд, который возвыша-
ет, преобразовывает, видоизме-
няет к лучшему, который развива-
ет. и это так. Потрудившись физи-
чески, чувствую прилив духовных
и творческих сил. они приходят,
словно награда за благородный
труд. я много размышляю, и иног-
да хочется поделиться мыслями с
людьми. так вот, самые глубокие
мысли ко мне приходят поздно
вечером, после тяжёлого дня фи-
зической работы. не знаю, почему
так происходит, но опять и опять
ловлю себя на том, что записываю
свои мысли, будучи истощённым
физически, а время уже за пол-
ночь. но много и часто писать не
могу, вдохновение покидает меня.
тогда, устав от умственного тру-
да, иду отдыхать, занимаясь тру-
дом физическим. наверное, мно-
гие скажут нам с Панаилой, что мы
много трудимся. Зачем так много?
Зачем сменять один труд на дру-
гой, а не один на другой отдых?
Приведу пример отношения
людей к труду и своему телу, он
быстрее донесёт суть. Представим
трёх людей. каждый из них приоб-
рёл автомобиль. Эти люди очень
разные между собой, но автомо-
били у них одинаковые.
Первый человек — очень вни-
мательный, скрупулёзный, идеа-
листичный, склонен много раз-
мышлять перед тем, как что-либо
предпринять. он пытается ничего
не делать лишнего в жизни, поэто-
му много времени тратит на пла-
нирование самого рационально-
го подхода ко всему. с ним всё по-
нятно, он будет беречь свой авто-
мобиль настолько, насколько это
физически возможно, избегать
перегрузов, отправляться в путь
только в крайней необходимости
и будет стараться тот край, за ко-
торым наступает необходимость,
отодвинуть как можно дальше.
ведь каждая поездка — вред ав-
томобилю, как он считает. Его ав-
томобиль сейчас такой краси-
вый, такой чистый. но открывание
окон занесёт пыль в салон, каждая
кочка будет разрушать подвеску, а
торможение стирать колодки. Чем
больше ездить, чем больше тру-
диться, тем больше разрушения.
труд для него — разрушитель.
и хотя я не автомеханик, мне
известно, что оставлять автомо-
биль нетронутым надолго очень
плохо. он начнёт разрушаться
совсем по иным причинам, пото-
му что автомобиль не создан для
того, чтобы стоять, это не статуя.
Его предназначение — движение,
и он рассчитан на определённый
ресурс, срок службы. Машина мо-
жет простоять и быть как новень-
кая снаружи хоть двадцать лет,
но заведётся ли она вообще по-
сле этого? сможет (захочет) ли эта
машина потрудиться тогда, когда
придёт необходимость?!
такого водителя ждёт разоча-
рование. он хочет сохранить то,
что не предназначено для хране-
ния. автомобиль всё равно испор-
тится. Человек будет наблюдать,
как происходит разрушение авто-
мобиля помимо всех его стараний
приостановить процесс старения.
он будет сожалеть, что так мало на
нём катался.
второй человек — противопо-
ложность первому. Ему нравится
скорость, он ездит постоянно. он
импульсивный, энергичный, не-
терпеливый, возбуждённый, не-
много нервный, очень скоро при-
выкает к тем возможностям, кото-
рые заложены в его автомобиле,
и начинает требовать большего.
У этого водителя много «плохих»
привычек езды, понятно, что авто-
мобиль ему долго не прослужит.
главным образом он использует
автомобиль для получения удо-
вольствия от жизни. Если можно
получить очередное удовольст-
вие, он не станет жалеть свой ав-
томобиль. в итоге всё удовольст-
вие, которое получил этот человек
за годы молодости его автомоби-
ля, оборачивается безконечными
хлопотами из-за того, что машина
быстро постарела и начинает рас-
сыпаться. а он со своим характе-
ром совсем не тот, кто сможет сле-
дить за «лежачим больным». и эта
неизбежность его тяготит.
ну и, конечно, третий, легко
догадаться — самый разумный и
правильный. он гармонично объ-
единяет в себе двух предыдущих,
всё делает в меру: катается, чинит,
ездит со средней скоростью, гру-
зит машину разумно. он даже най-
дёт способ использовать автомо-
биль для своей работы, для сво-
его дела — так машина себя ещё
и окупит, а потом начнёт прино-
сить доход. к концу службы авто-
мобиля, после разумных и благо-
родных трудов, водитель нако-
пит средства на новую машину. он
заменит транспорт и продолжит
свои дела. такой человек сам себе
дал такую возможность.
думаю, что необходимость
стремления к золотой середин-
ке ни для кого не откровение. и
всё же отклонения будут в ту или
иную сторону, мы же люди. важ-
но делать те действия, которые
в конце обеспечат «новый авто-
мобиль», новое тело, и, трудясь с
этим учётом, каждый будет чувст-
вовать уверенность. ничего, что
машина стареет, вы ведь рабо-
таете, а не попусту катаетесь или
просто бережёте её днём и но-
чью. и не жалко будет утрачен-
ного, а радость от приобретён-
ного не оставит в сознании места
для сожаления. но главное—уве-
ренность, что твой труд обеспе-
чит новую возможность продол-
жать движение. Если появится та-
кое чувство, то вы не захотите по-
терять ни одной секунды в жизни.
все секунды этой жизни окупят
вам следующую жизнь.
михаил БЕЛоПавЛинныЙ
ПРП Милёнки, Калужская область
Труд—созидатель или разрушитель?
Ч
тобы сделать вишню мо-
розостойкой, поработа-
ли селекционеры, скре-
стив её с черёмухой. и
получили гибрид — це-
рападус.
Что об этом растении знает на-
чинающий садовод-любитель? ну,
скажем, не так уж и много: что из
её плодов готовят вкусное варе-
нье, цветёт красиво, привлекает
пчёл и шмелей, используется в на-
родной медицине. садовод, выса-
живая это деревце, хочет его вы-
растить и, естественно, получить
прекрасный урожай. вот тут-то и
начинается: дерево растёт, но —
увы и ах! — не плодоносит. в от-
дельные годы на растении висят,
правда, 2–3 вишенки. так разве
это плодоношение?
специалисты предупреждают:
деревце вишни, один раз в зна-
чительной степени повреждён-
ное зимними морозами, уже ни-
когда не сможет быть здоровым,
сильным и продуктивным расте-
нием. но из моего опыта выра-
щивания вишни есть и приятное
исключение: вишня кустарнико-
вая на участке растёт хорошо и
так же хорошо плодоносит: обиль-
но — через год-два, единично —
ежегодно.
Прошло время, и ряд садо-
водов-любителей от дальнейше-
го выращивания церападуса по-
чему-то отказались. я же поса-
дил у себя на участке сразу три ку-
ста. и не саженцами, а уже готовы-
ми кустиками, с мощными комья-
ми земли, с незначительно, прав-
да, повреждёнными корнями. вы-
садил их в разных местах участка.
не завяли, не поникли, но в росте
остановились, и всё тут. Это дли-
лось два года. а потом бурно нача-
ли расти, цвести и ежегодно пло-
доносить. Мощные, красивые ку-
сты до двух метров высотой, с
вертикально идущими пятью от-
водками, зимостойкие, весенние
и осенние заморозки переносят
хорошо. Перезимовывают без по-
вреждений, не подвергаются бо-
лезням. обычные для сада вре-
дители обходят их стороной, кро-
ме листовёртки (но она вредит не
сильно, только иногда и кое-где).
Почва под кустами церападуса
кисловатая, но это их не угнетает.
Прикорневые отводки развивают-
ся бурно и уходят далеко—на 3–5
метров, но поверхностно. Цветки
заморозками не повреждаются.
Постоянные подкормки не требу-
ются. Церападус очень любит со-
седствовать с яблоней: корневые
отпрыски буквально устремляют-
ся к близко расположенной ябло-
не и там стараются дать корнеот-
прысковое потомство. яблоне, по
моим наблюдениям, это не вре-
дит, а даже наоборот — она луч-
ше растёт и меньше повреждает-
ся вредителями. но периодически
всё-таки отпрыски удаляю.
Церападус — прекрасный
подвой для сливы.
хотелось бы отметить ещё не-
сколько достоинств этого необыч-
ного растения. оно быстро рас-
тёт. Его можно использовать в ка-
честве живой изгороди. красив и
внешний вид дерева. Привлека-
ет пчёл, что тоже немаловажно.
Защищает от господствующих ве-
тров другие нежные растения. ра-
но зацветая, церападус оживляет
участок. Ухода за ним почти ника-
кого не нужно, устойчив к болез-
ням, растёт на любых почвах. Це-
рападус чем-то напоминает обле-
пиху. растение заслуживает того,
чтобы его выращивали на дачных
участках и не только.
и. КривЕГа,
садовод-любитель
www.gazetasadovod.ru
Церападус в саду