8 •
«Родовая Земля»
№ 1 (174), январь 2019 г.
ОбраЗ ЖиЗНи
Семья Натальи Шумаковой уже
шесть лет живёт в посёлке Бё
хово Заокского района Туль
ской области. Это всего в 100
км от Москвы, но про столи
цу здесь не вспоминаешь. Ока,
лес, живописные холмы — как
будто смотришь на картину ху
дожника Поленова, который
жил как раз в этих местах.
История переезда
Мы переехали сюда из Мос-
квы, когда я была беременна чет-
вёртым ребёнком. Пятая роди-
лась уже здесь. сначала мы ниче-
го такого не планировали. Хотели
жить за городом, но обязательно
там, где есть хорошая школа. Об-
разование — это самое главное. я
педагог-дефектолог, до школы са-
ма могла детей обучать. а даль-
ше что? Нашли прекрасную шко-
лу в Жуковке, очень нам понрави-
лась. Но цены на дома зашкалива-
ют, кругом высокие заборы. Не ду-
шевно. а в бёхово мы строили да-
чу и в процессе поняли, что оста-
немся здесь жить. Прикипели к
этой земле.
Образование в деревне
Оказалось, что местная школа
очень хорошая. Классы малень-
кие. В шестом классе семь чело-
век, а в каком-то — вообще три.
Можно сказать, индивидуальное
обучение. Постоянно пахнет ща-
ми и пирожками, директор сама
заботится о том, чтобы детей хо-
рошо кормили. Педагоги силь-
ные, ответственные. Когда был ка-
рантин, они к нам домой приходи-
ли заниматься совершенно безко-
рыстно. Помимо общеобразова-
тельной дети ходят в музыкаль-
ную школу в посёлке Заокском,
два раза в неделю — в бассейн в
Пущино. а ещё у них в школе те-
атральный кружок, спектакли ста-
вят. По воскресеньям занимаются
рисованием в Школе Льва Дурова
в Велегож-парке.
Заработок
Часто спрашивают: не скучно
ли в деревне? Ленивому челове-
ку везде будет скучно: и в Москве,
и за городом. Не место красит че-
ловека. я сама активная. Когда
мы сюда переехали, организова-
ла воскресную школу при храме, в
обычную школу театр пригласила,
праздники организовываем с ни-
ми, постановки делаем. Не надо
сидеть и ждать, что кто-то всё ре-
шит за тебя.
Да и когда мне скучать? У ме-
ня коровы, я делаю сыр. Мне так
это нравится! Про меня говорят:
«девка-семиделка». я, наверное,
не сплю. Ночью делаю сыр, ставлю
йогурт, творог. Утром мы с помощ-
ницей пакуем заказы в Москву,
коров доим. У меня четыре коро-
вы, собираюсь ещё двух купить.
Мы их завели, чтобы у детей бы-
ло свежее молоко. Но все друзья
сказали: «и нам давайте, мы тоже
хотим». Молока было много, на-
ша учительница научила меня де-
лать домашний сыр. а гости при-
езжают, говорят: «Попробуй те-
перь твёрдый сыр сделать». Муж
присоединился: «и йогурт давай».
Коров мы кормим экологиче-
ски чистым зерном от местного
фермера Павла абрамова. У нас
всё своё: куры, кролики, картош-
ка, морковка. Зимой едим то, что
запасли, — соленья, варенья. Кто
бы к нам ни приехал, всегда есть
чем угостить.
Помню, ещё давно наш батюш-
ка — а он у нас прозорливый —
мне говорил: «будешь ты коров-
ницей». У меня тогда и мыслей та-
ких не было, решила, что шутка.
Но вот сбылось. теперь я — ко-
ровница.
Места здесь очень красивые,
их удалось сохранить, поскольку в
Поленове и окрестностях никогда
не было никакого вредного про-
изводства. и при этом очень инте-
ресные перспективы жизни. Здесь
можно отвести детей в хорошую
школу, прийти на спектакль, на
выставку, пообщаться с кем-то.
Окрестные деревни начинают
обрастать другим народом: дач-
ники постепенно становятся мест-
ными жителями. Появляются ра-
бочие места, потому что шесть ко-
ров одному человеку содержать
трудно. Все питаются хорошей,
здоровой пищей. а главное, это
всё легко, в удовольствие.
Воспитание
детей в деревне
Всем ли моим детям нравится
деревенская жизнь? Нет, не всем.
Настя, например, хочет жить в Мо-
скве. Она у нас другого склада, к
коровнику не подходит, стихи со-
чиняет, песни поёт, хочет работать
на телевидении. и не надо её за-
ставлять, у неё другая стезя. Но мы
должны её всему научить. а вот
Маша, наоборот, очень любит во-
зиться с животными. Детям нянь-
ки не нужны. У моих старших сы-
новей были няньки, только порти-
ли их, приучили к тому, что кто-то
другой за них может всё сделать.
Мы потом отучали. Дети всё умеют
сами. Когда нужно, я коров дою, а
они убирают навоз, кормят живот-
ных. Это достаточно трудная ра-
бота. я за них спокойна. их в ле-
су можно оставить, и они выживут.
Московские дети любят при-
езжать к нам летом, они все вме-
сте уходят в лес, у моих там зем-
лянка. Отвезли туда все материа-
лы, шуруповёрты, сколотили дом.
Принесли из школы какие-то ог-
ромные линзы. телескоп поста-
вили, антенны повесили, связь с
космосом хотели установить. Ко-
телок у них есть, рыбы налови-
ли, уху сварили. Два дня домой не
приходили, ночевали там. Очень
много детей к нам приезжает. Ле-
том я хочу палаточный лагерь в
лесу организовать. Найду педа-
гогов, пусть устроят Зарницу или
ещё что-нибудь...
наталья ШумАКоВА
https://vk.com/citylifeout
Не место красит человека
Н
есколько лет назад мы
с мужем рассматривали
возможность иммигра-
ции, но нас останавли-
вало то, что иммигранты
практически всегда оказываются
белыми воронами, даже если хо-
рошо знают язык и обладают вы-
соким профессионализмом:
• они под особым надзором
контролирующих органов,
• местные их воспринимают
как чужаков,
• они в большинстве случаев
очень сильно снижают свой соци-
альный статус.
Да, есть исключения, но мно-
гие иммигранты начинают жить
с нуля, они должны заново на-
лаживать социальные связи, за-
ново учиться элементарным ве-
щам (как работать, как делать по-
купки, как отдыхать…). Всё это
вкупе с бюрократическими и фи-
нансовыми сложностями делало
для нас переезд в другую страну
слишком сложным и непривлека-
тельным.
При этом мы катались по горо-
дам россии и не испытывали по-
чти никаких сложностей с адапта-
цией на месте. Конечно, есть раз-
ница между Новосибирском и ей-
ском, но в целом жизнь в этих го-
родах отличается незначитель-
но. совсем другое дело — жизнь
в деревне. Оказалось, что пере-
езд в крошечное село апшерон-
ского района — проект, не усту-
пающий по сложности иммигра-
ции. Да, тут все говорят по-русски
(только иногда «среди своих» пе-
реходя на армянский), тут нет ни-
какого контроля властей, но мы,
по сути, заметно понизили свой
статус. Это можно рассмотреть в
двух плоскостях.
1. ты больше не опытный
человек, который знает, как
жить.
Местные жители решают мно-
гие проблемы на автомате, у них
тут всё схвачено. а горожанин
должен осваивать с нуля огром-
ное количество дел, начиная с ве-
дения хозяйства (коммунальные
службы, ау, где вы?!), заканчивая
любыми покупками (Дубльгис или
гугл, увы, совсем не помогают). и
если в городе есть ощущение, что
мне всё по плечу, то в деревне ча-
сто чувствуешь себя растерянным
и даже безпомощным. Приходит-
ся на ходу получать огромное ко-
личество навыков, постоянно кон-
сультироваться с местными. и уж
лучше выглядеть полным дура-
ком, задавая кучу вопросов, чем
считать себя умнее деревенских,
делать всё, опираясь на знания,
оторванные от местных особен-
ностей.
разумеется, многие навыки (на-
пример, работа в интернете или
приготовление еды) не требуют
изменений, они и позволяют дер-
жаться на плаву, пока осваиваешь
множество новых для себя сфер
деятельности. Просто без склон-
ности учиться, задавать вопросы,
признавать свои ошибки в дерев-
не будет невыносимо сложно.
2. ты больше не «белый во-
ротничок».
ещё один аспект «пониже-
ния статуса» заключается в том,
что приходится выполнять рабо-
ту, которую раньше, будучи ме-
неджером или преподавателем,
вряд ли приходилось делать. На-
пример, убирать кучи, которые
оставляют под калиткой коровы,
носить воду, колоть дрова и про-
чее, и прочее. Вроде бы это оче-
видная для переезжающих из
города в деревню вещь, но од-
но дело — понимать и совсем
другое — делать изо дня в день.
если вы всю жизнь проработа-
ли за компьютером, то мышцы
от физического труда будут бо-
леть очень сильно, настроение
будет неровным, и тотальная не-
обустроенность будет выбивать
из колеи. и пока привычка делать
каждое конкретное дело не сфор-
мируется, обязательно будут фи-
зические и эмоциональные труд-
ности. Например, я уже больше
трёх лет в общей сложности жи-
ву в деревне, меня не смутишь ни
грязью по колено, ни стиркой ру-
ками. Но когда я взялась за убор-
ку мусора по лесам и полям, у ме-
ня постоянно крутился риториче-
ский вопрос: «я высшее образо-
вание получала, чтобы чужой му-
сор убирать?!» Мне снова прихо-
дилось преодолевать брезгли-
вость, лень, тщеславие и свои-
ми руками делать окружающую
жизнь лучше.
На то, чтобы научиться жить в
деревне, требуются время и воля.
Даже «кипельно-белые воротнич-
ки» способны втянуться в новый
образ жизни, меньше уставать (а
точнее, легче переносить уста-
лость), с удовольствием общать-
ся с местными, легко находить не-
обходимые ресурсы и жить в эмо-
циональном равновесии, за кото-
рым большинство горожан и едут
в деревню.
татьяна хромоВА
Группа в ВК «Взор с гор»,
Апшеронский район,
Краснодарский край
https://vk.com/citylifeout
Переезд в деревню—это почти иммиграция