Стр. 21 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 21
«Родовая Земля»
№ 11 (184), ноябрь 2019 г.
СЛАГАЕМЫЕ ДОЛГОЛЕТИЯ
литературный — это ковёр, и тот,
кто на него смотрит, вытаскивает
из него свои нити, читает его по-
своему. Такие сложные объекты,
как художественные произведе-
ния, существуют только тогда, ког-
да есть тот, кто смотрит на них и
понимает их, осознаёт концепцию
и может интерпретировать. Зву-
ковая волна попадает в ухо, моле-
кулы духов залетают в нос, всё это
только физические сигналы, но
когда они добираются до мозга,
то становятся музыкой, но толь-
ко в том случае, если восприни-
мающий знает, что это такое, если
он подготовлен. Если подготовки
нет, происходит то, что все мы сто
раз видели в Эрмитаже, когда, гля-
дя на Матисса, люди с незамутнён-
ным сознанием говорят: «Ой, мой
4-летний сынок ещё и не так рису-
ет». Они просто не готовы, для них
и Шостакович — это сумбур вме-
сто музыки.
Искусство рождается
из неправильного
Композитор Альфред Шнитке
заметил: «Для образования жем-
чужины в раковине, лежащей на
дне океана, нужна песчинка —
что-то «неправильное», инород-
ное. Совсем как в искусстве, где
истинно великое часто рождается
«не по правилам»». Если музыку
пишет компьютер, то это не пред-
ставляет никакого интереса, пото-
му что он просто перебирает раз-
ные варианты, которые в него за-
ложили.
У человека много языков: вер-
бальный, математика, позы, же-
сты, выражения лиц, одежда. Му-
зыка—один из сложнейших, под-
чинённый рациональной регла-
ментации, но как бы совсем вне
смысла. Она имеет свою семанти-
ку, но внесюжетную. «Это язык, где
семантика вся случайная и оско-
лочная, как будто человек управ-
ляет силами, которые ему не под-
чиняются», — замечает Шнитке.
Это тоже важно: что это за силы,
которые нам не подчиняются, кто
вообще в доме хозяин? На этот во-
прос ответа нет. Человек — слов-
но ученик чародея, который ис-
пользует магические формулы, не
понимая, как они работают. Веро-
ятно, с музыкой происходит что-то
в этом духе.
Шнитке говорит: ««Ошибка»
или обращение с правилом на гра-
ни риска и есть та зона, где возни-
кают и развиваются живо­творные
элементы искусства» — вот в чём
фокус.
Когда меня спрашивают, кого
я беру на работу, то отвечаю, что
мне точно не нужны отличники,
они мне совершенно неинтерес-
ны. Мне не нужен человек, кото-
рый всё выучил: во-первых, я са-
ма уже всё выучила, а во-вторых,
у меня для этого уже есть компью-
тер, который всё помнит. Мне ну-
жен сотрудник, думающий нео-
бычным образом — троечник
подходит, а ещё лучше двоечник.
Обычно считается, что хорошо
мыслит тот, кто мыслит логически.
Это верно, но до некоторых пор:
логика — хорошая вещь, но она
может стать препятствием для но-
вого знания. Если что-то не лезет в
стандартную логику, то что с этим
делать, выбрасывать? Если так, то
нужно выбросить всю нашу циви-
лизацию, потому что все прорывы
были сделаны вопреки жёстким
рамкам.
Какое полушарие
отвечает за музыку
Считается, что правополушар-
ные — это художники, а левопо-
лушарные — математики. Раньше
так думали учёные, но это давно
прошло, но в этом по-прежнему
уверены многие люди. Это не име-
ет никакого отношения к реально-
сти, потому что есть много разных
художеств и разных математик,
скажем, изыскания ОБЭРИУТов —
это чисто левополушарная дея-
тельность. Правое полушарие от-
вечает за так называемые размы-
тые множества, другой тип мыш-
ления, и, конечно, когда речь идёт
о крупных прорывах, именно оно
вступает в свои права. Компьюте-
ры открытий не делают, они нам с
этим только помогают.
Музыка и время
Что такое математика и му-
зыка? Может, это действитель-
но язык мозга? И что тогда про-
исходит со временем? Я спраши-
вала у нескольких серьёзных му-
зыкантов о том, как у них обстоят
дела с временем на сцене. От не-
скольких из них услышала, что по-
ка они идут от кулис к фортепья-
но, то успевают проиграть в голо-
ве всю пьесу. Я говорю: «Так не мо-
жет быть, она же большая. И не-
ужели всегда?» Отвечают, что не
всегда, но если она не проигры-
вается, значит, концерт будет не-
удачным. У них со временем осо-
бые отношения, один очень здо-
рово сказал: «Время для нас как
желе, мы его можем сжимать, и
оно может вдруг взрываться, при-
ходить в полную форму».
Музыка и математика
Математика и музыка—очень
похожие вещи. Для того, кто в со-
стоянии понять формулы, они не-
обыкновенно красивы и вызыва-
ют такие же эстетические востор-
женные чувства, какие у других
— музыкальное произведение.
Проводились такие эксперимен-
ты: люди обследовались в функци-
онально-магнитно-резонансном
томографе, и мозг математика де-
монстрировал схожую активность
от созерцания прекрасных картин
и изумительно выведенной теоре-
мы. Это говорит о том, что в моз-
гу есть общие механизмы реак-
ции на прекрасное —не на то, что
в рамочке висит, а на красоту как
таковую.
Какой мозг у музыканта
У творцов действительно дру-
гие мозги: данные томографов по-
казывают, что некоторые его ча-
сти у них работают более актив-
но, чем у остальных людей. Я уве-
рена, что каждого маленького ре-
бёнка нужно учить музыке, пото-
му что это тонкая, изысканная на-
стройка нейронной сети, и не важ-
но, станет он профессионалом или
нет. Музыка учит обращать внима-
ние на детали: какой звук выше,
а какой ниже, какой короче, а ка-
кой длиннее, это подготовка к чте-
нию, письму, дальнейшей слож-
ной когнитивной работе, в неко-
тором смысле это инвестиция в
свою старость. Известно, что лю-
ди, которые говорят больше, чем
на одном языке, и те, кто занима-
ется музыкой, отодвигают болезнь
Альцгеймера на несколько лет.
Если голову тренировать с детст-
ва, то память будет ухудшаться с
гораздо меньшей скоростью.
Когда человек играет на фор-
тепиано, правая его рука выпол-
няет одну работу, левая — совер-
шенно другую, и это страшное на-
пряжение мозга. И я ещё ничего
не говорю про смыслы, эмоции,
только про технику.
Доказано, что у людей, играю-
щих на скрипке, часть мозга, от-
вечающая за моторику руки со
смычком, в два раза больше, чем
та, которая отвечает за сторону,
на которой держат инструмент. То
есть мозг развивает те части, ко-
торые заняты делом. Если вы хо-
тите сохранить свой ум в пристой-
ном состоянии, то голова должна
постоянно и тяжело работать. Об-
учение физически меняет мозг,
влияет на качество нейронов,
толщину коры, объём серого ве-
щества. Музыка — это сложная
когнитивная деятельность. Для
мозга вообще никакого отдыха
нет, только если ты совсем дурак,
лежишь на диване, ешь гамбур-
геры и какую-нибудь дрянь смо-
тришь. А во время музицирова-
ния происходят удивительные ве-
щи, могут включаться гены, кото-
рые обычно бездействуют.
Как прослушивание
музыки тренирует мозг
Александр Пятигорский (фи-
лолог, философ, писатель, восто-
ковед) писал: «Мысль держится,
пока мы не забываем её держать».
Думать вообще сложно, мысль так
и норовит от тебя убежать. Два го-
да назад мы ездили к Далай Ламе,
и там нам предложили поучаство-
вать в сеансе медитации, для ме-
ня это был первый опыт. Сказали:
«Думайте о точке у себя под но-
сом». Оказалось, что сконцент-
рировать всего себя на чём-то —
это очень трудно, меня всё время
куда-то уносило. Чтобы держать
мысль, нужны огромные силы,
как и для того, чтобы напряжённо,
внимательно слушать сложную
музыку. Ты всё время начинаешь о
чём-то думать, а нужно сконцент-
рироваться в одной точке. Музы-
ка — это одно из самых важных
человеческих умений, по-преж-
нему до конца не понятно, что это
такое, и мы должны беречь её, хо-
лить и лелеять.
www.sobaka.ru
Как музыка делает
людей умнее
Как искусство влияет на наш
мозг, почему всех детей нуж-
но учить музыке и чем те, кто
умеет играть на инструментах,
отличаются от остальных лю-
дей? Об этом рассказала про-
феcсор СПбГУ, доктор фило-
логии и биологии, лицо и по-
сол современной науки в Пе-
тербурге Татьяна ЧЕРНИГОВ-
СКАЯ.
Мозг — это тоже
искусство
Мне кажется, что мозг и то,
что он делает, больше всего похо-
же на музыку, а точнее, на джем-
сейшн, джазовые импровизации.
Все участники событий — нейро-
ны или сгустки нейронов. У каж-
дого есть своё место жительства,
но, когда им нужно выполнить за-
дачу, они съезжаются вместе, и на-
чинается: у них нет партитуры, нет
дирижёра, они раньше даже ни-
когда не встречались, но начина-
ют играть вместе. Наш мозг — не-
вероятный инструмент с милли-
ардом клавиш, который мы ничем
не заслужили. Неприятность за-
ключается в том, что на нём нужно
учиться играть, на это уходит мно-
го времени и сил, а можно ведь
так и не научиться.
Зачем нам
нужно искусство
Юрий Михайлович Лотман (ли-
тературовед и культуролог) был
уверен, что необходимость искус-
ства очевидна, так как оно даёт
возможность человеку пройти не-
проторённой дорогой, пережить
не пережитое в реальном ми-
ре, то есть искусство — это вто-
рая жизнь. Люди — это сущест-
ва, которые живут как минимум
в двух мирах. Первый — мир сту-
льев, компьютеров, апельсинов
и чашек, то есть материальный,
а второй — знаковый. Откуда он
взялся, почему вообще началось
искусство, вот уже есть чашка, за-
чем её рисовать? Ответ «чтобы за-
помнить» меня не устраивает. За-
чем тысячи лет назад нужно было
создавать театр? Причём второй
мир может быть даже важнее ма-
териального, из-за него развязы-
вались войны, например, на рели-
гиозной почве.
Почему мы
воспринимаем
искусство по-разному
Людвиг Витгенштейн, австрий-
ский философ и логик, утвержда-
ет, что любой текст — музыкаль-
ный, живописный, скульптурный,