Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«
»
11 (184),
2019 .
ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
Началось всё с уборки. Мы разбирали завалы старых газет и журналов, что скопились у нас на
балконе. Мы с женой перетаскивали стопки к входной двери. А Стёпка уютно устроился рядом и
перелистывал один за другим журналы, смотрел картинки. Мы с мамой были рады, что сын не
мешается под ногами. Но, когда пришло время тащить всю эту макулатуру на улицу, Стёпка за-
упрямился. «Ну пап, — затянул он. — Тут столько красивых картинок. Жалко же выбрасывать».
В общем, дело закончилось тем, что и я устроился рядом с сыном, и мы уже вместе стали ли-
стать журналы, вырывать страницы с особенно понравившимися нам картинками. С этого момен-
та и началась наша игра под кодовым домашним названием «Вырезалки». Постепенно игр стало
не одна, а больше. О них я и хочу вам рассказать.
Пазлы
Самое простое, что приходит
в голову, — разрезать большую
картинку на несколько частей, а
потом складывать из неё пазл.
У нас таких пазлов ско-
пилось
великое
множество.
Понравившуюся картинку мы сна-
чала наклеиваем на картон или
плотную бумагу. Потом разреза-
ем картинку на много частей и все
части складываем в конверт. Эти
конверты берём с собой в поезд
(когда едем к бабушке), в детскую
поликлинику (когда приходится
долго сидеть в очереди)…
Герои сказок
Персонажами
интересных
историй могут стать не только
принцы и принцессы, но и белоку-
рые топ-модели, темнокожие кра-
савцы в стильных костюмах и да-
же стиральные машинки или зуб-
ные щётки. Во всяком случае они
принимают участие в большинст-
ве наших сказок.
Из журнала мы вырезаем всех
понравившихся нам персонажей,
а потом придумываем истории,
которые могли бы с ними прои-
зойти. Получаются невероятные
сюжеты. Например, недавно папу-
ас из племени Тумба-Юмба (кар-
тинку нашли в журнале про путе-
шествия) влюбился в красотку из
глянцевого журнала. Такой «дев-
чачий» поворот сюжета предло-
жила Стёпкина подруга Анечка.
Она тоже присоединилась к на-
шей игре и даже пошла дальше:
вырезала не только понравив-
шихся героев, но и мебель, быто-
вую технику. Потом она наклеива-
ла её на бумагу, представляя, что
так оформит дворец принцессы
или дом Золушки. Сразу видно, хо-
зяйственная девочка растёт!
Неопознанный объект
Это очень весёлая игра. Для
неё нужно вырезать как можно
больше разных картинок, а потом
их совмещать.
Например, мы разрезали на
части картинки черепахи, жира-
фа, слона, лошади и свиньи. А по-
том совместили кусочки разных
животных, и у нас получился неиз-
вестный науке зверь: мудрый —
с головой черепахи, дальнозор-
кий—с шеей жирафа, сильный—
с туловищем слона, быстрый — с
ногами лошади, весёлый — с хво-
стиком свиньи.
Коллекция
В журналах часто попадаются
фото с изображением умильных
рожиц кошек и собак. Мы стали
собирать коллекцию. Специаль-
но купили небольшой блокнот и
начали в него вклеивать фото жи-
вотных. Первый блокнот заполни-
ли очень быстро. Потом пошли в
книжный магазин и купили уже
два блокнота, в один клеим фо-
то кошек, в другой — собак. Па-
раллельно изучаем породы, и те-
перь, открывая «животный» блок-
нот на любой странице, Стёпка
может многое рассказать о кош-
ке или собаке той или иной поро-
ды, их повадках и характере. По-
лучается, что заодно мы изучаем
зоологию.
Недавно купил новый блокнот.
Будем туда вклеивать фото рыб!
Шпионский текст
Это в общем-то известная шту-
ка. Однажды подобное мы видели
в каком-то фильме про шпионов.
Стёпке идея очень понравилась. И
вот мы воплотили её на практике.
Вырезаем из журнала заголов-
ки, потом все слова разрезаем та-
ким образом, чтобы у нас получи-
лись карточки с отдельными бук-
вами. А потом из этих букв состав-
ляем текст — осваиваем «шпион-
скую» грамоту.
Коллаж
У нас есть специальный боль-
шой конверт, в который мы скла-
дываем самые красивые картин-
ки. Потом из них ко дню рожде-
ния или любому другому семейно-
му торжеству составляем коллаж.
Недавно был день рождения у
нашей мамы. Мы со Стёпкой сде-
лали настоящую картину, в цент-
ре которой была королева в рас-
шитом золотом платье, с короной
на голове. Только вместо насто-
ящего королевского лица вкле-
или фото нашей любимой мамы.
Получилось, что мы её короно-
вали. Маме очень понравилось.
Этот коллаж висит у нас в боль-
шой комнате уже месяц, и мама
не даёт нам его снимать, говорит,
что хочет подольше ощущать се-
бя королевой.
Африканские бусы
Мама не осталась в долгу и по-
казала нам ещё одну игру со ста-
рыми журналами. Такие подел-
ки она сама делала, когда была
школьницей. Нужно взять из жур-
нала страницу, где побольше яр-
ких иллюстраций (или даже об-
ложку), и нарезать её на тонкие
полоски, вернее, на длинные тре-
угольники. Лучше сначала раз-
метить лист линейкой и каранда-
шом. На нижнем краю листа ста-
вим штрихи через каждые два
сантиметра, а на верхнем сначала
отступаем на сантиметр от угла, а
затем точно так же ставим штрихи
через два сантиметра. Потом сое-
диняем верхние и нижние штри-
хи прямыми линиями через весь
лист так, чтобы соседние линии
сходились на одну общую верши-
ну. Получится, что мы расчертили
лист на длинные равнобедренные
треугольники. Их надо вырезать.
После этого берём каждую
полоску-треугольник за основа-
ние и начинаем накручивать на
зубочистку (от основания к вер-
шине) красивой стороной бумаги
вверх (вместо зубочистки можно
взять толстую иглу или стержень
от шариковой ручки). После че-
тырёх-пяти витков нужно снять
бумажную трубочку с зубочист-
ки и наматывать дальше в паль-
цах, стараясь делать намотку как
можно более плотной. Если бы
полоска была прямоугольной,
она скрутилась бы в ровную тру-
бочку-цилиндр. Но треугольная
полоска с каждым оборотом ста-
новится всё уже и уже, и у нас по-
лучается бусина в форме то ли
сигары, то ли какой-то экзотиче-
ской ягоды. И окраска очень не-
обычная, мы ведь вырезали её
из разноцветного журнального
листа! Когда закручивание при-
ближается к концу, вершину тре-
угольника надо намазать клеем
и сделать последнюю пару-трой-
ку оборотов.
Ну а как нанизывать готовые
бусины на леску, объяснять не на-
до. Мама ещё рассказала Стёп-
ке, что готовые бусы девочки по-
крывали лаком для ногтей. Стёпка
спросил меня, где взять лак, если
ты не красишь ногти. Есть такие
места, я обещал ему показать.
Загадочная тетрадь
В некоторых журналах из но-
мера в номер идёт одна и та же ре-
клама. Так вот, эти самые картин-
ки—лучший материал для нашей
следующей игры.
Мы вырезаем одинаковые кар-
тинки, наклеиваем их в тетрадь
(так, чтобы они располагались на
листах рядом друг с другом), а по-
том доклеиваем детали. Напри-
мер, на одну картинку наклеим
двух бабочек, а на другую — одну.
Детали стараемся клеить мелкие,
чтобы сразу их нельзя было заме-
тить. Потом надо смотреть на обе
картинки и искать различия.
Одну пару картинок делаю я,
другую — Стёпка. Потом я ищу
отличия на его картинках, а он на
моих. Таких «загадочных» тетра-
дей у нас уже много. Стёпка берёт
их с собой в детский сад и там иг-
рает с друзьями. Вернее, игра-
ют друзья, а Стёпка подсказыва-
ет им и, конечно, чувствует себя
гением.
Книга хорошего
настроения
Так мы прозвали мой ежеднев-
ник. В него мы вклеиваем смеш-
ные картинки и фотографии. Ча-
ще всего это весёлые лица людей,
смеющиеся дети. Для себя мы на-
звали ежедневник «Книгой хоро-
шего настроения». Когда стано-
вится грустно, мы со Стёпкой пе-
релистываем странички, смотрим
весёлые картинки, и постепенно
настроение улучшается.
И вот что странно: казалось
бы, мы уже видели эти картинки
много раз, но они всё равно обла-
дают «увеселительным свойст-
вом». Мы улыбаемся, и настрое-
ние улучшается.
Дмитрий ПРЯНИК
https://letidor.ru
Игры со старыми журналами
В
ечер. Я сижу за партой сы-
на и делаю записи в те-
традь. Мой сын — учи-
тель. Он ходит возле меня
серьёзный и важный. Его
можно понять. Ведь перед ним сто-
ит непростая педагогическая зада-
ча—научить меня писать. Я стара-
юсь его работе помешать. Напри-
мер, когда он начинает объяснять
правило, я кричу во всё горло:
— Лев Сергеевич, я в туалет
хочу!
Он делает мне замечание и от-
пускает. Я возвращаюсь, а через
пять минут снова за своё:
— Лев Сергеевич, у меня руч-
ка не пишет.
Сын растерян. Он не знает, что
делать с непослушной ученицей.
Говорит со мной строго. Забира-
ет дневник и обещает вызвать в
школу родителей. Я немного уме-
ряю свой пыл. Мы пишем диктант,
в котором я совершаю гигантское
количество ошибок. Строгий учи-
тель выводит на полях моей тетра-
ди смачную двойку.
Мы играли в эту игру пару лет
назад, когда сын был первоклаш-
кой. В те времена он собирал гру-
ды замечаний из-за своего по-
ведения. Ну, не мог наш непосе-
да уразуметь, почему нужно си-
деть смирно, зачем нужна тиши-
на в классе. Наша игра помогла
взглянуть на ситуацию со стороны
учителя. Мне не пришлось нудеть,
объяснять и укрощать. Несколь-
ко игр — и учительница переста-
ла казаться сыну требовательным
монстром. Кроме того, благодаря
этой игре сын впервые стал обра-
щать внимание на ошибки и соот-
носить их влияние на оценку.
В другой раз сын подошёл ко
мне, чтобы рассказать правило о
частях речи. Я заметила, что он со-
вершенно не понимает того, о чём
рассказывает. Тогда решила обыг-
рать скучные определения. Мои
варианты получались такими:
«Прибежали усатые дяди. Весёлая
мама уснула. Пучеглазый монстр
спрятался».
Сын моментально включился в
работу. Каждый пример он встре-
чал приступом дикого восторга.
Вот так, между болтовнёй и шут-
кой, в его голову упало знание о
том, что такое подлежащее, сказу-
емое и определение.
Недавно сыну задали выучить
английские числительные. Сын не
любит английский. Вот почему он
пришёл ко мне, словно арестант
под конвоем. «Опять эту бурду
учить», — говорили опущенные
уголки его губ. Отсутствие инте-
реса к предмету считаю самым
серьёзным нарушением. Если
учёба становится каторгой, пиши
«пропало». Ходить в школу стано-
вится больно.
Решила отложить в сторону
учебник. Вместо этого предложи-
ла поиграть. Говорю: «Я называю
словосочетания, а ты — перево-
дишь. Ну, поехали: 20 ушей, 11
глаз, девять львов, пять мам...» Ну
и всё в таком духе. Сын оживился.
Мы играли в эту игру, пока ехали в
машине. Полчаса в одну сторону и
полчаса — в другую. К концу по-
ездки муж сказал: «Кажется, я то-
же готов ответить домашку по ан-
глийским числительным».
В учёбе не всегда скучно. А ма-
ма—не всегда надзиратель и про-
веряющий. Чуть в сторону от при-
вычных шаблонов — и заключён-
ный снова оказывается на свободе.
Валерия ГРАДОБОЕВА
Как добавить в учёбу щепотку игры и интереса