Стр. 26 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (184), ноябрь 2019 г.
26 • В КРУГУ СЕМЬИ
Наше поколение в основном привыкло к квартирам. И да-
же те, кто родился в селе, стремятся строить свои семьи уже в
городах, в многоэтажках. Да и само жильё большинство лю-
дей сегодня воспринимает просто как место, где можно по-
кушать, поспать, посмотреть телевизор. Может, потому, поки-
нув такой дом, человек не чувствует к нему никакой привя-
занности?
А ведь раньше дом был и столовой, и крепостью, и храмом.
Дом был живым, и уход за ним не ограничивался простой
уборкой. Каждый человек знал, что в хате есть свои магиче-
ские места, символические предметы обихода, с помощью ко-
торых можно ладовать пространство вокруг себя, защититься
от тёмных сил, притянуть достаток, здоровье и радость.
Порог
Через порог входят и выходят
из дома. Предки понимали, что это
не только граница между домом и
улицей, но и между внешним про-
странством и пространством Ро-
довым, в котором пребывает се-
мья. Поэтому порог упрашивали,
чтобы людей, которые переступа-
ют его с лихими помыслами, он за-
ставлял спотыкаться и оставлять
всё плохое вне дома.
Кроме этого, порог также яв-
ляется границей между миром
живых и мёртвых (под порог рань-
ше закапывали прах предков, ста-
рейших в доме, чтобы те охраняли
Род). По этой причине долго сто-
ять на пороге (или в воротах, по
тому же принципу) запрещалось
беременным женщинам.
Через порог никогда не выме-
тали мусор, чтобы не вымести ко-
го-то из семьи. Нельзя его пересту-
пать одной ногой обутой, а второй
босой, иначе не женишься или не
выйдешь замуж. Также через по-
рог не передавали никаких вещей
и не подавали руку. Некоторые из
этих примет мы помним и сегодня.
Покутье
Традиционно покутье разме-
щалось по диагонали от печи. Там
находились образы Богов, руш-
ники божники (специальные вы-
шитые полотенца для украшения
образов), домашние предметы
большой ценности. Там же и раз-
мещался стол, накрытый скатер-
тью.
Под образами висела лампад-
ка, которую зажигали на праздни-
ки и во время молитвы. Покутье
украшали вишнёвыми веточка-
ми, травами (розами, васильками,
черёмухой, мятой), позже — яр-
кими бумажными цветами. По на-
родной традиции, покутье долж-
но быть «лицом к солнцу», поэто-
му застольное окно, возле кото-
рого и размещали покутье, дела-
ли на восток.
Начиная со сбора первого уро-
жая и засевом нового, на поку-
тье стоял пучок колосьев — сим-
вол достатка, «чтобы в доме хлеб
не переводился». Эти колосья бы-
ли освящены, и зёрна из них до-
бавляли в пшеницу, которой вес-
ной засевали поле. Также там хра-
нили святую воду с Яр-Дана, сре-
тенские свечи-громнички, веточ-
ки вербы с Вербного Воскресенья.
Если в доме кто-то болел, ему да-
вали напиться святой воды, про-
тирали ею больные места.
Садиться возле покутья пред-
лагали самым желанным и важ-
ным гостям. Первая купель ново-
рождённого происходила возле
покутья, и туда же головой кла-
ли человека, покинувшего Явный
мир. На этом священном месте
также почитали молодожёнов и их
божатых. Все важные события че-
ловеческой жизни были связаны с
этим домашним храмом.
Живыми и волшебными в до-
ме считались не только места, но
и некоторые важные предметы
обихода, такие как дижа (ёмкость
для замеса теста на хлеб), сундук
(«скриня»), рушники, кровать, ко-
лыбель, ложки, веник, иголки и
многие другие.
Печь
Если покутье — самое свя-
щенное место в доме, то печь, без-
условно, — самое мистическое.
Печь почитали издавна, ведь она
давала и тепло, и возможность
для приготовления пищи и выпе-
кания хлеба, а главное — в ней
жил огонь, защитник и хранитель
семьи, проявление Огня-Сваро-
жича. Печь держали в чистоте, де-
вушки разрисовывали её цветами.
На Украине при печи, так же, как и
при женщине, ребёнке или обра-
зах, нельзя было лихословить
(«Сказав би, та піч у хаті»). Уже
только судя по этому, можно се-
бе представить, насколько чище и
светлее был тот древний предков-
ский дом, чем наши квартиры, из
окон которых по вечерам нередко
доносится пьяная и трезвая ру-
гань. Пусть у большинства из нас
нет печей, но это не помеха для то-
го, чтобы унаследовать такой пре-
красный пример и следить за тем,
что говорим, ведь в это мы вкла-
дываем свою силу.
Также славянским ведающим
матерям было известно, что при-
готовление пищи — настоящее
магическое действо, ведь в еду
хозяйка добавляет не только соль,
овощи, приправы, но и свои мыс­
леобразы, чувства. Поэтому, когда
в печи готовилась еда, всем чле-
нам семьи запрещалось кричать
и громко хлопать дверью. А когда
выпекали хлеб, то вообще дверь
закрывали на замок, чтобы никто
чужой не вошёл (считалось, что
это притянет в дом бедность).
Уборку дома следовало начи-
нать от двери до печи, а не наобо-
рот, и сам мусор нужно было сжи-
гать в печи: верили, что в домаш-
нем мусоре сохраняется энерге-
тика жильцов, поэтому на улицу
его не выбрасывали, чтобы обез-
опасить себя от чужого негативно-
го влияния. Некоторые читатели,
возможно, подумают, что предки
были уж чересчур боязливы и суе-
верны, но это не так. Былые време-
на — это времена магии, которая
была большой частью самой жиз-
ни, мировоззрения. Тогда каждая
женщина знала самые простые
способы снятия порчи, сглазов и
других влияний. Со знанием дела
применяла самые нужные в лече-
нии травы и самые важные для ве-
дения хозяйства заговоры. Не ме-
нее известными были также спо-
собы навредить, и во все времена
находились и находятся люди, ко-
торые не брезгуют ими. Поэтому
защита на самом деле была нужна.
Печь никогда не оставляли пу-
стой. В неё закладывали на ночь
дрова, чтобы просохли наутро,
или ставили воду, чтобы нагре-
лась.
Стол
Стол в доме издавна был свое­
образным алтарём. Первым, что
заносили в новый дом, был засте-
ленный стол, на котором лежал
хлеб. Через стол молодая пере-
давала жениху платок, показывая
своё согласие. А главное— за сто-
лом семья трапезничала, а общее
принятие пищи — это настоящий
обряд единения, мира и дружбы.
На стол нельзя было садиться,
ведь на него кладут хлеб, а хлеб—
священный (некоторые люди ве-
рили, что если девушка будет са-
диться на стол, то на её свадьбе ка-
равай треснет, а это очень плохой
знак). Считалось также, что едой,
оставленной на столе, угощают-
ся домашние духи, поэтому там не
оставляли ножи, ключи и спички.
Молодёжь не садилась на углу
стола, иначе можно остаться без
жениха или невесты.
Угощали гостей только на за-
стеленном столе.
Дижа
Хлеб всегда был священным
для нашего Рода, от него зависели
выживание и благополучие. В од-
ну буханку вложены масса труда
и энергии. Это самое живое, лю-
бимое и дорогое творение наших
рук, и потому именно его мы жерт­
вуем Богам и Предкам. Соответст-
венно ёмкость, где творилось вол-
шебство зарождения опары, а по-
том готовка самого теста, также
считалась особым предметом. Но-
вую дижу наполняли свежей во-
дой и давали напиться корове. Та-
кой обряд приносил достаток в
дом. Только потом её использова-
ли по назначению. После каждого
раза дижу тщательно чистили из-
нутри луком с солью.
Скрыня
Очень важным предметом до-
машнего обихода была скрыня
(сундук для одежды). Она перехо-
дила в наследство от матери к до-
чери. Часто её украшали обереж-
ной резьбой. В ней хранилось са-
мое важное для девушки — при-
даное, которое она сама должна
была выткать и вышить: сорочки,
свадебные рушники, платки, по-
стельное бельё. Также там храни-
лись украшения, дорогие пугови-
цы и другие женские «сокрови-
ща». Туда клали также заговорён-
ное зелье, что способствовало
лучшему хранению и защите ве-
щей. Скрыня как наследство была
не просто сундуком, но символи-
зировала передаваемые от мате-
ри к дочери традиции, багаж зна-
ний и умений.
Даже в условиях современ-
ной жизни мы могли бы приобре-
сти или заказать мастеру крепкий,
украшенный обережной резьбой
комодик, который потом подари-
ли бы дочери или невестке вместе
с украшением бабушки или сво-
им же свадебным рушником, если
жизнь с мужем удалась, на счас-
тье и лад в семье. Мы часто сокру-
шаемся, мол, традиции ушли, но
не лучше было бы их возобновить
прямо сейчас, начиная со своей
семьи?
Кровать
Очень важным предметом
мебели, конечно же, была кро-
вать. Её ставили в хорошем месте.
Определяли такие зоны с помо-
щью кошки: где она сядет, там кро-
вать ставить нельзя. Также нельзя
спать ногами к дверям. Женщины
вышивали на подушках и просты-
нях родовые символы своего му-
жа, обережные знаки. Ведь нужно
продолжать Род, а зачастую жен-
щина приводит в Явь души из Ро-
да мужа. Под кровать в качестве
защиты от злых сил клали чеснок,
каштаны, янтарь.
Колыбель
Не менее серьёзно относились
и к колыбелям. Для девочек колы-
бельку делали из женского дере-
ва, а для мальчиков — из мужско-
го. Вешали её в таком месте, отку-
да ребёнок мог видеть рассвет.
Ни в коем случае нельзя ка-
чать пустую колыбель. Считается,
что это может сильно навредить
ребёнку.
Ложка
Много поверий связано с лож-
ками. В народе были распростра-
нены амулеты на достаток в ви-
де ложек, часто такие дарили мо-
лодожёнам. Считалось, что нель-
зя есть вдвоём одной ложкой, а то
можно поссориться. Если с вече-
ра ложки не убраны и валяются по
дому, жильцы будут неспокойно
спать. Нельзя мыть посуду (а так-
же выносить мусор) после заката.
Также нельзя ложками стучать, а
то будет ссора в доме.
Веник
Магическим предметом также
считается веник. Ведь уборка по-
мещения проходит не только на
физическом уровне, но и на тон-
ком. Чем чище дом, тем светлее
энергии в нём пребывают. И с ве-
ником, как с инструментом очище-
ния от грязи, обращались очень
осторожно. В него можно вплетать
«антидемонические» травы (пом-
ню, у бабушки был один веник
для погреба полностью из полы-
ни), что усилит очистительную си-
лу. Поскольку веник всё время со-
прикасается с мусором, его нельзя
ставить в стороне покутья. Нельзя
им никого бить, иначе на челове-
ка нападут «злыдни» (духи, прино-
сящие бедность, нищету) или бо-
лезни. Веник нельзя жечь, иначе
будет сильный ветер. До сих пор
мы просим, чтобы нас «не обмета-
ли» и не переступаем через веник.
Говорят, что, переступив через ве-
ник, можно заболеть.
Иголка
Иголки были когда-то очень
ценными. Это сейчас их можно ку-
пить дёшево почти везде. А рань-
ше их нужно было изготовить вруч-
ную (а работа с металлом была на-
много тяжелее), да и стоили они
дороже. Поэтому их берегли, ста-
рались не поломать и не потерять.
Как наполнить
современный дом
жизнеутверждаю-
щей силой
Сегодня мы живём не так, как
жили предки. Но это не помеша-
ет нам взять из уходящей в невоз-
вратимое прошлое традиции са-
мое ценное, мудрое и нужное.
Можно выбросить это на по-
мойку памяти. Но можно так же
использовать с умом, благодар-
ностью и любовью, наполняя
свой дом славянским духом, све-
том и ладом, осознавая, что всё,
что нас окружает, живое, и из ка-
ждой вроде бы неодухотворён-
ной вещи, из порога, кровати на-
ша вера может сделать благодар-
ного помощника.
И пусть сегодня не у всех есть
печи, но есть плита и вытяжка. В
некотором метафизическом смы-
сле это почти печь. Можно на­
учиться самой выпекать хлеб для
своей семьи (а это не так сложно)
с любовью и заботой и при этом
уважительно относиться к духов-
ке как месту рождения чуда. Или
разукрасить плиту, да и всю кух-
ню, славянской символикой, цве-
тами. Когда-то это умела делать
красиво каждая девушка, и любая
печь была произведением искус-
ства и говорила о характере, душе
и ощущении красоты автора. Сде-
лайте особенной свою плиту! Я, на-
пример, разрисовала подсолнуха-
ми и маками газовую колонку. Ду-
маю, домовому тоже понравилось.
Каждая может вышить на про-
стыне знаки продолжения Рода,
на шторах — обереги. Мы с лёгко-
стью можем научиться и научить
детей не садиться и не вставать на
стол, не ругаться в доме, правиль-
но выметать мусор, а также взять
на заметку другие полезные сове-
ты. И тогда наш дом станет дейст-
вительно и крепостью, и храмом,
и самым настоящим местом сча-
стья, уголком радости, спокойст-
вия и стабильности в бурной жиз-
ни, куда всегда будет хотеться вер-
нуться независимо от того, хоро-
шо или очень хорошо за границей
и в гостях.
Пусть в вашем доме всегда бу-
дут свет, любовь, достаток и лад, и
Боги с Предками с радостью при-
ходят в гости и благословляют
весь Род на счастье!
Автор не известен
Секреты дома