Стр. 32 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

32 •
«Родовая Земля»
№ 1 (186), январь 2020 г.
ТВОРЧЕСТВО
абушка Аня раздала
свои скульптуры по
всему миру, а теперь
расписывает дома од-
носельчанам. Все сте-
ны в доме Анны Са-
вельевны завешаны картинами.
Ощущение, будто попал в сказку.
Анна Осипкова за свою жизнь
топором, пилой и стамеской со-
здала сотни уникальных скульп-
тур, большинство хранится в Чаш-
никском музее. Женщины-резчи-
цы — большая редкость, в Бела-
руси всего несколько таких мас-
теров, здесь нужен не только та-
лант, но и большая сила. Анне Са-
вельевне 80 лет, она уже не может
работать с деревом, хотя и очень
хочет.
Сейчас бабушка пишет портре-
ты односельчан и украшает их до-
ма картинами совершенно без-
платно. Живёт звезда района в ба-
раке. Из хозяйства у неё только
кот Туман. Ни холодильника, ни
телевизора у художницы нет. Но
она ни на что не жалуется. И гово-
рит, пока может ходить, никуда с
родной земли не уедет.
В посёлке Новая Заря Анну Са-
вельевну знают хорошо. На во-
прос, как разыскать народного
мастера, в местном магазине от-
вечают:
— А вот на горочку подними-
тесь, и сразу под школой будет ба-
рак кирпичный, там она и живёт.
Своего жилья у Анны Осип-
ковой нет. Старый дом женщина
продала, когда муж заболел, все
деньги ушли на лечение. Пожить
в бараке её пустила сестра. Дверь
в комнату Анны Савельевны спря-
тана за верандой, завешанной до-
моткаными покрывалами. Захо-
дим в тёмный коридор, открыва-
ем ещё одну дверь — и попада-
ем в картинную галерею. Все сте-
ны маленькой комнаты — метров
пять на пять — разрисованы яр-
кими картинами со сказочными
героями. Из мебели — два столи-
ка и небольшой диван. В доме ни
соринки, дощатые полы чисто вы-
мыты.
В соседней комнатушке, по
размеру больше похожей на
шкаф, стоят кровать, тумбочка и
стул. Эти две комнаты отаплива-
ются небольшой печкой-грубкой.
В доме есть ещё маленькая кладо-
вая и кухонька с газовой плиткой
на две конфорки, столом и дере-
вянным шкафом. Туалет и колонка
с водой — во дворе.
— Вот тут за дверью всё моё
богатство, всё, что нажила, — по-
казывает своё жилище Анна Саве-
льевна. — Пальто тут, а бельё —
на печке.
Анна Савельевна одета в тёп-
лое платье, толстую вязаную жи-
летку, на голове — шапка, поверх
неё — платок, на ногах — рези-
новые сапоги на меху, надетые на
шерстяные носки. Предупрежда-
ет, чтобы не раздевались, — в до-
ме холодно. Деревянные окна из-
нутри забиты плотным полиэтиле-
ном, чтобы не так дуло. Говорит, в
бараке всё разрушается, но на её
жизнь хватит. Этот дом построили
более 50 лет назад вместе со шко-
лой как жильё для учителей.
— Я уже плохо слышу, говори-
те мне как можно громче, — пре-
дупреждает она нас и сходу по-
казывает свои последние рабо-
ты — акварельные рисунки, ко-
торые она подарила местному До-
му культуры. — Это мой автопор-
трет. А эта композиция называется
«Странник», на ней я нарисовала
своего дедушку — таким, каким
запомнила. Это деревенька моя,
хуторок Млын, где я раньше жи-
ла. Детки деревенские — пасту-
шок и пастушка. Влюблённые у ко-
лодца — теперь уже и таких сви-
даний романтических нет, и ко-
лодцев таких. А это глухонемая де-
вочка, с которой мы дружили. Она
очень любила животных, я её так и
изобразила в лесу. Это, можно ска-
зать, последние мои работы.
Анна Осипкова родилась в
большой крестьянской семье. У
неё было пятеро сестёр и один
брат. Когда началась война, Ане
шёл четвёртый год, поэтому собы-
тия тех дней помнит только эпизо-
дами:
—Помню, как в нашу хату при-
ходил немец с собакой. Протянул
мне руку, чтобы поздороваться, а
я обе спрятала за спину. Он и го-
ворит: «Не дашь руку, собака те-
бя съест». Я насупилась и молча-
ла. Немец удивился: «Ну и парти-
занка!»
— Как мы жили — не дай Бог
никому! —вспоминает Анна Саве-
льевна войну и послевоенные го-
лодные годы. После войны из се-
мерых выжили только четверо де-
тей, трое умерли от голода. Отец
скончался почти сразу после по-
беды, и мать поднимала ребяти-
шек сама. Анна Савельевна хоро-
шо помнит послевоенный голод.
Дети пасли свиней, в колхозе да-
вали за это протухшее зерно. Но
голод не тётка, ели и такое. А ещё
траву варили, щавель.
— Собирали весной по полю
гнилую бульбу, толкли её в ступке,
а потом мама пекла из неё лепеш-
ки. Хоть трудно было, но выжили,
— вспоминает она.
Аня была «хворовитая» де-
вочка, поэтому бабушка и дедуш-
ка забрали её к себе. Дед был из-
вестный в районе мастер по дере-
ву, делал лодки, тарелки, кадушки
для солений.
— Можно сказать, что дедуш-
ка — это мой университет. Он ме-
ня учил и жизни, и ремеслу.
Аня очень хотела научиться
рисовать, но учителя в деревне не
было. Дедушка ей говорил: «Ри-
суй, как видишь». Пробовала —
получалось. Потом сказал: «Посту-
пай туда, где учат рисовать». Вы-
брали
художественно-графиче-
ское училище в Витебске.
—Для поступления нужно бы-
ло представить свои работы. А у
меня ни красок, ни бумаги не бы-
ло. Рисовала на обоях, на плака-
тах с обратной стороны. Сажей
рисовала. Так и сделала несколь-
ко композиций. Приёмная комис-
сия немножко посмеялась, но ме-
ня приняли, —рассказывает Анна
Савельевна.
Татьяна ДОРОЩЁНОК
Фото:
Вика ГЕРАСИМОВА
Публикуется в сокращении
https://zen.yandex.ru
Хозяйка
сказочного
барака