• 9
«Родовая Земля»
№ 1 (186), январь 2020 г.
ОБРАЗ ЖИЗНИ
В
100 км от Бийска, на гра-
нице Смоленского и Со-
лонешенского районов,
под боком у горы Тол-
стухи уютно расположи-
лось село Солоновка. Наличие ре-
ки, умеренный климат, отдалён-
ность привлекли сюда бежавших
от церковной реформы старове-
ров ещё в середине XVII века. Се-
годня здесь активно развивается
туризм. Этому способствует вы-
годное географическое положе-
ние села на стыке гор и равнин.
В 1791 году девять семей дере-
вень Шелегиной и Чесноковой на-
чали селиться рядом с устьем ре-
ки Солоновка. Официально при-
знано, что в 1796 году крестьяна-
ми-раскольниками
самовольно
основано поселение, названное
ими Усть-Солоновкой.
Вспоминая рассказы покойно-
го прадеда Фефелова о необъят-
ных просторах и приволье здеш-
них мест, правнук повествует, что
гора Толстуха была вся покрыта
сибирской лиственницей. А зве-
ря и птицы непуганой — хоть пал-
кой бей. Каждое лето с гор спуска-
лись в степи дикие козы, маралы,
сохатые. Косяки козлов и мара-
лов привлекали окрестности Со-
лоновки, потому что здесь на по-
верхности почвы выступали со-
лонцы, минеральные соли, необ-
ходимые для жизни животных. На-
звание село Солоновка получило,
как утверждают старожилы, по на-
личию здесь солёных земель.
В наши дни Солоновка притяги-
вает людей, увлечённых идеей воз-
врата к корням наших предков. Ви-
димо, репутация места, куда бежа-
ли староверы, немало этому спо-
собствует. Хотя справедливости
ради нужно сказать, что не толь-
ко кержаки-старообрядцы населя-
ли Солоновку, позже к ним присое-
динились бывшие крепостные кре-
стьяне, оседали здесь и каторжни-
ки с уголовной репутацией.
Наш собеседник Андрей 40 лет
прожил на Дальнем Востоке, но,
побывав в 2013 году на Фестивале
славянской культуры, провёл тог-
да несколько месяцев на Алтае и
спустя годы вернулся сюда снова.
— Впервые попал в Солонов-
ку пять лет назад, это мой второй
приезд, но чувствую, что останусь
здесь. Мне нужно по делам вер-
нуться на Дальний Восток, но уже
несколько месяцев откладываю
поездку. Приезжих здесь нема-
ло, есть семьи из европейской ча-
сти России, из Казахстана. Я мно-
го где в России побывал. На Куба-
ни и в Сочи одно преимущество
— плюсовые значения на термо-
метре, жил в Вологодской обла-
сти, но только здесь, в предгорьях
Алтая, чувствую себя как дома, не-
смотря на то, что вырос под Хаба-
ровском. Мне здесь комфортно и
хорошо.
Андрей привык странствовать,
говорит, что владеет 20 професси-
ями, поэтому вопросов, где и кем
работать на новом месте, у него не
возникает. Мы застали его за ра-
ботой в гостевом доме «Кержац-
кие палати». Дом и приусадебную
территорию готовят к активному
туристическому сезону.
В Солоновке энтузиасты-пред-
приниматели развивают сельский
туризм. Любопытно, что на село,
где проживает около 1700 жите-
лей, сразу два кафе. Конечно, ра-
ботают они в основном для тури-
стов.
— Сюда приезжают люди, для
которых это место по-своему ин-
тересно. Кроме фестиваля «Ку-
палица» в июле здесь проводит-
ся широкое празднование Масле-
ницы. Владимир Митин прово-
дит соревнования и тренировки
по парапланерному спорту. Здесь
очень нравится детям, представь-
те, многие из них до приезда сю-
да не знали, откуда в бутылку по-
падает молоко. Приезжают лю-
ди, которым интересно собствен-
ное здоровье, ведь здесь кроме
чистого воздуха, воды и прекрас-
ной энергетики можно питаться
здоровой пищей — натуральным
бездрожжевым хлебом, овощами
с огорода, настоящими яблоками,
выведенными из семечек яблонь
с Малышкиного Лога.
Кукареканье петуха вмеши-
вается в наш разговор с Андре-
ем, непривычный и уже подзабы-
тый звук для городского жителя.
Между тем всё сельское населе-
ние живёт в основном за счёт ого-
родов и домашнего скота.
В начале XX века в селе по-
явились кожевенный и два ма-
слобойных завода. На Солонов-
ке и других речках было постро-
ено более 15 мельниц. В 1929 го-
ду построен маслосырозавод. В
1949 году благодаря укрупнению
колхозов появились кирпичный
завод и электростанция на реке
Песчанка в районе Красного го-
родка. В то же время был разбит
Малышкин сад — местная досто-
примечательность,
знаменитая
своими яблоками, арбузами и ды-
нями. В 1950 г. было решено со-
здать в селе один укрупнённый
колхоз «Путь к коммунизму». А в
марте 2007 года ОПХ прекратило
своё существование. Земли пере-
даются в аренду.
Мы проходим в дом, здесь пах-
нет деревом. В интерьере преоб-
ладают аутентичные предметы
старины, в комнатах на полу ле-
жат домотканые половики, на ок-
нах висят пёстрые занавески. Как
дома, по-свойски, на подоконни-
ке стоит рассада, баклажаны, по-
мидоры, огурцы позже станут ча-
стью рациона туристов. Здесь по-
чти всё как в обычной русской из-
бе — есть приложение мужской
энергии в виде деревянной резь-
Я
переехал в деревню не
по «безнадёге», а по зо-
ву сердца и сразу же про-
слыл чудаком среди быв-
ших коллег по офису, а
мои родители, после недолгого
ступора, списали всё на возраст-
ной кризис.
Меня пугали тяжестями дере-
венского быта и уверяли, что зи-
мой я загнусь от тоски, когда все
дороги ко мне заметёт снегом!
Знаете, что было самым сложным
для меня на этом этапе? Слож-
нее всего мне было выбраться из
трясины ЧУЖИХ предрассудков и
сомнений и сделать первый шаг.
У современной деревни много
проблем. Деревенская молодёжь
тешит себя иллюзиями о безмя-
тежной городской жизни. Самые
способные вырываются, уезжа-
ют и по-своему счастливы. А что?
Теперь у них есть съёмная квар-
тира или комната в «общаге», не-
большая, но стабильная зарпла-
та и безлимитный интернет, есть
«Жигули» с наклейкой «My life —
My rules» «(Моя жизнь —мои пра-
вила») и круглосуточная возмож-
ность затариться пивом и сигаре-
тами.
Те, кто остался в деревне, пьют
и воруют, воруют и пьют. Пьют от-
того, что «работы нету», что «за-
стрял в этом долбаном селе», от
безысходности, от безделья, от
скуки и в качестве развлечения.
Я описал две крайности, и на-
верняка есть исключения, но их
единицы.
А теперь представьте, как в
их глазах выглядим мы — те, кто
осознанно решился на жизнь в
селе! После моего переезда по
деревне поползли слухи о секте
на окраине села. Я собственными
ушами слышал истории о религи-
озной общине и угрюмых, боро-
датых мужиках, которые «собра-
лись тут церковь строить и прово-
дить какие-то обряды». Ну смеш-
но же!
Потом все решили, что мы —
беженцы с Востока Украины. В об-
щем, я не удивлюсь, если через
время нас назовут пришельцами
с Марса.
Вернуть деревню к жизни
можно! Для этого нужны люди с
«городским» типом мышления,
образованные, осознанные, трез-
вые и предприимчивые парни и
девушки, способные на самоор-
ганизацию. И я вижу таких людей
возле себя.
Я переехал в деревню по зову
сердца! Если твоя душа наполне-
на любовью к Природе, Свободе и
ты не привык ждать перемен, тог-
да нам по пути!
Давай строить будущее вместе!
Евгений ПОЛОНСКИЙ
По зову сердца
бы, а тонкое кружево и расшитые
рушники — свидетельство мас-
терства хозяйки и богатого при-
даного.
В усадьбе «Три А», что недале-
ко от гостевого дома, в семейной
сыроварне Кокориных изготавли-
вают разные виды сыра из козье-
го и коровьего молока.
Сладко спать на чистом возду-
хе, вкусно есть, наслаждаться ти-
шиной, конными и пешими про-
гулками — вот зачем приезжа-
ют сюда люди. Любители активно-
го отдыха привозят с собой снего-
Смоленский районтуризм
Чем село Солоновка привлекает переселенцев и туристов
ходы и квадроциклы, спортсмены
взмывают в небо на парапланах.
Дельтадром находится на гра-
нице долинного и горного ланд-
шафтов, что позволяет прово-
дить полёты как начинающих, так
и опытных пилотов. Те, кто ещё ни
разу не испытал на себе, что зна-
чит парить под разноцветным ку-
полом параплана, в кемпинге «Бо-
бровая Заимка» могут получить
исчерпывающую информацию о
дельта-парапланеризме,
снаря-
жении для полётов, а также прой-
ти курс обучения полётам на пара-
плане.
Надеемся, что селу были уго-
тованы не только насыщенное
прошлое и разнообразное насто-
ящее, но и перспективное буду-
щее.
Дарья ПУШКОВА
Использованы материалы
с сайта: http://altai-tourist.ru