Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 3 (188), март 2020 г.
осознанное роДИТеЛьсТВо
Последние исследования до-
казали: межрасовые браки пред-
ставляют нешуточную угрозу бу-
дущим поколениям всей нашей
планеты.
они даже называют это явле-
ние «самоуничтожающей маши-
ной населения». Всё дело в том,
что в мире живут не просто раз-
ные расы с разным цветом кожи,
а генетически разные виды homo
sapiens. У каждого из них есть своя
приспособленность к условиям
среды, в которой они проживают.
например, негр от европейца
отличается тем, что у него крове-
носных сосудов в мышцах на 16%
больше, чем у белокожего. Имен-
но поэтому чернокожие завоева-
ли славу самых быстро бегающих
спортсменов.
а теперь представим, что про-
изойдёт с последующими поколе-
ниями при получении «генетиче-
ского коктейля» из таких двух со-
вершенно разных рас. Конечно
же, это приводит к сбою, который
вызовет сложные патологии.
Подобное явление всё чаще
стало называться «старением ци-
вилизации». И наибольшую угрозу
оно представляет для жителей ев-
ропы. европеоид не исчезнет с ли-
ца земли в одно мгновение. Прой-
дёт не один десяток лет, и угаса-
ние человечества непременно
даст о себе знать.
Вывод учёных неутешителен:
человечество начало двигаться в
обратную сторону от эволюции.
Происходит постепенная деграда-
ция человека.
размер мозга становится всё
меньше, из-за чего со временем
homo sapiens вернётся к прими-
тивному состоянию. Генетики на-
стаивают на том, что такой про-
цесс приведёт к постепенному
возвращению человека к живот-
ным формам.
Ч
то касается детей, то сов-
ременное искусство изме-
няет и деформирует пси-
хику ребенка, воздействуя
на воображение, давая но-
вые установки и модели поведе-
ния. Из виртуального мира в дет-
ское сознание врываются лож-
ные и опасные ценности: культ си-
лы, агрессии, грубого и пошлого
поведения, установки и програм-
мы разрушения семейных ценно-
стей, добра, нравственности. Мно-
гократное повторение сцен садиз-
ма, когда герой фильма или мульт-
фильма причиняет кому-то боль,
вызывает у детей фиксацию на аг-
рессии и способствует выработке
соответствующих моделей пове-
дения.
Дети повторяют то, что видят
на экранах, это следствие иден-
тификации. Идентифицируя себя
с существом, отклоняющееся по-
ведение которого никак на экране
не наказывается и даже не пори-
цается, дети подражают ему и ус-
ваивают соответствующие модели
поведения.
Убивая в компьютерных играх,
дети испытывают чувство удов-
летворения, мысленно преступая
моральные нормы. В виртуаль-
ной действительности отсутству-
ет масштаб человеческих чувств:
убивая и подавляя, ребёнок не пе-
реживает обычных человеческих
эмоций: боли, сочувствия, сопе-
реживания. наоборот, привычные
чувства здесь искажены, вместо
них ребёнок получает удовольст-
вие от удара и оскорбления и соб-
ственной вседозволенности.
агрессия в мультфильмах со-
провождается красивыми, яр-
кими картинками. Герои краси-
во одеты, или находятся в краси-
вом помещении, или просто рису-
ется красивая сцена, которая со-
провождается убийством, дракой
и другими агрессивными моделя-
ми поведения, это делается для
того, чтобы мультфильм притяги-
вал. Так как если на основе уже
имеющихся представлений о кра-
соте вливать картинки садизма,
то этим самым размываются уже
сложившиеся представления. Та-
ким образом, формируется эсте-
тическое восприятие, новая куль-
тура человека. И эти мультфильмы
и фильмы детям уже хочется смот-
реть, и они уже ими воспринима-
ются как норма. Дети к ним тянут-
ся и не понимают, почему взро-
слые с традиционными представ-
лениями о красоте, о норме не хо-
тят их им показывать.
Часто персонажи западных
мультфильмов уродливы и внеш-
не отвратительны. Для чего это
нужно? Дело в том, что ребенок
идентифицирует себя не только
с поведением персонажа. Меха-
низмы имитации у детей рефлек-
торные и такие тонкие, что позво-
ляют улавливать малейшие эмо-
циональные изменения, мель-
чайшие мимические гримасы.
Чудища злобные, тупые, безум-
ные. И идентифицируя себя с та-
кими персонажами, дети соотно-
сят свои ощущения с выражени-
ем их лиц. И начинают вести себя
соответствующим образом: невоз-
можно перенять злобную мими-
ку и оставаться в душе добряком,
перенять бессмысленный оскал
и стремиться «грызть гранит нау-
ки», как в передаче «Улица сезам».
У детей подсознание ещё не
защищено здравым смыслом и
жизненным опытом, позволя-
ющим отграничить реальное и
условное. У ребёнка всё увиден-
ное—реальность, запечатлеваю-
щая на всю жизнь. Экран телеви-
зора c насилием мира взрослых
заменил бабушек и мам, чтение,
приобщение к подлинной культу-
ре. отсюда рост эмоциональных и
психических расстройств, депрес-
сий, подростковых самоубийств,
немотивированной жестокости у
детей.
Главная опасность телевизо-
ра связана с подавлением воли и
сознания, аналогично тем, что до-
стигается наркотиками. амери-
канский психолог а. Мори пишет,
что продолжительное созерцание
материала, утомляя зрение, про-
изводит гипнотическое оцепене-
ние, что сопровождается ослабле-
нием воли и внимания. При опре-
делённой длительности воздей-
ствия световые вспышки, мерца-
ние и определённый ритм начи-
нают взаимодействовать с мозго-
выми альфа-ритмами, от которых
зависит способность концентра-
ции внимания, и дезорганизуют
мозговую ритмику, и развивается
синдром нарушения внимания с
гиперактивностью.
Поток зрительной и слуховой
информации, не требующий сос-
редоточенности и умственных
усилий, воспринимается пассив-
но. Это со временем переносит-
ся на реальную жизнь, и ребёнок
начинает её воспринимать так же.
И уже сосредоточиться над вы-
полнением задания, сделать ум-
ственное или волевое усилие всё
труднее. ребёнок привыкает де-
лать только то, что не требует уси-
лия. ребёнок с трудом включает-
ся на уроках, с трудом восприни-
мает учебную информацию. а без
активной умственной деятельнос-
ти не идёт развитие нервных свя-
зей, памяти, ассоциаций.
Виртуальные образы привле-
кают и создают психологическую
зависимость прежде всего пото-
му, что стимулируют перевозбу-
ждение нервной системы и дис-
гармонию мозговых ритмов, про-
исходящих
благодаря
скоро-
сти, яркости, эффекту «мелька-
ния». Поэтому необходимо снача-
ла взрослым самим просмотреть
мультфильмы и фильмы, которые
хотят показать детям.
До 7 лет у детского сознания
нет защитного барьера от вирту-
альной агрессии, только после 12
лет дети учатся разделять вирту-
альную и действительную реаль-
ность. Поэтому не оставляйте ва-
шего ребёнка один на один с те-
левизором, компьютером. сам он
защититься перед виртуальной
агрессией не сможет.
Такое вот получается кино —
чёрно-белое.
По материалам
ольги ФилиППовой,
детского психолога
общественно-политической
газеты «Президент»
www.prezidentpress.ru
Радоваться успехам ребёнка и
понимать его важнее, чем «по-
святить детям всю жизнь».
П
ро познавательную ак-
тивность (по-простому
любознательность)
родители спрашивают,
как же её, родимую, раз-
вивать, если в школе с этим так
грустно. здесь, с одной стороны,
вроде ничего не надо специаль-
но делать, с другой — много че-
го надо.
Попробую объяснить.
Проводили такой экспери-
мент, как раз про познавательную
активность. Маму с ребёнком до-
школьного возраста приглашали
в кабинет, полный всяких разви-
вающих игр и вообще интересных
и малопонятных штуковин. Потом
экспериментатор извинялся, гово-
рил, что ему надо совсем ненадол-
го отойти, и предлагал чувство-
вать себя в кабинете «как дома»,
говорил, что можно «посмотреть
пока, что у нас тут есть».
И уходил, но недалеко, ковар-
ный, а за стеночку, где было осо-
бое зеркало: с одной стороны —
как зеркало, с другой — прозрач-
ное, такое часто используют для
психологических экспериментов.
Через окошко-зеркало он наблю-
дал, чем заняты мама с ребёнком.
основных типов поведения
было четыре:
1. Мама грозно шикала на ре-
бёнка, чтобы «сидел смирно, ни-
чего не трогал», и они вдвоем не-
подвижно ждали возвращения
специалиста. если ребёнок пытал-
ся что-то взять, мама одёргивала.
2. Мама доставала из сумки
журнальчик и погружалась в чте-
ние, на ребёнка внимания не об-
ращала. он, постепенно смелея,
начинал всё брать, рассматривать,
крутить и т. д.
3. Мама воодушевлённо гово-
рила ребёнку: «смотри, какие хо-
рошие игры!» И начинала показы-
вать ребёнку и объяснять, как в
них играть.
4. Мама, совсем забыв про ре-
бёнка, с азартом хватала то одну
игру, то другую и пыталась вник-
нуть, что это и зачем. ребёнок сам
по себе тоже всё хватал и рассмат-
ривал.
Потом психолог возвращался
в комнату и проводил с помощью
специальной методики тестиро-
вание уровня познавательной ак-
тивности у ребёнка. отгадайте, у
детей из какой группы оказались
лучшие результаты?
самые высокие показатели бы-
ли у деток самых любознательных
мам из 4-й группы. затем шли дети
мам из 2-й группы. И гораздо худ-
шие результаты были у тех, кому
всё запрещали и кем руководили.
Вывод очевиден. не надо ни-
как особенно эту самую познава-
тельную активность развивать.
если ребёнок живёт в богатой, ин-
тересной, интригующей среде, а
главное — если самим родителям
всё интересно и они не тупят каж-
дый вечер перед телевизором, то
всё само прекрасно разовьётся.
а если родители ещё и раду-
ются проявлениям любознатель-
ности у ребёнка и не отмахивают-
ся от его вопросов, если у них ум-
ные и интересные друзья, с кото-
рыми они общаются при детях,
если у них интересная и любимая
работа, о которой они рассказы-
вают дома, то всё вообще здоро-
во. Такая вот чудесная новость
для ленивых, но любопытных ро-
дителей.
но есть и другое обстоятельст-
во — познавательная активность
не терпит сильного и длительного
стресса. если ребёнку очень пло-
хо, страшно, одиноко, ему не до
новых знаний.
Всем, наверное, приходилось
наблюдать: ребёнок на прогул-
ке весь — воплощённая познава-
тельная активность. он наблюда-
ет за гусеницей, воробьём, кош-
кой, но время от времени посма-
тривает на маму, которая сидит на
скамейке.
И вдруг — мама пропала! ото-
шла куда-то! Всё, мгновенно по-
знавательная активность свора-
чивается, и пока мама не найдёт-
ся и не успокоит, ребёнку не до гу-
сениц.
а теперь представьте, что ма-
мы нет долго или мамы нет совсем.
Что будет с любознательностью?
Это хорошо знакомо приёмным
родителям, которым бывает потом
очень трудно реабилитировать в
этом отношении детей, долго про-
бывших в казённом доме. но и с
домашними детьми такое случа-
ется, например, если в доме кон-
фликты, родители скандально раз-
водятся, кто-то в семье страдает
алкоголизмом или просто облада-
ет очень тяжёлым, вспыльчивым
характером, если ребёнок посто-
янно боится осуждения, отверже-
ния или что не оправдает ожида-
ний, родители будут разочарова-
ны, расстроятся, заболеют и т. д.
То есть, с другой стороны,
очень много всего нужно, чтобы
познавательная активность цве-
ла. нужны любовь родителей, хо-
рошая атмосфера в доме, безопа-
сность, доверие. Чтобы детей не
дёргали, не запрещали и чтобы
родители всё время не руководи-
ли. но чтобы при этом детей не в
вате держали, но и были в их жиз-
ни неожиданости, приключения и
умеренные стрессы.
Как об этом подумаешь, так
становится понятно, что в низком
уровне любознательности у боль-
шинства современных детей ви-
новата совсем не только школа.
И всё это, конечно, требует
большой работы, хотя и не в том
смысле, в каком думают родите-
ли, «посвятившие ребёнку всю
жизнь».
Думать, чувствовать, хотеть,
стараться понимать ребёнка, а не
жить его жизнь за него, осознанно
строить отношения в семье, без
агрессии и постоянной борьбы за
власть, не опускаться, не останав-
ливаться в развитии. Вот так.
людмила ПеТрАновСКАя,
психолог
«Ленивый, но любопытный
родитель—шанс
ребёнка на Нобелевку